Раздел программы
| Программное содержание
| Характеристика деятельности учащихся (универсальные учебные умения и действия)
| Оборудование
|
Число и счёт –
6 часов
| Целые неотрицательные числа
Счёт сотнями в пределах 1000.
Десятичный состав трёхзначного числа. Названия и последовательность натуральных чисел от 100 до 1000. Запись трёхзначных чисел цифрами.
Сведения из истории математики: как появились числа, чем занимается арифметика.
Сравнение чисел. Запись результатов сравнения с помощью знаков > (больше) и < (меньше)
|
Называть любое следующее (предыдущее) при счёте число, а также любой отрезок натурального ряда чисел от 100 до 1000 в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа.
Сравнивать трёхзначные числа, используя способ поразрядного сравнения.
Различать знаки > и <.
Читать записи вида 256 < 512, 625 > 108. Упорядочивать числа (располагать их в порядке увеличении или уменьшения)
| Учебная презентация по теме урока.
Бусы для счёта 1000 Спектра.
Математический набор цифр и знаков
|
Арифметические действия в пределах 1000 –
82 часа
| Сложение и вычитание
Устные и письменные алгоритмы сложения и вычитания.
Проверка правильности вычислений разными способами
| Воспроизводить устные приёмы сложения и вычитания в случаях, сводимых к действиям в пределах 100. Вычислять сумму и разность чисел в пределах 1000, используя письменные алгоритмы.
Контролировать свою деятельность: проверять правильность вычислений на основе использования связи сложения и вычитания, а также используя прикидку результата, перестановку слагаемых, микрокалькулятор; осуществлять взаимопроверку
| Учебная презентация по теме урока.
Бусы для счёта 1000 Спектра.
Математический набор цифр и знаков.
Набор математических таблиц и алгоритмов для 3 класса
|
| Умножение и деление
Устные алгоритмы умножения и деления. Умножение и деление на 10 и на 100.
Умножение числа, запись которого оканчивается нулём, на однозначное число. Алгоритмы умножения двузначных и трёхзначных чисел на однозначное и на двузначное число. Нахождение однозначного частного (в том числе в случаях вида 832 : 416). Деление с остатком.
Деление на однозначное и на двузначное число
| Воспроизводить устные приёмы умножения и деления в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.
Вычислять произведение чисел в пределах 1000, используя письменные алгоритмы умножения на однозначное и на двузначное число.
Контролировать свою деятельность: проверять правильность вычислений на основе использования связи умножения и деления, а также применяя перестановку множителей, микрокалькулятор. Осуществлять взаимопроверку.
Подбирать частное способом проб.
Различать два вида деления (с остатком и без остатка).
Моделировать способ деления с остатком небольших чисел с помощью фишек. Называть компоненты деления с остатком (делимое, делитель, частное, остаток). Вычислять частное чисел в пределах 1000, используя письменные алгоритмы деления на однозначное и на двузначное число. Контролировать свою деятельность: проверять правильность вычислений на основе использования связи умножения и деления, а также микрокалькулятора; осуществлять взаимопроверку
|
Свойства умножения и деления
Сочетательное свойство умножения. Распределительное свойство умножения относительно сложения (вычитания)
| Формулировать сочетательное свойство умножения и использовать его при выполнении вычислений.
Формулировать правило умножения суммы (разности) на число и использовать его при выполнении вычислений
| Учебная презентация по теме урока.
Математический набор цифр, знаков и букв.
Набор математических таблиц и алгоритмов для 3 класса
|
| Числовые и буквенные выражения
Порядок выполнения действий в числовых выражениях без скобок, содержащих действия только одной ступени, разных ступеней. Порядок выполнения действий в выражениях со скобками.
Вычисление значений числовых выражений. Выражение с буквой. Вычисление значений буквенных выражений при заданных числовых значениях этих букв.
Примеры арифметических задач, содержащих буквенные данные. Запись решения в виде буквенных выражений
|
Анализировать числовое выражение с целью определения порядка выполнения действий.
Вычислять значения числовых выражений со скобками и без скобок, используя изученные правила.
Различать числовое и буквенное выражения.
Вычислять значения буквенных выражений.
Выбирать буквенное выражение для решения задачи из предложенных вариантов. Конструировать буквенное выражение, являющееся решением задачи
|
|
Величины –
18 часов
| Масса и вместимость
Масса и её единицы: килограмм, грамм. Обозначения: кг, г. Соотношение:
1 кг = 1000 г.
Вместимость и её единица — литр.
Обозначение: л. Сведения из истории математики: старинные русские единицы массы и вместимости: пуд, фунт, ведро, бочка
Вычисления с данными значениями массы и вместимости
|
Называть единицы массы. Выполнять практические работы: взвешивать предметы небольшой массы на чашечных весах, отмеривать с помощью литровой банки требуемое количество воды, сравнивать вместимость сосудов с помощью указанной мерки. Вычислять массу предметов и вместимость при решении учебных задач и упражнений
| Учебная презентация по теме урока.
Математический набор цифр, знаков и букв.
Набор математических таблиц и алгоритмов для 3 класса
Набор мер веса и весы.
|
Цена, количество, стоимость
Российские купюры: 500 р., 1000 р. Вычисления с использованием денежных единиц
| Вычислять цену, количество или стоимость товара, выполняя арифметические действия в пределах 1000
| Набор российских купюр.
|
Время и его измерение
Единицы времени: час, минута, секунда, сутки, неделя, год, век.
Обозначения: ч, мин, с. Соотношения:
1 ч = 60 мин, 1 мин = 60 с, 1 сутки = 24 ч, 1 век = 100 лет, 1 год =12 мес. Сведения из истории математики: возникновение названий месяцев года.
Вычисления с данными единицами времени
| Называть единицы времени.
Выполнять практическую работу: определять время по часам с точностью до часа, минуты, секунды.
Вычислять время в ходе решения практических и учебных задач
| Демонстрационные и раздаточные часы.
|
| Геометрические величины
Единицы длины: километр, миллиметр.
Обозначения: км, мм. Соотношения:
1 км = 1000 м, 1 см = 10 мм,
1 дм = 100 мм. Сведения из истории математики: старинные единицы длины (морская миля, верста). Длина ломаной и её вычисление
|
Называть единицы длины: километр, миллиметр.
Выполнять практическую работу: измерять размеры предметов с использованием разных единиц длины; выбирать единицу длины при выполнении различных измерений.
Вычислять длину ломаной
| Таблица мер длины, метровая линейка
|
Работа
с текстовыми задачами
| Текстовая арифметическая задача и её решение
Составные задачи, решаемые тремя действиями в различных комбинациях, в том числе содержащие разнообразные зависимости между величинами.
| Анализировать текст задачи с последующим планированием алгоритма её решения.
Устанавливать зависимости между величинами (ценой, количеством, стоимостью товара; числом предметов, нормой расхода материалов на один предмет, общим расходом материалов; объёмом работы, временем, производительностью труда). Выбирать арифметические действия и объяснять их выбор; определять число и порядок действий.
| Учебная презентация по теме урока.
Памятка для решения задач
|
| Примеры арифметических задач, имеющих несколько решений или не имеющих решения
| Воспроизводить способ решения задачи в разных формах (вопросно-ответная, комментирование выполняемых действий, связный устный рассказ о решении).
Исследовать задачу: устанавливать факт наличия нескольких решений задачи; на основе анализа данных задачи делать вывод об отсутствии её решения
|
|
Геометрические понятия – 12 часов
| Геометрические фигуры
Ломаная линия. Вершины и звенья ломаной, их пересчитывание. Обозначение ломаной буквами.
Замкнутая, незамкнутая, самопересека-ющаяся ломаная.
Построение ломаной с заданным числом вершин (звеньев) с помощью линейки. Понятие о прямой линии. Бесконечность прямой. Обозначение прямой. Проведение прямой через одну и через две точки с помощью линейки.
Взаимное расположение на плоскости отрезков, лучей, прямых, окружностей в различных комбинациях.
Деление окружности на 6 равных частей с помощью циркуля. Осевая симметрия: построение симметричных фигур на клетчатой бумаге. Деление окружности на 2, 4, 8 равных частей с использованием осевой симметрии
|
Характеризовать ломаную (вид ломаной, число её вершин, звеньев).
Читать обозначение ломаной.
Различать виды ломаных линий.
Конструировать ломаную линию по заданным условиям.
Различать: прямую и луч, прямую и отрезок.
Строить прямую с помощью линейки и обозначать её буквами латинского алфавита.
Воспроизводить способ деления окружности на 6 равных частей с помощью циркуля.
Воспроизводить способ построения точек, отрезков, лучей, прямых, ломаных, многоугольников, симметричных данным фигурам, на бумаге в клетку.
Воспроизводить способ деления окружности на 2, 4, 8 равных частей с помощью перегибания круга по его осям симметрии
| Учебная презентация по теме урока.
Набор чертёжных инструментов для начальной школы
|
Логико-математическая подготовка –
6 часов
| Логические понятия
Понятие о высказывании.
Верные и неверные высказывания.
Числовые равенства и неравенства как математические примеры верных и неверных высказываний.
Свойства числовых равенств и неравенств.
Несложные задачи логического характера, содержащие верные и неверные высказывания
|
Отличать высказывание от других предложений, не являющихся высказываниями.
Приводить примеры верных и неверных высказываний; предложений, не являющихся высказываниями.
Отличать числовое равенство от числового неравенства.
Приводить примеры верных и неверных числовых равенств и неравенств. Конструировать ход рассуждений при решении логических задач
| Учебная презентация по теме урока.
|
Работа
с информацией
| Представление и сбор информации
Учебные задачи, связанные со сбором и представлением информации. Получение необходимой информации из разных источников (учебника, справочника и др.). Считывание информации, представленной на схемах и в таблицах, а также на рисунках, иллюстрирующих отношения между числами (величинами). Использование разнообразных схем (в том числе графов) для решения учебных задач
|
Собирать, анализировать и фиксировать информацию, получаемую при счёте и измерении, а также из справочной литературы.
Выбирать необходимую для решения задач информацию из различных источников (рисунки, схемы, таблицы)
| Учебная презентация по теме урока.
|
Оценка достиже-ний планируемых результатов обу-чения – 11 часов
| Проверка уровня усвоения знаний
| Уметь применять изученные правила при решении практических задач.
Осуществлять самоконтроль
| Карточки с заданиями
|
Входная диагно-стика – 1 час
| Проверка сохранности знаний за период летних каникул
| Уметь применять изученные правила при решении практических задач.
Осуществлять самоконтроль
| Карточки с заданиями
|