Приёмы технологии ркчмп как средство формирования познавательных ууд на I ступени ноо





Скачать 68.62 Kb.
НазваниеПриёмы технологии ркчмп как средство формирования познавательных ууд на I ступени ноо
Дата публикации15.07.2014
Размер68.62 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
Приёмы технологии РКЧМП как средство формирования

познавательных УУД на I ступени НОО

Михайлова Елена Александровна,

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

МБОУ «СОШ №1» г. Чернушка

elena_1501_1972@mail.ru

Мышление развивается в проблемной ситуации, когда ребёнок сам «собирает» понятия о предмете.

Л. Выготский

Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является их ориентации на результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов. Процесс же обучения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта. Этой цели можно достичь благодаря формированию УУД. Качество усвоения знания зависит от их характера и многообразия видов: личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных [ ФГОС 20101].

Овладение учащимися УУД дают возможность самостоятельного, успешного овладения новыми знаниями, умениями. Научиться работать с информацией – главная и одновременно сложная задача, стоящая перед современным школьником в свете новой парадигмы образования. Именно познавательные универсальные учебные действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.

К познавательным УУД относятся следующие умения: сознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Без специальных приемов, позволяющих работать с информацией, ученику чаще всего остается непонятным содержание учебного материала.

Помощь в работе с информацией может оказать технология развития критического мышления. Методика развития у детей способности к критическому мышлению тесно связана с понятием личностно-ориентированного обучения, в которое включаются проявление детской любознательности, выработка ребенком собственной точки зрения на тот или иной объект, способность отстоять свое мнение с помощью логики. Во время урока ученики становятся исследователями, занимаются проектной деятельностью, на уроке создается атмосфера партнерства, совместного поиска и творческого решения проблем, то есть оптимальные условия для познавательной деятельности учащихся. В данной технологии, в отличие от традиционной, меняются роли педагогов и обучающихся. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное, а педагог координирует их работу.

Базовая модель этой технологии состоит из трёх этапов (стадий): стадии вызова, осмысление и рефлексия. Рассмотрим систематизацию приемов технологии по формированию определенных универсальных учебных действий (умений).

Таблица 1

Познавательные УУД

Приемы ТРКМ

Логические УУД


Кластер, верные/неверные утверждения, синквейн, эссе, зигзаг

Общеучебные УУД

Инсерт, чтение с остановками

Постановка и решение проблемы

Знали – Хотим узнать – Узнали

Толстые и тонкие вопросы

Знаково-символические

Кластер

Рассмотрим фрагменты уроков с применением технологии «Развитие творческого мышления через чтение и письмо»:

1) Окружающий мир. УМК «Школа России». 1 класс Тема урока: Когда изобрели велосипед?

Актуализация знаний. Стадия «Вызов»

Прием «Верные и неверные утверждения»


1

2

3

4

5

6

7

8
















































- Я предлагаю вам поиграть в игру «Верите ли вы?» На каждой парте лежит карточка, на обратной стороне в табличке записаны номера с 1 по 8. Я буду читать вопросы, начинающиеся со слов «Верите ли вы, что…». Вы обсуждаете с соседом ответы и ставите знак «+», если вы верите, или «-», если не верите.

Вопросы:

1…первый велосипед изобрели 212 лет назад.

2…он был деревянный.

3…у велосипеда не было педалей.

4…самокат, паук, костотряс, драндулет - это всё название одного транспорта.

5…есть велосипед с одним колесом.

6….есть двухместный велосипед

7…есть специальные дорожные знаки и правила для велосипедистов

8….на велосипеде по улицам можно ездить только с 14 лет.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Прием «Кластер»

- Я предлагаю вам составить кластер на доске. Давайте вспомним что мы знали про велосипед и что нового сегодня узнали? (на чистых листах учащиеся записывает все то, что вспомнилось им по поводу данной темы. В результате вокруг "разбрасываются" слова или словосочетания, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель "хаос").



2) Русский язык. УМК «Школа России». 1 класс Тема урока: Гласные буквы.

Приём «Кластер» - может быть использован на любом этапе урока. Возможно при изучении нового материала на этапе осмысления составить кластер, после чего объединиться в группы, обсудить и на этапе рефлексии подвести итог по результатам работы.

- Рассмотрите форзац учебника. Вспомните, что вы знаете о гласных звуках и буквах для их обозначения?



3) Литературное чтение. УМК «Школа России». 1 класс В.Осеева «Собака яростно лаяла».

Приём «Толстый и тонкий вопросы» - используется при организации взаимоопроса, опроса на уроке, парной и групповой работе.

Таблица 2

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

- На кого лаяла собака?

- Что делали мальчики?

- Как поступила женщина?

- Что было ,если бы женщина не прогнала собаку?

- Почему мальчики удивились?

- Чем можно объяснить поведение ребят?


Прием "Синквейн" удобно использовать на уроках литературного чтения для составления характеристики герою. В ходе работы над текстом ребёнок выделяет необходимые для составления синквейна прилагательные, глаголы, характеризующие героя. Пример синквейна по стихотворению И. Пивоваровой «Вежливый ослик»:

  1. Ослик

  2. Недоброжелательный, невоспитанный

  3. Обманывает, обзывается, врёт.

  4. Не будь похожим на него

  5. Плохо.

В заключение хотелось бы сказать, что использование приёмов технологии РКМЧП на уроках в начальной школе позволяет повысить интерес к изучаемому материалу, повышается эффективность восприятия информации, ученики учатся работать в сотрудничестве с другими. Все это способствует формированию совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», что является задачей современной системы образования.

Список литературы
1.Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г. Молчанов С.В. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли -  М., 2010.

2.Демидова М.Ю., Иванов С. В., Карабанова О. А. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе / В 2 ч - М. Просвещение, 2009

3.Заир С.И. – Бек, И.В.Муштавинская. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.:Просвещение, 2004.

4.Загашев И.О., С.И.Заир – Бек. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя – СПб; Альянс «Дельта», 2003.

5.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии М. Народное образование. 1998.

6. ФГОС НОО (Приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. N 373)



1 приказ Министерства образованияи науки Российской Федерацииот « 6 » октября 2009 г. № 373 ФГОС НОО

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Приёмы технологии ркчмп как средство формирования познавательных ууд на I ступени ноо iconАналогия как средство формирования познавательных учебных действий на уроках математики
Ууд), среди которых важнейшее место занимают познавательные ууд. Одной из составляющих этой группы являются логические ууд, формируемые...
Приёмы технологии ркчмп как средство формирования познавательных ууд на I ступени ноо iconПрограмма формирования ууд у обучающихся на ступени ноо ценностные...
Цели, задачи и приоритетные направления образовательной программы
Приёмы технологии ркчмп как средство формирования познавательных ууд на I ступени ноо iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Вторник- конференция по теме «Образовательные технологии и формы обучения как средство формирования ууд в школе»
Приёмы технологии ркчмп как средство формирования познавательных ууд на I ступени ноо icon«Личностные ууд. Формирование личностных ууд»
Ууд; определить место ууд в понятийном поле «компетентностного подхода», перевести представление об личностных ууд в практические...
Приёмы технологии ркчмп как средство формирования познавательных ууд на I ступени ноо iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Дидактическая игра, как средство формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках математики
Приёмы технологии ркчмп как средство формирования познавательных ууд на I ступени ноо iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: сформировать устойчивое представление о методологических подходах к понятию, путях формирования регулятивных ууд; определить...
Приёмы технологии ркчмп как средство формирования познавательных ууд на I ступени ноо iconСамостоятельная работа на уроках окружающего мира как средство формирования...
Красноярское государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Красноярский педагогический...
Приёмы технологии ркчмп как средство формирования познавательных ууд на I ступени ноо iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Моделирование метапредметной категории «Ментальная карта» в клубе «Гринвич» для учащихся 5-6 –х классов как средство формирования...
Приёмы технологии ркчмп как средство формирования познавательных ууд на I ступени ноо iconСтатья на Фестивале педагогического творчества Приемы развития творческих...
Ашанина Марина Яковлевна, классный руководитель 5А класс, спецкурс по культуре речи 5, 9, 10 клссы
Приёмы технологии ркчмп как средство формирования познавательных ууд на I ступени ноо iconЕлена Александровна Токарева
«Влияние технологий обучения на формирование познавательных ууд у учащихся» (применение технологии развития критического мышления...
Приёмы технологии ркчмп как средство формирования познавательных ууд на I ступени ноо iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Педагогические средства и способы формирования ууд в условиях внедрения фгос ноо
Приёмы технологии ркчмп как средство формирования познавательных ууд на I ступени ноо iconПрограмма формирования ууд у обучающихся на ступени начального общего...
Умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий...
Приёмы технологии ркчмп как средство формирования познавательных ууд на I ступени ноо iconПрограмма семинара: 9 30 10 00 регистрация участников семинара. 10...
«Современные образовательные технологии как средство повышения качества знаний сельских школьников с учетом их познавательных и творческих...
Приёмы технологии ркчмп как средство формирования познавательных ууд на I ступени ноо iconУмк ос «Школа 2100» «Деятельностный подход к обучению как средство формирования ууд ученика»
Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить. Именно эта идея лежит в основе проблемного обучения, главный принцип...
Приёмы технологии ркчмп как средство формирования познавательных ууд на I ступени ноо iconТурова Татьяна Владимировна учитель истории, первая квалификационная категория
«Влияние технологий обучения на формирование познавательных ууд у учащихся» (применение кейс-технологии на уроках истории)
Приёмы технологии ркчмп как средство формирования познавательных ууд на I ступени ноо iconПрограмма формирования универсальных учебных действий (ууд) у обучающихся...
Обществознание 10 класс. Базовый уровень. Боголюбов Л. Н., Аверьянов Ю. И., Городецкая Н. И. и др. / Под ред. Боголюбова Л. Н. М.,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск