Программа вступительных испытаний по дисциплине «русский язык»





Скачать 137.91 Kb.
НазваниеПрограмма вступительных испытаний по дисциплине «русский язык»
Дата публикации09.08.2013
Размер137.91 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Литература > Программа
ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Пояснительная записка
Вступительный экзамен по русскому языку проводится в форме письменного тестирования. Экзамен длится 120 минут. Каждый экзаменационный тест включает в себя задания по основным разделам курса «Русский язык»: «Фонетика. Орфоэпия», «Лексика», «Морфемика. Словообразование. Орфография», «Части речи», «Синтаксис и пунктуация».
Содержание
Раздел 1. Фонетика. Орфоэпия.

Тема 1.1. Фонетика как наука о звучащей речи. Звуки и буквы.

Тема 1.2. Классификация звуков: гласные и согласные. Произношение некоторых звуков и сочетаний звуков.
Экзаменуемый должны знать:

  • классификацию гласных и согласных звуков

  • варианты литературного произношения гласных, согласных звуков, некоторых сочетаний звуков.

  • особенности русского ударения и произношения, орфоэпические нормы.


Экзаменуемый должны уметь:

  • владеть понятиями «звук» и «фонема»

  • правильно произносить звуки речи с учётом их исторических и позиционных

  • изменений

  • определять ударение в слове


Раздел 2. Лексика.

Тема 2.1. Слово и его лексическое значение. Точность словоупотребления. Однозначность и многозначность слов.

Тема 2.2. Лексические и фразеологические единицы языка. Словари русского языка.
Экзаменуемый должны знать:

  • лексические единицы языка


Экзаменуемый должны уметь:

  • определять лексическое значение слова и их стилистическую характеристику.


Раздел 3. Морфемика. Словообразование. Орфография.

Тема 3.1. Принципы русской орфографии.

Тема 3.2. Употребление прописных букв.

Тема 3.3. Употребления ь для обозначения на письме мягкости согласных и грамматических форм.

Тема 3.4. Правописание безударных гласных корня слова (проверяемые и не проверяемые ударением).

Тема 3.5. Чередование гласных в корнях слов.

Тема 3.6. Буквы о, ё после шипящих в корне слова.

Тема 3. 7. Правописание приставок (изменяющихся и не изменяющихся на письме).

Тема 3.8. Приставки пре-, при-.

Тема 3.9. Правописание на стыке приставки и корня. Сочетание согласных букв.

Тема 3.10. Общие правила правописания сложных слов.

Тема.3.11. Перенос слов.
Экзаменуемый должны знать:

  • морфемный состав слова

  • способы образования слов.


Экзаменуемый должны уметь:

  • указывать морфемный состав слова

  • определять способ образования слов в русском языке


Раздел 4. Части речи.

Тема 4.1. Правописание букв и, е в падежных окончаниях существительных.

Тема 4.2. Правописание суффиксов существительных.

Тема 4.3. Правописание прилагательных с суффиксами.

Тема 4.4. Правописание и употребление числительных.

Тема 4.5. Правописание неопределённых и отрицательных местоимений.

Тема 4.6. Спряжение глаголов. Правописание личных окончаний глаголов.

Тема 4.7. Правописание суффиксов причастий. Правописание н, нн в причастиях и отглагольных прилагательных.

Тема 4.8. Употребление деепричастий.

Тема 4.9. Правописание наречий.

Тема 4.10. Употребление и правописание некоторых предлогов.

Тема 4.11. Правописание союзов.

Тема 4.12. Раздельное и дефисное написание частиц.

Тема 4.13. Правописание не с различными частями речи.
Экзаменуемый должны знать:

  • самостоятельные и служебные части речи

  • основные принципы классификации частей речи

  • особенности образования нормативных форм имён существительных, глаголов, местоимений, прилагательных


Экзаменуемый должны уметь:

  • определять, какой частью речи является слово в заданном тексте

  • характеризовать часть речи с точки зрения смысловых, морфологических и

синтаксических особенностей слова

  • употреблять грамматические формы слов различных частей речи в соответствии с литературной нормой


Раздел 5. Синтаксис и пунктуация.

Тема 5.1. Простое предложение. Тире между подлежащим и сказуемым.

Тема 5.2. Знаки препинания между однородными членами.

Тема 5.3. Обособление определений.

Тема 5.4. Обособление обстоятельств.

Тема 5.5. Вводные слова и предложения.

Тема 5.6. Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочинённом предложении.

Тема 5.7. Сложноподчинённое предложение с одним придаточным.

Тема 5.8. Сложноподчинённое предложение с двумя или несколькими придаточными.

Тема 5.9. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Тема 5.10. Сложное предложение с разными видами связи.

Тема 5.11. Прямая и косвенная речь.
Экзаменуемый должны знать:

  • отличительные особенности словосочетания и предложения

  • виды подчинительной связи слов

  • синтаксический строй предложения


Экзаменуемый должны уметь:

  • определять вид подчинительной связи слов в словосочетании и предложении

  • выполнять синтаксический анализ предложений



Критерии оценок
Максимальное количество баллов – 40.


Оценка

Количество баллов

Процентное соотношение

«5»

37-40

92-100

«4»

30-36

75-90

«3»

21-29

52-72

«2»

20 баллов и менее

Менее 51 %


Образец экзаменационного теста
Раздел 1. Фонетика. Орфоэпия.
1) Указать слово, в котором произносится звук [т'].

1. Отдел

2. Учиться

3. Медь

4. Том
2) Определить количество твердых согласных звуков в скороговорке.
Летели лебеди с лебедятами.






3) Указать слово, в котором количество звуков и букв совпадает.

1. Бороться

2. Рассмеяться

3. Интервью

4. Детство
4)Указать слово, которое состоит из одних глухих звуков.

1. О точности

2. Миссия

3.О чистоте

4. Своего
5) Ударение неправильно поставлено в слове:

1.Те’фтели

2.Фо’рзац

3.Ква’ртал

4.Звони’шь

5.Обеспече’ние

6) Указать слова со вторым ударным слогом.

1.Догнала

2.Торты

3.Свёкла

4.Танцовщица

5.Облегчить

6. Пуловер

7. Красивее
7) Указать раздел, о котором идёт речь в следующем определении.
Раздел науки о языке, изучающий систему правил произношения звуков, их сочетаний и правила постановки ударения -







Раздел 2. Словообразование.
1) Указать слова, образованные приставочным способом.

1.Взлёт

2.Напиток

3.Назавтра

4.Закидушка

5.Пробел
2) Указать слово, состоящее из приставки, корня, одного суффикса и окончания.

1. Выпаривая

2. Высотный

3. Возросший

4. Постаревший
3) Указать слово, неправильно разобранное по составу.
1. Рассказанный
2. Загораются
3. Засоривший
4. Предосенний
5.Выруливая
4) Указать слово с суффиксом – ян –.

1.Румяный

2.Настоянный

3.Утеряны

4.Серебряный
5) Указать ряд, в котором названы только суффиксы страдательных причастий.

1.- ин -, - ен(н) -, - н(н) –

2.- ен(н) -, -н(н) -, - онн -, - ем -, - им -.

3.- н(н) -, - ен(н) -, - т -, - ем -, - им –

4.- ем -, - им -, -н(н) -, - ен(н) -, - ан(н) –
6) Назвать способ образования указанного слова - «взрыв»







Раздел 3. Орфография. Морфология.
1) Указать ряд, в котором во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением.

а) Нагр..вать, стр..мление, соч..тающий;

б) Под..рить, хв..стун, просл..вляя;

в) Переб..решь, к..варный, ст..рона;

г) Л..скающий, см..гчение, акв..рельный
2) Указать ряд, в котором во всех словах пропущена буква О.

а) Ч..лка, ш.. рох, грош..вый

б) Плеч..м, прич..ска, крыж..вник

в) Нович..к, холщ..вый, свеч..й

г) Обж..ра, ж..лоб, ш..лковый
3) Указать ряд, в котором во всех словах пропущена одна и та же буква.

а) Пр..вращение, пр..огромное, пр..землиться

б) Под..грывать, беспро..грышный, раз..скиваемый

в) Бе..домный, в..бираться, ра..думывать
4) Указать слово, в котором пишется НН.

1.Муравьи..ый след

2.Даль тума..а

3.Небелё..ый потолок

4.Спица слома..а
5) На месте каких цифр пишется НН?
В стари(1)у лук был грозным оружием: калё(2)ая стрела, пуще(3)ая рукой опытного стрелка, могла пронзить толсте(4)ую стену.
а)1, 2 ,4 б) 2,4 в) 3 г) 3,4
6) Указать предложение, в котором НЕ со словом пишется раздельно.

а) Лодка, прильнувшая к берегу, (не) зыблемо стоит на воде.

б) Мне (не) кого просить о помощи.

в) (Не) приятная встреча с этим человеком огорчила меня.

г) Эта проблема (не)изучена.

7) Указать ряд, в котором все слова пишутся через дефис.

а) (Кое) чем, (давным) давно, где (же)

б) (Ярко) малиновый, всё (таки), (по) ближе

в) (Юго) восточный, куда ( либо), (по)товарищески.

г) Вряд(ли), чей(либо), (пол)ложки.
8) Указать слово, в котором пропущена буква Е.

а) Быль за сказкой не угон..тся

б) Правда в огне не горит и в воде не тон..т

в) Друга на деньги не куп..шь

г) Всяк дом хозяином слав..тся
9) Указать ряд, в котором в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е.

а) В нахлынувш..м воспоминани..

б) О бредущ..м по лесу медвед..

в) В разгорающ..мся пламен..

г) По ведущ..й магистрал...
10) Указать верное написание выделенного слова и его объяснение.
То (же) выражение готовности к решительным действиям появилось на его лице.
а) Тоже – всегда пишется слитно

б) То же – всегда пишется раздельно

в) Тоже – здесь это сочинительный союз, пишется слитно

г) То же – здесь это местоимение с частицей же, пишется раздельно.
11) Какая из поговорок и пословиц написана с орфографической ошибкой?

а) Пуганая ворона и куста боится

б) Кто как постелеться, так и выспится

в) Отольются волку овечьи слезки

г) Не плюй в колодец: пригодится воды напиться.
12) Назвать часть речи указанного слова - «втайне»






Раздел 4. Лексика.
1)Значение какого слова определено неверно?

1.Тайм – определённый период в спортивной игре.

2.Тёща – мать жены.

3.Дискутировать – осуждать что-либо, критиковать кого-либо.

4.Стабильный – постоянный, устойчивый.
2)Указать сочетание, в котором выделенное слово употреблено в прямом значении.

1. Пыльный хвост.

2. Хвост ракеты.

3. Хвост каравана.

4. Хвост лисы.
3) Слова «удачный – удачливый»

1. Синонимы

2. Омонимы

3. Паронимы

Раздел 5. Синтаксис.

1) Указать словосочетание, в котором главным является первое слово.

1. Очень сильный

2. Изображённые предметы

3. Изображённые на картине

4. С двумя портфелями
2) Указать вид связи слов в следующем словосочетании - «по-летнему жарко»





3) Указать двусоставные предложения.

1. Дыма без огня не бывает

2. Пеший конному не товарищ

3. Дни поздней осени бранят обыкновенно

4. Уж было поздно и темно
4) Выбрать грамматически правильное продолжение предложения
Отправляя телеграмму, ...
1. всегда указывается обратный адрес

2. обязательно укажите обратный адрес

3. без обратного адреса её не примут

4. мне не хватило денег

5) На месте каких цифр нужны запятые?
Мы давно не были в этих местах (1) и (2) когда на днях пришлось побывать здесь (3) я почти не узнал (4) так они были хороши
1. 1,2,3,4; 2. 1,3,4; 3. 2,3,4; 4. 1, 2, 3.
6)Указать правильное объяснение пунктуации в предложении:
Светились последние осенние дни и на блеклой их голубизне золотилась листва опадавших лип.
1. Это простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

2. Это простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

3. Это сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.

4. Это сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
7) В каком предложении не ставится тире?

1. Природа вечный образец искусства.

2. Она тихо спросила Не опоздала я?

3. В траве в кустах повсюду заливались цикады.

4. Скрипнешь дверью зайцы так и запрыгают под окнами домика.
8) Определить, какая схема соответствует предложению (знаки препинания не расставлены)
Так я ж вам объявляю произнёс Иван Иванович что знать вас не хочу


  1. «П!- а.- П!»

  2. «П, - а, - п!»

  3. «П» - а, - «п!»

  4. «П, - а, -п»!


9) Какому типу сложного предложения соответствует указанное (знаки препинания отсутствуют):
Дедушка одной рукой непрерывно вертел ручку шарманки извлекая из неё дребезжащий кашляющий мотив а другой бросал мальчику разные предметы которые тот искусно подхватывал на лету.






10) Прочитайте предложения А, Б, В и Г и выполните задания 1 – 3

А. Полемика вокруг нового произведения Тургенева была вызвана не только актуальностью затронутых в нем вопросов, но и некоторой противоречивостью отношения самого автора к героям.

Б. Об этом можно судить по тем вопросам, которые возникли после опубликования романа.

В. Проблемы, которые поставил Тургенев в своём романе «Отцы и дети», были очень злободневны.

Г. Писатель сознавал себя одним из представителей старого поколения «отцов», однако как он сам писал вся его повесть «была направлена против дворянства как передового класса».

1. В каком порядке должны следовать эти предложения, чтобы получился текст?

1) А, Б, В, Г 2) Б, Г, А, В

3) В, Б, А, Г 4) Г, В, А, Г.

