Урок в 10-м классе по теме «Решение тригонометрических уравнений»





Скачать 94.04 Kb.
НазваниеУрок в 10-м классе по теме «Решение тригонометрических уравнений»
Дата публикации18.07.2014
Размер94.04 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Математика > Урок
Урок в 10-м классе по теме

«Решение тригонометрических уравнений»
«Приобретать знания – храбрость,

приумножать их – мудрость,

а умело применять – великое искусство»

(Восточная мудрость)

Цели и задачи урока:

1) повторить основные формулы и методы решения тригонометрических уравнений;

2) закрепить умения и навыки решения тригонометрических уравнений общими и специальными методами;

3) познакомить учащихся с новым методом решения уравнений;

4) развивать у учащихся ключевые компетенции.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, презентация.
Ход урока:
I Организующее начало урока

– Сегодня у нас не совсем обычный урок. У нас присутствуют гости, и я надеюсь, что мы не разочаруем.

И начать урок мне хочется тоже не совсем обычно.

Слайд 1 – Французский математик и физик Паскаль говорил:

«Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случаев делать его намного занимательным.»

Я решила начать последовать совету Паскаля и предложить вам разгадать такой ребус

Слайд 2



– Как вы думаете, почему я предложила вам расшифровать такое слово? Что оно означает?

Слайд 3 «Тригонометрия» происходит от греческого слова τριγουο треугольник и греческого μετρειν измерять, т.е. означает измерение треугольников. Тригонометрия – это раздел математики, в котором изучаются тригонометрические функции и их приложения к геометрии.

– Одной из наиболее важных тем тригонометрии является решение тригонометрических уравнений, с которыми мы познакомились в этом учебном году. Эта тема очень актуальна и важна, т.к. входит в вопросы переводного экзамена в 10 кл. и широко представлена на ЕГЭ в 11 кл.

Итак, тема сегодняшнего урока «Решение тригонометрических уравнений».
II Актуализация знаний

Слайд 4 «Решение тригонометрических уравнений»

Слайд 5 Восточная мудрость гласит: «Приобретать знания – храбрость, приумножать их – мудрость, а умело применять – великое искусство»

Какие-то знания по теме «Тригонометрические уравнения» мы уже приобрели, приумножать знания – никогда не поздно, поэтому и на сегодняшнем уроке будем мудрыми, и еще раз посмотрим, насколько умело мы применяем наши знания.

Чтобы решить любое тригонометрическое уравнение, что необходимо знать?

Общие формулы решения простейших тригонометрических уравнений.

– Какие простейшие тригонометрические уравнения вы знаете?

sin x = a, cos x = a, tg x = a, ctg x = a.

– Вспомните общие формулы их решений.

Слайд 6 Простейшие тригонометрические уравнения sin x = a, cos x = a

– Что надо помнить при решении таких уравнений?

Частные случаи (Слайд 7)

Слайд 8 Уравнения вида tg x = a и ctg x = a.

– Проверим, насколько хорошо мы умеем решать простейшие тригонометрические уравнения.

Укажите общую формулу, по которой находятся все корни уравнения (Слайд 9). (Для удобства – задания на листах на каждом столе)

Вариант I

1)

А) ,

Б) ,

В) Корней нет,

Г) ,

Д) .

Ответ: А), Г)

2)

А) ,

Б) ,

В) ,

Г) Корней нет,

Д) .

Ответ: В).

Вариант II

1)

А) ,

Б) ,

В) ,

Г) ,

Д)

Ответ: В).

2)

А) ,

Б)

В)

Г) ,

Д) .

Ответ: А), В).

Слайд 10 Проверьте себя! (указаны правильные ответы).

– Поднимите руку, кто не допустил ни одной ошибки.
III Основная часть урока

– Решение простейших уравнений мы вспомнили, можно приступать к решению более сложных уравнений.

Вспомним, какие методы тригонометрических уравнений мы знаем.

Наверное, надо начать с общих методов:

– разложение на множители,

– метод введения новой переменной,

– графический метод,

– функциональный (применение свойств функций).

К специальным методам относятся:

– применение формул тригонометрии,

– метод вспомогательного аргумента,

– метод универсальной подстановки.

Перед каждым учеником лежит лист, на котором записано 15 уравнений.

Будем работать над решением этих уравнений. Некоторые решим устно, более сложные – письменно.

Слайд 11

1. .

– Метод?

Введение новой переменной (у = sin х)

Слайд 12

2.

Сведение к квадратному уравнению относительно cos x



Слайд 13

3.

Применение формул тригонометрии, разложение на множители





Слайд 14

4.

Сведение к одноименным функциям, сведение к квадратному уравнению



Слайд 15

5.

– Как называется такое уравнение и как его решить?

Однородное II степени

: cos2 x 0

Сведение квадратному уравнению относительно tg.

Слайд 16

6.

– Как удобно решить такое уравнение?

С помощью метода вспомогательного аргумента







– Вернемся к нашему уравнению (Слайд 17)









Чему равен ?



Слайд 18

7.

Использование свойства ограниченности функций

I слагаемое 2, II слагаемое 4, следовательно, сумма 6, т.е. корней нет.

8. Укажите число корней уравнения на промежутке [0; 2π]
– Какой метод решения удобно использовать?

Графический

– А теперь решим следующие уравнения письменно (сразу 2 человека на боковых досках)

9.

Упростим левую часть уравнения:



,







– посторонний корень



10.







– решений нет, т.к.





.

– Внимательно посмотрите на уравнение №11.



Можете ли вы сейчас предложить метод его решения? В чем заключается проблема его решения?

В левой и правой частях этого уравнения находятся функции, имеющие различную природу.

– Такие уравнения решаются особым методом – «Методом мажорант», с которым вас познакомит ваш одноклассник.

Выступление ученика

Слайд 19

Для решения задач повышенной сложности в алгебре используются нестандартные методы решения.

Один из таких методов – метод МАЖОРАНТ.

Уметь решать задачи методом мажорант важно для более глубинного познания математики.

Очень удобно применять метод МАЖОРАНТ при решении нестанадартных уравнений, в левой и правой частях которых, находятся функции, имеющие различную природу.

Метод МАЖОРАНТ часто называют методом математической оценки или методом «mini-max».

Слайд 20

Термин «мажоранта» происходит от французского слова «majorante», от «majorer» — объявлять большим.

Мажорантой функции f(х) на множестве Р называется такое число М, что либо f(х) ≤ М для всех х є Р, либо f(х) ≥ М для всех х є Р.

Многие известные нам функции имеют мажоранты.

Слайд 21

Функции, имеющие мажоранты

тригонометрические функции

Пример 1: f(x)= sin x.

-1 ≤ sin x ≤ 1.

М = –1, М =1



Пример 2:

f(x)= cos x

-1 ≤ cos x ≤ 1.

М = –1, М= 1


Слайд 22

квадратичные функции
Пример 3:

f(x)= ах2 + bx + с

(m, n) – координаты вершины параболы n = f(m).

Мажоранта квадратичной функции - ордината вершины М = n.

М = (4ас–b2) / 4а.




Слайд 23

пример 4: f(x)= |x|

по определению |x| ≥ 0

М= 0



Слайд 24

Пример 5.

М=0



Слайд 25

2. Метод мажорант
Пусть мы имеем уравнение

и существует такое число М, что для любого Х из области определения функций f(x) и g(x)

Имеем: и (или наоборот)

Тогда уравнение эквивалентно системе



Слайд 26

Пример



Оценим левую и правую части уравнения:









Равенство будет выполняться, если обе части =4



Слайд 27

Решим первое уравнение системы:











Проверим, является ли найденное число корнем второго уравнения системы:







4 + 0 = 4

4 = 4 – верно

Ответ:
– Посмотрите, какие еще уравнения можно решить этим же методом?

Уравнения№12 и №15

12. (один ученик решает на доске с полным объяснением)















4х – 3 = 0



Подставим найденное число в I уравнение

=> – корень уравнения
IV Постановка домашнего заданя

Уравнения №13, 14, 15 – ваше домашнее задание.
13.
14.

15.
V Рефлексия

При подведении итога урока мне хочется задать вам один вопрос: что бы вы посоветовали ученику, который только начинает учиться решать тригонометрические уравнения?

Начните свои советы со слов: «Помни, что…»

И в конце нашего урока хочу обратить ваше внимание на такие слова Станислава Коваля «Уравнениеэто золотой ключ, открывающий все математические сезамы» (Слайд 28)
Спасибо за урок!
А-10

Решение тригонометрических уравнений

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8. Укажите число корней уравнения на промежутке [0; 2π]


9.
10.
11.
12.
13.
14.

15.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок в 10-м классе по теме «Решение тригонометрических уравнений» iconКонспект урока на обобщающее повторение алгебры в 11 классе по теме...
Повторение и обобщение знаний учащихся по теме «Решение тригонометрических уравнений и неравенств»
Урок в 10-м классе по теме «Решение тригонометрических уравнений» iconУрок по теме "Решение простейших тригонометрических уравнений с применением икт"
Проверка знаний учащимися формул корней простейших тригонометрических уравнений и умений решать тригонометрические уравнения
Урок в 10-м классе по теме «Решение тригонометрических уравнений» iconУрок математики в 6 ом классе по теме : «решение уравнений»
Обучающие цели: повторение, обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Решение уравнений» и их применение отработка практических...
Урок в 10-м классе по теме «Решение тригонометрических уравнений» iconКонспект урока по алгебре и началам анализа. 10 класс. Тема: Решение...
Составление таблицы алгоритмов для решения простейших тригонометрических уравнений
Урок в 10-м классе по теме «Решение тригонометрических уравнений» iconУрок математики в 4 классе по теме «Решение уравнений вида х×8 = 26 + 70»
Познакомить с приемом решения уравнений на основе знаний связи между множителями и произведением
Урок в 10-м классе по теме «Решение тригонометрических уравнений» iconУрок по алгебре и математическому анализу в 10 классе по теме «Решение...
Обучающая цель: Изучить возможности применения метода интервалов для решения тригонометрических неравенств
Урок в 10-м классе по теме «Решение тригонометрических уравнений» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обучающие повторить различные типы тригонометрических уравнений; отработать навыки нахождения корней уравнений на тригонометрическом...
Урок в 10-м классе по теме «Решение тригонометрических уравнений» iconУрок конференция по теме "Решение задач с помощью квадратных уравнений" 8-й класс
Решение задач с помощью квадратных уравнений”. Продолжить закрепление решение квадратных уравнений по формуле
Урок в 10-м классе по теме «Решение тригонометрических уравнений» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Урок в 10-м классе по теме «Решение тригонометрических уравнений» iconУрок по алгебре в 9 классе по теме: «Системы уравнений второй степени....
Организовать деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний по данной теме
Урок в 10-м классе по теме «Решение тригонометрических уравнений» iconУрок окружающего мира в 4 классе
Составление таблицы алгоритмов для решения простейших тригонометрических уравнений
Урок в 10-м классе по теме «Решение тригонометрических уравнений» iconУчебного заведения
Данный проект посвящен учебным темам "Тригонометрические функции, Решение тригонометрических уравнений". Основными теоретическими...
Урок в 10-м классе по теме «Решение тригонометрических уравнений» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Обобщить и систематизировать зун учащихся по теме «Решение тригонометрических уравнений. Подготовка учащихся к егэ»
Урок в 10-м классе по теме «Решение тригонометрических уравнений» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: Формирование познавательных и регулятивных ууд в процессе решения тригонометрических уравнений путем обобщения способов...
Урок в 10-м классе по теме «Решение тригонометрических уравнений» iconТема занятия
Обратные тригонометрические функции. Решение простейших тригонометрических уравнений
Урок в 10-м классе по теме «Решение тригонометрических уравнений» iconУрок математики по программе Моро М. И. и др., 3 класс, по теме:...
Название, форма учебной работы (проектная, классно-урочная, факультативная и т д.): урок математики по программе Моро М. И. и др.,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск