Работа с текстом как фактор развития информационно-коммуникативных ууд





Скачать 114.12 Kb.
НазваниеРабота с текстом как фактор развития информационно-коммуникативных ууд
Дата публикации06.12.2014
Размер114.12 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Лазарево»

Работа с текстом

как фактор развития информационно-коммуникативных УУД
Выступление на VI муниципальной конференции

педагогического мастерства

Е.В.Прусак,

учитель истории и обществознания

2013

Уважаемое коллеги, перед вами – незаконченное высказывание Френсиса Бекона, английского философа. Ниже даны слова для справок. Как бы вы расставили их в этой фразе? Поделитесь, пожалуйста, своим мнением. (Слайд 1)
Чтение делает человека знающим, беседа — находчивым, а привычка записывать — точным (Ф. Бэкон)
Я думаю, вы согласитесь, что этой фразой английский философ определил практически все виды работы с текстом: чтение, беседа, запись.

Желание видеть своих учеников знающими, находчивыми и точными привело меня к изучению вопроса о том, каким образом можно воспитать в них эти качества путем использования различных форм работы с текстом на уроках истории и обществознания.
Не секрет, что современные школьники читают мало и порой с трудом понимают прочитанное. А ведь эти навыки, пожалуй, являются первостепенными в учебе и жизни. Достаточно рассмотреть результаты ГИА и ЕГЭ, чтобы стало ясно: без навыка работы с текстом школьник не сможет справиться с ними. Но ведь после выпускных экзаменов его жизнь продолжится: многим предстоит учеба в техникуме, ВУЗе, да и в обычной жизни умение работать с текстом играет важную роль. Это и оформление различных документов, и умение вести беседу, спор, дискуссию, и навык понимать прочитанное.
На своих уроках я столкнулась с рядом проблем:

1. обучающиеся не могут найти необходимую информацию, проанализировать и обобщить неупорядоченные сведения;

2. не умеют использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности;

3. не обладают навыком преобразования информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма);

4. не могут извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (философских, научно-популярных, публицистических, художественных) знания по заданным темам.

Чтение является универсальным навыком: это то, чему учат, и то, посредством чего учатся. Как установили ученые, на успеваемость ученика влияет около 200 факторов. Фактор №1 – это навык чтения, который гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все остальные вместе взятые.

Залог успеха - в умении извлекать информацию из разных источников, представлять ее в понятном виде и уметь эффективно использовать. Поэтому проблема обучения чтению становится наиболее актуальной в свете модернизации общего образования.

В ФГОС, отражающем социальный заказ нашего общества, подчеркивается важность обучения смысловому чтению, и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» или «надпредметный» характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям. Это означает, что на каждом предмете должна вестись работа по формированию и развитию умений смыслового чтения.

Поэтому в своей педагогической деятельности я ставлю перед собой цель: (Слайд 2)
Формирование информационно - коммуникативной компетенции обучающихся через развитие умений работы с текстом.
Для реализации этой цели необходимо научить школьников: (Слайд 3)

  • выделять в тексте главные положения и мысли;

  • составлять различные виды планов;

  • развертывать текст, строя по плану собственное высказывание;

  • конспектировать и реферировать текст;

  • на основе сопоставления нескольких источников восстанавливать поврежденный текст;

  • составлять устное или письменное высказывание на основе представленной цифровой информации.


Основные формы и методы работы с текстом, позволяющие решить эти задачи, перед вами на слайде: (Слайд 4)
1. Составление вопросов к тексту и ответы на них.

2. Комментированное чтение текста.

3. Аналитическое чтение текста.

4. Деление текста на смысловые части.

5. Составление тезисного плана.

6. Составление конкретизирующих, сравнительных, хронологических обобщающих таблиц.

7. Подбор примеров, раскрывающих основные идеи текста.

8. Восстановление деформированного текста на основе полученных знаний.

9. Составление логической схемы.

10. Преобразование цифровой информации (графика, статистической таблицы, диаграммы) в собственный текст.

11. Реферирование текста.

Применение данных видов работы с текстом разнообразно.

Например, на этапе изучения нового материала чаще всего используются следующие виды работ: комментирование чтение и аналитическое чтение, составление плана, логической схемы, графика.

