Методические рекомендации по дисциплине
СД(М).Ф.1 Иностранный язык
Целью дисциплины «Иностранный язык» является коммуникативное и социокультурное развитие студентов, получающих профессиональную подготовку по профилю «Иностранный язык» направления «Филологическое образование», позволяющее им использовать изучаемый язык как инструмент межкультурного взаимодействия; формирование и совершенствование коммуникативной компетенции (языковой, речевой, социолингвистической, дискурсивной), необходимой для общения в повседневно-бытовой, деловой сферах, а также совершенствование их самообразовательного потенциала в изучении английского языка.
Следует отметить, что изучение иностранного языка на 3 и особенно – на 4 курсе представляет собой заключительный этап формирования вышеуказанных ключевых профессиональных компетенций при подготовке бакалавра в области преподавания иностранных языков и предполагает следующие задачи:
1. Полная автоматизация системы артикуляционных движений, совершенствование навыков владения системой фразовой интонации, дыхания и мелодики речи, дальнейшее развитие темпа устной речи и приближение его к нормальному для носителей языка.
2. Совершенствование грамматических навыков, необходимых для правильного оформления речи.
3. Продолжение развития лексических навыков, расширение активного и пассивного словарного запаса.
4. Совершенствование навыков говорения: продуцирование своих мыслей в подготовленной и неподготовленной речи в монологическом и диалогическом общении по широкому кругу тем (программная тематика, бытовые, общественно-политические, литературные, научно-педагогические темы) в различных формах коммуникации (доклады, дискуссии, обсуждение в парах, ролевая игра).
5. Развитие и совершенствование навыков чтения аутентичных текстов, предполагающих свободное владение различными видами чтения (skanning, skimming, jigsaw и т.д.), а также умение извлекать из прочитанного необходимую информацию для последующего обсуждения.
6. Совершенствование навыков понимания английской устной монологической и диалогической речи в широком спектре бытовых, общественно-политических, литературных, научно-педагогических тем.
7. Дальнейшее развитие навыков письменной речи и умения правильно в графико-орфографическом, лексическом, грамматическом и стилистическом отношении выражать свои мысли в различных видах письменных работ (эссе, доклад, рецензия и т.д.).
8. Развитие навыка правильного перевода (устного и письменного) с английского языка на русский и с русского языка на английский в пределах программной тематики курса, а также в рамках бытовых, общественно-политических, литературных и научно-педагогических тем.
Место курса в общей системе подготовки специалиста.
Иностранный язык –дисциплина специальной подготовки бакалавров по направлению 540300 «Филологическое образование», профиль 540306 «Иностранный язык», которая изучается в течение 3-4 курсов и является логическим продолжением курса иностранного языка, изучавшегося студентами в течение двух предыдущих лет обучения в вузе.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины.
К концу обучения в университете по данному направлению (4 года) студент должен приобрести следующие умения и навыки:
Устная речь.
Усвоить и употреблять в речи около 3600 слов и фразеологических единиц (активный лексический минимум). Также студент должен усвоить и понимать в речи других людей (в том числе и носителей языка), в художественной литературе и общественно-политических текстах примерно такое же количество слов и фразеологических единиц (пассивный лексический минимум).
Уметь правильно с точки зрения произношения, употребления лексических единиц и грамматических структур продуцировать свои мысли в подготовленной и неподготовленной речи в монологическом и диалогическом общении по широкому кругу тем (программная тематика, бытовые, общественно-политические, литературные, научно-педагогические темы).
Уметь делать устные сообщения монологического характера следующих видов:
- высказывание-оценка прочитанного, услышанного, увиденного,
- высказывание-комментарий,
- высказывание-отношение к какой-либо проблеме,
- высказывание-доказательство определённой точки зрения,
- доклад, презентация, сообщение по теме.
4. Вести беседу-диалог по прочитанному или прослушанному тексту, а также на любую из изученных тем, свободно пользуясь наиболее характерными для диалогической речи разговорными формулами, грамматическими структурами, словами и фразеологическими единицами.
5. Принимать активное участие в коллективных формах коммуникации: парное, групповое обсуждение, дискуссия, ролевая игра.
Аудирование.
Понимать аутентичную речь в объеме 90-95% с первого предъявления в рамках программной тематики, а также в широком спектре бытовых, общественно-политических, литературных, научно-педагогических тем.
Критически воспринимать аудируемую информацию, выделяя главное и второстепенное содержание.
Владеть различными видами аудирования в соответствии с целями: вычленять необходимую информацию, суммировать содержание и выделять главную мысль.
Понимать имплицитно выраженную информацию и эмоционально окрашенные элементы речевого сообщения.
Уметь анализировать аудируемую информацию и выражать свое отношение к прослушанному.
Чтение.
Читать про себя и понимать без перевода на русский язык аутентичный текст.
Владеть различными видами чтения (skanning, skimming, jigsaw и т.д.).
Уметь извлекать из прочитанного необходимую информацию для последующего обсуждения.
Без помощи словаря дать правильный перевод оригинального текста литературного или общественно-политического характера.
Письмо.
Уметь грамотно и аргументировано выражать мысль на письме.
Писать орфографически правильно в пределах лексического минимума 1-4 курсов, допуская не более 3 ошибок на страницу.
Владеть умениями писать:
письмо личного характера;
деловое письмо (жалобу, рекламацию, заявление о приеме на работу/учебу);
резюме;
объявление;
статью объемом 200-250 слов по изученной тематике;
небольшой доклад по изученной тематике;
рецензию на просмотренный фильм, концерт, прочитанную книгу;
изложение прочитанного или прослушанного текста с выражением своего отношения к событиям и действующим лицам;
сочинения различных видов.
Владеть умениями:
составить план / конспект своего устного выступления, прочитанного или прослушанного текста.
Самостоятельная работа.
Уметь самостоятельно формулировать на английском языке проблемы по предложенной тематике.
Уметь самостоятельно организовывать свою работу по отбору лексического, грамматического и содержательного материала, необходимого для устной или письменной работы.
Читать учебную, художественную и периодическую литературу.
Самостоятельное аудирование (по программе и дополнительно к программе по заданию преподавателя).
Готовить доклады, сообщения, презентации по теме, организовывать работу с группой по обсуждению представленного материала.
Самостоятельно выполнять письменные упражнения лексического и грамматического характера.
Самостоятельно писать различные виды письменных работ (эссе, рецензия, резюме, доклад).
В подготовке данной программы использовалась программы учебной дисциплины по практическому курсу иностранного языка, практике устной и письменной речи; авторы программ: доцент кафедры английского языка и английской филологии, к.ф.н. Беличенко Е.А., доцент кафедры английского языка и английской филологии, к.п.н. Путистина О.В., ст. преподаватель кафедры английского языка и английской филологии Александрова Е.В., ст. преподаватель кафедры английского языка и английской филологии Белова Л.В.
Темы для самостоятельного изучения.
п/п
| Наименование раздела дисциплины. Тема.
| Форма самостоятельной работы
| Кол-во часов
| Форма контроля выполнения самостоятельной работы.
| 1.
| Mass media, communication and journalism. Press and Broadcasting in America. British and American TV and radio Guides.
| - подготовка доклада о системе телерадиовещании и прессе в США
- самостоятельный анализ английских и американских ТВ и радио программ, газет.
| 10
| - выступление с докладом о системе телерадиовещании и прессе в США,
- презентация обзора английских и американских ТВ и радиио программ, газет.
| 2.
| The science of life. The most pressing health problems faced by students today.
| - написание доклада о наиболее серьёзных проблемах со здоровьем у студентов
| 8
| - взаимопроверка докладов, написанных студентами
| 3. 3.1
| Arts and Entertainment.
Cinema. Reviewing a film. Film Festivals.
| - написание рецензии на просмотренный фильм,
- подготовка доклада о международном кинофестивале
| 5
| - проверка написанной рецензии на фильм,
- выступление с докладом
| 3.2
| Theatre. British theatre. The most famous English theatres. Epic Method. Helena Weigel.
| - подготовка сообщения о наиболее известных театрах Англии
- просмотр видеопрограммы “Helena Weigel”
| 5
| - выступление с сообщением о наиболее известных театрах Англии,
- выполнение заданий к видеопрограмме
| 3.3
| Music. Musical styles. Musical events.
| - подготовка докладов о музыкальных жанрах,
- написание рецензии о музыкальном событии (концерте, фестивале)
| 4
| - выступление с докладом о музыкальных жанрах,
- проверка рецензии
| 3.4.
| Painting:
3.4.1. The world of painting. Its trends and genres.
| - написание доклада о различных жанрах живописи и их наиболее ярких представителей.
| 1
| - взаимопроверка докладов, написанных студентами
| 3.4.2. English Painting:
1. The history of early English painting.
| - просмотр видеофильмов “British Art of the Middle Ages” и “British Art of the XVI-XVII centuries” и выполнение заданий к ним (с.4-5 лабораторного практикума “Painting for Advanced English Learners”;
- письменный перевод по программе (с. 15 пособия по практике устной речи “Painting for Advanced English Learners”);
| 1
1
| - обсуждение материалов видеофильмов; заслушивание кратких сообщений о просмотренном материале; - проверка и анализ письменных работ;
| 2. The Golden Age of English painting: general characteristic.
| - письменный перевод по программе (с. 27 и с.32 пособия по практике устной речи “Painting for Advanced English Learners”);
| 1
| - проверка и анализ письменных работ;
|
| 3. English painting of the XIX century.
| - просмотр видеофильма “English painting of the XIX century” и выполнение заданий к фильму (с. 12 лабораторного практикума “Painting for Advanced English Learners”;
- подготовка резюме об основных жанрах живописи Великобритании в 19 веке;
| 1
1
| - обсуждение материалов видеофильмов; заслушивание кратких сообщений о просмотренном материале;
- взаимообмен информацией и обсуждение резюме;
|
| 4. Britain’s art galleries.
| - ознакомление с текстом “Britain’s Art Galleries и просмотр видеофильма “Tate Modern” с выполнением заданий к фильму (с. 13-15 лабораторного практикума “Painting for Advanced English Learners”);
- подготовка экскурсии по галерее «Тейт» на основе материалов видеофильма и дополнительной информации.
| 1
1
| - обсуждение материалов видеофильмов; заслушивание кратких сообщений о просмотренном материале;
- презентация экскурсии.
| 5. Painting and education: should children be taught to appreciate Art?
| - написание эссе на тему по выбору: 1) Man cannot live with bread alone: the role of painting in human life.
2). Should children be taught to appreciate Art?
| 1
| - проверка эссе.
| 4.
| Education and literacy. Making suggestions and recommendations.
| -выполнение письменных заданий по теме
| 6
| - проверка выполненных самостоятельно заданий
| 5.
| Work and careers.
1. An ideal job: еhe benefits and the problems at a workplace.
| -упр.10-15, с. 194-195 (Dooley V. E-J. Upstream Proficiency. Student’s Book. Express Publishing, 2002).
|
2
| - проверка лексических упражнений по теме
|
| 2. The job market today.
| - самостоятельное чтение и подготовка к обсуждению текста “Work, Work, Work!”, c. 192-193 (там же)
| 1
| - обсуждение самостоятельно прочитанного текста
|
| 3. Overwork and work related stress.
| - упр. 15, с. 195 (там же),
- написание summary: зад. 41, с. 205 (там же).
| 2
| - проверка лексических упражнений;
-проверка письменной работы по теме
|
| 4. Working from home: pros and cons.
| - самостоятельное чтение и подготовка к обсуждению текста “I’ve told you not to call me at the office …” , c. 200-201 (там же)
| 2
| - обсуждение самостоятельно прочитанного текста
| 6.
| Social issues:
1. World significant historical events
| Подготовка сообщений о наиболее значимых исторических событиях, повлиявших на дальнейшее развитие мирового сообщества.
|
3
| - представление сообщений о наиболее значимых исторических событиях в мире
|
| 2.The most burning social issues.
| - упр. 9-13, с. 168-170 (Dooley V. E-J. Upstream Proficiency. Student’s Book. Express Publishing, 2002).
- самостоятельное чтение и подготовка к обсуждению текстов “Save the Children”, “Being Different”, “Winners and Losers of Globalisation”, “Loneliness” (c. 174-175, там же).
| 3
| - проверка лексических упражнений по теме
-обсуждение самостоятельно прочитанного текста
|
| 3. Types of discrimination. Racial preconceptions. Prejudice.
| - самостоятельное чтение и подготовка к обсуждению текста “Colouring People” (c. 166-167, там же)
- подготовка тезисов к проведению круглого стола по теме “Prejudice in Society. The Roots and the Consequences”.
| 2
| - обсуждение самостоятельно прочитанного текста
-проведение круглого стола по теме
| 7.
| Law and Order
|
|
|
| 8.
| Religious diversity of the world. Religions of the world. Defifnition of religion.
Religion in Britain
| - подготовка докладов/презентаций по религиям мира,
- написание definition essay,
- просмотр видеопрограммы “Religion in Great Britain”
| 10
| - выступление с докладом/презентацией,
- анализ и оценка эссе, выполненных студентами
- выполнение заданий к видеопрограмме
| 9.
| Ecology:
1. Environmental damage through history;
| - письменный перевод по программе (зад. 1, с.9) (С.В. Палехина учебно-метод. пособие “Ecology”).
|
1
| - проверка письменных работ
|
| 2. Global environmental concerns
| - подготовка докладов по темам:
- использование животных в опытах при производстве косметики, бытовой химии и т.д.;
- виды птиц, животных и растений, находящихся на грани вымирания;
- вырубка лесов;
- проблема шумовых загрязнений;
- написание эссе “Showing your attitude”:
- using animals in laboratories for testing cosmetics.
Species on the brink of extinction.
The destruction of the rainforest.
- The problem of noise pollution;
- письменный перевод по программе: зад. 1, с.18 (С.В. Палехина, учебно-метод. пособие “Ecology”);
- зад. 9-15, с. 216-217 (Dooley V. E-J. Upstream Proficiency. Student’s Book. Express Publishing, 2002).
| 1
1
1
1
| - проверка и взаимопроверка студентами докладов;
- проверка эссе;
- проверка перевода;
- проверка заданий по ключам.
|
| 3. Human health risks.
| - подготовка докладов и сообщений по темам:
- мутации организма как результат загрязнения окружающей среды;
- продукты генной инженерии и здоровье человека;
- письменный перевод по программе (зад. 1, с. 42: translation from Russian into English) (С.В. Палехина, учебно-метод. пособие “Ecology”).
- зад. 16-20, с. 218 (Dooley V. E-J. Upstream Proficiency. Student’s Book. Express Publishing, 2002).
| 1
1 1
| проверка докладов;
- проверка перевода; - проверка заданий по ключам.
| 4. Population growth. The threat of overpopulation.
| - письменный перевод по программе (зад. 1, с. 50: translation from Russian into English) (С.В. Палехина, учебно-метод. пособие “Ecology”).
| 1
| - проверка перевода
| 5. Environmental policies of Western Europe.
| - Зад. 31-34, с. 224 (Dooley V. E-J. Upstream Proficiency. Student’s Book. Express Publishing, 2002).
| 1
| - проверка заданий по ключам.
| 6. Local ecology: the present state and threatening perspective/
| - передача содержания текста на английском языке «Россия страна контрастов» (с. 62-63; С.В. Палехина, учебно-метод. пособие “Ecology”);
- подготовка сообщений по теме:
- экологические проблемы Мурманской области;
| 1 1
| - проверка перевода; - проверка сообщений.
|
| 5. Environmental pressure groups.
| - подготовка сообщений по теме: деятельность экологических организаций в России;
- письменный перевод по программе (c. 90-91 translation from Russian into English) (С.В. Палехина, учебно-метод. пособие “Ecology”).
| 1
1
| - проверка сообщений;
- взаимопроверка студентами письменных работ.
|
| 6. Sustainable development
| - зад. 37-38, с.226 Dooley V. E-J. Upstream Proficiency. Student’s Book. Express Publishing, 2002);
- написание эссе “Your level of concern” (зад. 50-52, с. 231) (там же).
| 1
1
| проверка заданий по ключам;
проверка эссе;
| 10.
| The problem of drug addiction in contemporary world:
1. What are narcotics?
| -выполнение письменных заданий по теме (ксерокопия)
| 1
| - проверка выполненных самостоятельно заданий
| 2. Classification of narcotics.
| - выполнение письменных заданий по теме (ксерокопия)
| 1
| - проверка выполненных самостоятельно заданий
| 3. Historical reference to the problem of drug addiction.
| - подготовка сообщений о развитии мировой наркоиндустрии
| 1
| - выступление с сообщениями;
| 4. Drug dependency progression.
| - сочинение-описание “Description of a case of а drug addiction”.
- перевод основного содержания текста «Формирование болезни (ст. Зеренина А.Г. «Что такое наркомания» (Reader’s Digest. June, 1998)).
| 1
1
| - проверка сочинений;
- проверка перевода;
| 5. Drug abuse-the biggest problem facing sport today.
| - написание эссе “The time has come for a moral rethink”.
| 1
| - проверка эссе;
| 6. The narcotic situation in Russia.
| - подготовка докладов и сообщений о ситуации с употреблением наркотиков в России и Мурманской области;
| 1
| - презентация докладов и сообщений;
| 7. Drug control efforts: treatment of drug addiction: unconventional methods.
| - передача основного содержания текста на английском языке «Наркомания излечима!» (по ст. «Наркомания излечима!») (КП, 3 марта, 1999).
| 1
| - проверка письменных работ.
| |