Московская академия предпринимательства





Скачать 170.9 Kb.
НазваниеМосковская академия предпринимательства
Дата публикации21.04.2015
Размер170.9 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Маркетинг > Документы



Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МОСКОВСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

при Правительстве Москвы

(НОУ ВПО МосАП)

Ярославский филиал
ОРГАНИЗАЦИЯ МАРКЕТИНГА НА ПРЕДПРИЯТИИ
Программа курса
Тема 1.

Система маркетинга на предприятии.

Основная цель службы маркетинга на предприятии. Функции маркетинга на предприятии. План работ по созданию службы маркетинга на предприятии.

Маркетинговая программа продвижения предприятия на рынок. Сбытовая и маркетинговая программы предприятия.

Тема 2.

Организационная структура предприятия.

Организация службы маркетинга по функциональному типу. Организация маркетинга по товарному принципу. Оpгaнизaция мapкeтингa пo pынoчнoмy типy. Рeгиoнaльнaя opгaнизaция мapкeтингa. Смeшaнныe типы opгaнизaции мapкeтингoвыx cлyжб: фyнкциoнaльнo-тoвapныe, фyнкциoнaльнo-pынoчныe, фyнкциoнaльнo-peгиoнaльныe, pынoчнo-тoвapныe.
Тема 3.

Сущность работы маркетолога на предприятии.

Требования, предъявляемые к специалистам по маркетингу. Должностные инструкции маркетологов. Нормативные правовые акты и другие методические материалы, регулирующие деятельность маркетолога. Функции маркетолога на предприятии. Ответственность маркетологов.
Тема 4.

Маркетинговая система как бизнес-процесс.

Маркетинговая система. Маркетинговая система как последовательность бизнес-процессов: сбор данных о рынке, разработка маркетинговой стратегии, маркетинговая тактика, контроль в маркетинге. Управленческие решения на каждом этапе бизнес-процессов. Привязка маркетинговых решений к результатам исследования. Основные виды маркетинговых решений. Техническое задание на исследование рынка нового продукта.
Тема 5.

Управление маркетинговой системой.

Управление маркетингом на основе концепции сбалансированной системы показателей. Объем продаж как наиболее часто встречающийся целевой показатель. Оценка своей рыночной позиции и возможностей. Ранжирование продуктов по их важности для бизнеса. Маржинальная прибыль по новым продуктам. Система показателей для оценки имиджа. Система функциональных целей бизнеса. Контроль и корректировка стратегий и целей.
Тема 6.

Создание маркетинговой системы «с нуля».

Сфера ответственности маркетинга на предприятии. План проведения маркетинговых исследований. Методики для решения функциональных задач.

Регламенты взаимодействия со смежными службами. Положение о службе маркетинга. Кодекс поведения. Среднесрочный план развития маркетинговой службы. Подбор персонала.

Тема 7.

Организация маркетинга в холдинговой структуре.

Холдинг. Структура холдинга. Варианты организации маркетинга в холдинге. Терминологическое пространство. Преимущества и сложности работы в холдинге.
Тема 8.

Реформирование маркетинга на предприятии.

Диагностика проблем. Информация как спектр взаимоотношений с собственными потребителями на протяжении последних лет. Составление портрета потребителя, включающего социально-демографические факторы. Мотивация выбора. Создание или оптимизация БД с добавлением графы, характеризующей потребительское поведение. Коэффициенты, отражающие выполнение Потребителем своих договорных обязательств по приобретению заказанной им продукции по объёму и ассортименту. Коэффициенты, определяющие долю конкретного потребителя в общем объеме реализованной продукции данного вида за определенный период. Коэффициенты, характеризующие исполнительскую дисциплину потребителя (своевременности проведения им расчетов при оплате по факту отгрузки и с отсрочкой платежа). Анализ причин потери потребителей. Фонд заработной платы службы маркетинга.
Тема 9.

Эффективность маркетинга.

Разработка систем контроля для оценки успешности маркетинговой деятельности. Постатейные бюджеты. Анализ сбыта. Выбор объектов анализа. Анализ сбыта иерархическим образом. Анализ сбыта по территориям. Анализ сбыта по продуктам. Анализ продаж товара. Анализ продукта конкурента. Анализ сбыта по размерам заказа. Анализ сбыта по покупателям. Факторы объема продаж/доли рынка. Постатейный анализ прибыли и расходов. Своевременность как ключевой критерий при разработке системы оценки эффективности маркетинговой деятельности. Расходы магазинов на зарплату сотрудникам. Эффективность работы торгового персонала промышленных фирм. Определение вероятностей. Ранжирование важнейших предположений. Наблюдение и мониторинг. Активизация плана на случай непредвиденных обстоятельств. Маркетинговый аудит.

Тема 10.

Документарное обеспечение маркетинговых работ

Общие положения права и специальные нормы, имеющие непосредственное отношение к маркетингу. Правомерная рекламная кампания. Правомерный опрос. Право как система общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются и охраняются государством, выражают общие и индивидуальные интересы участников правоотношений и выступают государственным регулятором общественных отношений. Связь элементов внешней и внутренней среды маркетинга с определенными нормативными правовыми актами. Специальные правовые нормы, раскрывающие и детализирующие маркетинговую деятельность. Регулирование взаимоотношений субъекта маркетинговой деятельности с другими участниками рыночных отношений. Антимонопольное законодательство. Гражданско-правовой договор с посредником. Информация как объект гражданских правоотношений. Вопросы правового регулирования средств индивидуализации и средств безопасности товара. Специальные документы, определяющие сферу деятельности, полномочия и ответственность, подразделений службы маркетинга и её работников.
Темы курсовых проектов по дисциплине


  1. Система маркетинга в управлении фирмой.

  2. Функции маркетинга на предприятии.

  3. Маркетинговая среда предприятия (фирмы).

  4. Информационное обеспечение маркетинга.

  5. Эффективность маркетинговых исследований.

  6. Комплексное исследование рынка как исходная функция системы маркетинга.

  7. Стратегическое планирование маркетинга.

  8. Разработка программы маркетинга (на примере отдельного товара).

  9. Бюджет маркетинга и методы его планирования.

  10. Разработка рыночной стратегии предприятия.

  11. Товар в комплексе маркетинга.

  12. Разработка и внедрение на рынок новых товаров.

  13. Формирование товарной политики фирмы.

  14. Цена в комплексе маркетинга.

  15. Эффективность ценовой политики фирмы (предприятия).

  16. Наступательные и оборонительные маркетинговые стратегии.

  17. Мотивационный анализ проведения покупателей в маркетинге.

  18. Методологические основы маркетинговых исследований потребителей.

  19. Конкурентная борьба и основные методы изучения фирм-конкурентов.

  20. Сравнительный анализ эффективности каналов сбыта.

  21. Разработка политики товародвижения в маркетинговой деятельности.

  22. Маркетинговая политика в системе товародвижения.

  23. Электронный маркетинг.

  24. Комплекс маркетинговых коммуникаций.

  25. Реклама в системе маркетинговых коммуникаций.

  26. Оценка эффективности рекламы.

  27. Связи с общественностью в системе маркетинговых коммуникаций.

  28. Анализ рекламы продукции отечественных или зарубежных фирм на российском телевидении.

  29. Организационные структуры управления маркетингом фирмы.

  30. Контроль маркетинговой деятельности на предприятии.


Тематика семинарских занятий
Семинарское занятие 1.

План работ по созданию службы маркетинга на предприятии.
Вопросы для обсуждения:

    1. Эволюция взглядов на роль маркетинга в управлении предприятием.

    2. Развитие отделов маркетинга от отделов сбыта до важнейшей функциональной сферы деятельности предприятия.

    3. Взаимодействие отделов маркетинга с остальными отделами предприятия.

    4. Современный отдел маркетинга.

    5. Особенности построения оптимальной структуры управления предприятием, действующим по принципам маркетинга.



Семинарское занятие 2.

Организационная структура предприятия.
Вопросы для обсуждения:

  1. Алгоритм построения эффективной организационной структуры.

  2. Виды организационных структур службы маркетинга.

  3. Зависимость маркетинговых структур от размера ресурсов предприятия.

  4. Принципы построения маркетинговой структуры.

  5. Основные задачи и функции подразделений службы маркетинга.


Задание:

Составьте список преимуществ, которые может получить ваше предприятие при организации маркетинга:

    1. по продукту;

    2. по клиентам;

    3. по регионам.

Какие есть недостатки у данной формы организации маркетинга. Составьте таблицу:

Организация маркетинга по …………………..

Преимущества

Недостатки


























Семинарское занятие 3.

Сущность работы маркетолога на предприятии.
Вопросы для обсуждения:

  1. В чем заключается работа маркетолога?

  2. Какова роль директора по маркетингу в деятельности предприятия и круг его обязанностей?

  3. Зачем нужно определение степени ответственности каждого сотрудника?

  4. Почему необходимо создание позитивной мотивации персонала?

  5. Зачем нужно предоставлять персоналу возможность принимать решения?

  6. Каково назначение «Должностной инструкции специалиста по маркетингу»?


Задание:

  1. Изучите образец «Положение об отделе маркетинга» и на его основе составьте регламентирующий документ работы службы маркетинга для вашей организации с учетом специфики предприятия.

  2. Перечислите три управленческих решения, которые позволят вашей организации переориентировать вашу работу на обеспечение внимательного отношения к потребителю.



Семинарское занятие 4.

Маркетинговая система как последовательность бизнес-процессов.
Вопросы для обсуждения:

  1. Что представляет собой маркетинг как бизнес-процесс?

  2. Почему для бизнеса необходима не просто маркетинговая работа, а именно система?

  3. Сбор информации как бизнес-процесс. Какие управленческие решения предполагает успешное завершение этого этапа маркетинговой работы?

  4. Разработка концепции исследования.

  5. Формирование маркетинговой информационной системы.



Семинарское занятие 5.

Управление маркетингом на основе концепции сбалансированной системы показателей.
Вопросы для обсуждения:

  1. Что такое сбалансированная система показателей, в чем состоит её назначение?

  2. Назовите основные исторические моменты в появлении и формировании ССП.

  3. Какие необходимые элементы включает построение BSC для отдельно взятой компании?

  4. Какие преимущества предоставляет управление на основе Balanced Scorecard руководителю компании?

  5. Перечислите факторы успешного внедрения Balanced Scorecard на предприятии.



Семинарское занятие 6.

Сфера ответственности маркетинга на предприятии.
Вопросы для обсуждения:


  1. Назовите два наиболее актуальных на сегодняшний день направления развития маркетинга на российских предприятиях.

  2. Особенности планирования производства в рыночных условиях.

  3. Алгоритм планирования маркетинговой деятельности.


Задание:

  1. Проведите анализ влияния объемов производства, закупки сырья, транспортных затрат, складских помещений на организацию каналов сбыта продукции предприятия.

  2. Предложите алгоритм установления окончательной цены на товар, учитывающий несколько различных целей ценовой политики предприятия.


Семинарское занятие 7.

Преимущества и сложности работы в холдинге.
Вопросы для обсуждения:

  1. Назовите основные отличия постановки работы маркетинговой службы в холдинге от постановки работы маркетинговой службы на обычном предприятии.

  2. В чем отличие вертикальной и горизонтальной системы построения холдинга?

  3. Перечислите основные особенности внутрикорпоративных отношений в холдинге.

  4. Обозначьте порядок тактических действий при постановке маркетинга в холдинге (с зависимыми бизнесами и на отдельном предприятии).


Семинарское занятие 8.

Реформирование маркетинга на предприятии.
Работа с базами данных.

Задание:

Для удобства проведения анализа в БД вводим дополнительные графы, характеризующие поведение потребителя как в абсолютных значениях, так и в виде некоторых коэффициентов, рассчитываемых по формуле

К=(план-факт)/план.

Рассчитаем k :

1. k коэффициенты, отражающие выполнение потребителем своих договорных обязательств по приобретению заказанной им продукции по объёму и ассортименту, в том числе в сезон и межсезонье, что особенно актуально для тех видов продукции, которые имеют сезонный характер потребления;

2. ћ коэффициенты, определяющие долю конкретного Потребителя в общем объеме реализованной продукции данного вида за определенный период, как правило за истекший год, в шт./тоннах/руб. или в различных денежных эквивалентах, а так же в региональном разрезе. Для группировки Потребителей по региональному признаку достаточно использовать его ИНН, первые две цифры которого указывают на регион регистрации;

3. ћ коэффициенты, характеризующие исполнительскую дисциплину Потребителя в части своевременности проведения им расчетов при оплате по факту отгрузки и с отсрочкой платежа.

Семинарское занятие 9.

Эффективность маркетинга.
Вопросы для обсуждения:

  1. Назовите критерии эффективности деятельности маркетологов (количественные и качественные).

  2. Оправдано ли проведение маркетингового аудита для процветающей фирмы и почему?

  3. Должно ли руководство вуза периодически проводить аудит маркетинга? Почему?

  4. Каким образом контроль маркетинга может помочь осуществлять бизнес более успешно?


Задание:

  1. Разработайте алгоритм анализа результатов деятельности предприятия по критерию – годовая прибыль предприятия.

  2. Разработайте алгоритм анализа результатов деятельности предприятия по критерию – динамика спроса на продукцию за прошедший год.

  3. Разработайте алгоритм анализа результатов деятельности предприятия по критерию – загруженность или степень использования производственных мощностей предприятия.


Семинарское занятие 10.

Регулирование взаимоотношений субъекта маркетинговой деятельности с другими участниками рыночных отношений.
Вопросы для обсуждения:

  1. Правовые отношения как элемент внешней среды маркетинга.

  2. Правовые документы, регламентирующие взаимоотношения с потребителем.

  3. Правовое регулирование конкурентной среды.

  4. Правовое регулирование получения и исследования информации.

  5. Правовое обеспечение товарной политики.

  6. Правовое регулирование ценообразования в маркетинге.

  7. Правовое обеспечение функционирования каналов распределения.

  8. Правовое обеспечение маркетинговых коммуникаций.

Содержание самостоятельной работы
Самостоятельная работа студентов осуществляется по следующим видам: сообщения, рефераты, мини-исследования.

Все виды самостоятельной работы имеют цель определить степень логического и аналитического мышления у студента; сформировать у студентов навыки самостоятельного творческого мышления, аргументированного отстаивания своей точки зрения по решению проблем семинара и современным проблемам повышения эффективности маркетинговых коммуникаций; оказать помощь студентам в изучении данного курса, скорректировать самостоятельную работу студента, с целью повышения ее целенаправленности и эффективности; повысить знания студента по курсу «Организация маркетинга на предприятии».


    1. Примерные вопросы и задания для самостоятельной работы




  1. Организационные аспекты маркетинговой деятельности.

  2. Виды организационных структур службы маркетинга.

  3. Основные задачи и функции подразделений службы маркетинга.

  4. Организация управления маркетингом на предприятии.

  5. Уровни стратегического управления деятельностью предприятия.

  6. Задачи маркетинга на корпоративном уровне.

  7. Организация маркетинга на корпоративном уровне. Маркетинг в стратегическом управлении предприятием.

  8. Маркетинговые стратегии предприятия на корпоративном уровне. Портфельные стратегии.

  9. Маркетинговые стратегии предприятия на корпоративном уровне. Стратегии роста.

  10. Маркетинговые стратегии предприятия на корпоративном уровне. Конкурентные стратегии.

  11. Организация маркетинга на корпоративном уровне. Маркетинговые стратегии предприятия.

  12. Организация маркетинга на функциональном уровне. Сегментирование рынка.

  13. Организация маркетинга на функциональном уровне. Покупательское поведение и модели его представления.

  14. Организация маркетинга на функциональном уровне. Позиционирование товара.

  15. Организация маркетинга на инструментальном уровне. Управление товаром.

  16. Организация маркетинга на инструментальном уровне. Управление ценовой политикой.

  17. Организация маркетинга на инструментальном уровне. Управление распределением.

  18. Организация маркетинга на инструментальном уровне. Управление рекламной деятельностью.

  19. Организация маркетинга на инструментальном уровне. Управление продвижением.


Примерная тематика рефератов.

  1. Постановка и реализация маркетинговых целей.

  2. Контроль стратегий и целей.

  3. Эффективное управление маркетинговой системой.

  4. Виды организационных структур службы маркетинга.

  5. Место службы маркетинга в структуре организации.

  6. Планирование объема маржинальной прибыли.

  7. Анализ безубыточности в процессе планирования производства.

  8. Система оценки имиджа предприятия.

  9. Взаимосвязь маркетинговых целей с целями бизнеса.

  10. Инновации как область постановки целей бизнеса.

  11. Сбалансированная система показателей как концепция управления.

  12. Контроль и корректировка стратегий.

  13. Цели бизнеса в области маркетинга.

  14. Постановка маркетинговых целей.

  15. Техника целеполагания.

  16. Оценка рыночных позиций и возможностей.

  17. Позиционирование службы маркетинга на предприятии.

  18. Критерии оценки эффективности работы службы маркетинга.

  19. Система оплаты труда сотрудников отдела маркетинга.

  20. Организация взаимодействия службы маркетинга со службой сбыта.

  21. Организация взаимодействия службы маркетинга с основными структурными подразделениями предприятия.

  22. Организация «Единой справочной службы» в отделе маркетинга.

Примерный перечень вопросов к экзамену (зачету) по всему курсу:

  1. Маркетинговая система предприятия.

  2. Организационная структура предприятия, место службы маркетинга в ней.

  3. Сущность работы маркетолога на предприятии.

  4. Должностные обязанности маркетолога.

  5. Маркетинговая система как бизнес-процесс.

  6. Бизнес-процесс «Принятие решения».

  7. Бизнес-процесс «Сбор информации».

  8. Бизнес-процесс «Обработка информации».

  9. Источники информации. Прямые и косвенные способы получения информации.

  10. Функции маркетинга на предприятии.

  11. Управление маркетинговой системой.

  12. Сбалансированная система показателей.

  13. Диагностика ситуации на предприятии.

  14. Разработка маркетинговых стратегий.

  15. Особенности построения маркетинга в холдинговой структуре.

  16. Создание маркетинговой службы «с нуля».

  17. Эффективность маркетинга на предприятии.

  18. Оценка работы службы маркетинга.

  19. Структура службы маркетинга.

  20. Маркетологи и руководство фирмы. Проблемы взаимоотношений.

  21. Цикл постановки и реализации маркетинговых целей.

  22. Основные виды маркетинговых решений.

  23. Техническое задание на исследование рынка нового продукта.

  24. Система принятия маркетинговых решений на производственном предприятии.

  25. Задачи отдела маркетинга.

  26. Делегирование полномочий в работе по маркетингу.


Рекомендуемая литература:

основная:


  1. 1. Беляев В.И. Маркетинг: Основы теории и практики: Учеб. для студентов вузов.- М.: КноРус, 2005.-669с.

  2. Голубков Е.П. Основы маркетинга: Учеб. - М.: Финпресс, 1999, 2003. -650 с.

  3. Панкрухин А.П. Маркетинг: Учеб./Гильдия маркетологов.-3-е изд., стер. - М.: Омега-Л, 2005.- 654с.


дополнительная:

  1. Архипов В.Е. Принципы эффективного менеджмента и маркетинга. - М.: Инфра-М, 1998.-46 с.

  2. Годин А.М. Маркетинг: Учеб. для студентов вузов.- 3-е изд., 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. 2006.-755с.

  3. Данько Т.П. Управление маркетингом: Учеб.для студентов вузов / Рос. экон. акад. им. Г.В. Плеханова.-2-е изд., перераб.и доп. - М.: Инфра-М, 2001.-334с.

  4. "Разработка сбалансированной системы показателей. Практическое руководство"Нили Э., Адамс К., Кеннерли М.: "Призма эффективности: Карта сбалансированных показателей для измерения успеха в бизнесе и управления"

  5. Мейер М.В.: "Оценка эффективности бизнеса: Что будет после Balanced Scorecard?"

  6. Пол Р. Нивен: "Сбалансированная система показателей: шаг за шагом"

  7. Роберт С. Каплан, Дейвид П. Нортон "Сбалансированная система показателей: от стратегии к действию"

  8. Роберт С. Каплан, Дейвид П. Нортон "Организация, ориентированная на стратегию. Как в новой бизнес среде преуспевают организации, применяющие сбалансированную систему показателей"

  9. Секерин В.Д. Маркетинг:Учеб.-практ.пособие.-2-е изд., испр. и доп. - М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1999.-350с.

  10. Титова Н.Е., Кожаев Ю.П. Маркетинг: Учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Владос, 2003, 2004.-349с.

  11. Третьяк О.А. Маркетинг: Новые ориентиры. Модели управления: Учеб. / Моск. гос. ун-т им. М. В.Ломоносова, Экон. фак.; Нац. фонд подгот. кадров. - М.: Инфра - М, 2005.- 402с.

  12. Федько В.П. и др. Основы маркетинга: Учеб. пособие для студентов вузов/Федько В.П., Федько Н. Г., Шапор О.А.; Под науч. ред. В.П. Федько. - Ростов н/Д: Феникс, 2001, 2005.-511 с.

  13. Хруцкий В.Е.,КорнееваИ.В. Современный маркетинг: Настольная книга по исследованию рынка: Учеб. пособие.-2-е изд.,перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 1999, 2003, 2005.-522с.

  14. Шаповалов В.А. Маркетинговый анализ: Учеб. пособие - Ростов н/Д: Феникс,2005.-156с.

  15. Шелков А.Н. Управление маркетингом: Учеб. для студентов вузов/Вологод. ЦНТИ.-Вологда, 1998.-174с.

  16. Щегорцов В.А., Таран В.А. Маркетинг: Учеб. для студентов вузов/Под ред. В.А. Щегорцова; Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, Ин-т переподгот. и повышения квалификации преподавателей гуманит. и соц. наук. - М.: ЮНИТИ, 2005.-444с.


Интернет-ресурсы:

http://www.marketing.spb.ru/

http://www.i-m.kiev.ua/

http://www.coral.com.ru/

http://www.link.msk.ru/

http://www.t-80.ru/marketing

http://www.smart.ru/clients/iesc/

http://www.president.ru/

http://www.adnews.ru/

http://globalmarketing.louisville.net/

http://www.surbis.ru/evrasia/marketing/

http://www1.rambler.ru/sites/71000/71877.html

http://ic.vrn.ru/~ppurcov/public.htm

http://www.hes.spb.ru/

http://www.konsi.nnov.ru/

http://consulting.indi.ru/

http://www.mlm.da.ru/index.html

http://www.promarket.ru

http://www.marketolog.da.ru/

http://www.marketingmix.com/





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Московская академия предпринимательства iconМосковская академия предпринимательства
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Московская академия предпринимательства iconМосковская академия предпринимательства
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Московская академия предпринимательства iconМосковская академия предпринимательства
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Московская академия предпринимательства iconМосковская академия предпринимательства
Обеспечение безопасности населения в чрезвычайных ситуациях и во время стихийных бедствий
Московская академия предпринимательства iconРазработка и развитие пакета услуг на розничных торговых предприятиях г. Рязани
Ведущая организация – Московская Академия предпринимательства при Правительстве Москвы
Московская академия предпринимательства iconМосковская академия предпринимательства при правительстве москвы
А 647 Английский язык: Учебные задания для практических занятий: Для студентов заочного обучения экономических специальностей./ Сост.:...
Московская академия предпринимательства iconМосквы Кафедра «Финансы и кредит»
Негосударственное образовательное учреждение московская академия предпринимательства при Правительстве Москвы
Московская академия предпринимательства iconМосковская академия предпринимательства
Специальность: Специальности 38. 02. 07 «Банковское дело», 38. 02. 02 «Страховое дело», 38. 02. 01 «Экономик а и бухгалтерский учет»,...
Московская академия предпринимательства iconМосковская академия предпринимательства
Специальность: Специальности 38. 02. 07 «Банковское дело», 38. 02. 02 «Страховое дело», 38. 02. 01 «Экономик а и бухгалтерский учет»,...
Московская академия предпринимательства iconУчебно-методический комплекс бюджетная система российской федерации
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московская академия предпринимательства при Правительстве...
Московская академия предпринимательства iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы развития искусства балета и хореографического образования». Москва,...
Московская академия предпринимательства iconРоссийская академия наук институт психологии московская гуманитарно-социальная академия
На предыдущих уроках мы изучали каждый падеж в отдельности. Сегодня мы обобщим всё, что о них узнали, чтобы лучше отличать один падеж...
Московская академия предпринимательства iconРабота выполнена
Московская государственная академия тонкой химической технологии им. М. В. Ломоносова 1
Московская академия предпринимательства iconМинистерство здравоохранения Российской Федерации Государственный...
Орловский государственный педагогический институт, русский язык и литература, учитель русского языка и литературы
Московская академия предпринимательства icon«Графология – наука или шарлатанство?»
Московская государственная академия тонкой химической технологии им. М. В. Ломоносова 1
Московская академия предпринимательства iconМосковская Государственная Академия
С увеличением объёма вычислений появился первый счётный переносной инструмент “Счёты”


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск