«Решение тригонометрических уравнений с ограничениями. Отбор корней»





Скачать 118.92 Kb.
Название«Решение тригонометрических уравнений с ограничениями. Отбор корней»
Дата публикации15.09.2014
Размер118.92 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Математика > Урок
Тема урока: «Решение тригонометрических уравнений с ограничениями. Отбор корней»

Цель урока: Закрепить знания по отбору корней при решении тригонометрического уравнения.

Задачи:

  • образовательная: отработать навыки отбора корней при решении тригонометрических уравнений.

  • развивающие: развитие умения преодолевать трудности при решении математических задач;

развитие умения давать объективную самооценку;

развитие навыков самостоятельности и работы в группах.

  • воспитательные: воспитание наблюдательности, внимания, самоконтроля и взаимоконтроля.


Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Современные образовательные технологии, применяемые на уроке: ИКТ; проблемная; уровневая дифференциация.

Формы работы: 1) фронтальная

2) индивидуальная;

3) индивидуально – дифференцированная.
Средства обучения: карточки, медиапроектор.
Этапы урока: 1) организационный момент;

2) целеполагание и мотивация знаний;

3) актуализация знаний: устная работа с места;

работа в парах;

взаимопроверка;

4) применение знаний: в знакомой ситуации;

в новой ситуации;

5) домашнее задание;

6) рефлексия (подведение итогов урока, выставление отметок).

Урок проводится с презентацией.

Ход урока.

  1. Организационный момент (проверка готовности к уроку).

Здравствуйте! Садитесь.

  1. Целеполагание и мотивация знаний.

Откройте тетради, запишите число и «Классная работа». Сегодня тема нашего урока «Решение тригонометрического уравнения с отбором корней». Запишите ее в тетрадь.

Данная тема включает в себя прототипы заданий В5 и С1 из ЕГЭ по математике.

Целью нашего урока является закрепление знаний по отбору корней при решении тригонометрического уравнения.

Как сказал всемирно известный американский изобретатель и предприниматель Томас Эдисон: «Дорогу осилит идущий, а математику – мыслящий». Поэтому, удачи Вам во время урока.

  1. Актуализация знаний.

  1. Устная работа с места.

Прежде чем приступить к решению тригонометрического уравнения с отбором корней, давайте вспомним табличные значения углов для тригонометрических функций. Для этого устно ответьте на следующие вопросы:

Перед Вами на слайдах простейшие тригонометрические уравнения. Надо указать их решение на отрезке .

(Уравнения всплывают в хаотичном порядке.)

=











tg x = 1

tg x =

tg x =

Ответы ….

  1. Давайте повторим основные типы уравнений и методы их решения, а также решения простейших уравнений в ходе следующих устных упражнений:

Назовите (если можете) вид уравнения и изложите грамотно способ его решения.

а) 2cos2 х - cos x - 5 = 0

б) sin2 х + cos x - 8 = 0

в) cos х + sin x = 0

г) sin х - cos x = 1

д) 3cos x - 4sin x = 0 (или 5)

е) 5 sin2 х — 8sin x cos x + cos2 x = 0 (или 2)

ж) sin 2х - cosx = 0

з) cos 3х = cos х

3) Взаимопроверка.

А теперь давайте перейдем к изображению корней уравнения на графике соответствующей тригонометрической функции.

Возьмите карточки, на которых изображен график функции : Iвариант y = sin x, II вариант y = cos x. На каждом графике функции отметьте корни уравнения, которые принадлежат указанному отрезку. На выполнение задания у Вас 2-3 минуты.

Iвариант

sin x = на отрезке

II вариант

cos x = - на отрезке

Итак, время выполнения задания закончилось. Поменяйтесь с соседом по парте карточками с выполненным заданием и проверьте правильность решения по слайду.

  1. Применение знаний (упражнения).



  1. В знакомой ситуации.

  1. Решите уравнение 2sin2x – 7cosx sinx + 5cos2x = 0. Укажите наименьший положительный корень.

а) Решение тригонометрического уравнения: (ученик выполняет задание у доски с объяснением).

Это однородное уравнение, поэтому разделим обе части уравнения на cos2x (

2tg2x - 7tgx + 5 = 0,

tgx =

tgx = 1 или tgx = ,

x = , x = arctg

б) Выберем наименьший положительный корень:



arctg

1

Итак, наименьший положительный корень равен

  1. Решить тригонометрическое уравнение cosx cos3x = - и указать сумму корней ( в градусах), принадлежащие отрезку .

Для начала нам необходимо решить данное тригонометрическое уравнение.

Кто хочет выполнить это задание с объяснением у доски? (Ученик решает тригонометрическое уравнение с объяснением у доски.)

а) Решение тригонометрического уравнения:

cos3x cosx = -. (Домножаем на 2).

Получаем: 2cos3xcosx = -1.

Применяя формулу суммы косинусов cos,

имеем cos + cos = -1,

cos4x+cos2x = -1.

Применив формулы косинуса двойного угла (cos2cos2, получим:

2cos2x – 1 + cos2x = -1.

2cos22x + cos2x -1 = -1,

2cos22x + cos 2x = 0.

Решив квадратное уравнение, получили: cos2x = 0 или cos2x = -,

x=, где n Z x =

Уравнение мы решили. Что надо сделать дальше? (Отобрать корни, записать их значение в градусах и найти их сумму).

Следующий ученик отбирает корни и ,переведя их в градусы, находит сумму корней.

б) Произведем отбор корней по тригонометрической окружности:









- -

Учитывая условие, нам подходят четыре значения: . Переведя их в градусы, получим 450, 600 , 1200 и 1350.

в) Найдем сумму данных корней: 3600.

Скажите, при отборе корней мы пользовались тригонометрической окружностью. Каким способом можно отобрать еще корни?

  • С помощью графика функции.

  • Решая двойное неравенство, находя целочисленные значения n и k , при которых корни окажутся в данном отрезке.

  • Методом подбора.



  1. В новой ситуации.

Для данного уравнения отберите корни, принадлежащие отрезку

-Какие затруднения у Вас вызвало это задание?

-В каких единицах концы отрезка? (В радианах).

-Как перевести данные значения в градусы? (1рад 570).

Значит, 0 рад 00, а 2 рад 1140.

Самостоятельно отбирают корни из данного отрезка. Далее проверяем с записью на доске. (





  1. Проверочная работа.

Возьмите задание для самостоятельной работы. Подпишите листочки, указав соответствующий вариант.

Каждый вариант состоит из трех уравнений разного уровня. Вам необходимо решить одно из трех.

За правильное решение первого уравнения оценка «удовлетворительно», за второе – «хорошо» и за третье – «отлично».

Оценив свои возможности, Вы выбираете соответствующее уравнение. У Вас на работу отведено 10 минут.

Iвариант

1) Найдите корень уравнения: cos В ответе укажите наибольший отрицательный корнень.

2) Решите уравнение: sin3xsinx = 0.

Найдите корни, принадлежащие отрезку .

  1. Пусть х0 – наибольший отрицательный корень уравнения cos2x + 5 sinxcosx + 5cos2x = 0. Найдите ctgx0.

IIвариант

1) Найдите корень уравнения: sin В ответе укажите наименьший положительный корень.

2) Решите уравнение: cos2x - cosx= 0.

Найдите корни, принадлежащие отрезку

3) Решите уравнение:

5sin2x + 8cosx + 1 = + cos2x.



  1. Домашнее задание на карточках.

Домашние задание я раздала каждому на карточках. Обратите внимание: Вам предложено решить семь заданий разного уровня. Из них три обязательных, а четыре - дополнительных, за верное их решение я поставлю в журнал дополнительную оценку.

Домашнее задание.

  1. Найдите корень уравнения: cosВ ответе запишите наименьший положительный корень.

  2. Найдите сумму корней уравнения (в градусах) cos2x + 9sinx + 4 = 0, принадлежащие отрезку

  3. Найдите все значения х, при которых выполняется равенство: cos3x =

  4. Решите уравнение: - =1 –

  5. Сколько корней имеет уравнение (cosx – 1 – sin2x) = 0?

  6. Решите уравнение:

  7. Решите уравнение: (4sin2x + 15sinx +9)





  1. Рефлексия (подведение итогов урока, выставление отметок)

-Мы сегодня решали тригонометрические уравнения с отбором корней.

-Какими способами мы можем отобрать корни? (перечисляют).

-Зависит ли результат от способа отбора?

- Как определить какой способ лучше выбрать?

- Где мы с Вами встретимся с подобными заданиями?

- Спасибо за урок!

Приложение 1.

I вариант.

На рисунке изображен график функции y = sin x. Отметьте на нем корни уравнения sinx = , принадлежащие отрезку .

http://www.yotx.ru/graph.ashx?clr0=000000&exp0=sin%28x%29&mix=-2%2c5&max=1&asx=on&u=pi&nx=x&miy=-1%2c5&may=1%2c5&asy=on&ny=y&iw=600&ih=400&ict=png&aa=on

II вариант.

На рисунке изображен график функции y = cos x. Отметьте на нем корни уравнения cosx =- , принадлежащие отрезку .

http://www.yotx.ru/graph.ashx?clr0=000000&exp0=cos%28x%29&mix=-1&max=1%2c5&asx=on&u=pi&nx=x&miy=-1%2c5&may=1%2c5&asy=on&ny=y&iw=600&ih=400&ict=png&aa=on

Приложение 2. (Самостоятельная работа).

Iвариант

  1. Найдите корень уравнения: cos В ответе укажите наибольший отрицательный корнень.



2) Решите уравнение: sin3xsinx = 0.

Найдите корни, принадлежащие отрезку .

3) Пусть х0 – наибольший отрицательный корень уравнения cos2x + 5 sinxcosx + 5cos2x = 0. Найдите ctgx0.


II вариант

  1. Найдите корень уравнения: sin В ответе укажите наименьший положительный корень.

2) Решите уравнение: cos2x - cosx= 0.

Найдите корни, принадлежащие отрезку

3) Решите уравнение: 5sin2x + 8cosx + 1 = + cos2x.


Приложение 3 (домашнее задание).

Домашнее задание.

  1. Найдите корень уравнения: cosВ ответе запишите наименьший положительный корень.

  2. Найдите сумму корней уравнения (в градусах) cos2x + 9sinx + 4 = 0, принадлежащие отрезку

  3. Найдите все значения х, при которых выполняется равенство: cos3x =

4*)Решите уравнение: - =1 –

5*) Сколько корней имеет уравнение (cosx – 1 – sin2x) = 0?

6*) Решите уравнение:

7*) Решите уравнение: (4sin2x + 15sinx +9)




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Решение тригонометрических уравнений с ограничениями. Отбор корней» iconУрок по теме "Решение простейших тригонометрических уравнений с применением икт"
Проверка знаний учащимися формул корней простейших тригонометрических уравнений и умений решать тригонометрические уравнения
«Решение тригонометрических уравнений с ограничениями. Отбор корней» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обучающие повторить различные типы тригонометрических уравнений; отработать навыки нахождения корней уравнений на тригонометрическом...
«Решение тригонометрических уравнений с ограничениями. Отбор корней» iconКонспект урока на обобщающее повторение алгебры в 11 классе по теме...
Повторение и обобщение знаний учащихся по теме «Решение тригонометрических уравнений и неравенств»
«Решение тригонометрических уравнений с ограничениями. Отбор корней» iconКонспект урока по алгебре и началам анализа. 10 класс. Тема: Решение...
Составление таблицы алгоритмов для решения простейших тригонометрических уравнений
«Решение тригонометрических уравнений с ограничениями. Отбор корней» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
«Решение тригонометрических уравнений с ограничениями. Отбор корней» iconДискриминант. Формулы корней квадратного уравнения
Объяснить решение полных квадратных уравнений, показать правила оформления таких уравнений; формировать умение решать квадратные...
«Решение тригонометрических уравнений с ограничениями. Отбор корней» iconУчебного заведения
Данный проект посвящен учебным темам "Тригонометрические функции, Решение тригонометрических уравнений". Основными теоретическими...
«Решение тригонометрических уравнений с ограничениями. Отбор корней» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: Формирование познавательных и регулятивных ууд в процессе решения тригонометрических уравнений путем обобщения способов...
«Решение тригонометрических уравнений с ограничениями. Отбор корней» iconТема занятия
Обратные тригонометрические функции. Решение простейших тригонометрических уравнений
«Решение тригонометрических уравнений с ограничениями. Отбор корней» iconТема урока: Иррациональные уравнения и неравенства
Цель урока – обобщить основные методы решения иррациональных уравнений и неравенств; повторить свойства показательной и логарифмической...
«Решение тригонометрических уравнений с ограничениями. Отбор корней» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель : закрепить навыки решения простейших тригонометрических уравнений; показать методы решения тригонометрических уравнений с использованием...
«Решение тригонометрических уравнений с ограничениями. Отбор корней» iconУрок математики в 6 ом классе по теме : «решение уравнений»
Обучающие цели: повторение, обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Решение уравнений» и их применение отработка практических...
«Решение тригонометрических уравнений с ограничениями. Отбор корней» iconРешение алгебраических и трансцендентных уравнений
Поэтому приходится применять различные приближенные способы определения корней. В общей постановке задачи обычно требуют непрерывность...
«Решение тригонометрических уравнений с ограничениями. Отбор корней» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема урока: «Решение простейших и некоторых типов тригонометрических уравнений и их применение»
«Решение тригонометрических уравнений с ограничениями. Отбор корней» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всем сидящим на этом ряду выдаётся карточка с заданием на решение тригонометрических уравнений
«Решение тригонометрических уравнений с ограничениями. Отбор корней» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оборудование: учебник, модели единичных окружностей, таблица Решение простейших тригонометрических уравнений


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск