Скачать 61.23 Kb.
|
Химический практикум в 9 классе Тема урока: Распознавание катионов и анионов. Цель урока: 1. Обобщить теоретические знания о качественных реакциях на катионы и анионы 2 Закрепить практические навыки по проведению качественных реакций. 3. Отработать навык составления уравнений реакций ионного обмена. 4. Соблюдение ПТБ работы с химическими реактивами. Форма урока: Практическая работа ОБОРУДОВАНИЕ реактивы хим. посуда проектор интернетресурсы таблица растворимости Девиз: «Единственный путь, ведущий к познанию, это- деятельность». Б. Шоу. Ход работы.
Для выполнения практической работы выдаются листы – инструкции, повышенной сложности(облегченный, повышенной сложности) с описанием проведения качественного определения катионов и анионов). Опыт №1 «Качественные реакции на сульфат – ион» Налейте в пробирку раствор сульфата натрия. По каплям добавляйте раствор хлорида бария. Объясняйте наблюдаемое. Составьте уравнения реакций ионного обмена. Na2SO4 + BaCl2 =BaSO4 + 2NaCl полное ионное уравнение_________________________________________________________________________ сокращенное ионное ур-ие_______________________________________________________________________ Вывод по опыту №1: Какое соединение может служить реактивом на распознание SO2-4 – сульфат – иона? Опыт №2 «Качественная реакция на хлорид – ион» Налейте в пробирку раствор хлорида калия. По каплям добавляйте раствор нитрата серебра. Объясните наблюдаемое. Составьте ур-е реакции ионного обмена. KCl + AgNO3 = …… + AgCl ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ Вывод по опыту №2: Какое соединение может служить реактивом на распознавание хлорид иона? Опыт №3 «Качественные реакции на карбонат-ион». Налейте в пробирку раствор карбоната натрия. По каплям добавляйте раствор соляной кислоты. Объясните наблюдаемое. Составьте уравнения реакции ионного обмена. Na2CO3 + HCl = …… + H2CO3 CO2 H2O __________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________ Вывод по опыту №3: Какое соединение может служить реактивом на распознавание CO2-3 - карбонат иона? После 1 части практической работы («Обнаружение анионов») демонстрируется видеосюжет «Качественное определение СО2-3, Cl-, SO42-« . С целью проверки правильности выполнения эксперимента. 2) Обнаружение катионов. Опыт №1 «Обнаружение катиона Al3+» Налейте в пробирку сульфат алюминия. По каплям добавляйте щелочь. Объясните наблюдаемое. Составьте уравнения реакции ионного обмена. Al2(SO4)3 + NaOH = Al(OH)3 + ……. ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ Вывод по опыту №1: Какое соединение может служить реактивом на распознавание Al3+ - катиона алюминия? Опыт №2 «Обнаружение катиона Fe2+. Налейте в пробирку сульфат железа (2). По каплям добавьте щелочь. Объясните наблюдаемое. Составьте уравнения реакции ионного обмена. FeSO4 + NaOH = Fe(OH)2 + ……… Вывод по опыту №2: Какое соединение может служить реактивом на распознавание Fe2+ катиона железа (2)? Опыт №3 «Обнаружение катиона Fe3+» Налейте в пробирку хлорида железа (3) . По каплям добавьте щелочь. Объясните наблюдаемое. Составьте уравнения реакции ионного обмена. FeCl3 + NaOH = Fe(OH)3 + ……… Вывод по опыту №3: Какое соединение может служить реактивом на распознавание Fe3+ катиона железа (3)? После 2 части практической работы («Обнаружение катионов») демонстрируется видеосюжет «Качественное определение Fе2+, Fe3 +, Al3+»
а) «Барий и его соединения» б) «Значение железа в клетках живых организмов» в) «Серебро и его соединения» г) « Биологическое значение галогенов» Значение железа – микроэлемента в клетках живых организмов. Роль железа в ж/д–ти живых организмов очень велика. Оно входит в состав гемоглобина крови, который осуществляет перенос кислорода от органов дыхания к другим органам и биологическим тканям. Окраску крови придают именно соединения железа. Если лишить железа растения и животных, то они изменяют свою окраску. Как человек бледнеет, когда не хватает гемоглобина в крови, так и растения, растущие при недостатке железа в почве, будет бледным или даже б/цвет. Поэтому соединения железа издавна применяют для лечения малокровия, при истощении, упадке сил. Для человека и животных источником железа служат растения. В зеленых овощах, таких, как шпинат, салат, капуста, железа много. Чем интенсивнее окрашены растения и животные, тем больше в них железа. Так, розовая вишня, содержит наполовину меньше железа, чем черная. Светло-зеленый капустный лист в шесть раз беднее железом, чем зеленый. В говядине железа больше, чем в телятине. Биологическое значение соединений галогенов. Когда мы покупаем в магазине зубные пасты, мы обращаем внимание на этикетки, где указывается содержание Химических элементов, в том числе – фтора, - конечно, не свободного, а его соединений. Благодаря этому важному компоненту, участвующему в построении зубной эмали и костей, предотвращается такое заболевание, как кариес зубов. Кроме того, фтор является необходимым элементом в процессе обмена веществ в железах, мышцах и нервных клетках. Хлор – х.э., без которого невозможно существование живых организмов. Основная форма его поступления в организм – это хлорид натрия (поваренная соль или галит). Он стимулирует обмен веществ, рост волос, придает бодрость и силу. Больше всего хлорида натрия содержится в плазме крови. Особую роль в пищеварении играют другие соединения хлора – соляная кислота, которая входит в состав желудочного сока. Без 0,2%-ной HCI практически превращается процесс переваривания пищи. И хотя почти все пищевые продукты содержат некоторое количество поваренной соли, человек должен добавлять к пище ежедневно около 20г. соли. Серебро и его соединения. Фамилия одного из самых запоминающих персонажей Ильфа и Петрова, Никифора Ляписа, ассоциируется обычно со словом «ляпсус». А ляпис – азотнокислое серебро – эта самая известная соль элемента №47. Первоначально, во время алхимиков, эту соль называли lapis infernalis? То в переводе с латыни на русский значит «адский камень». Ляпис обладает прижигающим и вяжущим действием. Взаимодействуя с белками тканей, он способствует образованию белковых солей – альбуминатов. Свойственно ему и бактерицидное действие – как и всякой растворимой соли серебра. Поэтому ляпис широко применяют не только в химических лабораториях, но и в медицинской практики. БАРИЙ И ЕГО СОЕДИНЕНИЯ Старинная арабская пословица говорит: «Все несчастья в жизни – от желудка. Действительно, желудочные заболевания причиняют много беспокойства медикам, а еще больше – некоторым их пациентам. Здесь врачам помогает барий. Его сернокислую соль применяют при диагностике желудочных заболеваний. BaSO4 смешивают с водой и дают проглотить пациенту. Сульфат бария непрозрачен для рентгеновских лучей, и поэтому те участки пищеварительного тракта, по которым идет «бариевая каша», остаются на экране темными. Так врач получает представление о форме желудка и кишок, определяет место, где может возникнуть язва. Сернокислый барий применяют в бумажной промышленности как наполнитель; качество бумаги во многом определяется ее весом, барит BaSO4 утяжеляет бумагу. Эта соль обязательно входит во все дорогие сорта бумаги. Кроме того, сульфат бария широко используется в производстве белой краски. В качестве домашнего задания учащимся предлагается заполнить кроссворд. 4) Кроссворд. 7
«Опыт никогда не ошибается, ошибаются ваши суждения, ожидая от него такого действия, которое не является следствием ваших экспериментов». Леонардо да Винчи. 6) Д/З. П.р. №8 стр.149. |
Химический состав клетки Образовательные: сформировать знания о роли химических элементов, воды, катионов, анионов, солей в жизнедеятельности клетки. Научить... | Урока: урок изучения нового материла. Методы Тема: Медь. Свойства меди: цвет, блеск, твердость, пластичность, теплопроводимость. Распознавание меди. Ее применение | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема урока: Распознавание глаголов 3-го лица и глаголов в неопределенной форме (на тся, ться) | Тема. Практические упражнения на распознавание падежей имён существительных единственного числа | ||
Разработка урока окружающего мира Класс : 1 Тема : Кто такие насекомые? Ууд (общеучебные – использование информационных источников, логические – распознавание представителей насекомых), регулятивные ууд... | Тема № Элементы философской антропологии Тема: Закрепление. Распознавание слов с безударной гласной, проверяемой ударением и безударной гласной, непроверяемой ударением.(русский... | ||
Тема: Распознавание частей речи и членов Наглядность: рисунки: печь с пирожками и яблонька с яблочками, поощри-тельные жетоны : снежинки, звезды | Влияние катионов gd на фоторефрактивные свойства стехиометрических монокристаллов инобата лития Игра викторина "Самый умный" проводилась среди учащихся 8 классов в рамках декады естественных наук | ||
Конспект урока Раздаточный материал Аналитическая записка по проведению урока Тема урока Урок начинается с постановки проблемы. Ответа на поставленный проблемный вопрос учащиеся на начальном этапе урока дать не могут.... | Ананина Виктория Тема: Закрепление. Распознавание слов с безударной гласной, проверяемой ударением и безударной гласной, непроверяемой ударением.(русский... | ||
Программа фрикономика/ Freakonomics Тема: Закрепление. Распознавание слов с безударной гласной, проверяемой ударением и безударной гласной, непроверяемой ударением.(русский... | 1. Что такое «теория кинодраматургии» Тема: Закрепление. Распознавание слов с безударной гласной, проверяемой ударением и безударной гласной, непроверяемой ударением.(русский... | ||
Информация о фильмах: Пять времен Тема: Закрепление. Распознавание слов с безударной гласной, проверяемой ударением и безударной гласной, непроверяемой ударением.(русский... | 2012 год Общеподготовительные действия Тема: Закрепление. Распознавание слов с безударной гласной, проверяемой ударением и безударной гласной, непроверяемой ударением.(русский... | ||
Стратегии научной популяризации сегодня Тема: Закрепление. Распознавание слов с безударной гласной, проверяемой ударением и безударной гласной, непроверяемой ударением.(русский... | Группа как объект управления Тема: Закрепление. Распознавание слов с безударной гласной, проверяемой ударением и безударной гласной, непроверяемой ударением.(русский... |