Пояснительная записка
Рабочая программа по математике разработана на основе:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения). Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010. №1897
Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).
Фундаментальное ядро содержания общего образования /Под ред. В.В.Козлова, А.М.Кондакова. – М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).
Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).
Программа развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования. – М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).
Данная программа рассчитана на 3 часа алгебры в неделю (102 часа в год) и разработана для учебника Муравина Г.К., Муравина К.С.,Муравиной О.В. Алгебра. 9 класс. Учебник. – М.: Дрофа, 2011.
Обучение математике является важнейшей составляющей основного общего образования и призвано развивать логическое мышление и математическую интуицию учащихся, обеспечить овладение учащимися умениями в решении различных практических и межпредметных задач. Математика входит в предметную область «Математика и информатика».
Основными целями курса математики для 5-9 классов в соответствии с Федеральным образовательным стандартом основного общего образования являются: «осознание значения математики … в повседневной жизни человека; формирование представлений о социальных, культурных и исторических факторах становления математической науки; формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления» (1, с.14).
Усвоенные в курсе математики основной школы знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин в основной и старшей школе, но и для решения практических задач в повседневной жизни.
При разработке учебников авторы дополнительно ставили перед собой следующие цели: развитие личности школьника средствами математики, подготовка его к продолжению обучения и к самореализации в современном обществе.
Достижение перечисленных целей предполагает решение следующих задач:
– формирование мотивации изучения математики, готовности и способности учащихся к саморазвитию, личностному самоопределению, построению индивидуальной траектории в изучении предмета;
– формирование у учащихся способности к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий;
– формирование специфических для математики стилей мышления, необходимых для полноценного функционирования в современном обществе, в частности, логического, алгоритмического и эвристического;
– освоение в ходе изучения математики специфических видов деятельности, таких как построение математических моделей, выполнение инструментальных вычислений, овладение символическим языком предмета и др.;
– формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, использовать компьютерные программы, Интернет при ее обработке;
– овладение учащимися математическим языком и аппаратом как средством описания и исследования явлений окружающего мира;
– овладение системой математических знаний, умений и навыков, необходимых для решения задач повседневной жизни, изучения смежных дисциплин и продолжения образования;
– формирование научного мировоззрения;
– воспитание отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Учебно – тематический план
№ п/п
| Тематический блок
| Кол – во часов
| 1
| Неравенства
| 23
| 2
| Квадратичная функция
| 23
| 3
| Корни n-ой степени
| 13
| 4
| Прогрессии
| 21
| 5
| Элементы теории вероятностей и статистики
| 7
| 6
| Повторение
| 15
|
| Итого:
| 102
|
Календарно – тематический план
№ п/п
| Наименование раздела, общее количество часов
| Тема урока, вид урока
| Кол – во часов
| Дата
| план
| факт
| 1
|
Неравенства (23 ч.)
| Общие свойства неравенств Урок – лекция
| 1
|
|
| 2
| Общие свойства неравенств Комбинированный урок
| 1
|
|
| 3
| Общие свойства неравенств Урок – практикум
| 1
|
|
| 4
| Свойства неравенств, обе части которых неотрицательны Урок – лекция
| 1
|
|
| 5
| Свойства неравенств, обе части которых неотрицательны Комбинированный урок
| 1
|
|
| 6
| Свойства неравенств, обе части которых неотрицательны Урок – практикум
| 1
|
|
| 7
| Контрольная работа №1 Урок контроля
| 1
|
|
| 8
| Границы значений величин. Урок – лекция
| 1
|
|
| 9
| Границы значений величин. Урок – практикум
| 1
|
|
| 10
| Абсолютная и относительная погрешности приближения Урок – лекция
| 1
|
|
| 11
| Абсолютная и относительная погрешности приближения Урок – практикум
| 1
|
|
| 12
| Практические приёмы приближённых вычислений Урок – лекция
| 1
|
|
| 13
| Практические приёмы приближённых вычислений Урок – практикум
| 1
|
|
| 14
| Контрольная работа №2 Урок контроля
| 1
|
|
| 15
| Линейные неравенства с одной переменной. Урок – лекция
| 1
|
|
| 16
| Линейные неравенства с одной переменной. Комбинированный урок
| 1
|
|
| 17
| Линейные неравенства с одной переменной. Урок – практикум
| 1
|
|
| 18
| Системы линейных неравенств с одной переменной Урок – лекция
| 1
|
|
| 19
| Системы линейных неравенств с одной переменной Комбинированный урок
| 1
|
|
| 20
| Системы линейных неравенств с одной переменной Урок – практикум
| 1
|
|
| 21
| Решение неравенств методом интервалов Урок – лекция
| 1
|
|
| 22
| Решение неравенств методом интервалов Урок – практикум
| 1
|
|
| 23
| Контрольная работа №3 Урок контроля
| 1
|
|
| 24
|
Квадратичная функция (23 ч.)
| Квадратные уравнения и уравнения, сводимые к квадратным. Урок – лекция
| 1
|
|
| 25
| Квадратные уравнения и уравнения, сводимые к квадратным. Урок – практикум
| 1
|
|
| 26
| Целые корни многочленов с целыми коэффициентами Урок – лекция
| 1
|
|
| 27
| Целые корни многочленов с целыми коэффициентами Урок – практикум
| 1
|
|
| 28
| Теорема Безу и следствие из неё. Урок – лекция
| 1
|
|
| 29
| Теорема Безу и следствие из неё. Урок – практикум
| 1
|
|
| 30
| Разложение квадратного трехчлена на множители. Урок – лекция
| 1
|
|
| 31
| Разложение квадратного трехчлена на множители. Урок – практикум
| 1
|
|
| 32
| Контрольная работа №4 Урок контроля
| 1
|
|
| 33
| График функции у=а Урок – исследование
| 1
|
|
| 34
| График функции у=а Урок – практикум
| 1
|
|
| 35
| График функции у=а+ вх +с.Урок – исследование
| 1
|
|
| 36
| График функции у=а+ вх +с. Комбинированный урок
| 1
|
|
| 37
| График функции у=а+ вх +с. Урок – практикум
| 1
|
|
| 38
| График функции у=а+ вх +с. Урок – практикум
| 1
|
|
| 39
| Исследование квадратичного трёхчлена. Урок – лекция
| 1
|
|
| 40
| Исследование квадратичного трёхчлена. Урок – практикум
| 1
|
|
| 41
| Графическое решение уравнений и их систем. Урок – лекция
| 1
|
|
| 42
| Графическое решение уравнений и их систем. Урок – практикум
| 1
|
|
| 43
| Парабола и гипербола как геометрические места точек. Урок – лекция
| 1
|
|
| 44
| Парабола и гипербола как геометрические места точек. Урок – практикум
| 1
|
|
| 45
| Эллипс. Урок – беседа
| 1
|
|
| 46
| Контрольная работа №5 Урок контроля
| 1
|
|
| 47
| Корни n-ой степени
(13 ч.)
| Функция у = Урок – исследование
| 1
|
|
| 48
| Функция у = Урок – исследование
| 1
|
|
| 49
| Функция у = Комбинированный урок
| 1
|
|
| 50
| Функция у = Урок – практикум
| 1
|
|
| 51
| Понятие корня n –й степени Урок – лекция
| 1
|
|
| 52
| Понятие корня n –й степени Комбинированный урок
| 1
|
|
| 53
| Понятие корня n –й степени Урок – практикум
| 1
|
|
| 54
| Функция у = и её график Урок – лекция
| 1
|
|
| 55
| Функция у = и её график Урок – практикум
| 1
|
|
| 56
| Свойства арифметических корней Урок – лекция
| 1
|
|
| 57
| Свойства арифметических корней Комбинированный урок
| 1
|
|
| 58
| Свойства арифметических корней Урок – практикум
| 1
|
|
| 59
| Контрольная работа №6 Урок контроля
| 1
|
|
| 60
|
Прогрессии (21 ч.)
| Последовательности и функции Урок – лекция
| 1
|
|
| 61
| Последовательности и функции Комбинированный урок
| 1
|
|
| 62
| Последовательности и функции Урок – практикум
| 1
|
|
| 63
| Последовательности и функции Урок – практикум
| 1
|
|
| 64
| Рекуррентные последовательности Урок – лекция
| 1
|
|
| 65
| Рекуррентные последовательности Урок – практикум
| 1
|
|
| 66
| Определение прогрессий Урок – лекция
| 1
|
|
| 67
| Определение прогрессий Урок – практикум
| 1
|
|
| 68
| Формула n – го члена прогрессии Урок – лекция
| 1
|
|
| 69
| Формула n – го члена прогрессии Комбинированный урок
| 1
|
|
| 70
| Формула n – го члена прогрессии Урок – практикум
| 1
|
|
| 71
| Контрольная работа №7 Урок контроля
| 1
|
|
| 72
| Сумма первых n членов прогрессии Урок – лекция
| 1
|
|
| 73
| Сумма первых n членов прогрессии Комбинированный урок
| 1
|
|
| 74
| Сумма первых n членов прогрессии Комбинированный урок
| 1
|
|
| 75
| Сумма первых n членов прогрессии Урок – практикум
| 1
|
|
| 76
| Сумма первых n членов прогрессии Урок – практикум
| 1
|
|
| 77
| Сумма бесконечной геометрической прогрессии при <1 Урок – лекция
| 1
|
|
| 78
| Сумма бесконечной геометрической прогрессии при <1 Комбинированный урок
| 1
|
|
| 79
| Сумма бесконечной геометрической прогрессии при <1 Урок – практикум
| 1
|
|
| 80
| Контрольная работа №8 Урок контроля
| 1
|
|
| 81
| Элементы теории вероятностей и статистики (7 ч.)
