ЗАДАНИЯ «С ЛОВУШКАМИ» КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНИВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
А. Васильева Красноярский педагогический колледж №1 им. М.Горького
Научный руководитель Т.А. Вахромеева Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) предъявляет определённые требования, в частности требования к метапредметным результатам, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (далее УУД) (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметным понятиям [1].
Урок на сегодняшний день является основным (но не единственным) местом формирования УУД. Задача учителей и нас - студентов научиться проектировать и реализовывать на практике уроки так, чтобы они одновременно формировали и предметные результаты (определенные знания, умения, опыт) и универсальные учебные действия.
Анализируя работы Э. И. Александровой, С. Ф. Горбова, А. Б. Воронцова, мы выделили, что особым способом формирования УУД являются специально конструированные задания диагностического типа.
Э. И. Александрова - автор учебника математики в системе развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова выделяет несколько типов ловушек, которые можно использовать [3]:
тип - «ловушки» на «разгадывание» мыслей;
тип - «ловушки», ориентированные на нахождение нового способа действия (речь идет о постановке учебной задачи, т. е. о ситуации разрыва между знанием и незнанием);
тип - «ловушки», связанные с лишними данными, с недостающими данными или с неверным исходным условием.
тип - «ловушки» - это задания, которые выполнены с ошибками. С помощью «ловушек» данного типа формируются действия контроля и оценки.
тип - «ловушки» – софизмы (от греческого sophisma- хитрая уловка, логически неправильное рассуждение). Софизмом называется умышленно ложное умозаключение, которое имеет видимость правильного.
Данные задания заложены в содержание учебников не только математики, но и других предметов по системе развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова [4], но мы приведем примеры математического содержания заданий с ловушками из учебников 1 класса Э. И. Александровой (книга 1, с. 92 №70) [2]:
Задание для учеников: определи, по какому признаку дети сравнивали предметы на рисунке, если они изобразили отношение между ними так:
Ученикам представлены на иллюстрации 5 пар предметов:
- два чайника одинаковых по форме, но разных по цвету;
- треугольник и квадрат одинаковые по цвету;
- виноград и апельсин (на весах) одинаковые по массе;
- кубок и лейка;
- блюдце с кружкой и дерево.
«Ловушка» находится в последних 2 парах предметов. В данном задании есть недостающие данные, которые учащиеся должны выделить. По иллюстрации невозможно установить точно отношения равенства или неравенства между признаками предметов. Так, на иллюстрации, изображенных объемных предметов: кубка и лейки (разных по цвету, по высоте, по форме) ученики могут сказать, что данные предметы равны по объему или по материалу, но «на глаз» невозможно сделать такой вывод. Данное задание может формировать ряд УУД, например такие познавательные действия как анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); коммуникативные универсальные учебные действия: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи. На наш взгляд, в данном задании формируются регулятивные действия: рефлексии, контроля и оценки, действие целеполагания как постановки учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. В представленном задании возможно формировать действие коррекции, если обсуждать вопрос после задания: «Как избавиться от «Ловушки»? Э. И. Александровой предлагается использовать еще систему вопросов-заданий, связанных с ловушками: придумай свое задание с «ловушкой», научи других придумывать задания с ловушками.
Надо отметить, что формирование выше перечисленных универсальных действий, по нашему мнению, возможно при соблюдении следующих условий:
организация парной или групповой работы при выполнении заданий с ловушками;
организации учебного диалога, в котором преобладает взаимодействие вида «ученик-ученик».
Задания с «ловушками» можно назвать заданиями диагностического типа, так как они позволяют учителю диагностировать принятие учебной задачи учениками и показывают учителю качество детских знаний. А значит, такие задания не только формируют УУД учащихся, но и позволяют учителю оценивать их формирование.
Безусловно, что задания с ловушками применялись и ранее на уроках математики, но надо отметить, что их применимость не имела системного характера. Не все современные учебно-методические комплекты включают в содержание своих учебников такие задания.
В нашем красноярском педагогическом колледже №1 им. М. Горького в сентябре, начале октября 2012 было проведено теоретическое и практическое погружение, в котором мы проектировали учебные задания с ловушками, а потом их использовали в собственной практике, проводя уроки разных предметов (русского языка, математики литературного чтения). Наши наблюдения за учащимися на уроке, обсуждения с методистами колледжа и одногруппниками реализованных уроков позволили обнаружить выше описанные универсальные действия. Библиографический список
Федеральный государственный стандарт начального общего образования. http://standart.edu.ru/
Александрова Э. И. Математика (учебник), 1 класс. – М., Вита-Пресс, 2011
Реализация новых образовательных стандартов в начальной школе средствами образовательной системы Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова // под ред. А. Б. Воронцова. Пособие для учителя 1 класса. – М., Вита-Пресс, 2010.
Формирование универсальных учебных действий младших школьников в условиях вариативности учебно-методических комплексов: методические рекомендации/ под. ред. Г. В. Раицкой. - Красноярск: КК ИПК ППРО, 2011. - 80 с.
|