2. У какого слова неправильно определены грамматические признаки?

1) которые – подчинительный союз;

2) после – наречие;

3) однако – вводное слово;

4) себя – возвратное местоимение.

3. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:

1) А; 2) Б; 3) В; 4) Г.
Раздел 1.


1

2

3

4

5

6

7

3

2

3

3

3,5

4, 6, 7

орфоэпия


Раздел 2


1

2

3

4

5

6

3

3

1,5

4

3

бессуффиксный


Раздел 3


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

б

в

в

2

г

г

в

б

б

г

б

наречие


Раздел 4


1

2

3

3

4

3


Раздел 5


1

2

3

4

5

6

7

8

9

3

примыкание

2

2

4

3

2

2

сложноподчинённое


10

1

2

3




3

2

4



Список литературы

1. Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин Русский язык 10-11 классы. Учебник.

Москва «Русское слово» 2005.

2. Н.А. Герасименко Русский язык. Учебник. Издательский центр «Академия» 2003.

3. В.Н. Светлышева Русский язык. Справочник. Москва «Аст-пресс школа» 2006.

4. В.В. Бабайцева Русский язык 10-11 классы. Учебник. «Дрофа» Москва 2006.

5. В.Ф.Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко Русский язык. Пособие. Издательство «Просвещение» 2011.

6. М.В. Жукова. ЕГЭ. Русский язык. Пособие для подготовки и ЕГЭ и централизованному тестированию. Издательство «Экзамен» 2006.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа вступительных испытаний по дисциплине «русский язык» iconВступительных испытаний (собеседования) основного общего образования...
Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление
Программа вступительных испытаний по дисциплине «русский язык» iconПрограмма по дисциплине: «Русский язык» (для абитуриентов, поступающих...
Настоящая программа составлена на основании примерной программы вступительных экзаменов по русскому языку, разработанной Министерством...
Программа вступительных испытаний по дисциплине «русский язык» iconЛитература (тест)
Порядка приема в вузы, информация о приоритетности вступительных испытаний при ранжировании списков поступающих по результатам вступительных...
Программа вступительных испытаний по дисциплине «русский язык» icon3. вопросы вступительных испытаний
Целью вступительных испытаний является отбор наиболее квалифицированных абитуриентов имеющих высшее образование для поступления в...
Программа вступительных испытаний по дисциплине «русский язык» iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру по направлению 050100....
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 050100. 68 «Педагогическое образование» (программы: «Детская журналистика»;...
Программа вступительных испытаний по дисциплине «русский язык» iconПримерная программа вступительных испытаний по русскому языку основное содержание
Язык как общественное явление. Русский язык в Российской Федерации. Влияние русского языка на становление и развитие других языков...
Программа вступительных испытаний по дисциплине «русский язык» iconПрограмма вступительных испытаний по дисциплине «Русский язык»
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология» (магистерские программы: 020400....
Программа вступительных испытаний по дисциплине «русский язык» iconПрограмма вступительных испытаний по дисциплине литература (отделение...
...
Программа вступительных испытаний по дисциплине «русский язык» iconПрограмма вступительных испытаний по дисциплине литература (отделение...
Брякова И. Е. – д п н., профессор кафедры русской классической литературы и методики преподавания литературы огпу
Программа вступительных испытаний по дисциплине «русский язык» iconПрограмма вступительных испытаний по истории
Охватывают материал по дисциплинам: «Русский язык» и «Основы делопроизводства», и предназначены для опроса и контроля знаний студентов...
Программа вступительных испытаний по дисциплине «русский язык» iconПрограмма вступительных испытаний в аспирантуру по специальности...
...
Программа вступительных испытаний по дисциплине «русский язык» iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру по направлению 220700...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №76
Программа вступительных испытаний по дисциплине «русский язык» iconПрограмма вступительных испытаний по обществознанию для поступающих...
Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по обществознанию. Цель...
Программа вступительных испытаний по дисциплине «русский язык» iconСтруктура и содержание программы вступительных испытаний для поступления в магистратуру раздел I
Целями вступительных испытаний является определение готовности выпускника-«бакалавра» или «дипломированного специалиста» к продолжению...
Программа вступительных испытаний по дисциплине «русский язык» iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру нтгспа направление...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение орловская средняя общеобразовательная школа №1 (мбоу осош №1)
Программа вступительных испытаний по дисциплине «русский язык» iconIii вопросы к собеседованию: Информатика
Целью вступительных испытаний является отбор наиболее квалифицированных выпускников бакалавриата и специалитета для поступления в...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск