Уроков математики





Скачать 114.07 Kb.
НазваниеУроков математики
Дата публикации01.08.2014
Размер114.07 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Математика > Урок
Мотивационное обеспечение уроков математики

СИСТЕМА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ

Муниципального общеобразовательного учреждения образования

«Средняя общеобразовательная школа села Раздольное Краснопартизанского района Саратовской области»

Белевой Натальи Петровны

2009 г.

Модернизация образования на современном этапе рождает много учительских открытий, больших и малых, важных и интересных для самого учителя. Образование в наше время должно быть направлено на развитие личности и способностей ребёнка, на его подготовку к взрослой жизни, на воспитание уважения к правам человека, культурной самобытности его родной страны, а также других стран.

Сегодня и завтра обществу нужен человек – творец. Поэтому задача школы дать ребенку возможность не только получить готовое, но и открывать что-то самостоятельно; помогать ребенку построить научную картину мира и создать предпосылки для его социализации.

Основная цель нашей школы – развитие ценностного, познавательного потенциала каждого воспитанника.

Исходя из этой цели, я вижу своё место в школе. Моя цель как учителя математики – эффективное содействие развитию и проявлению ребенком своих личностных качеств, формирование у учащихся положительной устойчивой мотивации, которая побуждала бы их к упорной, систематической учебной работе. Ведь очевидно, что без такой мотивации деятельность ученика в учебно-воспитательном процессе будет не эффективной.
   К сожалению, сейчас у многих учащихся пропадает желание учиться в школе, стремиться к достижению наивысших результатов в учебе. Такая деятельность не приносит морального и духовного удовлетворения, является не интересной и не продуктивной.

Поэтому в своей работе я хочу уделить внимание решению следующих задач:

  • выявление мотивов учения школьников, их влияние на процесс обучения, причины недостаточной мотивированности учения;

  • обобщение путей и средств развития мотивации учения школьников.

Мотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее сформированности. Он заключается в том, что ребенок получает «удовольствие от самой деятельности, значимости для личности непосредственно ее результата» (Б.И.Додонов).

Один мой ученик сказал: «Мне тогда все понятно на уроке, когда интересно». Значит, ребенку должно быть интересно на уроке. Надо иметь в виду, что «интерес» - это синоним учебной мотивации. Если рассматривать все обучение в виде цепочки «хочу-могу-выполняю с интересом – личностно - значим каждому», то опять увидим, что интерес стоит в центре этого построения. Так как же сформировать его у ученика?

Урок обладает большими мотивационными возможностями, которые реализуются через его компоненты: содержание учебного материала, методы и средства обучения, организационные формы и стиль взаимодействия учителя и учащегося.

Пробуждая интерес к своему предмету, я не просто осуществляю передачу опыта, но и укрепляю веру в свои силы у каждого ребёнка независимо от его способностей. Стараюсь развивать творческие возможности у слабых учеников, не дать остановиться в своём развитии более способным детям, учу всех воспитывать у себя силу воли, твёрдый характер и целеустремлённость при решении сложных заданий. Но для создания глубокого интереса учащихся к предмету необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся разного возраста.

В целях мотивации учебного процесса использую на своих уроках исторический материал . Ведь целью математического образования, прежде всего, является культурное развитие учащихся. Надо научить учащихся ценить духовное и материальное богатство, накопленное человечеством, ну, а с точки зрения мотивации, вопрос можно поставить иначе: «Человек, не получивший достойного математического образования, не может считаться культурным». Исторический материал по определённой теме готовят либо ученики, либо сама, но при этом стараюсь важное слово, фамилию математика или термин зашифровать в задании устного счёта или математического диктанта, и при проверке дети сами узнают это слово, что очень их заинтересовывает. Помогает в работе папка – накопитель "Из истории математики". В ней собраны доклады учеников о жизни и достижениях ученых-математиков, портреты. Также использую при подготовке Большую электронную детскую энциклопедию и учебник-справочник (на дисках), книгу А.Р. Рязановского "Дополнительные материалы к уроку" и энциклопедический словарь юного математика.

Принимая детей из начальной школы в 5-й класс, выявляю учебные возможности учеников, уровень их знаний, индивидуальные особенности и пути преодоления отставания в учебе отдельных учеников. Реализации этих задач способствуют игровые технологии, поскольку в игре появляется возможность многогранного раскрытия личности, развития её способностей, сплочения детского коллектива на основе общих интересов и замыслов.

Чтобы подготовить учащихся к восприятию нового материала, предлагаю ребятам занимательные задания: математические ребусы, головоломки, задания, связанные с данной темой, в качестве разминки. Уникальность занимательной задачи служит мотивом к учебной деятельности, развивая и тренируя мышление вообще, и творческое, в частности. Поэтому занимательность способствует приобщению учеников к творческому поиску, активизирует их самостоятельную и исследовательскую деятельность.

Предлагаю упражнения на развитие геометрического зрения. Такие упражнения предлагаю в середине урока. На них уходит 2-4мин. Им мы дали название " Я ВИЖУ". Например, на доске дан чертёж, каждый отвечает, что он видит. 1 -Я вижу отрезок и прямоугольник. 2 -Я вижу отрезок АВ и прямоугольник DCKP. Дома ученики могут составить упражнения любого типа, их мы на уроках рассматриваем, лучшие остаются в школьной копилке. Эти минуты - минуты радости на уроке. Ученики работают с удовольствием. В результате они учатся анализировать, сравнивать, решать простейшие задачи, развивают внимание, воображение, обретают веру в себя и свои силы. Для учеников 5 класса я составила систему для устного счета, где осуществляется межпредметная связь с русским языком. Ученикам раздаются карточки с заданиями. Все карты составлены так, что (после решения всех примеров) по ответам можно составить слова, воспользовавшись русским алфавитом. У всех учеников есть алфавит с проставленными числами под каждой буквой, а, решив пример, пишут соответствующую букву и постепенно составляют слово. Для проверки у меня есть" Лист контроля", в котором рядом с номером листа записано слово-ответ. Во время такой разминки можно опросить всех учеников. Слова подобраны таким образом, чтобы словарный запас учеников расширялся. Ученикам нравится такая работа, и она приносит хорошие результаты.

Применение технологии совершенствования вычислительных навыков позволяет достичь результатов за очень короткий промежуток времени; путь к увеличению скорости вычислений лежит через уменьшение количества ошибок, на уроке тренаж занимает всего минуту. В целях ликвидации пробелов в знаниях использую различные формы устного счёта. Хорошо развитые навыки устного счёта – одно из условий успешного обучения детей в старших классах. Именно в пятых-шестых классах закладываются основы обучения математике моих воспитанников. Устный счёт всегда провожу так, чтобы ребята начинали с лёгкого, а затем постепенно брались за вычисления всё более и более трудного.   Повышению вычислительной культуры способствуют и способы быстрых вычислений. Они развивают память обучающихся, быстроту их реакции, воспитывают умение сосредоточиться. Ещё для устного счета использую такие виды карточек, по которым можно проводить разнообразные виды работ: считать столбиком, по горизонтали, особенно ученикам нравится счет на время. Если после недели дети считают до 28 примеров в минуту, то к концу месяца виден результат – 65 примеров.

Мотивация познавательной деятельности ученика на уроке достигается за счет опоры на жизненный опыт, учащимся понятны и интересны задачи, связанные с работой родителей, так как дети постоянно помогают им. Поэтому такие понятия, как урожайность, грузоподъемность, делают знания понятными и значимыми. Стараюсь любой новый материал связать с жизнью, с основными историческими событиями, показать его значимость. Подбирая материал к уроку, я продумываю моменты, показывающие, почему это очень важно знать. Например, по теме "Масштаб" объявляется конкурс на лучшую планировку посадок на клумбе. Задумки ребят поражают.

Ни одному ученику не должно быть скучно на уроке. А скука возникает из-за непонимания материала, либо из-за чрезмерной лёгкости. Значит, каждому ученику необходимо предоставить возможность работать в том темпе, в котором развиваются его индивидуальные особенности. Для этого использую различного вида карточки. Индивидуальные карточки использую для проверки знаний у слабых учеников, и карточки с олимпиадными заданиями получают учащиеся, занимающиеся на 4 и 5.

С целью создания условий для формирования учебной мотивации применяю на уроках информационно - коммуникативные технологии.

Мультимедиа учебники 5-11 классов использую на всех этапах урока: при объяснении нового материала, для самостоятельного изучения урока, на этапе закрепления. На уроках алгебры и начала анализа использование мультимедийного пособия "Функции и графики" прекрасно иллюстрирует построение графиков элементарных и более сложных функций и преобразование  графиков; пособия по геометрии позволяют решить одну из основных проблем – проблему наглядности, так как изображения даже простейших геометрических фигур, выполненные в тетрадях или на доске, как правило, содержат большие погрешности, что исключено при использовании современных компьютерных средств. Тренажеры, данные в конце темы, позволяют без вмешательства выполнять лабораторные и практические работы и проверить знания учащихся в тестовой форме.

Я убеждена, что возможности использования ИКТ на уроке не ограничены, и все зависит от тех целей и задач, которые пытается решить учитель в соответствии с темой урока или программными требованиями.

Результаты применения ИКТ уже видны: у детей повысился интерес к предмету, дольше задерживаются в кабинете информатики, где мы вместе с ними работаем на компьютерах и, как следствие, повысилось качество знаний.

На уроках математики я приучаю детей к самостоятельной работе. Учу их работать с учебником, справочными изданиями, математическими книгами, показываю, как правильно подбирать материал по интересующей теме в различной литературе. В таких классах качество знаний всегда выше, потому что знания не передаются в готовом виде, а приобретаются в процессе самостоятельной деятельности. После изучения нового материала провожу разноуровневую самостоятельную работу, где задания подобраны по уровням сложности: на "3"-задания синего цвета, на"4"-зелёного и на 5- красного. Учащимся дается возможность самим оценить свои знания, выбрав любой из вариантов. Таким образом, получается, что каждый ученик «свободен» принять любое решение, выбрать любой материал, но он, конечно, постарается принять такой уровень, какой ему по силам, но в будущем этот уровень будет обязательно расти. Бывают случаи, когда ученик переоценивает свои возможности, вот в этом случае и нужна моя интуитивность и эмпатия. Ученик сделал выбор, а моя задача – помочь ему осуществить его. И это является еще одним методом повышения мотивации: дать возможность поверить учащемуся в свою неповторимость, в свои возможности.

Домашнюю работу задаю дифференцированно. Сюда я включаю работу творческого характера, которая дает возможность проявить самостоятельность, повторить необходимый предыдущий материал. После первого урока математики в 5классе предлагаю написать мини-сочинение "Математика в профессии моих родителей", после изучения темы "Десятичные дроби" дети сочиняют «Сказку про запятую», попавшую в город Десятичные дроби, или составить задачу про сказочного персонажа на определенную тему, составить задание с ошибкой (8кл). Большие возможности приобретения навыков прикладной математики предоставляют домашние практические работы. Например, вычисление площадей и объёмов, построение диаграмм.

Нельзя не сказать о стимулирующем оценивании знаний. С этой целью применяю диагностико - коррекционную систему. Это накопительная система оценивания, каждый отрабатывает свободно выбранные задания, а я фиксирую, сколько и что сделано за определенный отрезок времени. Интересной является также рейтинговая система оценивания. Использую диагностические карты, структура их такова: 1столбик-Ф.И., в остальных знания и умения, которые проверяют по изученной теме, в последнем - отметка. Результат этой работы в том, что дети и учитель видят пробелы в знаниях и могут их ликвидировать. Рейтинговый контроль позволяет оценить динамику уровня знаний при использовании таких методов, как лекционно-семинарские занятия, эвристическая беседа, проблемное обучение, решение целесообразных задач, решение задач по готовым чертежам.

Использование рейтинговой системы контроля позволяет значительно повысить эффективность деятельности учителя и учеников за счет того, что стимулируется максимально возможный в конкретной ситуации интерес школьников к конкретной теме урока и к предмету в целом. Процесс обучения охватывает всех обучающихся, дух соревнования и соперничества находит оптимальный выход в добровольной игровой форме не вызывающей болезненной, стрессовой реакции. Развиваются элементы творчества и самоанализа, повышается мотивация школьников к учению, наблюдается поворот мышления и поведения ученика в направлении более продуктивной и активно- поисковой деятельности. Главное назначение системы рейтингового контроля – ранжирование по успешности усвоения материала, индивидуальный коэффициент обучаемого определяется по результатам всех видов занятий и вариантов контроля: текущего, рубежного и итогового.

В 10 классе весь материал курса разбит на 5 модулей, определены и вынесены на контроль конкретные темы обучения, ключевые понятия в каждом модуле, системы текущего контролям по различным видам учебной деятельности (решение задач, индивидуальные задания и тесты). Определено максимальное и минимальное количество баллов по каждому виду учебной деятельности, количество и формы рубежного контроля по окончании изучения модуля.

Как на уроках, так и во внеклассной работе по предмету я в течение двух лет применяю технологию метода проектов, которая позволяет вести обучение в сотрудничестве, использовать Интернет- ресурсы и современные информационные технологии.

При работе над проектом ребята исследуют, изучают понятийный аппарат по теме, накапливают информационную базу, которую черпают как из традиционных источников (книг, научных журналов, периодической печати), так и из сети Интернет, образовательных дисков, электронных справочников и энциклопедий.

Данный вид работы имеет не только познавательное, информационное значение, но и творческое, так как, работая над проектом, ученики подбирают или самостоятельно рисуют иллюстрации к своей теме, делают фотографии, чертежи и т.д.

В течение ряда лет в своей практике я использую нетрадиционные уроки, которые относятся к эмоциональным методам мотивации. Это живые, интересные уроки, полные выдумок, фантазий, показывающие роль математики во всех областях науки. Уроки – путешествия, соревнования, викторины провожу при обобщении темы. Здесь дети путешествуют по станциям, островам. Задания варьируются так, чтобы каждый испытал чувство успеха, чтобы каждый понимал, что без знаний не обойтись, и очень приятно видеть, как играющие помогают друг другу. Никогда нельзя оставлять ученика наедине со своими неприятностями, нельзя пропустить успех. Подготовил самостоятельно материал – покажи. Нашел другой способ решения – поделись; предложил оригинальный метод решения – все улыбки тебе. Таким образом строится система: значимость – компетентность – добытые знания. И хочется добывать новое, как можно чаще. «Если на уроке ученик переживает свои успехи или неудачи – это способствует развитию мотивации и центров саморегуляции». (Л.С.Выготский)

«Жизнь украшается двумя вещами: занятием математикой и ее преподаванием». Вот так и для меня моя работа – это радость заниматься математикой, но еще большая радость, если удается воспитать ученика, любящего математику, или хотя бы такого, который с интересом учит математику.

Исходя из данной работы, можно сделать выводы:

  1. развитие мотивации учения способствует формированию и становлению собственной активности учащихся (учебной, познавательной, творческой, социальной);

  2. при мотивационном обеспечении уроков усиливается положительное влияние на формирование познавательных умений и навыков;

  3. под влиянием мотивов учения у учащихся появилось стремление выполнять свои обязанности и проявлять себя в различных видах деятельности.

Таким образом, развитие мотивации влияет на продуктивность учебного процесса, на его результаты. В итоге отмечается хорошая успеваемость, осмысленные ответы, положительная мотивация к урокам.

Мотивы учения оказывают значительное влияние на глубину и прочность знаний учащихся по предмету, на темп усвоения нового материала, на дальнейшее самоопределение в жизни.

В результате за последние три года при 100% успеваемости качество знаний по математике составляет 68%. Трое моих серебряных медалистов в этом году успешно поступили в вузы города Саратова по математическому профилю.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Уроков математики iconУрок математики: сущность
Урок как основная форма обучения. Структура и типы уроков. Подготовка учителя к уроку. Особенности интегрированного урока математики....
Уроков математики iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок математики проводится в системе уроков математики в 1 классе. Тип урока – комбинированный
Уроков математики icon«Степень с рациональным показателем»
Цель проведения мастер-класса: познакомить учителей математики оу успенского района с опытом работы учителя математики высшей категории...
Уроков математики iconУроков математики

Уроков математики iconТематическое планирование уроков математики в 3 классе

Уроков математики iconКалендарно-тематическое планирование уроков математики в 5 классе

Уроков математики iconКалендарно-тематическое планирование уроков математики в 5А классе

Уроков математики iconПроблема формирования учебно-познавательной компетентности старшеклассников...
Зачастую непредсказуемо, а не просто преследует цель научить складывать дроби, вычислять производную, делать аккуратные чертежи....
Уроков математики iconУроках математики как важнейший фактор развития коммуникативных способностей школьников
Опрос не решают проблемы до конца. При любом из них опрашиваются либо все учащиеся, но по весьма ограниченному кругу вопросов. Изучение...
Уроков математики iconУрок математики в школе примерное содержание: Урок, его структура....
Примерное содержание: Урок, его структура. Основные требования к уроку. Построение уроков основных типов. Система подготовки учителя...
Уроков математики iconТематическое планирование уроков математики во 2 классе
Цель: Познакомить детей с новыми понятиями»выражение», «значение выражения», «обратные задачи»
Уроков математики iconКонспект урока математики на тему
Разработка модуля уроков русского языка по олимпийской и паралимпийской тематике для учащихся 5-9 классов
Уроков математики iconПрограмма курса «история и методология математики» для студентов...
Основные этапы развития математики: взгляды на периодизацию А. Н. Колмогорова и А. Д. Александрова. Формирование первичных математических...
Уроков математики iconУроков пишется в соответствии с рабочей программой учебного курса
Замена уроков – проведение уроков согласно расписанию школы учителем – предметником взамен отсутствующего педагога
Уроков математики iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Плановых контрольных уроков 2, уроков развития речи 8, уроков внеклассного чтения – 4
Уроков математики iconПоложение об организации замены уроков в гбоу сош №551
Замена уроков – проведение уроков согласно расписанию школы учителем – предметником взамен отсутствующего педагога


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск