Скачать 94.04 Kb.
|
Урок в 10-м классе по теме «Решение тригонометрических уравнений» «Приобретать знания – храбрость, приумножать их – мудрость, а умело применять – великое искусство» (Восточная мудрость) Цели и задачи урока: 1) повторить основные формулы и методы решения тригонометрических уравнений; 2) закрепить умения и навыки решения тригонометрических уравнений общими и специальными методами; 3) познакомить учащихся с новым методом решения уравнений; 4) развивать у учащихся ключевые компетенции. Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, презентация. Ход урока: I Организующее начало урока – Сегодня у нас не совсем обычный урок. У нас присутствуют гости, и я надеюсь, что мы не разочаруем. И начать урок мне хочется тоже не совсем обычно. Слайд 1 – Французский математик и физик Паскаль говорил: «Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случаев делать его намного занимательным.» Я решила начать последовать совету Паскаля и предложить вам разгадать такой ребус Слайд 2 – Как вы думаете, почему я предложила вам расшифровать такое слово? Что оно означает? Слайд 3 «Тригонометрия» происходит от греческого слова τριγουο треугольник и греческого μετρειν измерять, т.е. означает измерение треугольников. Тригонометрия – это раздел математики, в котором изучаются тригонометрические функции и их приложения к геометрии. – Одной из наиболее важных тем тригонометрии является решение тригонометрических уравнений, с которыми мы познакомились в этом учебном году. Эта тема очень актуальна и важна, т.к. входит в вопросы переводного экзамена в 10 кл. и широко представлена на ЕГЭ в 11 кл. Итак, тема сегодняшнего урока «Решение тригонометрических уравнений». II Актуализация знаний Слайд 4 «Решение тригонометрических уравнений» Слайд 5 Восточная мудрость гласит: «Приобретать знания – храбрость, приумножать их – мудрость, а умело применять – великое искусство» Какие-то знания по теме «Тригонометрические уравнения» мы уже приобрели, приумножать знания – никогда не поздно, поэтому и на сегодняшнем уроке будем мудрыми, и еще раз посмотрим, насколько умело мы применяем наши знания. Чтобы решить любое тригонометрическое уравнение, что необходимо знать? – Общие формулы решения простейших тригонометрических уравнений. – Какие простейшие тригонометрические уравнения вы знаете? – sin x = a, cos x = a, tg x = a, ctg x = a. – Вспомните общие формулы их решений. Слайд 6 Простейшие тригонометрические уравнения sin x = a, cos x = a – Что надо помнить при решении таких уравнений? – Частные случаи (Слайд 7) Слайд 8 Уравнения вида tg x = a и ctg x = a. – Проверим, насколько хорошо мы умеем решать простейшие тригонометрические уравнения. Укажите общую формулу, по которой находятся все корни уравнения (Слайд 9). (Для удобства – задания на листах на каждом столе) Вариант I 1) А) , Б) , В) Корней нет, Г) , Д) . Ответ: А), Г) 2) А) , Б) , В) , Г) Корней нет, Д) . Ответ: В). Вариант II 1) А) , Б) , В) , Г) , Д) Ответ: В). 2) А) , Б) В) Г) , Д) . Ответ: А), В). Слайд 10 Проверьте себя! (указаны правильные ответы). – Поднимите руку, кто не допустил ни одной ошибки. III Основная часть урока – Решение простейших уравнений мы вспомнили, можно приступать к решению более сложных уравнений. Вспомним, какие методы тригонометрических уравнений мы знаем. Наверное, надо начать с общих методов: – разложение на множители, – метод введения новой переменной, – графический метод, – функциональный (применение свойств функций). К специальным методам относятся: – применение формул тригонометрии, – метод вспомогательного аргумента, – метод универсальной подстановки. Перед каждым учеником лежит лист, на котором записано 15 уравнений. Будем работать над решением этих уравнений. Некоторые решим устно, более сложные – письменно. Слайд 11 1. . – Метод? – Введение новой переменной (у = sin х) Слайд 12 2. – Сведение к квадратному уравнению относительно cos x Слайд 13 3. – Применение формул тригонометрии, разложение на множители Слайд 14 4. – Сведение к одноименным функциям, сведение к квадратному уравнению Слайд 15 5. – Как называется такое уравнение и как его решить? – Однородное II степени : cos2 x 0 Сведение квадратному уравнению относительно tg. Слайд 16 6. – Как удобно решить такое уравнение? – С помощью метода вспомогательного аргумента – Вернемся к нашему уравнению (Слайд 17) Чему равен ? Слайд 18 7. – Использование свойства ограниченности функций I слагаемое 2, II слагаемое 4, следовательно, сумма 6, т.е. корней нет. 8. Укажите число корней уравнения на промежутке [0; 2π] – Какой метод решения удобно использовать? – Графический – А теперь решим следующие уравнения письменно (сразу 2 человека на боковых досках) 9. Упростим левую часть уравнения: , – посторонний корень 10. – решений нет, т.к. . – Внимательно посмотрите на уравнение №11. Можете ли вы сейчас предложить метод его решения? В чем заключается проблема его решения? – В левой и правой частях этого уравнения находятся функции, имеющие различную природу. – Такие уравнения решаются особым методом – «Методом мажорант», с которым вас познакомит ваш одноклассник. Выступление ученика Слайд 19 Для решения задач повышенной сложности в алгебре используются нестандартные методы решения. Один из таких методов – метод МАЖОРАНТ. Уметь решать задачи методом мажорант важно для более глубинного познания математики. Очень удобно применять метод МАЖОРАНТ при решении нестанадартных уравнений, в левой и правой частях которых, находятся функции, имеющие различную природу. Метод МАЖОРАНТ часто называют методом математической оценки или методом «mini-max». Слайд 20 Термин «мажоранта» происходит от французского слова «majorante», от «majorer» — объявлять большим. Мажорантой функции f(х) на множестве Р называется такое число М, что либо f(х) ≤ М для всех х є Р, либо f(х) ≥ М для всех х є Р. Многие известные нам функции имеют мажоранты. Слайд 21 Функции, имеющие мажоранты тригонометрические функции Пример 1: f(x)= sin x. -1 ≤ sin x ≤ 1. М = –1, М =1 Пример 2: f(x)= cos x -1 ≤ cos x ≤ 1. М = –1, М= 1 Слайд 22 квадратичные функции Пример 3: f(x)= ах2 + bx + с (m, n) – координаты вершины параболы n = f(m). Мажоранта квадратичной функции - ордината вершины М = n. М = (4ас–b2) / 4а. Слайд 23 пример 4: f(x)= |x| по определению |x| ≥ 0 М= 0 Слайд 24 Пример 5. М=0 Слайд 25 2. Метод мажорант Пусть мы имеем уравнение и существует такое число М, что для любого Х из области определения функций f(x) и g(x) Имеем: и (или наоборот) Тогда уравнение эквивалентно системе Слайд 26 Пример Оценим левую и правую части уравнения: Равенство будет выполняться, если обе части =4 Слайд 27 Решим первое уравнение системы: Проверим, является ли найденное число корнем второго уравнения системы: 4 + 0 = 4 4 = 4 – верно Ответ: – Посмотрите, какие еще уравнения можно решить этим же методом? – Уравнения№12 и №15 12. (один ученик решает на доске с полным объяснением) 4х – 3 = 0 Подставим найденное число в I уравнение => – корень уравнения IV Постановка домашнего заданя Уравнения №13, 14, 15 – ваше домашнее задание. 13. 14. 15. V Рефлексия При подведении итога урока мне хочется задать вам один вопрос: что бы вы посоветовали ученику, который только начинает учиться решать тригонометрические уравнения? Начните свои советы со слов: «Помни, что…» И в конце нашего урока хочу обратить ваше внимание на такие слова Станислава Коваля «Уравнение – это золотой ключ, открывающий все математические сезамы» (Слайд 28) Спасибо за урок! А-10 Решение тригонометрических уравнений 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Укажите число корней уравнения на промежутке [0; 2π] 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. |
Конспект урока на обобщающее повторение алгебры в 11 классе по теме... Повторение и обобщение знаний учащихся по теме «Решение тригонометрических уравнений и неравенств» | Урок по теме "Решение простейших тригонометрических уравнений с применением икт" Проверка знаний учащимися формул корней простейших тригонометрических уравнений и умений решать тригонометрические уравнения | ||
Урок математики в 6 ом классе по теме : «решение уравнений» Обучающие цели: повторение, обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Решение уравнений» и их применение отработка практических... | Конспект урока по алгебре и началам анализа. 10 класс. Тема: Решение... Составление таблицы алгоритмов для решения простейших тригонометрических уравнений | ||
Урок математики в 4 классе по теме «Решение уравнений вида х×8 = 26 + 70» Познакомить с приемом решения уравнений на основе знаний связи между множителями и произведением | Урок по алгебре и математическому анализу в 10 классе по теме «Решение... Обучающая цель: Изучить возможности применения метода интервалов для решения тригонометрических неравенств | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Обучающие повторить различные типы тригонометрических уравнений; отработать навыки нахождения корней уравнений на тригонометрическом... | Урок конференция по теме "Решение задач с помощью квадратных уравнений" 8-й класс Решение задач с помощью квадратных уравнений”. Продолжить закрепление решение квадратных уравнений по формуле | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Урок по алгебре в 9 классе по теме: «Системы уравнений второй степени.... Организовать деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний по данной теме | ||
Урок окружающего мира в 4 классе Составление таблицы алгоритмов для решения простейших тригонометрических уравнений | Учебного заведения Данный проект посвящен учебным темам "Тригонометрические функции, Решение тригонометрических уравнений". Основными теоретическими... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: Обобщить и систематизировать зун учащихся по теме «Решение тригонометрических уравнений. Подготовка учащихся к егэ» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: Формирование познавательных и регулятивных ууд в процессе решения тригонометрических уравнений путем обобщения способов... | ||
Тема занятия Обратные тригонометрические функции. Решение простейших тригонометрических уравнений | Урок математики по программе Моро М. И. и др., 3 класс, по теме:... Название, форма учебной работы (проектная, классно-урочная, факультативная и т д.): урок математики по программе Моро М. И. и др.,... |