Этап осмысления материала включает в себя составление различного вида таблиц, подбор примеров к тексту, составление вопросов.

На стадии закрепления ребятам предлагается составить собственный текст на основе схемы, таблицы или графика, подобрать примеры к тексту, написать реферат.

Этап контроля и коррекции знаний подразумевает составление сравнительных таблиц, логических цепочек, восстановление деформированного текста (вставка пропущенных слов, исправление ошибок), составление собственного высказывания (пересказ, работа по опорным словам)

Стратегия смыслового чтения и работа с текстом в примерных программах НОО и ООО представлена в трех разделах: (Слайд 5):

  1. поиск информации и понимание прочитанного

  2. преобразование и интерпретация информации

  3. оценка информации


Успешность обучения по истории и обществознанию в большей степени, чем по другим школьным предметам, обусловлена сформированностью читательской грамотности. Ученики должны постепенно (от простого к сложному) овладеть приемами эффективного чтения - сложным процессом активного восприятия и критического осмысления информации с целью включения в собственный контекст.

Одним из приемов активизации учеников при чтении и осмыслении большого по объему материала (1-2 параграфа) является «ролевое чтение». Это один из приемов технологии критического мышления «Пять шляп», адаптированный для анализа учебного текста.

Работа на уроке идет по 3 этапам:

На первом этапе каждый читает текст и самостоятельно выписывает факты, представляющие для него интерес согласно доставшейся роли.

Затем дается время на совместную работу в группах, в которых обсуждают индивидуальные результаты и готовят общие отчеты - письменный в виде опорного конспекта, кластера, схемы, таблицы и устное сообщение.

На третьем этапе организуется обсуждение отчетов групп и оценка результатов отдельными учениками, группами, учителем.

Роли могут быть разные, их количество может варьироваться в зависимости от содержания и характера текста: «Бухгалтер. Число и количество», «Переводчик. Термины и новые слова», «Это здорово!», «А я не верю!», «Учиться надо на чужих ошибках», «Художественный критик».

На уроке истории в 10 классе «Русь в XIII веке» были предложены следующие роли и задания:

  • «Число и количество» - на 1 этапе - выписать все количественные характеристики, встречающиеся в тексте, на 2 этапе - сгруппировать их по смыслу и выделить обязательные для запоминания;

  • «Переводчик» - на 1 этапе - выписать все термины и понятия, характерные для описания данного периода, на 2 этапе - сгруппировать их по смыслу и выделить терминологический минимум, необходимый для понимания данного периода;

  • «Это здорово!» - на 1 этапе - выписать факты, достойные положительной оценки современников и потомков, на 2 этапе - обсудить их, выделить 2 - 3 самых важных и аргументировать их для всех;

  • «А я не верю!» - на 1 этапе - выписать факты, вызывающие сомнения как у современников, так и у потомков, на 2 этапе - обсудить их, выделить 1 - 2 более существенных или спорных, озвучить и аргументировать их для всех;

  • «Учиться надо на чужих ошибках» - на 1 этапе - выписать факты, итоги и оценки событий, имевших негативные последствия, на 2 этапе - обсудить их, сформулировать общие выводы об исторических уроках данного периода.

По итогам работы:

  • Группа «Число и количество» выписали более 20 дат и количественных характеристик, но выделили 10-12 главных, сгруппировав их по 2 линиям: даты военных событий и другие факты.

  • Группа «Переводчики» выписали более 20 терминов с объяснениями, подготовили рассказ, состоящий из терминов. Понять этот рассказ без знания терминов было сложно.

  • Группа «Это здорово!» выделили около 10 фактов, достойных восхищения, но озвучили главные: мужество защитников русских городов, особенно Рязани, Владимира, Козельска; полководческий талант Александра Невского; сопротивление населения Руси ордынскому игу; решительный отпор крестоносцам, несущим католическую веру; сохранение жизненных сил и стремления к освобождению от иноземного гнета.

  • Группа «А я не верю!» обратила внимание на невыясненные обстоятельства гибели Александра Невского, сомневалась в достоверности летописных сведений, многочисленности монголо-татарского войска.

  • Группа «Учиться надо на чужих ошибках» смогла выйти на главные обобщения о негативных последствиях периода раздробленности, осуждала русских князей, действовавших в личных целях, не понявших общей опасности.

Наша главная задача — не столько научить, сколько дать возможность школьнику учиться самому.

Очень часто используется такой способ подачи информации, как составление текстов обучающего характера.

Обучающие тексты, в зависимости от использования их содержания, можно разделить на следующие виды: (Слайд 6)

  • тексты с нарушенной последовательностью информации;

  • тексты, включающие фактические и/или логические ошибки;

  • тексты с лишней или недостающей (лакуны) информацией;

  • тексты, требующие определения задачи, проблемы;

  • тексты, содержащие противоречивую или вариативную информацию.

Наиболее простым является первый и второй виды, поэтому их, как правило, использую для закрепления или повторения изученного. А вот тексты с логическими ошибками, с избыточной или недостающей информацией являются для учащихся более сложными, поскольку требуют от них самостоятельного применения знаний и способов действия в изменённой ситуации, что позволяет проверить ещё и качество освоения материала. Обучающий эффект двух последних видов заключается в том, что такие тексты нацеливают учащихся на анализ ситуации, на комплексное использование знаний, навыков, опыта, необходимых для разрешения именно этой ситуации.

Приведённые примеры показывают, что с помощью обучающих текстов можно не только развивать способность учеников к самостоятельной учебной деятельности, но и успешно формировать у них аналитические навыки работы с информацией.
Варианты работы с текстом, задания, которые позволят расширить предметную область и способствуют формированию важнейших метапреметных умений.
Стратегия № 1. Направленное чтение (Слайд 7)

Цель: сформировать умение целенаправленно читать учебный текст. Задавать проблемные вопросы, вести обсуждения в группе.

1. Актуализация.

Прием «Ассоциативный куст»: учитель пишет ключевое слово или заголовок текста, учащиеся один за другим высказывают свои ассоциации, учитель записывает. Использование этого приема позволяет актуализировать знания, мотивировать последующую деятельность, активизировать познавательную деятельность учащихся, настроить их на работу.

2. Ученики делают предположение относительно дальнейшего развития события.

сентябрь

школа

учителя

цветы

астры

звонок

первый

линейка

уроки

праздник

громкий
Стратегия №2. Чтение в парах – обобщение в парах (Слайд 8)

Цель: сформировать умение выделять главное, обобщать прочитанное в виде тезиса, задавать проблемные вопросы.

1. Ученики про себя читают выбранный учителем текст или часть текста.

2.Учитель объединяет учащихся в пары и дает четкий инструктаж. Каждый ученик поочередно выполняет две роли: докладчик – читает и обобщает содержание в виде одного тезиса; респондент – слушает докладчика и задает ему два вопроса по существу. Далее происходит смена ролей.

3.Учитель привлекает всех учащихся к обсуждению.
Стратегия № 3.Читаем и спрашиваем (Слайд 9)

Цель: сформировать умение самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах.

1.Ученики про себя читают предложенный текст или часть текста, выбранные учителем.

2.Ученики объединяются в пары и обсуждают, какие ключевые слова следует выделить в прочитанном.

3.Один из учеников формулирует вопрос, используя ключевые слова, другой – отвечает на него.

4.Обсуждение ключевых слов, вопросов и ответов в классе. Коррекция.
Стратегия № 4. Дневник двойных записей (Слайд 10)

Цель: сформировать умение задавать вопросы во время чтения, критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом.

1.Учитель дает указание учащимся разделить тетрадь на две части.

2. В процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты, которые поразили, удивил, напомнили о каких-то фактах, вызвали какие- либо ассоциации; в правой – написать лаконичный комментарий: почему именно этот момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул.

Стратегия № 5. Чтение с пометками (Слайд 11)

Цель: сформировать умение читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами.

Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму:


v

Знакомая информация

+

Новая информация

--

Я думал (думала) иначе

?

Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше

Стратегия № 6.Чтение с составлением диаграммы Эйлера-Венна (Слайд 12)

Цель: сформировать навыки сравнения и классификации, структурирования информации.

1.Ученики читают текст, внимательно анализируя его.

2.Учитель ставит задачу – сравнить два или более объекта, данные сравнения записать в виде диаграммы Эйлера-Венна.

Общие

черты

Черты

1 объекта

Черты

2 объекта

Весомым подспорьем в работе являются электронные задачники (Слайды 13-17).

Навык чтения по праву считается фундаментом всего последующего образования. Полноценное чтение — сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, интерпретация, комментирование текста и др.С переходом на предметное обучение возрастает роль смыслового чтения.

Учитывая стратегии современных подходов к чтению, можно порекомендовать учителям - предметникам следующее:

  • выбирать наиболее рациональные виды чтения для усвоения обучающимися нового материала;

  • формировать у обучающихся интерес к чтению путем внедрения нестандартных форм и методов работы с текстом;

  • предвидеть возможные затруднения учащихся в тех или иных видах учебной деятельности;

  • повышать уровень самостоятельности учащихся в чтении по мере их продвижения вперед;

  • обучать самоконтролю и самоорганизации в различных видах деятельности.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Работа с текстом как фактор развития информационно-коммуникативных ууд iconПонимание текста как фактор развития коммуникативных навыков
Учитель культуры Башкортостана высшей категории мбоу «сош №22» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан
Работа с текстом как фактор развития информационно-коммуникативных ууд iconУчебно-методический комплекс по спецкурсу Образование как фактор...
Цели изучения дисциплины «Образование как фактор развития инновационного общества»
Работа с текстом как фактор развития информационно-коммуникативных ууд icon«Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках начальной школы» Содержание
Методы и формы организации внедрения информационно-коммуникативных технологий в начальных классах 12
Работа с текстом как фактор развития информационно-коммуникативных ууд iconСтатьи: «Использование информационно-коммуникативных технологий,...
Конференция: «Особенности инновационного развития: социально-экономическая перспектива»
Работа с текстом как фактор развития информационно-коммуникативных ууд iconИнформационно-аналитическое обеспечение правоохранительных органов...
Информационно-аналитическое обеспечение правоохранительных органов Российской Федерации как фактор повышения
Работа с текстом как фактор развития информационно-коммуникативных ууд iconДоклад «Информационно-коммуникационные технологии, как фактор повышения...
«Информационно-коммуникационные технологии, как фактор повышения качества обучения в школе I ступени»
Работа с текстом как фактор развития информационно-коммуникативных ууд iconСамостоятельная работа обучающихся наиболее важный фактор, обеспечивающий...
...
Работа с текстом как фактор развития информационно-коммуникативных ууд iconЗадача формирования ууд предполагает, что при поступлении в школу...
Возрастные особенности развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников
Работа с текстом как фактор развития информационно-коммуникативных ууд icon«Личностные ууд. Формирование личностных ууд»
Ууд; определить место ууд в понятийном поле «компетентностного подхода», перевести представление об личностных ууд в практические...
Работа с текстом как фактор развития информационно-коммуникативных ууд iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Аналитическая справка о реализации Программы развития школы "Информационно-развивающая среда столичной школы как фактор формирования...
Работа с текстом как фактор развития информационно-коммуникативных ууд iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Формирование ууд как фактор повышения качества образования (доклад заместителя директора по увр коровиной Н. А.)
Работа с текстом как фактор развития информационно-коммуникативных ууд iconПрограмма развития
Использование современных образовательных технологий в образовательном процессе, в том числе информационно-коммуникативных
Работа с текстом как фактор развития информационно-коммуникативных ууд icon«Формирование потребительской лояльности бренду как фактор рыночного развития компаний»
Степченко Т. С. «Формирование потребительской лояльности бренду как фактор рыночного развития компаний»// Дисс канд экон наук – Кр.,...
Работа с текстом как фактор развития информационно-коммуникативных ууд iconТема: Использование информационно-коммуникативных технологий
Тема: Использование информационно-коммуникативных технологий икт в образовательном и воспитательном процессе
Работа с текстом как фактор развития информационно-коммуникативных ууд iconИнновационная политика как фактор национального развития в условиях глобализации
Среди высоких технологий, определяющих статус государства в научно-технологическом сотрудничестве, аналитики выделяют информационно-коммуникационные,...
Работа с текстом как фактор развития информационно-коммуникативных ууд iconПедагогический опыт работы тема: Развитие восприятия цвета и формы...
Как правило, подавляющее большинство не знакомо с теорией и практикой искусства цвета, как жизненно необходимой, естественной общечеловеческой...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск