Скачать 58.36 Kb.
|
Взаимообучение на уроках математики как важнейший фактор развития коммуникативных способностей школьников Любой учитель сталкивается с проблемой: как опросить каждого ученика по всему теоретическому материалу? Существующие методы опроса (математический диктант, уплотненный опрос, воспроизведение опорных сигналов, магнитофонный или «тихий» опрос) не решают проблемы до конца. При любом из них опрашиваются либо все учащиеся, но по весьма ограниченному кругу вопросов. Изучение разных способов организации взаимоконтроля и взаимообучения позволило лаборатории математики НИИ ШОТСО АПН СССР разработать методику так называемых уроков общения. На таком уроке каждый ученик изучает материал вместе с соседом по парте. Ребята читают учебник, сами отвечают на вопросы, решают задачи, проверяя друг друга. Первые подготовившиеся пары опрашивает учитель. Из их числа он назначает помощников, которые участвуют в опросе остальных. Начинается урок общения с рассаживания учащихся таким образом, чтобы за одним столом оказались ученики, приблизительно равные по своей подготовке и по скорости работы. Затем учитель сообщает, как будет организовано занятие, а также предъявляет (на доске или через графопроектор) вопросы по изучаемому материалу и дополнительные задания. Инструкция для учеников (удобно иметь плакат с ее записью) о порядке действий на уроке выглядит так:
Ученики приступают к работе. Учитель обходит класс, проверяя, кто чем занят, и оказывая при необходимости индивидуальную помощь. Первые подготовившиеся ребята отвечают материал учителю. Учеников, хорошо ответивших материал, учитель назначает ассистентами и указывает, кого они будут опрашивать. При этом нежелательно, чтобы кто-либо (учитель или ассистент) беседовал более, чем с двумя парами учащихся за один урок. Ученики, хорошо ответившие ассистентам, также становятся ассистентами и опрашивают других учащихся по указанию учителя. Ответившие на двойку готовятся снова и пересдают материал тут же,зстолом оказались ученики, приблизительно равныве по своей подготовке и по скорости работы.ков общения. на уроке или на дополнительном занятии. Опрос отставших можно осуществлять и во внеурочное время по договоренности между учащимися (должниками и ассистентами). Ученики, освободившиеся от работы, выполняют дополнительные задания. Если же они не успели выполнить задание на уроке, то обязаны сделать это дома. Уроки взаимообучения по теоретическому материалу мы рекомендуем проводить с VI класса, но не по всем пунктам учебника, а лишь по тем которые представляют сравнительную трудность для учащихся из-за принципиальной новизны или большого объема. Начиная с VII класса, уроки общения целесообразно проводить по всему курсу. Приведем в качестве примера вопросы по двум пунктам учебника математики для VI класса, на которые должны ответить учащиеся во время уроков общения. Координатная плоскость
Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа
Уроки общения можно проводить и по геометрии. Действующий учебник геометрии для VII-XI классов содержит все необходимые вопросы по теоретическому материалу. Поэтому на уроках общения достаточно указать лишь номера этих вопросов. Например, для изучения темы «Перпендикулярные прямые» учитель указывает № 9-12 из вопросов для повторения на с. 27 этого учебника. Для уроков общения, проводимых по материалу алгебры, учителю придется самому составить список вопросов, руководствуясь следующим соображением: каждая теорема, определение или правило излагаемой темы должно быть включено в состав вопросов. Взаимообучение школьников можно организовать и при решении задач, начиная уже с V класса. На доске вместо вопросов по теории учитель выписывает номера задач из учебника, их нужно разобрать в течение урока. При этом учитель подчеркивает номера обязательных задач, т.е. тех, которые необходимо решить, чтобы получить тройку. Каждый ученик делает необходимые записи в своей тетради, советуясь с соседом по столу. Опрашиваемому достаточно убедиться, что в тетради отвечающего записаны решения всех задач, и он может подробно прокомментировать одно из них. При опросе учитывается ответ не только данного ученика, но и его соседа по столу. Анкетирование учителей и беседы с ними показывают, что на первых порах они испытывали известные трудности: не успевали опросить весь класс, не могли добиться, чтобы все ученики сразу включались в работу, привыкнуть к рабочему шуму на уроке. Но, несмотря на отмеченные трудности, учителя единодушно считают, что уроки общения полезны. Приведем два характерных высказывания: «Уроки общения нахожу очень нужными. Они развивают математическую речь школьников, приучают их работать с учебником математики, воспитывают уважение к книге, к своим товарищам, помогают лучше усваивать материал»; «Уроки общения воспитывают чувство взаимопомощи. Это настоящая ориентация на профессию педагога для многих учащихся». Учителя творчески применяют предложенную методику и вносят в нее усовершенствования: ужесточают требования к результатам опроса учащихся ассистентами; если ученик после урока общения написал письменную работу на ту же тему плохо, то оценка за урок общения ему снижается. Она не должна отличаться от оценки за письменную работу более, чем на один балл. Другие предлагают свой способ проверки результатов на уроке решения задач: проверяются работы 10 – 12 лучших учащихся в классе, а затем, за 5 – 10 минут до окончания урока эти ученики сверяют тетради остальных со своими. Многие учителя разработали инструкции для ассистентов, например:
В заключение отметим, что традиционная методика преподавания математики не способствует формированию общественно значимых черт личности. На уроке6 пресекаются всякие попытки оказать помощь товарищу, работать сообща. Не формируется чувство ответственности за работу коллектива, способность к объективной само- и взаимооценке. Причина этого в том, что из трех основных форм учебной работы – фронтальной, индивидуальной и коллективной – в основном используются только первые две. В результате школьники учатся каждый по отдельности. Но если учитель систематически устраивает уроки самообучения, то, тем самым, он приводит в действие межличностные контакты. Теперь ученик учится у другого и учит его, опрашивает товарища и отвечает ему же, несет ответственность за соседа. Из всех вариантов коллективной деятельности работа в парах наиболее элементарна, Но, в отличие от других, она может быть использована в любом классе и любым учителем. |
Внеклассное мероприятие в рамках недели математики Цель: способствовать развитию мышления, познавательной активности, коммуникативных способностей учащихся, созданию атмосферы взаимовыручки,... | Автореферат по проблемной теме «Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы» Проблема: Как активизировать творческую деятельность школьников на уроках литературы? | ||
Понимание текста как фактор развития коммуникативных навыков Учитель культуры Башкортостана высшей категории мбоу «сош №22» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан | Энергия «Метод проектов на уроках физика, как фактор развития исследовательской деятельности учащихся» | ||
Работа с текстом как фактор развития информационно-коммуникативных ууд Уважаемое коллеги, перед вами – незаконченное высказывание Френсиса Бекона, английского философа. Ниже даны слова для справок. Как... | Учебно-методический комплекс по спецкурсу Образование как фактор... Цели изучения дисциплины «Образование как фактор развития инновационного общества» | ||
Уроках математики Совершенствование движений и сенсомоторного развития Вопрос Какие вы знаете основные направления коррекционной работы на уроках математики | Урок семьи. Семейные Что такое семейные ценности? Недвижимость и счет в банке или что-то другое? Ответ на этот вопрос надо знать, так как наличие семейных... | ||
Уроках математики Ред собой, заключается в том, чтобы отыскать новые эффективные методы обучения и такие методические приемы, которые активизировали... | «Формирование коммуникативных умений как средство развития речевой... Компетентность не возникает на пустом месте, она формируется. Основу её формирования составляет опыт человеческого общения. Основными... | ||
Уроках математики в 5 и 6 классах Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому... | Районный конкурс «Учитель года». Отдел образования Первомайского мр. Представление опыта работы «Развитие коммуникативных способностей учащихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности» | ||
Может быть рекомендована учителем или сформулирована школьником (коллективом... Целью конкурса является содействие развитию научных интересов и творческих способностей школьников Саратовского региона в области... | Повышение мотивации и развитие когнитивных способностей учащихся... «Как нанять «спеца»?: Тесты для приема на работу и определения уровня iq / Слепцова А. С.»: Аст, Астрель; Москва; 2006 | ||
«Практические работы на уроках права как средство активизации познавательной... Теоретические основы организации практических работ для развития познавательной активности старшеклассников на уроках права 6 | Методическая разработка III место в Областном конкурсе методических разработок 2009 года Игра на уроках математики как один из эффективных путей воспитания у школьников интереса к предмету |