Задача формирования ууд предполагает, что при поступлении в школу ребенок достигает определенного





Скачать 83.07 Kb.
НазваниеЗадача формирования ууд предполагает, что при поступлении в школу ребенок достигает определенного
Дата публикации27.02.2015
Размер83.07 Kb.
ТипЗадача
100-bal.ru > Информатика > Задача
Возрастные особенности развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.
К моменту поступления в школу ребенок обычно уже обладает целым рядом коммуникативных и речевых компетенций. В дошкольной психологии и педагогике развитию речи и общения уделяется большое внимание. Но, как показывает практика, уровень развития реальной коммуникативной компетентности школьников очень сильно варьируется, он весьма далек от желаемого.

В контексте предлагаемой концепции УУД коммуникация рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, начиная с установления контактов до сложных видов кооперации (организации и осуществления совместной деятельности), налаживания межличностных отношений и др.

В соответствии с положениями нового проекта выделяются три базовых аспекта коммуникативной деятельности, а также необходимые характеристики общего уровня развития общения у детей, поступающих в школу.

Задача формирования УУД предполагает, что при поступлении в школу ребенок достигает определенного уровня развития общения. В состав базовых (т.е. абсолютно необходимых для начала обучения ребенка в школе) предпосылок входят следующие компоненты.:

- потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками;

- владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;

- приемлемое (т.е. не негативное, а желательное эмоционально позитивное) отношение к процессу сотрудничества;

- ориентация на партнера по общению;

- умение слушать собеседника.

К концу дошкольного возраста большинство детей умеют устанавливать контакт со сверстниками и не знакомыми ранее взрослыми, проявляя при этом определенную степень уверенности и инициативности. (Дьяченко, Лаврентьева, 1999; Коломинский, Жизневский, 1989).

К концу 6 – 6,5 годам дети умеют слушать и понимать чужую речь, оформлять свою мысль в грамматически несложных выражениях устной речи. Они должны владеть такими элементами культуры общения, как умение приветствовать, прощаться, выразить просьбу, благодарность, извинение и др., уметь выражать свои чувства и понимать чувства другого. В общении дошкольников зарождается осознание собственной ценности и ценности других людей, возникают проявления эмпатии и толерантности (М.В. Корепанова, Е.В. Харлампова, «Школа 2100»).

У 6 – 7-летних детей должны появиться произвольные формы общения со взрослым. На их основе у ребенка постепенно складывается более объективное отношение к себе (Е.Е. Кравцова, 1991).

Перечисленные выше компетенции характеризуют лишь «базисный уровень развития общения», необходимый для начала обучения ребенка в школе. А конкретные коммуникативные действия условно можно разделить на три группы в соответствии с тремя основными аспектами коммуникативной деятельности:

  1. Коммуникация как взаимодействие.

  2. Коммуникация как сотрудничество.

  3. Коммуникация как условие интериоризации.

Рассмотрим последовательно их возрастные особенности.
Коммуникация как взаимодействиекоммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника либо партнера по деятельности (интеллектуальный аспект коммуникации).

У детей дошкольного возраста господствует эгоцентрическая позиция в межличностных и пространственных отношениях. В общении данная позиция ребенка проявляется в сосредоточении на своем видении или понимании вещей, что существенно ограничивает способность ребенка понимать окружающий мир и других людей, препятствует взаимопониманию в реальном сотрудничестве, и кроме того, затрудняет самопознание, основанное на сравнении с другими.

В 6 – 7-летнем возрасте дети впервые перестают считать собственную точку зрения единственно возможной. Происходит процесс децентрации в контексте общения со сверстниками – прежде всего под влиянием столкновения их различных точек зрения в игре и других совместных видах деятельности, в процессе споров и поиска общих договоренностей.

Таким образом, на предшкольной ступени от ребенка требуется хотя бы элементарное понимание (допущение) возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос, а также ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, на чем строится воспитание уважения к иной точке зрения.

По мере приобретения опыта общения дети научаются весьма успешно не только учитывать, но и заранее предвидеть разные возможные мнения других людей, нередко связанные в их потребностях и интересах. В контексте сравнения они также учатся обосновывать и доказывать собственное мнение.

В итоге к концу ступени начального обучения коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника, приобретают существенно более глубокий характер. Вместе с преодолением эгоцентризма дети начинают лучше понимать мысли, чувства, стремления и желания окружающих, их внутренний мир в целом.

Названные характеристики служат показателями нормативно-возрастной формы развития коммуникативного компонента УУД в начальной школе.

Коммуникация как сотрудничествокоммуникативные действия, направленные на кооперацию, сотрудничество.

Содержательным ядром этой группы коммуникативных действий является согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности, а необходимой предпосылкой для этого служит ориентация на партнера по деятельности.

Готовность ребенка обсуждать и договариваться по поводу конкретной ситуации является необходимым условием для способности детей сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях конфликта интересов.

На протяжении младшего школьного возраста дети активно включаются в общие занятия. В этом возрасте интерес к сверстнику становится очень высоким. Хотя учебная деятельность остается преимущественно индивидуальной, тем не менее, вокруг нее нередко возникает настоящее сотрудничество школьников: дети помогают друг другу, осуществляют взаимоконтроль и т.д. В этот период также происходит интенсивное установление дружеских контактов.

Естественно, что в условиях специально организуемого учебного сотрудничества (Рубцов, 1987, 1998; Цукерман, 1993) формирование коммуникативных действий происходит более интенсивно, с более высокими показателями и в более широком спектре. Например, назовем основные составляющие организации совместного действия (Рубцов, 1998):

- распределение начальных действий и операций, заданное предметным условием совместной работы;

- обмен способами действия, заданный необходимостью включения различных для участников моделей действия в качестве средства для получения продукта совместной работы;

- взаимопонимание, определяющее для участников характер включения различных моделей действия в общий способ деятельности;

- коммуникация (общение), обеспечивающая реализацию процессов распределения, обмена и взаимопонимания;

- планирование общих способов работы, основанное на предвидении и определении участниками адекватных задаче условий протекания деятельности и построения соответствующих схем;

- рефлексия, обеспечивающая преодоление ограничений собственного действия относительно общей схемы деятельности.

А в рамках существующей системы обучения главными показателями нормативно-возрастной формы развития коммуникативного компонента УУД в начальной школе, можно считать умение договариваться, находить общее решение практической задачи даже в неоднозначных и спорных обстоятельствах; умение не просто высказывать, но и аргументировать свое предложение, умение и убеждать, и уступать; способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов, умение с помощью вопросов выяснить недостающую информацию; способность брать на себя инициативу в организации совместного действия, а также осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания.

Коммуникация как условие интериоризациикоммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии.

В соответствии с нормативной картиной развития, к моменту поступления в школу дети должны уметь строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности, в достаточной мере владеть планирующей и регулирующей функциями речи.

Следует признать, что, несмотря на значительное внимание, уделяемое в школе развитию речи, именно в школьные годы ее развитие часто тормозиться, что в итоге приводит к малоутешительным результатам. Причиной тому является вербализм традиционного обучения, при котором происходит:

- отрыв речи от реальной действительности в ее предметно-преобразующей материальной или материализованной форме;

- преждевременный отрыв речи от ее исходной коммуникативной функции, связанный с обучением в форме индивидуального процесса при минимальном присутствии в начальной школе учебного сотрудничества между детьми.

Понятно, что совершенствовать речь необходимо с помощью организации совместной деятельности учащихся, которая создаст контекст, адекватный для совершенствования способности речевого отображения учеником содержания совершаемых действий в форме речевых значений с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности, - прежде всего в форме громкой социализированной речи. Именно такие речевые действия создают возможность для процесса интериоризации, т. е. усвоения соответствующих действий, а также для развития у учащихся рефлексии предметного содержания и условий деятельности. Их и считают важнейшими показателями нормативно-возрастной формы развития данного коммуникативного компонента УУД на ступени начального обучения.

Далее хотелось бы затронуть весьма актуальный вопрос о существенной индивидуальной вариативности особенностей общения у детей. Исследования показывают наличие выраженных различий в умении взаимодействовать со сверстниками, с которыми обычно очень тесно переплетаются и другие аспекты общения (эгоцентризм, напряженность межличностных отношений и, как следствие, хроническое эмоциональное неблагополучие.

Для иллюстрации актуальности данного вопроса приведем некоторые результаты недавнего исследования О.Н. Мостовой (2005) и И.Н. Агафоновой (2003). Они выделяют три типа младших школьников с точки зрения стиля их общения в школе (1 – 2 классы).

1 группа – «эгоцентричный тип», составила 18% от общего числа. Для них характерен недостаточно высокий уровень положительного отношения к себе при высокой степени эгоцентризма и эгоизма, которые выражаются в частых проявлениях демонстративного и агрессивного поведения в различных формах. Этих учащихся отличает низкий уровень успешности в общении при недостаточной популярности в группе сверстников. Они испытывают наибольшие трудности в развитии коммуникативных умений, связанных с сотрудничеством и взаимодействием в группе.

2 группа – «дружелюбный тип», около 50% школьников. Эту группу школьников отличает ярко выраженная позитивная Я-концепция и наличие положительного отношения к одноклассникам. У них выявляется высокий уровень показателей дружелюбия, положительного социометрического статуса в группе, высокий уровень удовлетворенности общением, высокий уровень успешности в общении и развитии большинства коммуникативных умений, а также низкие или средние показатели неуверенности, эгоцентризма и эгоистических проявлений. Но у этих детей имеются индивидуальные барьеры общения, которые также влияют на развитие отдельных коммуникативных умений и могут стать предметом воспитательной работы с ними.

3 группа – «неуверенный тип», составляет 32% школьников. Эти учащиеся имеют средний уровень успешности в общении и развитии большинства коммуникативных умений при негативной Я-концепции и крайне недоверчивом, настороженном отношении к окружающим в сочетании с низким социометрическом статусом. Для них характерен несколько выше среднего уровень внешних проявлений дружелюбия, высокая степень неуверенности и низкие показатели эгоцентризма и эгоизма. Эти учащиеся испытывают наибольшие затруднения в развитии вербальной стороны коммуникативных умений.

Приведенные данные говорят о том, что разная степень коммуникативной готовности детей к школьному обучению, может иметь серьезные последствия. Таким образом, без целенаправленного и систематического формирования базовых коммуникативных компетенций (коммуникативного компонента УУД) в ходе обучения просчеты дошкольного воспитания или негативные индивидуальные особенности преодолеть нельзя.

В заключении, хочется отметить, что создание в школе реальных условий для преодоления эгоцентрической позиции, успешное формирование навыков эффективного сотрудничества со сверстниками послужит мощным противодействием многочисленным личностным нарушениям у детей.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Задача формирования ууд предполагает, что при поступлении в школу ребенок достигает определенного iconДокументы в 1 класс
Сегодня вы выбираете школу для своего ребенка. С огромным уважением относясь к вашему выбору, мы, вместе с тем, доводим до сведения,...
Задача формирования ууд предполагает, что при поступлении в школу ребенок достигает определенного iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Итак, ребенок встал (за час-полтора до выхода в школу), сделал утреннюю зарядку, позавтракал (завтрак обязательно должен быть горячим,...
Задача формирования ууд предполагает, что при поступлении в школу ребенок достигает определенного iconРекомендации для родителей первоклассника Ваш ребенок пошел в школу....
Не старайтесь увидеть в ребенке десятиклассника. Будьте готовы, что учеником он станет спустя некоторое время. Парта, ранец, тетради...
Задача формирования ууд предполагает, что при поступлении в школу ребенок достигает определенного icon«Готовность ребёнка к школе»
Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку. А также ребенок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать...
Задача формирования ууд предполагает, что при поступлении в школу ребенок достигает определенного iconПриёмы технологии ркчмп как средство формирования познавательных ууд на I ступени ноо
Мышление развивается в проблемной ситуации, когда ребёнок сам «собирает» понятия о предмете
Задача формирования ууд предполагает, что при поступлении в школу ребенок достигает определенного icon«Личностные ууд. Формирование личностных ууд»
Ууд; определить место ууд в понятийном поле «компетентностного подхода», перевести представление об личностных ууд в практические...
Задача формирования ууд предполагает, что при поступлении в школу ребенок достигает определенного iconАналогия как средство формирования познавательных учебных действий на уроках математики
Ууд), среди которых важнейшее место занимают познавательные ууд. Одной из составляющих этой группы являются логические ууд, формируемые...
Задача формирования ууд предполагает, что при поступлении в школу ребенок достигает определенного iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: сформировать устойчивое представление о методологических подходах к понятию, путях формирования регулятивных ууд; определить...
Задача формирования ууд предполагает, что при поступлении в школу ребенок достигает определенного iconПособие для родителей Москва 2010 Содержание
Ваш ребенок – младший подросток. С какими трудностями он столкнется при переходе из младшей в основную школу?
Задача формирования ууд предполагает, что при поступлении в школу ребенок достигает определенного iconКирнарская Д. К. «Десять причин отдать ребенка в музыкальную школу»
Несмотря на то, что ребенок фальшиво орёт песни Чебурашки и слуха у него нет; несмотря на то, что пианино некуда поставить и бабушка...
Задача формирования ууд предполагает, что при поступлении в школу ребенок достигает определенного iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом игры, как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается...
Задача формирования ууд предполагает, что при поступлении в школу ребенок достигает определенного iconРодительское собрание
Осознав, что их ребёнок говорит неправду, родители часто впадают в отчаяние и начинают искать ответы на вопросы – что делать, если...
Задача формирования ууд предполагает, что при поступлении в школу ребенок достигает определенного iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Наши дети скоро пойдут в школу. Их ждет знакомство с новой учительницей, с новыми друзьями, а порой и собеседование. Часто у родителей...
Задача формирования ууд предполагает, что при поступлении в школу ребенок достигает определенного iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Следует отметить, что изучение иностранного языка на 3 и особенно – на 4 курсе представляет собой заключительный этап формирования...
Задача формирования ууд предполагает, что при поступлении в школу ребенок достигает определенного iconПрограмма «проведения аттестационных испытаний при поступлении на второй и последующие курсы»
Ий при поступлении на второй и последующие курсы включает в себя 4 раздела: 1 раздел – гуманитарный, социальный и экономический цикл;...
Задача формирования ууд предполагает, что при поступлении в школу ребенок достигает определенного iconОбщий принцип работы с детьми, имеющими легкие функциональные нарушения...
Ние в учебу. Лучше, если ребенок позже пойдет в школу, например, с восьми лет, но ни в коем случае не в шесть. Оптимальным является...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск