Скачать 426.73 Kb.
|
Повышение мотивации и развитие когнитивных способностей учащихся посредством современных образовательных технологий на уроках математики В.Н Белякова, учитель математики МОУ гимназии №32 «Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе» А.Н. Колмогоров Современной актуальной и наверное самой главной проблемой в образовании является проблема качественного предоставления образовательных услуг. Новые государственные стандарты, рассматриваемые и внедряемые сегодня - это стандарты «взрослой жизни во взрослом обществе». Замена знаниевого подхода традиционного академического образования на компетентностный, означает, что выпускники должны быть готовы после обучения реализовать себя в социуме, стать успешными полноценными гражданами современного общества. В условиях невероятной динамики производства новых знаний и наличия широчайшего спектра различных мнений современному человеку необходимо самостоятельно критически мыслить. Это означает, что выпускник должен сам вычленить проблему; сформулировать задачу; выстроить алгоритм решения этой задачи; выбрать рациональный способ; решить задачу. Непрерывное самообразование и математическая компетентность, поможет реализоваться в жизни и сделать мир вокруг себя прекрасным и счастливым. Среди проблем воспитания и обучения на центральное место все чаще выдвигается задача создания условий для максимальной реализации способностей детей. Как учитель, считаю, что каждый ребенок одарен и способен, надо только выявить область применения его склонностей и способностей, помочь их проявить и развить. Если дети – национальное достояние любой страны, то одарённые дети – её интеллектуальный творческий потенциал. Чем раньше учитель обнаружит незаурядные способности в своих учениках и сумеет создать для них условия для обучения, соответствующие их высоким возможностям, тем больше надежд на то, что в будущем эти дети составят гордость и славу своего отечества. Думаю, мера ответственности учителя за сохранение и развитие одарённости в ребёнке не менее велика, чем ответственность его родителей. Одарённых детей отличает особая пытливость ума, выраженный исследовательский интерес к окружающему миру, творческий подход к любому делу. Учить одарённых, способных детей труднее, чем «обычных», ибо их ум постоянно требует пищи, а творческие наклонности ищут выхода, но и отдача велика. Как психолог, педагог, учитель математики, посвятивший четверть века школе - убеждена, неспособных детей нет!!! Миссия учителя - научить ребенка слушать себя, выявить зоны своей успешности, уметь ставить и формулировать перед собой проблему и находить рациональный способ решения этой проблемы. В соответствии с намеченными задачами, я определила два основных направления в своей деятельности: методическая работа; работа с учащимися. 1. Методическая работа На уроках математики чаще использую задания, направленные на работу с различными источниками информации, а также даю алгоритм действий, направленный на овладение навыками работы с графическими источниками информации (чтение схем, таблиц, диаграмм). Предусмотрены уроки на отработку общеучебных умений и навыков на историческом и справочном материале. Подобный подход способствует развитию понятийного и абстрактного мышления учащихся. Занятия «Как разделить понятия на группы», «Как составить классификацию» предлагают чёткий алгоритм действий, обучающий ребят навыкам классификации понятий. Отработанный несколько раз, он помогает развитию вербального интеллекта. После такой тренировки учащиеся легко справляются с подобной задачей на любом другом уроке. Для работы с классом мной была выбрана линия Мордковича А.Г., главная особенность линии в том, что она основана на принципах проблемного, развивающего и опережающего обучения. «Блиц-опросы», тесты, рабочие тетради, электронное сопровождение курса «Алгебра» 7 класс (Шеломовский В.В.) помогают ребятам освоить навыки самостоятельного добывания, отбора и анализа информации; освоить математический язык и основы математического моделирования. Комплектом Мордковича А.Г. предусмотрен 3-х уровневый дифференцированный подход. Учащийся сам выбирает уровень, на который он претендует. Возможность выбора, поисковый характер обучения делает урок интереснее, живее, повышает мотивацию учащихся, даёт возможность развивать творческие способности. Некоторые ребята с удовольствием выполняют дома творческие задания: пишут сочинения, синквейны, «математические» стихи, рисуют, интерпретируя математические модели, сказки-задачи. Работа строится так, что предусматривает именно развивающее обучение на основе самостоятельной работы с разными источниками информации. При этом можно организовывать как бригадно-звеньевую, индивидуальную, парную, так и групповую работу. В тетради-тренажёре ребята, выполняя задания, учатся работать с таблицами, текстами, иллюстрациями, графиками, диаграммами. Учатся составлять мультимедийные презентации. Тетрадь тестов – экзаменатор предлагает на выбор тесты или контрольные работы разного уровня. При этом предусмотрены задания разного уровня сложности, т.е. даётся возможность для дифференцированного подхода во время контроля знаний. Электронное приложение к учебнику- сопровождение курса «Алгебра 7» имеет каждый учащийся 7 класса. Учебное мультимедийное пособие «Живые иллюстрации к учебнику А.Г. Мордковича, алгебра 7 класс», «Живая математика», «Витаминный курс по математике» дополняют методический комплект учителя. Применение данного учебно-методического комплекта, на мой взгляд, способствует лучшему усвоению учебного материала, развитию у учащихся информационной компетенции, а также развитию интеллектуальных способностей в целом. Вставка УМК от Бодрых Информацию, новый для учащихся материал я стараюсь преподнести в виде увлекательной игры или ярких зрительных образов. Поэтому я активно использую широкий спектр электронных учебных ресурсов, необходимых для изучения программного материала по математике, которые были бы понятны, легки для восприятия детей и увлекательны. Рис. 1 Фрагмент презентации к уроку Электронные ресурсы включают в себя текст с описанием подробного плана урока, текстовые документы с карточками – заданиями разного уровня сложности, дополнительные тексты для чтения со ссылками на источники информации, презентации к урокам, задания для интерактивной доски, тесты или задачи для контроля знаний в виде презентаций. В презентациях материал излагается таким образом, чтобы учащиеся могли изучить тему самостоятельно, а также проверить свои знания при помощи тестов или задач. Задачи предлагаются разного уровня сложности. Навигация проста и понятна. Ребёнок сам выбирает и сам проверяет ответ. Элементы флеш -анимации и красочные иллюстрации делают материал не только интересным и забавным, но и понятным. С помощью интерактивных средств провожу и здоровьесберегающие физкультминутки и минутки психологической релаксации. Рис. 2 Фрагмент презентации к уроку по теме «Чудеса и загадки геометрии» Моим ученикам постоянно предлагаются деятельно-ценностные задачи разного уровня сложности и рекомендуются источники информации. Научить отбирать информацию в Интернете, правилам безопасности работы в сети, рассказать об авторских правах, научить оформлять презентацию. Всё это – материал для внеклассной работы по предмету. Чтобы заинтересовать ребят, для такой работы предлагается заведомо актуальный и интересный для них материал: - увлекательные головоломки и задачи. Очень важно научить ребят рефлексии, навыкам самоанализа собственной деятельности, проектной работе, умению работать в группе, команде. Рис. 3 Авторская разработка обучающей игры «Метод проектов» по математике В блок уроков входит компьютерное обучение-игра. Разумеется, в ходе игры важно то, что опосредованно запоминается так называемая «побочная» информация. По мнению психологов, таким образом, усвоенная информация более долговечна и прочна. Игра помогает лучшему запоминанию благодаря множественной проработке информации.
Критическое мышление – это точка опоры для мышления ученика, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Встречаясь с новой информацией, мои ученики должны рассмотреть ее вдумчиво, критически, рассматривать новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации. В работе я использую трехфазовую структуру урока: вызов, осмысление, рефлексия. Цель данной образовательной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в повседневной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны процессов, явлений). Когнитивная технология обучения является для меня основой обучения и развития моих любимых ребят. Приемы и стратегии, которые по моему мнению дают при обучении наилучший эффект: инсерт, кластеры, работа с различного вида текстами, модельные уроки, общая рефлексия занятий, синквейн, ключевые слава, стратегия работы с вопросами, работа с таблицами, интеллектуальная карусель, круги Эйлера. Также часто использую метод «портфолио» и метод интеллект-карт как способ научить письменной аргументации своих воспитанников. II. РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ Творческий потенциал личности формируется во всех контактах ребёнка со средой. Знание только тогда становится достоянием ученика, когда оно является результатом его собственного мышления, понимания и рефлексии. Наиболее ярким и важным проявлением творческого потенциала в детском возрасте, как психолог считаю, исследовательскую активность ребёнка, которая может иметь разные формы и в процессе творческого развития преобразуется, поднимаясь на всё более высокие ступени. Реализация исследовательской активности обеспечивает ребёнку непроизвольное открытие мира, «преобразование неизвестного в известное, творческое порождение образов, становление сенсорных и перцептивных эталонов», составляющих первичные знания о мире. Думаю, что исследовательская позиция выражает определённый тип отношения ребёнка к познанию окружающего мира – отношение к миру как к тайне, загадке, которую он непременно хочет разгадать. Исследовательская позиция ребёнка наиболее ярко проявляется в проблемных ситуациях, ситуациях неопределённости, новизны, познания в широком смысле слова. Исследовательская позиция в обучении проявляется в следующих основных показателях: в высоком уровне и широте поисково-исследовательской активности ребёнка в ситуации неопределённости, обусловленной бескорыстной познавательной потребностью; в склонности к продолжительным самостоятельным умственным усилиям в процессе поиска неизвестного, в настойчивости достижения познавательной цели, разгадки «тайн мироздания»; в предпочтении самостоятельных, продуктивных способов познания. Убеждена, что для развития исследовательской позиции и исследовательской активности ребёнка необходим его самостоятельный поиск, в процессе которого как раз и приобретается опыт общения, целеполагания, достижения поставленных целей, опыт рефлексивной самоорганизации и самооценки - то есть формируются «способности к самодеятельности». Достижению указанных целей способствует применение: проектной и исследовательской деятельности; интегративной технологии деятельностного подхода к обучению; педагогической технологии развития критического мышления: технологии решения изобретательских задач; алгоритмизации обучения: организация работы учащихся в малых группах. Реализация вышеуказанных технологий и форм организации деятельности учащихся осуществляется на диагностической основе, с учётом интеллектуального потенциала детей, их интересов и склонностей, а также психофизического здоровья учащихся. В этих вопросах основную роль играет психологическая и валеологическая подготовка учителя- и как предметника, и как воспитателя. II.1. Системный психологический мониторинг развития учащихся Мониторинг психического и интеллектуального развития представляет собой процесс проведения тестирования детей (групповое и индивидуальное) по комплексу методик. Данная система мониторинга позволяет отслеживать изменения психического и интеллектуального развития детей и их деятельностных характеристик, являть динамику уровня развития каждого ребёнка и класса в целом, определять причины возможных негативных явлений и разрабатывать рекомендации по их устранению. Системный мониторинг проводится в рамках работы экспериментальной площадки кафедры педагогических технологий АПКиППРО по программе «Когнитивная технология обучения: процедурные компоненты личностного развития» (руководитель - Бершадский М.Е., профессор кафедры образовательной технологии АПКиПРО г. Москва, к.п.н., доцент.) Организация процесса мониторинга включает в себя:
Методики, используемые при мониторинге:
Проводимая диагностика позволяет составить индивидуальную психологическую характеристику ребёнка, отражающую те его особенности, которые способствуют или препятствуют успешному обучению. Анализ результатов диагностики можно использовать на нескольких уровнях:
В качестве примера мониторинга можно привести результаты психолого-педагогической диагностики моей ученицы 7-го класса «б» Марии Ц. а) Многофакторный личностный опросник Кеттелла Тест "Исследование личностных особенностей младших школьников"(результаты ) Многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла направлен на диагностику особенностей личности ребёнка, позволяет определить психологическое своеобразие основных подструктур темперамента и характера. Каждый фактор содержит не только качественную и количественную оценку внутренней природы человека, но и включает в себя её характеристику со стороны межличностных отношений. 12-факторный детский вариант содержит 120 вопросов и предназначен для детей 10-13лет. Подсчёт проводится по баллам и по стенам. Аффектотимия -Шизотимия; Доброта, сердечность - Обособленность-отчужденность - 4 Степень развития интеллекта - 10 Сила - Слабость "Я"; Эмоциональная стабильность - неустойчивость - 2 Флегматичность - Возбудимость; Уравновешенность - Беспокойство - 8 Доминантность - Конформность; Настойчивость - покорность - 7 Сургенсия - Десургенсия; Беспечность - озабоченность - 7 Сила - слабость "Сверх -Я"; Советливость - Беспринципность - 4 Пармия - Тректия; Смелость - Застенчивость - 5 Пермия - Харрия; Твердость - Чувственность - 10 Гипотимия - Гипертимия; Склонность к чувству вины - Самоуверенность - 6 Самоконтроль - импульсивность; Контроль поведения и желаний - 5 Фрустрированность - нефрустрированность; Напряженность - расслабленность – 6 По каждому из подтестов даются подробные разъяснения о личностных особенностях ребёнка. Культурно-свободный тест на интеллект по Кеттеллу ( результаты ) Тест интеллекта. Предназначен для измерения уровня интеллектуального развития, независимого от влияния факторов окружающей среды (культуры, образования и т. д.), т. н. «чистого» интеллекта. Опубликован Р. Кэттеллом в 1958 г. Второй вариант теста, предназначенный для детей 10-13лет, состоит из четырех субтестов и отличаются лишь уровнем трудности: 1. «Серии» — распознание и продолжение закономерных изменений в рядах фигур; 2. «Классификация» — определение общих черт, особенностей фигур; 3. «Матрицы» — дополнения к комплектам фигур; 4. «Условия» — перестановка фигур, первоначально расположенных в определенном порядке (требуется отметить точкой один из данных на выбор рисунков с соблюдением условий, заданных по образцу). Результаты тестирования сверяются с ключом. Затем подсчитывается количество правильных ответов по каждому тесту и их общая сумма в первой и второй части методики. Суммы баллов обеих частей также складываются, полученный результат является сырым баллом, который переводится в стандартную оценку IQ при помощи таблицы возрастных норм. Считается, что средняя норма IQ находится в пределах от 90 до 110 баллов. Показатели выше этого уровня могут свидетельствовать об одаренности испытуемого, ниже него — об отставании в умственном развитии. б) Равен детский ( интерпретация ) Прогрессивные матрицы Равена предназначены для измерения уровня развития общего интеллекта. Детский вариант – 3 серии по 12 однотипных заданий, выстроенных по возрастающей сложности. в) "Тест структуры интеллекта" по Амтхауэру ( результаты ) |
«Ровеньский политехнический техникум» Развитие познавательной и творческой... Развитие познавательной и творческой активности учащихся на уроках математики посредством использования современных образовательных... | Уроках математики у учащихся посредством использования игрового и занимательного материала ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... I. повышение мотивации учащихся на уроках английского языка посредством использования лингвострановедческого подхода | Моу «оош с. Холки» Повышение мотивации обучения учащихся через использование... Заключение | ||
«Итоги работы шмо в 201 2 -201 3 учебном году и планирование работы на новый учебный год» Развитие учебно-познавательных и творческих способностей учащихся с помощью современных образовательных технологий | Педагогического опыта (рпо) ... | ||
На уроках математики во время устного счета можно предложить задания такого вида Повышение качества обучения в условиях сельской мкш посредством организации самостоятельной работы учащихся | «Формирование творческой индивидуальности учащихся средствами современных... Обобщение опыта работы учителя математики и физики первой квалификационной категории | ||
О гаоу дпо (повышение квалификации) специалистов «Белгородский институт... Особенности использование информационных технологий на уроках математики 14 | МО: использование современных образовательных технологий на уроках... Применение тестов на установление причинно-следственных связей и развитие логического мышления на уроках биологии | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема: «Развитие когнитивных способностей детей в классах зпр на основе пошагового-дифференцированного обучения на уроках культуры... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель моей педагогической деятельности создание условий для достижения высокого уровня коммуникативной компетенции при изучении иностранного... | ||
Тема: Повышение профессионального мастерства воспитателей через применение... Цель: Совершенствование работы воспитателя по развитию и воспитанию индивидуальных способностей детей, посредствам современных форм... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Развитие творческих, интеллектуальных и познавательных способностей учащихся посредством использования знаний, полученных на уроках... | ||
Развитие творческих способностей неслышащих учащихся на уроках русского языка и литературы В современное время человеку просто необходимо уметь творчески мыслить, принимать нестандартные решения, поэтому моя методическая... | Уроках математики Учителя начальных классов Необходимость выбора темы «Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики» обусловлена многолетним наблюдением... |