Конспект открытого урока «Арифметическая прогрессия вокруг нас»

НазваниеКонспект открытого урока «Арифметическая прогрессия вокруг нас»
Дата публикации08.07.2014
ТипКонспект
100-bal.ru > Математика > Конспект
Конспект открытого урока «Арифметическая прогрессия вокруг нас»,

алгебра 9 класс.
Применение ИКТ на уроке
Цели урока.

• Образовательные цели: обобщение и систематизация знаний по алгебре, осознание разнообразия применения математики в реальной жизни;

• Развивающие цели: показать гармонию окружающего мира, развивать мышление, кругозор, творческие способности учащихся, интерес к математике, литературе, биологии, физике;

• Воспитательные цели: воспитание стойкого представления о взаимосвязи науки и искусства, формирование целостного представления о мире, всеобщих Законах Вселенной, воспитание чувства прекрасного, познавательной активности, аккуратности, стремления преодолевать трудности.

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.
Оборудование:Нетбук (10 штук), мультимедийный проектор, компьютер
Ход урока
1.Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста. Сегодня урок я начинаю со следующих слов:
Закончился двадцатый век.

Куда стремится человек?

Изучен космос и моря,

Строенье звезд и вся земля.

Но математиков зовет

Известный лозунг

«Прогрессио – движение вперед»
Сегодня мы будем двигаться вперед и убедимся, что раздел математики «Прогрессии» является неотъемлемой частью общечеловеческой культуры и окружающего нас Мира.
Так чем же мы будем заниматься на данном уроке? А тем, что попытаемся ответить на вопрос, зачем нам были нужны эти знания, и где в повседневной жизни мы можем встретить арифметическую прогрессию и может даже ее применить?

Т.е. тема сегодняшнего урока: «Арифметическая прогрессия вокруг нас»

(учащиеся сообщают цели урока)
Так как это обобщающий урок, то все учащиеся получат оценки. (оценочные листы)
2. Актуализация ранее изученного материала (устная работа).
1) В качестве небольшой разминки

Вам предлагается карточка, в которой вы должны «Найти пару», соединив их стрелкой.

Затем вы обменяетесь карточками, и мы проверим их, выставив оценки друг другу.
img002
3. Применение знаний об арифметической прогрессии в других областях.
Ребята, к сегодняшнему уроку вы все были поделены на группы, каждая группа получила индивидуальное домашнее задание. Вы все искали материал о применении знаний арифметической прогрессии в других областях. Вы должны были не только найти эти сведения и подготовить презентацию, но и доказать на примерах, арифметическая прогрессия применяется в других науках. Заслушаем ваши сообщения. Первыми слушаем группу, которая искала связь между арифметической прогрессией и литературой.
а) в литературе
Математика и поэзия… Разве может их что-то связывать? Они такие разные. Ученый древнего востока Омар Хайям писал сложные труды по математике, а на полях писал стихи. Великий русский математик Н.И.Лобачевский писал стихи. В полной мере можно отнести к нему слова А.С.Пушкина: «Вдохновение нужно в поэзии, как в геометрии». Писала стихи и женщина-математик Софья Васильевна Ковалевская, а о математике она говорила так: «Нельзя быть математиком, не будучи в тоже время поэтом в душе». Великий русский поэт М.В.Лермонтов слыл хорошим математиком и шахматистом. Имя великого русского ученого М.В.Ломоносова знакомо всем. Кроме трудов по математике, физике, химии он тоже писал стихи. А автор известной сказки «Алиса в стране чудес» Льюис Кэрролл был профессором математики.
Почему сегодня мы об этом говорим? Потому что сейчас речь пойдет о поэзии.
Вспомним строки из «Евгения Онегина»

…Не мог он ямба от хорея ,

Как мы не бились отличить…
Ямб - это стихотворный размер с ударением на чётных слогах 2; 4; 6; 8... Номера ударных слогов образуют арифметическую прогрессию с первым членом 2 и разностью прогрессии 2.

Ямб «Мой дЯдясАмыхчЕстныхпрАвил...»
Прогрессия: 2; 4; 6; 8...

Хорей- это стихотворный размер с ударением на нечётных слогах стиха. Номера ударных слогов образуют арифметическую прогрессию 1; 3; 5; 7... С первым членом 1 и разностью прогрессии 2.

Хорей «Я пропАл, как звЕрь в загОне» (Пастернак)
Прогрессия: 1; 3 ;5; 7...
Итоги Математика и литература не так далеки друг от друга, как многие думают.
Слово предоставляется учащимся 2 группы, которые устанавливали связь арифметической прогрессии и биологией.
б) в биологии
Задача 1.

Высота саженца 60 см, первые полгода она увеличивается ежемесячно в среднем на 4 см. каким будет высота саженца через 6 месяцев?

• Решение

а1=60, d = 4

Найти: а6 - ?

Решение:

а6= а1+5d, а6= 60+5·4= 60+20=80(см)

Ответ: 80 см
Задача 2. (предложена для домашнего решения)
Жук ползет по дереву. За первую минуту онпрополз 30 см, а за каждую следующую минуту – на 5 см больше, чем за предыдущую. За какое время достигнет жук вершины дерева длиной 5,25 м, если считать, что движение начато от его основания.

• Решение.

a1 =30, d=5, Sn= 525, n>0.

Sn= (2a1+ d (n-1))n:2; 525= (2·30+ 5 (n-1))n:2; 1050= (60+ 5 (n-1))n;

1050= 55 n + 5n2;

n2 +11 n -210=0, n1=-21, n2=10 (n>0).

Улика достигнет вершины за 10 мин.
Вывод, сделанный учащимися 1 группы: «Мы нашли не так много материала об арифметической прогрессии и биологии, но зато узнали, что биология тесно связана с другой прогрессией – геометрической, и нам хотелось бы в дальнейшем продолжить эту работу».
Физкультминутка
Слово предоставляется учащимся 3 группы, которые должны были найти связь между арифметической прогрессией и физикой.
б) в физике
Задача1.

При свободном падении тело проходит в первую секунду 4,8 м, а в каждую следующую на 9,8 м больше. Найдите глубину шахты, если свободно падающее тело достигло ее дна через 5 с после начала падения.

а1=4,9, d = 9,8

Найти: S5 - ?

Ответ: 122,5 м
Задача 2. (для домашнего решения)
Автомобиль, двигаясь со скоростью 1 м/с за каждую последующую секунду изменял свою скорость на 0,6 м/с. Какую скорость он будет иметь спустя 10 секунд?

а1=1, d = 0,6

Найти: а10 - ?

Решение:

а10= а1+9d, а10= 1+9·0,6= 1+5,4=6,4(м/с)

Ответ: 6,4 м/с
Вывод учащихся 2 группы: «Мы пользовались учебниками физики 7-9. Представили вам то, что удалось найти. Этого мало, но даже это малое нас удивило, потому что мы никак не предполагали связи между арифметической прогрессией и физикой».
Следующая группа 3 познакомит нас со своим исследованием. Попытается связать арифметическую прогрессию с медициной.
в) в медицине
Задача 1
Курс воздушных ванн начинается с 15 минут в день и увеличивают время этой процедуры в каждый следующий день на 10 мин. Сколько дней следует принимать воздушные ванны в указанном режиме, чтобы достичь их в максимальной продолжительности 1 ч 45 мин.?

а1=15, d =10, аn= 105

Найти: n - ?

ап=а1+d(n-1),

105=15+10(п-1),

п=10,

Ответ: 10 дней.
Задача 2 (для дом.решения)

Больной принимает лекарство по следующей схеме: в первый день он принимает 5 капель, а в каждый следующий день — на 5 капель больше, чем в предыдущий. Приняв 40 капель, он 3 дня пьет по 40 капель лекарства, а потом ежедневно уменьшает прием на 5 капель, доведя его до 5 капель. Сколько пузырьков лекарства нужно купить больному, если в каждом содержится 20 мл лекарства (что составляет 250 капель)?

• Решение. Составим математическую модель задачи:

5, 10, 15,…,40, 40, 40, 35, 30,…,5

возрастающая убывающая

арифметическая арифметическая

прогрессияпрогрессия

а1=5, d=5

ап=а1+d(n-1),

40=5+5(п-1),

п=8,

Sп=((a1+aп)n)/2, S8 =(5+40)·8:2=180,

180 капельбольной принимал по схеме в первый период и столько же по второй период. Всего он принял 180+40+180=400(капель), всего больной выпьет 400:250=1,6 (пузырька). Значит, надо купить 2 пузырька лекарства.
Вывод учащихся 3 группы: « Во время подготовки к уроку по заданной теме мы нашли очень много материала о связи медицины и геометрической прогрессии и хотели бы продлить свои исследования в этой области».
4. Тестирование.
Также знания об арифметической прогрессии нам пригодятся, чтобы успешно сдать ГИА. И сейчас вы должны выполнить электронный тест в программе ispring.
Выставление оценок
5. Домашнее задание:

1. задачи, подготовленные для вас вашими товарищами

2. найти в базе ГИА задачи на арифметическую прогрессию

6. Итоги урока
Вспомним начало нашего урока, ребята.
-А какие цели урока мы ставили перед собой?

-Как Вы считаете, нам удалось достигнуть поставленных целей?

-Удалось ли за сегодняшний урок сделать чудные открытия?

-А какие открытия Вы для себя сделали?
Итак, мы сегодня говорили о прогрессии, которая называется арифметической, пополнили свои знания, поговорили о применении этих знаний в других областях науки и искусства. Но не забываем, что впереди нас ждет знакомство с другой прогрессией – геометрической, и я надеюсь, что знакомство с ней вас не разочарует.

Кроссворд

img203

Вопросы кроссворда:

1. Числовая последовательность, каждый член которой, начиная со второго, равен предыдущему члену, сложенному с одним и тем же числом.

2. Разность последовательности одинаковых членов.

3. Способ задания последовательности.

4. Разность последующего и предыдущего членов прогрессии.

5. Элементы, из которых состоит последовательность.

6. Натуральное число, обозначающее место члена в последовательности.

7. Функция, заданная на множестве натуральных чисел.

8. Последовательность, содержащая конечное число членов.

Конспект открытого урока «Арифметическая прогрессия вокруг нас» iconКонспект урока алгебры в 9-ом классе по теме: «Арифметическая прогрессия»....
«Арифметическая прогрессия». В форме деловой игры выработать у учащихся навык самостоятельного приобретения знаний, развивать у учащихся...
Конспект открытого урока «Арифметическая прогрессия вокруг нас» iconКонспект Последовательности. Арифметическая прогрессия
Конспект открытого урока «Арифметическая прогрессия вокруг нас» iconКонспект урока алгебры по теме «Геометрическая прогрессия» (9 класс)
Конспект открытого урока «Арифметическая прогрессия вокруг нас» iconКонспект открытого урока по алгебре в 9 классе учителя математики моу «Гимназия№5»
Конспект открытого урока «Арифметическая прогрессия вокруг нас» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: обобщение тем «Арифметическая прогрессия» и «Геометрическая прогрессия»
Конспект открытого урока «Арифметическая прогрессия вокруг нас» iconКонспект урока окружающего мира на тему: «Опасности вокруг нас»,...
Цель: Выяснить, какие опасности могут подстерегать человека в лесу и на водоёме и как их избежать
Конспект открытого урока «Арифметическая прогрессия вокруг нас» iconПлан-конспект урока арифметическая прогрессия
Тема «Определение арифметической прогрессии. Формула n-го члена арифметической прогрессии.»
Конспект открытого урока по окружающему миру по программе А. А. Плешакова «Мир вокруг нас» в 1 «А» классе мбоу сош №2 п Чернянка...