| Вероятность суммы и произведения событий Урок – лекция
| 1
|
|
| 82
| Вероятность суммы и произведения событий Комбинированный урок
| 1
|
|
| 83
| Вероятность суммы и произведения событий Урок – практикум
| 1
|
|
| 84
| Понятие о статистике Урок – лекция
| 1
|
|
| 85
| Понятие о статистике Комбинированный урок
| 1
|
|
| 86
| Понятие о статистике Урок – практикум
| 1
|
|
| 87
| Контрольная работа №9 Урок контроля
| 1
|
|
| 88
| Повторение (15 ч.)
| Выражения Урок – практикум
| 1
|
|
| 89
| Выражения Урок – практикум
| 1
|
|
| 90
| Тождества Урок – практикум
| 1
|
|
| 91
| Тождества Урок – практикум
| 1
|
|
| 92
| Тождества Урок – практикум
| 1
|
|
| 93
| Уравнения Урок – практикум
| 1
|
|
| 94
| Уравнения Урок – практикум
| 1
|
|
| 95
| Уравнения Урок – практикум
| 1
|
|
| 96
| Неравенства Урок – практикум
| 1
|
|
| 97
| Неравенства Урок – практикум
| 1
|
|
| 98
| Неравенства Урок – практикум
| 1
|
|
| 99
| Функции и графики Урок – практикум
| 1
|
|
| 100
| Функции и графики Урок – практикум
| 1
|
|
| 101
| Функции и графики Урок – практикум
| 1
|
|
| 102
| Итоговая контрольная работа Урок контроля
| 1
|
|
|
Требования к уровню подготовки учащихся
знать/понимать:
существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
уметь:
Арифметика
выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты — в виде дроби и дробь — в виде процентов; записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки;
выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и действительные числа; находить в не сложных случаях значения степеней с целыми показателями и корней; находить значения числовых выражений;
округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;
пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
решения несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов;
интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений;
Алгебра
составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
выполнять основные действия со степенями с целыми показателя ми, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и не сложные нелинейные системы;
решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
изображать числа точками на координатной прямой;
определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы не скольких первых членов;
находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
описывать свойства изученных функций, строить их графики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
моделирования практических ситуаций и исследовании построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами;
Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей
проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов, а также с использованием правила умножения;
вычислять средние значения результатов измерений;
находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;
находить вероятности случайных событий в простейших случаях;
Список литературы
Для учителя:
Рабочая программа курса математики для 5-9 классов общеобразовательных учреждений / Сост. О.В.Муравина.– М.: Дрофа, 2011.
Муравин Г.К., Муравин К.С.,Муравина О.В. Алгебра. 9 класс. Учебник. – М.: Дрофа, 2011.
Муравин Г.К., Муравина О.В. Алгебра. 9 класс. Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2009.
Для учащихся:
Муравин Г.К., Муравин К.С.,Муравина О.В. Алгебра. 9 класс. Учебник. – М.: Дрофа, 2011.
Башмаков М.И. Математика в кармане «Кенгуру». Международные олимпиады школьников. – М.: Дрофа, 2011.
Звавич Л.И., Рязановский А.Р. Алгебра в таблицах. 7-11 классы. Справочное пособие. – М.: Дрофа, 2011.
Коликов А.Ф., Коликов А.В. Изобретательность в вычислениях. – М.: Дрофа, 2009.
Математика в формулах. 5-11 классы. Справочное пособие. – М.: Дрофа, 2011.
Петров В.А. Математика. 5-11 классы. Прикладные задачи. – М.: Дрофа, 2010.
Шарыгин И.Ф. Уроки дедушки Гаврилы, или Развивающие каникулы. – М.: Дрофа, 2010.
Фенько Л.М. Метод интервалов в решении неравенств и исследовании функций. 8-11 классы. Учебное пособие. – М.: Дрофа, 2009.
Шабанова М.В. и др. Тождественные преобразования выражений. 8-9 классы. Учебное пособие. – М.: Дрофа, 2009.
Пояснительная записка
Статус документа
Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Государственного стандарта (Федеральный компонент ГОС, 2004г.). За основу взята примерная программа по математике («Сборник нормативных документов. Математика.»/ сост.: Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М: Дрофа, 2006г.).
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение геометрии в 9 классе отводится не менее 68 часов из расчета 2 ч в неделю.
Количество учебных часов:
В год – 68 часов (2 часа в неделю, всего 68 часов)
В том числе:
Контрольных работ - 6
Изучение геометрии в 9 классе направлено на достижение следующих целей:
• овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
• интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
• формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
• воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
|