Программа кружка по математике





Скачать 141.16 Kb.
НазваниеПрограмма кружка по математике
Дата публикации04.07.2014
Размер141.16 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Математика > Программа
Программа кружка по математике

«Решение нестандартных заданий по математике»
Губина О.А.

МОУ СОШ №7 г. Алексеевка

Белгородская область

Пояснительная записка

Программа кружка предназначена для учащихся 11 класса. Занятия рассчи­таны на 34 часа. Основным средством развития математических способностей учащихся являются задачи. Известный советский методист и математик Д. Пока писал: «Что значит владение математикой? Это есть умение решать задачи, причём не только стандартные, но и требующие известной независимости мышления, здравого смысла, оригинальности, изо­бретательности».

Цель кружка состоит в развитии математического мышления и творче­ской активности учащихся. Ориентируя школьников на поиски красивых, изящных реше­ний математических задач, учитель тем самым способствует эстетическому воспитанию учащихся и повышению их математической культуры. Каждая предлагаемая для решения учащимся задача может служить многим конкретным целям обучения. И всё же главная цель - развить творческое и математическое мышление учащихся, заинтересовать их ма­тематикой, привести к «открытию» математических фактов. Достичь этой цели с помощью одних стандартных задач невозможно, хотя стандартные задачи, безусловно, полезны. На занятиях необходимо учить школьников применять различные математические методы (метод уравнений, векторный и координатный методы, метод геометрических преобразо­ваний и т.д.). Также необходимо формировать у учащихся умения и навыки, нужные для решения любой математической задачи, прививать им вкус и навыки к выполнению рабо­ты исследовательского характера. Конечно, научить решать нестандартные задачи можно лишь в том случае, если у учащихся будет желание их решать, т.е. если задачи будут со­держательными и интересными с точки зрения ученика.

В процессе решения целесообразно чётко различать четыре ступени: 1) изучения условия задачи; 2) поиск плана решения и его составление: 3) оформление найденного решения; 4) изучение полученного решения - критический анализ результата решения и отбор полезной информации. Особенно это актуально в настоящее время, когда учащиеся сдают экзамен в форме ЕГЭ. Программа кружка охватывает все разделы математики, кото­рые включены в программу. Основная задача учителя не просто научить решать задачи, а учить мыслить, аргументировать, обобщать, классифицировать, используя изученный ма­териал.

Результатом изучения должно стать умение решать различные математические задачи; углубление имеющихся знаний по математике; развитие самостоятельного, актив­ного, творческого мышления у учащихся; качественно сдать выпускные экзамены по ма­тематике.

Уровень достижений учащихся будет контролироваться таким способом, как наблюдением активности на заня­тиях, анализ самостоятельных и контрольных работ, беседы с учащимися.

Предлагаемые темы является развитием системы ранее приобретённых программных знаний, его цель - создать целостное представление о математике средней школы и значи­тельно расширить спектр задач, развивать способности учащихся делать выводы из дан­ных условий. Содержание занятий предполагает работу с разными источниками информации и предусматривает самостоятельную (индивидуальную) или коллективную работу уча­щихся. Организация работы должна строиться таким образом, чтобы учащиеся стремились рассуждать и выдвигать гипотезы.

При проведении занятий необходимо применять различные формы и методы ведения урока: уроки-практикумы, урок решения одной задачи, уроки вопросов и ответов и т. д., учитывая индивидуальные особенности каждого ученика.

Цели кружка:

Формирование и развитие у учащихся:

-интеллектуальных и практических умений в области решения уравнений, неравенств, задач;

-интереса к изучению математики;

- умения самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях;

- творческих способностей;

- коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в группе, отстаивать свою точку зрения.

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:

- решать уравнения, неравенства, задачи повышенной сложности;

- анализировать полученный результат;

- исследовать уравнение, неравенство;

- применять нестандартные методы при решении уравнений, неравенств, задач.

Содержание и методические рекомендации

Уравнения (10ч)

При изучении темы учащиеся должны знать: определение многочлена, выполнять действия с многочленами, раскладывать многочлен на множители. Знать формулы разло­жения многочлена разности и суммы кубов, разности хn - уn и суммы х 2k+1 + у2k+1 , теоре­му Безу и её следствие о делимости многочлена на линейный двучлен. Знать, какие урав­нения называются равносильными, уравнения-следствия, какие операции приводят к появ­лению «посторонних» корней, какие - к потери. Уметь применять нестандартные приёмы при решении уравнений и их систем.

Многочлены. Рациональные уравнения. Системы уравнений с двумя неизвестными. Сис­темы уравнений с параметром. Иррациональные уравнения. Показательные уравнения. Ло­гарифмические уравнения. Тригонометрические уравнения. Уравнения с параметром. Уравнения с двумя неизвестными.

Методические рекомендации:

Сначала желательно повторить определение многочлена и операции с многочлена­ми, особое внимание уделить равенству двух многочленов, разложению многочлена на множители, делению многочлена на многочлен, теорему Безу. Далее дать определение равносильных уравнений и уравнений следствий, теоремы, при которых уравнения пере­ходят в равносильные уравнения. Рассмотреть различные способы решения уравнений и их систем, более подробно разобрать функционально-графический метод решения уравне­ний и метод оценки. Задания для занятий можно брать из сборников для поступающих в вузы и для подготовки к ЕГЭ. При выполнении практических заданий учащихся можно разбить на группы, работу в группах давать различной степени сложности и оценить ре­зультаты.

Неравенства (6ч)

Цели: Обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по теме. Уметь приме­нять графики для решения неравенств и их систем. Знать неравенство Коши и Бернулли и уметь применять их при решении уравнений и неравенств.

Тригонометрические неравенства. Иррациональные неравенства. Показательные неравен­ства. Логарифмические неравенства. Неравенства с параметром. Смешанные неравенства.

Методические рекомендации:

Дать определение неравенства с одной переменной, определения равносильных неравенств, повторить теоремы, которые используются при решении неравенств, метод интервалов. Повторить свойства функций. Задания учащимся давать различной степени трудности, чтобы каждый смог бы выбрать те задания, которые ему по силам. В конце провести зачёт по этим двум темам. По желанию отметки можно поставить в журнал.

Функции (7ч)

В результате изучения учащиеся должны уметь: находить значения функций, заданных

формулой, таблицей, графиком; проводить исследование функций; строить и читать графики функций; владеть основными приёмами преобразования графиков и применять при построении графиков; уметь преобразовывать выражения, содержащие обратные тригонометрические функции.

Наибольшее, наименьшее значения функции (без использования производной). Применение производной. Геометрический смысл производной. Применение первообразной. Комбинированные функции Область определения функции. Множество значений функции.

Методические рекомендации:

Знать свойства функций, сложных функций и уметь применять свои знания при нахождении области определения функции и множества значений функции, находить наибольшее и наименьшее значения функции без использования производной. Повторить свойства обратных тригонометрических функций. После изучения темы провести самостоятельную проверочную работу.

Текстовые задачи (2ч)

Проценты, сплавы, смеси. Движение. Работа, производительность.

Цели: Уметь решать задачи методом уравнений, давать обоснования при решении задач,

опираясь на теоретические сведения.

Методические рекомендации:

Эта тема введена в связи с тем, что некоторым учащимся необходимо сдавать математику

для поступления в вуз. Задачи, которые будут рассматриваться, соответствуют степени

трудности задач, предлагаемых на ЕГЭ. Здесь необходимо включать задачи, взятые из окружающей жизни, задачи, естественным образом связанные со знакомыми учащимися вещами, опытом. Контроль усвоения материала можно провести по желанию учащихся в виде домашней контрольной работы.

Задачи на прогрессию (3ч)

Арифметическая и геометрическая прогрессии.

Цели: Знать определения арифметической и геометрической прогрессий, формул их n-члена, формулы суммы n-первых членов, формулу суммы бесконечно убывающей геометрической прогрессии, характеристические свойства прогрессий.

Методические рекомендации:

Повторить определения арифметической, геометрической прогрессий, их характеристических свойств, формул, которые применяются при решении задач на прогрессии. На занятиях рассмотреть более сложные задачи, где присутствуют различные функции, которые образуют некоторую прогрессию. Провести домашнюю проверочную работу.

Планиметрии, стереометрия (6ч)

Цели: Обобщить знания и умения учащихся по курсу планиметрии, стереометрии.

Учащиеся должны уметь: проводить полные обоснования при решении задач, используя до этого изученные теоретические сведения; освоить определенный набор приёмов решения геометрических задач и уметь применять их в задачах на вычисление, доказательство; овладеть общими методами геометрии (преобразований, векторный, координатный) и применять их при решении геометрических задач, вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объёмов), используя изученные формулы, а также аппарат алгебры, начала анализа и тригонометрии.

Вписанная в треугольник и описанная около треугольника окружности. Вписанная

в n-угольник и описанная около n-угольника окружности. Треугольник. Четырёхугольник. Окружность, касательные и секущие. Комбинации тел. Решение геометрических задач по­вышенной трудности.

Методические рекомендации:

Повторить и обобщить знания и умения учащихся по геометрии. Разобрать решения неко­торых нестандартных задач, наиболее часто встречающихся. Особое внимание уделить на решение задач, где участвуют несколько тел. Тему завершить домашней контрольной ра­ботой.

Решение различных задач повышенной сложности (10ч)

Цели: Уметь решать нестандартные задания и задания повышенной сложности, взятые из материалов ЕГЭ и сборников для поступающих в ВУЗы.

Последние занятия рассчитаны на то, что учащиеся в основном самостоятельно будут оты­скивать ход решения задачи, его оформление. Работу можно организовать в виде пар или небольших групп. Потом провести зачётную работу, сделать анализ решений и допущен­ных ошибок.

Методические рекомендации:

При проведении занятий применять различные формы и методы, а именно: уроки-практикумы, уроки-зачёты, урок вопросов и ответов, урок-семинар, групповая и индиви­дуальная работа. Учащимся, которые принимают активное участие в работе, выставлять полученные отметки в журнал. Заранее доводить до сведения учащихся уровень сложно­сти тех или иных заданий. За две-три недели до зачёта довести до сведения учащихся при­мерный перечень вопросов и задач.
Календарно- тематическое планирование




урока

Содержание

Кол. ч.

Дата проведения




Уравнения

10




1

Многочлены

1




2

Рациональные уравнения

1




3

Системы уравнений с двумя неизвест­ными

1




4

Системы уравнений с параметром. Самостоятельная работа.

1




5

Иррациональные уравнения.

1




6

Показательные и логарифмические уравнения. Самостоятельная работа. (тест)

1




7

Тригонометрические уравнения. Само­стоятельная работа, (тест)

1




8

Уравнения с параметром

1




9

Уравнения с двумя неизвестными

1







Неравенства

6




11

Тригонометрические неравенства

1




12

Иррациональные неравенства

1




13

Показательные и логарифмические не­равенства. Самостоятельная работа. (тест)

!




14

Неравенства с параметром

1




15

Смешанные неравенства







16

Зачётный урок по теме: «Неравенства»

1







Функции

7




17

Наибольшее и наименьшее значения функции (без использования производ­ной)

1




18

Производная, её геометрический смысл. Самостоятельная работа. (тест)

1




19

Применение производной к исследова­нию функции и нахождению наибольших и наименьших значений.

1




20

Первообразная. Вычисление площадей криволинейных трапеций. Самостоя­тельная работа. (тест)

1




21

Сложная функция. Область определе­ния и множество значений функции.

1




22

Решение уравнений, неравенств и их систем с помощью применения свойств функций, (нестандартные задачи)

1




23

Контрольная работа (тест)

1







Текстовые задачи

2




24

Проценты, сплавы, смеси

1




25

Движение, работа, производитель­ность. Домашняя контрольная работа.

1







Задачи на прогрессию

3




26

Арифметическая прогрессия

1




27

Геометрическая прогрессия.

1




28

Решение экзаменационных задач. Дом. К.р.

1







Решение геометрических задач

3




29

Треугольник. Многоугольники.

1






30

Окружность, вписанная в многоуголь­ник и описанная около него.

1




31

Тела вращения. Домашняя контрольная работа

1




32-34

Решение различных задач повышен­ной сложности

3





Литература для учащихся:

1. Сборник задач по математике для поступающих во втузы. Под редакцией М. И. Сканави, 5-е изд.-М.; Высшая школа; 2009.

2. Задачи по алгебре и началам анализа для 10-11 классов, С. М. Саакян, Москва «Просвещение», 2007г.

3. Сборник заданий для подготовки и проведения письменного экзамена за курс средней школы. Москва, «Дрофа», 2002г.

4. Сборник задач по алгебре и началам анализа, А.П.Карп, Москва, «Просвещение», 1995г.

5. М. Л. Галицкий, Л. И. Звавич, Сборник задач по алгебре для 8-9 классов, Москва, «Просвещение»,2002.

Литература для учителя:

1.Алгебра и начала анализа. Задачник для общеобразовательных учреждений, под ре­дакцией А. Г. Мордковича, 3-е издание, М.;2009.

2.И. Ф. Шарыгин. Факультативный курс по математике. Решение задач, М., «Просве­щение»,

10 класс, 1989.

3.И. Ф. Шарыгин. Факультативный курс по математике. Решение задач, М, «Просве­щение»,

11 класс, 1991.

4.В. В. Амелькин, В. Л. Рабцевич, Задачи с параметрами, Минск, «Acap»,2008.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа кружка по математике iconПрограмма математического кружка
Таким образом, расширяется круг школьников, для которых математика становится профессионально значимым предметом. Актуальность кружка...
Программа кружка по математике iconПрограмма дополнительного образования Шарыповой Т. В. Предмет: математике...
Таким образом, расширяется круг школьников, для которых математика становится профессионально значимым предметом. Актуальность кружка...
Программа кружка по математике iconПрограмма кружка «Химия в задачах»
Предварительная беседа с учащимися показала, что есть потребность в проведении подобного кружка
Программа кружка по математике iconОбразовательная программа дополнительного образования краеведческого кружка «Журавлинка»
Образовательная программа дополнительного образования краеведческого кружка «Журавлинка» действует на базе Эстонской основной общеобразовательной...
Программа кружка по математике iconРабочая программа кружка «Юный химик» для учащихся 8-9 класса
В связи с этим занятия кружка по этой программе помогут решить следующие задачи
Программа кружка по математике iconПрограмма кружка Маленький мастер
...
Программа кружка по математике iconОбразовательная программа по курсу кружка «В гостях у сказки» для...
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа курса «В гостях у сказки» составлена...
Программа кружка по математике iconПлан основных мероприятий, посвященных встрече Нового 2011 года №
Выставка кружка фитодизайна «Виола» и кружка по художественной обработке кожи «В ожидании чуда»
Программа кружка по математике iconРабочая программа кружка юид 2013 2014 учебный год. Пояснительная...
Программа кружка «Юные Инспекторы Движения» разработана в рамках Федерального закона «О безопасности дорожного движения», закона...
Программа кружка по математике iconПрограмма кружка по химии «занимательная химия»
Целью создания кружка является формирование у учащихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений,...
Программа кружка по математике iconПрограмма кружка по экспериментальной органической химии для 10 класса...
Костромская область. Галичский район. Муниципальное общеобразовательное учреждение
Программа кружка по математике iconПрограмма кружка по математике для учащихся 5-7 классов
Согласно письму Министерства образования от 11. 12. 2006 г. №06-1844 и Уставу школы дополнительное математическое образование необходимо...
Программа кружка по математике iconПрограмма кружка «Думай! Смекай! Решай!»
Программа «Кружка речевого творчества» рассчитана на учащихся 4 класса. Реализуется она в течение одного учебного года. Занятия будут...
Программа кружка по математике iconПлан работы математического кружка «пифагор»
Это, безусловно, повышает интерес к математике, но к олимпиадам и к гиа обучающихся надо готовить, так как ученику недостаточно знать,...
Программа кружка по математике iconРабочая программа кружка «За страницами учебника физики»
На занятиях кружка используется личностно-ориентированный подход, методы активного обучения, такие как эвристическая беседа, разрешение...
Программа кружка по математике iconПрограмма кружка «юный эколог»
Основные цели кружка – выработка у учащихся сознательного бережного отношения к природе, создание условий для углубления знаний по...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск