Скачать 274.01 Kb.
|
Правительство Российской Федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет менеджмента Утверждена Ученым Советом НИУ ВШЭ - Пермь Председатель ___________________Г.Е. Володина «___» ____________2012 г. ПрограммаИТОГОВОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА по направлению 080500.62 подготовки бакалавра по профилю «МАРКЕТИНГ» Пермь, 2012 г. Порядок проведения итогового междисциплинарного экзамена по направлению 080500.62 Менеджмент Итоговая государственная аттестация осуществляется государственными аттестационными комиссиями, организуемыми в НИУ ВШЭ - Пермь по каждой основной профессиональной образовательной программе. Итоговый междисциплинарный экзамен на факультете менеджмента НИУ ВШЭ - Пермь является составной частью государственной аттестации выпускников, завершающих обучение по основной профессиональной образовательной программе подготовки бакалавров по направлению 080500.62 Менеджмент. К итоговому междисциплинарному экзамену допускаются лица, завершившие полный курс обучения по основной профессиональной образовательной программе и успешно прошедшие все предшествующие промежуточные испытания, предусмотренные учебным планом. Программа итогового междисциплинарного экзамена по направлению 080500.62 «Менеджмент», наряду с требованиями к содержанию отдельных дисциплин, учитывает также требования, предусмотренные государственным образовательным стандартом и необходимые для получения квалификации – бакалавр менеджмента. 1. Основная тематика, включаемая в итоговый междисциплинарный экзамен по направлению 080500.62 Менеджмент профиль «Маркетинг»:Итоговый междисциплинарный экзамен по направлению 080500.62 Менеджмент включает тематику общепрофессиональных дисциплин, дисциплин специализации: общий менеджмент, организационное поведение, управление персоналом, поведение потребителя, стратегический маркетинг, методы маркетинговых исследований, маркетинговые коммуникации. 2. Требования к профессиональной подготовке бакалавра, предусмотренные государственным образовательным стандартом по направлению 080500.62 Менеджмент2.1 Бакалавр менеджмента должен:
2.2 Бакалавр должен уметь решать проблемы, соответствующие его степени. Бакалавр менеджмента:
3. Форма проведения итогового междисциплинарного экзаменаИтоговый экзамен осуществляется в письменной форме. Экзаменационный билет включает тест, теоретические вопросы, сформулированные в соответствии с программой междисциплинарного экзамена и практическое задание (кейс), относящееся к области профессиональной деятельности выпускника бакалавриата по направлению «Менеджмент». Экзаменационные билеты подписываются председателем экзаменационной комиссии и утверждаются деканом факультета, на подпись которого ставится печать факультета. На итоговый междисциплинарный экзамен в письменной форме выделяется до четырех академических часов. Оценки формируются на основе ответов на поставленные в билете вопросы (задачи) по методике, утвержденной в программе экзамена. По завершении итогового междисциплинарного экзамена экзаменационная комиссия на закрытом заседании обсуждает согласованную итоговую оценку. В случае расхождения мнения членов экзаменационной комиссии по итоговой оценке, решение экзаменационной комиссии в соответствии с Положением об итоговой аттестации выпускников Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» решение экзаменационной комиссии принимается простым большинством голосов челнов комиссии при обязательном присутствии председателя комиссии или заместителя. Итоговая оценка по экзамену сообщается студенту, проставляется в протокол экзамена и зачетную книжку студента где, также как и в протоколе, расписывается председатель и члены экзаменационной комиссии. В протоколе экзамена фиксируются также номер и вопросы экзаменационного билета, по которым проводился экзамен. Протоколы итогового междисциплинарного экзамена утверждаются председателем ГАК или его заместителем, подшиваются в отдельную папку и хранятся в учебной части факультета. Листы с ответами студентов на экзаменационные вопросы, письменные работы, копии протоколов экзамена подшиваются в личные дела студентов. В период подготовки к итоговому междисциплинарному экзамену по направлению студентам должны предоставляться необходимые консультации по дисциплинам, вошедшим в программу итогового экзамена. 4. Порядок повторной сдачи государственного междисциплинарного экзамена по направлению 080500.62 Менеджмент Студенту предоставляется одна попытка пересдачи неудовлетворительной оценки, полученной по итоговой государственной аттестации, не ранее чем через год действующему составу ГАК. Студентам, не проходившим аттестационные испытания по уважительной причине, предоставляется возможность пройти итоговую аттестацию через 3 месяца, осенью текущего года или через год. 5. Критерии оценки государственного междисциплинарного экзамена по направлению 080500.62 Менеджмент При проведении итогового междисциплинарного экзамена по направлению 080500.62 Менеджмент устанавливаются следующие оценки знаний выпускников: Оценка «отлично» - глубокие исчерпывающие знания всего программного материала, понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых процессов и явлений, твёрдое знание основных положений смежных дисциплин: логически последовательные, содержательные, полные, правильные и конкретные ответы на все вопросы экзаменационного билета, грамотное чтении и чёткое изображении схем и графиков; использование в необходимой мере в ответах на вопросы материалов всей рекомендованной литературы. Оценка «хорошо» - твёрдые и достаточно полные знания всего программного материала, правильное понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых процессов и явлений; последовательные, правильные, конкретные ответы на поставленные вопросы при свободном устранении замечаний по отдельным вопросам; грамотное чтение и чёткое изображение схем и графиков. Оценка «удовлетворительно» - твёрдое знание и понимание основных вопросов программы; правильные и конкретные, без грубых ошибок ответы на поставленные вопросы при устранении неточностей и несущественных ошибок в освещении отдельных положений; наличие ошибок в чтении и изображении схем и графиков; при ответах на вопросы основная рекомендованная литература использована недостаточно. Оценка «неудовлетворительно» - неправильный ответ хотя бы на один из основных вопросов, грубые ошибки в ответе, непонимание сущности излагаемых вопросов; неуверенные и неточные ответы на дополнительные вопросы. Оценивание знаний студентов по государственному междисциплинарному экзамену проводится в соответствии с Положением об итоговой аттестации выпускников вузов Российской Федерации и Положением об итоговой государственной аттестации выпускников Национального исследовательского университет «Высшая школа экономики». Методика выставления оценки базируется на совокупной оценке всех членов комиссии, сформированной на основе независимых оценок каждого члена комиссии. Утверждена на заседании кафедры общего менеджмента Протокол № 3 от «14» ноября 2012 г. И.о. заведующего кафедрой общего менеджмента ________ И.Н. Шафранская ПРОГРАММА МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА ПО НАПРАВЛЕНИЮ 080500.62 МЕНЕДЖМЕНТ» ПРОФИЛЬ «МАРКЕТИНГ» Общий менеджмент Теория и история менеджмента Эволюция управления как научной дисциплины. Возникновение менеджмента как естественное следствие социально экономического развития общества. Парадигма современного менеджмента. Подходы к управлению на основе выделения различных школ: классическая школа менеджмента: научное управление: административная школа, концепция бюрократии; школа человеческих отношений; поведенческие науки; наука управления или количественный подход; процессный подход: функции процесса управления; системный подход; ситуационный подход. Управление как вид деятельности. Мастерство менеджера: концептуальные, человеческие и технические навыки. Роли менеджера по Г. Минцбергу. Уровни менеджмента в организации: низовой, средний, высший. Базовые компетенции менеджера. Понятие организации. Модель 7-S (Том Питерс, Роберт Уотерман, Джульен Филипс). Модель шести ячеек Марвина Вайсборда. Управление социально-экономическими системами. Внешняя организационная среда: общая (генеральная) среда, среда задач (функциональная среда), внутренняя среда. Общая среда: международное измерение, технологическое измерение, социокультурное измерение, экономическое измерение, законодательное (политическое) измерение. Среда задач: потребители, конкуренты, поставщики, рынок труда. Взаимоотношения организация - внешняя среда: неопределенность среды, адаптация к условиям среды. Внутренняя организационная среда: цели и задачи, структура, технология, люди. Жизненный цикл организации по И. Адизесу. Болезни роста по Филоновичу. Этапы жизненного пути Л.Э. Грейнера. Планирование в организации. Последовательность планирования (по временным периодам, по сферам деятельности, по уровням и объектам управления). Постановка целей. Уровни целей и планов в организации. Краткосрочные и долгосрочные планы. Оперативные, тактические и стратегические планы. Иерархия целей. Понятие миссии. Подходы к планированию в условиях недостатка информации (соотношение рационального подхода и интуиции). Взаимосвязь функции планирования с другими функциями управления. Цикл PDCA (цикл Э. Деминга). Определение понятия «стратегический менеджмент». Основополагающая стратегия организации: стратегия роста, стратегия стабилизации, стратегия экономии. Корпоративная стратегия, матрица BCG. Стратегия бизнес-единицы: конкурентные силы и стратегии М. Портера. Стратегия функционального уровня. Процесс стратегического менеджмента: от формулирования стратегии к внедрению, SWOT-анализ. Реализация и контроль стратегии. Организационная функция менеджмента: Понятие организационной структуры. Построение организационной структуры, распределение властных полномочий. Линейные и вспомогательные властные полномочия. Ответственность. Делегирование. Централизация и децентрализация полномочий. Норма управляемости. Преимущества и недостатки централизации и децентрализации полномочий. Вертикальные и плоские организационные структуры управления. Специализация труда. Традиционные типы организационных структур: линейная, функциональная, дивизиональная, матричная. Современные типы организационных структур: командный и сетевой подходы к организационной структуре. Достоинства и недостатки организационных структур различных типов. Взаимосвязь функции организации с другими функциями менеджмента. Понятие мотивации. Мотивация внутренняя и внешняя. Взгляды современного менеджмента на роль человека в деятельности организации. Теория «Х» и теория «Y» Д. МакГрегора. Традиционный подход к анализу мотивации. Подход с позиций человеческих отношений. Подход с позиций человеческих ресурсов. Современный подход. Содержательные теории мотивации. Иерархия потребностей Маслоу: достоинства и недостатки. Теория К. Алдерфера. Теория Д. МакКлелланда. Двухфакторная модель Ф. Герцберга. Процессуальные теории мотивации: Теория справедливости (Дж. Адамс) и теория ожидания (В. Врум) как примеры процессуального подхода к анализу мотивации. Современные подходы к трудовой мотивации. Мотивационная теория подкрепления. Сложность построения комплексной теории мотивации. Удовлетворенность работой и мотивация. Взаимосвязь функции мотивации с другими функциями менеджмента. Объект организационного контроля. Этапы традиционного процесса контроля. Фокус организационного контроля: упреждающий контроль, сопутствующий контроль, контроль с обратной связью. Самоконтроль и контроль на уровне организации. Анализ результатов контроля. Корректирующее действие. Регулирование. Подходы к контролю качества: традиционный бюрократический контроль, децентрализованный контроль. Характеристики эффективного контроля по У. Ньюмену. Поведенческие причины неприязни менеджеров к функции контроля. Взаимосвязь функции контроля с другими функциями менеджмента. Понятие «коммуникации». Коммуникации между людьми. Коммуникационный процесс в организации. Коммуникации между организацией и внешней средой. Виды организационных коммуникаций. Коммуникационные каналы, их емкость. Формальные коммуникации в организации: восходящие, нисходящие и горизонтальные. Невербальные коммуникации. Командные коммуникации. Неформальные коммуникации в организациях: управление, основанное на выходах в народ, виноградная лоза. Барьеры при коммуникациях и их преодоление (по Р. Дафту). Роль информационных технологий в организационных коммуникациях. Принятие решений как один из основных видов деятельности менеджера. Типы решений: программируемые и непрограммируемые. Уверенность, риск, неуверенность и неопределенность. Модели принятия решений: классическая модель, административная модель. Этапы рационального принятия решений. Методы принятия решений: Количественные методы, Качественные методы. Индивидуальные стили принятия решения. Типы групповых решений, их достоинства и недостатки. Уровни участия подчиненных в принятии решений (В. Врум, А. Джаго). Психологические ловушки, связанные с принятием решений (Дж. Хэммонд, Р. Кини, Г. Райффа). Понятие лидерства. Лидерство и менеджмент. Типология власти по Р. Френчу и Б. Рейвену. Способы укрепления личной власти. Возможная избыточность власти и необходимость делегирования. Условия эффективного делегирования. Теории лидерских качеств: Р. Стогдилл, У. Беннис. Концепции лидерского поведения. Авторитарный, Демократический и Либеральный стили руководства. Континуум лидерского поведения по Р. Таннебауму и У. Шмидту. Исследования Мичиганского университета. Исследования университета штата Огайо. Управленческая решетка Р. Блейка и Дж. Моутон. Ситуационные теории лидерства. Ситуационная модель руководства Фидлера. Модель ситуационного лидерства П. Херси и К. Бланшара. Теория «путь-цель» Р. Хауза и Т. Митчелла. Современные теории лидерства. Субституты и нейтрализаторы лидерства (С. Керр и Дж. Джермиер). «Двигатели» лидерства Н. Тичи. Понятие корпоративной культуры и ее определение. Подходы к описанию корпоративной культуры. Три уровня организационной культуры Э.Шайна. Характеристики организационной культуры по П. Харрису и Р. Морану. Оценка организационной культуры (OCAI) и использование результатов ее анализа (К. Камерон и Р. Куинн). Формирование, поддержание и изменение корпоративной культуры. Национальные факторы в корпоративной культуре. Модель Г. Ховстеде. Литература: Базовый учебник:
Основная и дополнительная литература:
|
Программа дисциплины «Сценарный трейдинг» Правительство Российской... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... | ||
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... | Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования |