Вопросы учителя
| Предполагаемые ответы учащихся
|
- Посмотрите на запись, проанализируйте ее. Скажите, что интересного вы заметили в этих буквосочетаниях?
| - Есть похожие сочетания.
- Ться пишется с Ь, а -тся без Ь.
- Ся и -сь – это постфиксы.
|
- Пропишите по полстрочки этих буквосочетаний.
|
- Посмотрите на рисунок. Это лицо какого человека?
| - Радостного, веселого, доброго и т.д.
|
- Подберите слово с постфиксом -сь, которое соответствует настроению этого лица.
- Запишите его после постфикса.
| - Я улыбаюсь (смеюсь, радуюсь и т.д.)
|
- Запишите это же слово, употребив местоимение ты.
- Что нужно помнить при записи этих слов?
| - Ты улыбаешься (смеешься, радуешься и т.д.) - После Ш нужно писать Ь.
|
- Мне хочется, чтобы на сегодняшнем уроке у вас тоже было хорошее, рабочее настроение.
|
2. Введение в тему урока.
|
|
- Вы сказали, что -ся и -сь – это постфиксы. В словах какой изученной части речи они пишутся?
|
- В глаголах.
|
- Предположите, слова какой части речи мы будем сегодня изучать?
| - Глагол.
|
-Запишите на следующей строке тему урока Глаголы, точку пока не ставьте.
|
3. Изучение нового материала. Работа в парах.
|
- Работать вы будете в парах. Я сейчас раздам листочки. Вы внимательно прочитаете задание и будете его выполнять на этих же листочках. Договоритесь, кто из вас будет писать, а кто диктовать.
|
4. Анализ выполнения задания.
|
- На какие группы вы разделили все глаголы? (Слайды №1, 2)
| Н.ф. Сов. в. Несов. в
или
Н.ф. Ед.ч. Мн.ч.
|
- Что интересного заметили?
- Запишите, кто это еще не сделал, вопросы в своих листочках.
| - В глаголах н.ф. пишется Ь, в остальных глаголах не пишется.
- Глаголы на -тся стоят в форме 3-го лица.
- Глаголы в н.ф. отвечают на вопросы Что делать? Что сделать?
- Глаголы в 3-м лице отвечают на вопросы Что делает? Что сделает? Что делают? Что сделают?
|
- Скажите теперь, над какими же глаголами мы сегодня работаем?
- Допишем тему урока. (Слайд № 3)
- Что мы должны узнать на уроке? (Слайд №4)
| - Над глаголами на -тся, -ться.
- Когда в глаголе надо писать -тся, а когда
-ться.
|
- Сделаем вывод.
| - Если глагол стоит в неопределенной форме (отвечает на вопрос Что делать? Что сделать?), то Ь писать надо.
- Если глагол стоит в 3-м лице (отвечает на вопросы Что делает? Что сделает? Что делают? Что сделают?), то Ь не пишется.
|
- Запишите вывод на своих листочках.
- Проверим, правильный ли вывод мы сделали. (Диск К и М)
|
|
- Что же нужно делать, чтобы правильно писать глагол на -тся, -ться?
| - Задать вопрос.
|
- Дополните столбики своими примерами.
|
|
5. Закрепление.
|
Выполнение задания с диска. Дети работают на карточках, 1 ученик за компьютером.
|
6. Итог урока.
- Как вы считаете, решили мы поставленные задачи? (Вернуться к слайду №4)
- Как отличить глагол в н.ф. от глагола 3-го лица?
- Все ли было на уроке понятно?
- Какие были затруднения?
- Чем, на ваш взгляд, надо заняться на завтрашнем уроке?
- Какое настроение у вас после урока?
- Закончите записи в тетради после буквосочетаний -тся, -ться.
|
7. Домашнее задание.
Записать по 5 глаголов на -тся, -ться; с двумя из них составить и записать предложения.
|