Скачать 4.12 Mb.
|
СОДЕРЖАНИЕ Предисловие……………………………………………………………….. ВВЕДЕНИЕ 1. Что такое «теория кинодраматургии»....................................................... 1.1. Можно ли нарушать законы кинодраматургии…………………. 2. Чем конкретно занимается дисциплина «Теория кинодраматургии» ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ДРАМАТУРГИИ ФИЛЬМА. СИСТЕМА ИХ ВЗАИМОСВЯЗИ 1. Основные компоненты…..…………………………………………… 1.1. Система взаимосвязи драматургических компонентов ……… ДВИЖУЩЕЕСЯ ИЗОБРАЖЕНИЕ. КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЕГО СОЗДАНИЯ 1. Изображение ………………………………………………………….. 1.1. Кинематографические средства создания изображения 2. Движение………………………………………………………………. 2.1. Специфика движения в кино……………………………………. 2.2. Виды движения в кино…..……………………………………… 2.3. Характер кинематографического движения………………….. 3. Деталь. Ее функции в драматургии фильма………………………… 3.1. Драматургические функции детали……………………………. ЗВУЧАЩЕЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ 1. Звучащая речь…………………………………………………………. 1.1. Содержание речи………………………………………………… 1.2. Формы и виды звучащей речи в кино………………………… 1.3.О специфике звучащего слова в кино………………………….. 2. Способы построения звукозрительного образа ……………………. 2.1. Вертикальный монтаж…………………………………………… 2.2. Что такое «контрапункт»………………………………………… 2.3. Формы соотнесения изображения и звука в кино……………… 2.4. О сопряжении речи и изображения письменных реплик в сценарии…………………………………………………………………… 2.5. Драматургическая функция шумов и музыки…………………. КОМПОЗИЦИЯ 1. Роль композиции в драматургии фильма………………………........ 1.1.Что такое «композиция» …………………………………………… 2. Виды композиции …………………………………………………….. 2.1. Элементы структурной композиции…………………………… 2.2. Элементы сюжетной композиции …………………………….. 2.3. Американская теория сюжетной композиции……………131 2.4. Элементы сюжетно-линейной композиции…………………. .. 2.5. Элементы архитектоники………………………………………. 3. Функции разных видов композиции………………………………… СЮЖЕТ 1.Что такое «сюжет»…………………………………………………153 1.1. Образ целого…………………………………………………….. 1.2. Сюжет как форма образа………………………………………. 1.3. Что такое фабула ……………………………………………….. 2. Элементарные части сюжета……………………………………….. 2.1. Действие как первоэлемент сюжета…………………………… 2.2. Мотивировка…………………………………………………177 2.3. Перипетия……………………………………………………….. 2.4. Узнавание……………………………………………………….. 3. Драматургический конфликт ……………………………………198 3.1. Что такое «конфликт»?................................................................. 3.2. Роды драматургического конфликта…………………………… 3.3. Виды драматургических конфликтов…………………………… 3.4. Соотнесенность родов и видов конфликтов……………………. 4. Сюжетные мотивы и ситуации ……………………………………… 4.1. Что такое «мотив»?........................................................................ 4.2. Классификация сюжетов………………………………………… 4.3. Мотивы мифологические, фольклорные и религиозные……… 5. Образ, характер, личность человека в сценарии и фильме…………. 5.1. Образ и характер персонажа фильма…………………………….. 5.2. Личность………………………………………………………….. 6. Виды сюжета в кино………………………………………………….. 6.1. Роды литературные и виды сюжета в кино……………………. 6.2. Виды действий в кино…………………………………………… 6.3. Способы движения и способы связи действий в разных видах сюжетов кино……………………………………………………………. 6.4. Конфликты в разных видах киносюжета………………………. 6.5. Способы раскрытия личности в разных видах сюжета……….. 6.6. Время и пространство в видах киносюжета…………………… 6.7. Темп развития разных видов сюжета…………………………… 6.8. Фабула и сюжет: их взаимоотнесение в разных родах художественного кино…………………………………………………… 6.9. Синтетический сюжет…………………………………………… 7. Авторский фильм……………………………………………………… ЖАНР 1. Что такое «жанр» ……………………………………………………321 1.1. Жанр и виды сюжета, их соотнесение……………………….. 2. Основные жанры и их разновидности………..…………………… 3. Виды жанровых образований……………………………………….. 4. Жанр и стиль …………………………………………………………. ЭКРАНИЗАЦИЯ 1. Что такое «экранизация»……………………………………………… 2. Виды экранизаций…………………………………………………… 2.1. Пересказ-иллюстрация…………………………………………. 2.2. Новое прочтение………………………………………………… 2.3. Переложение…………………………………………………….. ИДЕЯ 1. Что такое «идея»……………………………………………………….. 2. Формы и виды идеи фильма………………………………………… 2.1. Идея-замысел……………………………………………………. 2.2. Идея, воплощенная в законченном фильме…………………… 2.3. Идея, какой ее воспринял зритель фильма……………………. 3. Художественная идея как дар………………………………………. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………… ПРЕДИСЛОВИЕ В основу предлагаемого учебника положен лекционный курс «Теория кинодраматургии», который в течение многих лет читался автором на сценарном и режиссерском факультетах ВГИКа. В книге использован почти тридцатилетний опыт автора в редактировании сценариев и фильмов на киностудии «Мосфильм»; опыт собственной сценарной работы, а также руководства сценарными мастерскими и аспирантами кафедры драматургии кино ВГИК. И, конечно же, автор постарался не забыть уроки его учителей — В.К. Туркина, И.В. Вайсфельда, Р.Н. Юренева. Их книги по истории и теории кино, а также классические труды С. Эйзенштейна, В. Пудовкина, Ю. Тынянова, В. Шкловского, работы современных исследователей — как отечественных, так и зарубежных, — все они имеют прямое отношение к определению основных законов драматургии фильма, излагаемых в учебнике. Главное положение, которым руководствовался автор при составлении данного учебника: драматургия фильма должна рассматриваться не просто как набор отдельных ее элементов, а как система компонентов, взаимосвязанных между собой по определенному принципу. Речь здесь идет прежде всего о драматургическом построении фильма, а не сценария. Потому что, хотя сценарий и закладывает основу драматургии фильма, но окончательно она формируется, как известно, только в ходе съемок картины и в процессе ее монтажа. Книга адресуется всем, кого интересуют вопросы драматургии кино. Но в первую очередь молодым кинематографистам, тем, кто еще учится или только начинает свою творческую деятельность. Книга предназначена быть учебником по вузовским дисциплинам «Теория кинодраматургии» и «Кинодраматургия». Поэтому она подчеркнуто структурирована — поделена на части, главы, разделы, параграфы и пункты, снабжена штрифтовыми выделениями и схемами. Кроме того, в ней содержится соответствующий аппарат: вопросы-задания по драматургии просматриваемых фильмов и примерный перечень последних, библиографический список литературы, в том числе для обязательного прорабатывания; список вопросов по проверке усвоенного материала. Лекционный курс изложен по необходимости сжато, местами чуть ли не конспективно: книга не может заменить прослушивание лекций, она должна служить приложением к ним. Цель, которой руководствовался автор при составлении учебника: сообщить опыт развития разных направлений кинодраматургии, что может дать возможность использования этого опыта, исходя из индивидуальных предпочтений творческой личности. Автор не старался избегать спорной постановки вопросов и проблематичности их решений. Нормативный характер профессиональных требований не должен выглядеть непреодолимым препятствием на пути осознанного отклонения от них. ВВЕДЕНИЕ 1. ЧТО ТАКОЕ «ТЕОРИЯ КИНОДРАМАТУРГИИ»? Т е о р и я к и н о д р а м а т у р г и и - это наука о законах построения сценария и фильма. |
Тема урока Основные понятия Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют | Моего реферата Что такое православный эволюционизм и как он оценивается православными креационистами? (К. Буфеев. Православное вероучение и теория... | ||
Тема : «Русь изначальная» Что такое «норманнская теория»? Приведите аргументы «за» и «против». На чем базируются современные последователи «норманистов»? | Календарно-тематическое планирование модуля «Светская этика» Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Что такое периодическое колебание? Каковы его характеристики? Что такое основная частота сложного колебания? | Что такое мировоззрение? ... | ||
Конспект урока по теме: «Алгоритмы» На прошлом уроке мы изучили, что такое алгоритм, исполнитель, ски, его свойства. Теперь напомните мне, что такое алгоритм… | Конспект урока по теме: «Алгоритмы» На прошлом уроке мы изучили, что такое алгоритм, исполнитель, ски, его свойства. Теперь напомните мне, что такое алгоритм… | ||
Ты и твоя семья Оборудование: материалы для интерактивной доски: «Зарядка для глаз», «Иллюстрированные страницы»; мультфильм «Что такое хорошо и... | Что такое хорошее образование, что такое качественное образование? Но преобладающей формой организации обучения в школе остается традиционный урок. Это определило тему статьи | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Что такое философия?: Х. Ортега-и-Гассет Что такое философия? (лек. 1—8) или как альтернатива | Ученик 9 ”Б” класса, Шандалов Дмитрий Научный В этой главе вы узнаете что такое импульс,удельный импульс, закон сохранения импульса,принцип реактивного движения, а также, что... | ||
Что такое болото? Что такое болото? В зависимости от состава растительного покрова ботаники делят болото на лесные, кустарниковые, кустарничковые,... | Темы вашего учебного проекта В данном проекте рассматривается что такое загрязнённые воды, какова роль и влияние загрязнений, какие существуют источники загрязнений,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... На прошлых уроках мы говорили о том, что такое программное обеспечение компьютера. Напомните, пожалуйста, что эта такое, какие виды... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Что такое философия? (на основе проработки текстов; см ниже). Соотношение философии, науки и искусства (Ж. Делез, Ф. Гваттари «Что... |