Всероссийская науч





НазваниеВсероссийская науч
Дата публикации14.07.2014
Размер53.8 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Математика > Документы

Всероссийская научно-практическая конференция «Наша новая школа»,

секция «Мастерство учителя математики: проблемы, поиски, находки», 2010 – 11 уч.год


Технология РКМЧП

как средство формирования ключевых компетенций
Сыркина Елена Николаевна, учитель математики МОУ «Вертикосская СОШ»

Каргасокского района Томской области

e-mail: elena-syrkina@list.ru

У преподавателя математики – возможности самые широкие. Но если все отведенное на урок время он занудно натаскивает учеников на выполнение стандартных монотонных заданий, он убивает их интерес, тормозит их интеллектуальное развитие и – упускает дарованные ему возможности. Если же преподаватель бросает вызов любознательности учащихся и испытывает их способности, ставя задачи сообразные их уровню знаний, и к тому же помогает решать эти задачи с помощью наводящих вопросов, он может привить учащимся вкус к независимому мышлению и заложить его основы.

Поля, 1944, предисловие к первому изданию
В Концепции модернизации Российского образования подчеркивается: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, которые отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, развитым чувством ответственности за судьбу страны». Новая парадигма образования ориентирована на формирование потребностей в постоянном пополнении и обновлении знаний, совершенствовании умений и навыков, их закреплении и превращении в компетенции. Поэтому педагогу сегодня необходимо использовать в своей практике технологии, отвечающие современным требованиям. Одной из таких технологий является технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) – система стратегий, обучающих школьников мыслительным умениям, позволяющим эффективно работать с информацией, принимать осмысленные решения, решать повседневные проблемы и взаимодействовать с окружающим миром. Организуя процесс обучения, помогая ученику приобретать знания в совместно создаваемых условиях, учитель, применяющий

технологию РКМЧП, моделирует такую образовательную среду, которая впоследствии самостоятельно воспроизводится учеником за рамками школьных занятий, поскольку он (ученик) не только научается получать знания и овладевать умениями в любом месте, в любое время, но и научается использовать полученные знания при решении конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций.

В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трёх этапов (стадий) – «вызов», «осмысление», «рефлексия». Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приёмов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретённых знаний.

Фрагмент урока математики, разработанного мною по технологии развития критического мышления через чтение и письмо, показывает, на мой взгляд, достоинства данной технологии. Урок проводится в 6 классе, тема урока – «Длина окружности». Тема урока не озвучена, её предстоит определить самим учащимся. Для этого на первой стадии урока – стадии вызова, стадии самостоятельной актуализации имеющихся знаний и смыслов по теме, активизации познавательной активности в связи с изучаемой темой, - показываю ученикам набор изображений: обруч, цирковая арена, монета, циркуль и портрет Архимеда. Прошу ребят высказать предположения о теме урока и аргументировать свой ответ. Как правило, ребята легко справляются с поставленной задачей, называя тему урока ­­­­– «Круг». (Применяя технологию РКМЧП, учителю надо быть готовым к тому, чтобы принять любые вопросы и версии детей). Я предвидела такой ответ своих учеников и поэтому не тороплюсь их поправлять. На доске центральное место занимает вопрос – что я знаю о круге? Ребята пока не знают, что число букв в каждом слове поможет им в дальнейшем запомнить числовое значение числа π. А пока каждому из них в
течение 1-2 минут предстоит ответить на поставленный вопрос, вспомнив все, что уже известно по изучаемой теме, записать это в виде ключевых слов

(прием «Ключевые слова»), затем поделиться написанным в паре или в группе, составив всей группой список ключевых слов. На обсуждение не более трех минут. Далее каждая группа по кругу спешит озвучить результат своей работы, называя какое-то одно понятие или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного. Как показывает опыт, одним из ключевых слов обязательно будет названо слово «окружность». С целью актуализации имеющегося опыта и знаний по теме «Окружность», использую прием «Верно – неверно», который провожу в виде игры в крестики–нолики. Предлагаю ученикам из предложенных утверждений выбрать верные и неверные. Например: диаметр окружности равен двум радиусам; любая хорда является диаметром; окружность – граница круга; если диаметр окружности равен 50,6 дм, то её радиус равен 25,3 см, и т.д. Прочитав первое утверждение, каждый ставит значок ( х – верно, 0 – неверно) в первую клетку, прочитав второе – во вторую, и т.д., до девятой. Таким образом, заполняются все клетки. Затем задаю вопрос: «Кто выиграл: крестики или нолики?» Проверку осуществляю с помощью электронной презентации.

Благодаря стадии вызова учащиеся определяют не только уровень собственных знаний, но и формируют запрос на получение новой информации. Для этого предлагаю каждой группе решить следующие задачи:

  • Вам необходимо измерить длину бордюра круглой формы (для другой группы - длину цирковой арены). Как это можно сделать?

  • Вам необходимо измерить длину экватора (траектории спутника Земли) Как это можно сделать?

Решение первой задачи находится учениками быстро – при помощи веревки, которую потом надо распрямить и измерить линейкой. Одна из групп предложила использовать рулетку. А вот вторая задача подвела ребят к выводу о необходимости получения формулы для вычисления длины окружности. И только теперь, я прошу ребят уточнить тему урока и сформулировать его цель.
Следующий этап урока - стадия осмысления содержания, организация активной работы с информацией, самостоятельное сопоставление изученного материала с уже известными данными, мнениями, переживание эффекта приобретения - своеобразная поддержка для развития мыслительных навыков, фаза непосредственной работы с текстом. Сначала, выполняя практическую работу, а затем, работая с информационным текстом (прием «Инсерт»), учащиеся выводят формулу для вычисления длины окружности. Из текста ребята находят подтверждение своей гипотезы, что слова циркуль и цирк произошли от одного и того же слова, латинского слова ««circuluscurculus»» - круг. Сам по себе отпал вопрос, который был задан ими в начале урока и записан на доске: причем тут Архимед? Стало понятным и значение вопроса «что я знаю о круге?»

Завершающая стадия урока – рефлексия, самостоятельная систематизация нового материала, «встраивание» нового опыта, новых знаний в систему личностных смыслов. На этом этапе ученикам было предложено решить много интересных задач. Например: вообразите, что земной шар плотно обтянут по экватору стальной проволокой. Сможет ли между землей и проволокой проскочить мышь, если длину проволоки увеличить на 1 м? Ребята сначала высказали свои предположения, а потом, решив задачу, получили неожиданный ответ – сможет проскочить не только мышь, но и кот (ответ: зазор =16 см). В конце урока учащимся предстояло закончить предложение или предложения на выбор:

  1. На уроке я понял…

  2. Я узнал, что …

  3. Для меня было неожиданным …

  4. Оказывается, до наших дней …

  5. Теперь я…

Применение технологии критического мышления позволило мне решить следующие задачи урока:

    • формировать навыки целеполагания (учебно-познавательная компетенция),

    • формировать культуру сотрудничества (коммуникативная компетенция),

    • формировать культуру работы с информацией (информационная компетенция),

    • формировать навыки самообразования (ценностно-ориентированная компетенция).

Ценность технологии РКМЧП очевидна. Применение данной технологии повышает мотивацию к обучению, позволяет формировать ключевые компетенции.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Всероссийская науч icon8. Вопросы киноискусства социалистических стран: Сб науч трудов /...
Актуальные проблемы зарубежного кино: Сб науч трудов / Редкол.: Л. М. Будяк и др. М.: Ниитик, 1979. 168 с
Всероссийская науч icon«Интернет в профессиональном развитии учителя»
Р 44 Ресурсы Интернета для профессионального развития учителя [Текст] : веблиогр и библиогр материалы / гук «Самар обл универс науч...
Всероссийская науч iconПрофессиональное развитие коллектива
Профессиональное развитие коллектива. Формы и методы повышения квалификации : метод матер. /Гук «Псков обл универс науч б-ка; [ сост....
Всероссийская науч iconНаучно-методический отдел Платные услуги в муниципальных библиотеках...
П 37 Платные услуги в муниципальных библиотеках: методическое пособие практику /Владим обл универсал науч б-ка им. М. Горького, Науч-метод...
Всероссийская науч iconН. А. Почешхов / Науч ред. Э. А. Шеуджен. Майкоп: Изд-во агу, 2006. С. 7-37
Почешхов Н. А. Гражданская война на Кубани 1917-1921 гг. Проблемы теории и методологии / Н. А. Почешхов / Науч ред. Э. А. Шеуджен....
Всероссийская науч iconЛитературные премии и конкурсы 2011 года
Литературные премии и конкурсы 2011 года : информ обзор [Текст] / гбук «Самар обл универс науч б-ка», Информ библиогр отдел; Сектор...
Всероссийская науч iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы развития искусства балета и хореографического образования». Москва,...
Всероссийская науч iconВсероссийская научно-практическая интернет-конференция «Новые образовательные...
Всероссийская научно-практическая интернет-конференция Новые образовательные технологии: опыт, проблемы, перспективы
Всероссийская науч iconНауч обесп трен пр. 32 Логинова М. Н

Всероссийская науч icon[Текст] / Науч метод центр медиации и права; [сост. Ц. Шамликашвили,...
Азбука медиации [Текст] / Науч метод центр медиации и права; [сост. Ц. Шамликашвили, С. Ташевский]. Москва : Межрегиональный центр...
Всероссийская науч iconIv всероссийская конференция
Цели и задачи изучения темы
Всероссийская науч iconВсероссийская студенческая компьютерная олимпиада по основам технологии приборостроения

Всероссийская науч iconВсероссийская олимпиада школьников по английскому языку 2010-11 год

Всероссийская науч iconВсероссийская олимпиада школьников по английскому языку 2010-11 год

Всероссийская науч iconПроекта
Всероссийская дистанционная конференция «Проектная деятельность в образовательном учреждении»
Всероссийская науч iconПриказ №134 «Об утверждении перечня общеобразовательных предметов,...
Министерства образования и науки Российской Федерации от 02. 12. 2009 №695, приказом Министерства образования и науки Российской...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск