Тема урока: Иррациональные уравнения и неравенства





Скачать 75.53 Kb.
НазваниеТема урока: Иррациональные уравнения и неравенства
Дата публикации04.07.2014
Размер75.53 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Математика > Урок
Открытый урок

по алгебре и началам анализа

в 11 химико-биологическом классе
Тема урока: Иррациональные уравнения и неравенства
Цель урокаобобщить основные методы решения иррациональных уравнений и неравенств; повторить свойства показательной и логарифмической функций и решение тригонометрических уравнений и неравенств.

Ход урока:


  1. Вступительное слово учителя (сообщение темы, целей и задач урока).

  2. Подготовительная работа к решению более сложных иррациональных уравнений и неравенств (см. Приложение – Диск с презентаций)

  3. Актуализация опорных знаний

1. У доски по карточкам:

№1. Решить уравнение

Решение:

ОДЗ: 3 – х ≥ 0 х(–; 3]

Пусть , тогда у ≥ 0 и 3 – х = у2, х = 3 – у2.

Получим уравнение

(3 – у2)у –15 + 5 у2 = 1 + у

3у – у3 – 15 + 5 у2 – 1 – у = 0

у3 – 5у2 – 2у + 16 = 0

у3 – 2у2 – 3у2 + 6у – 8у + 16 = 0

у2(у – 2) – 3у(у – 2) – 8(у–2) = 0

(у – 2)(у2 – 3у – 8) = 0

у – 2 = 0 или у2 – 3у – 8 = 0

у1 = 2 D = 9 + 32 = 41



Но у ≥ 0, поэтому не подходит.

Возвратимся к х.

  1. Если у = 2, то х = 3 – 22 = 3 – 4 = –1, –1(–; 3]

  2. Если , то

,

Ответ: –1;

2. Решить уравнение
Решение:

Умножим обе части уравнения на выражение, сопряженное выражению в левой части уравнения. Получим:

х2 + 5х + 3 – х2 – 2 =





2х + 1 = 0 или

Поскольку мы ищем те корни этого уравнения, которые являются одновременно и корнями исходного уравнения, то эти корни должны удовлетворять уравнению, являющемуся их суммой, то есть уравнению



При х ≥ – 1 получим уравнение

х2 + 5х + 3 = х2 + 2х + 1

3х = – 2

верно)

В данном случае необходимо сделать проверку, так как ни из чего не следует, что подкоренные выражения неотрицательны)

Проверка.

1)





- верно

2)





– верно

Ответ: .

3. Решить неравенство

Решение.



Возведем обе части неравенства в куб. Получим:





Пусть . Тогда уравнение примет вид

6у2 + 12у + 18 > 0

у2 + 2у + 3 > 0 – верно при любых у, так как D = 1 – 3 = – 2 < 0, то есть трехчлен у2 + 2у + 3 не имеет действительных корней и а = 1, 1 > 0.

Значит, может принимать любые действительные значения при любых действительных х.

Решение неравенства можно получить гораздо быстрее:

при любых действительных х, то есть , а значит, больше, чем – 2.

Ответ: х – любое действительное число.
4. Решить неравенство

Решение.

Данное неравенство равносильно системе

;

Решим второе неравенство системы . При х ≥ 2 оно равносильно неравенству .


Его решением при х ≥ 2 являются значения х такие, что х  [3; + ∞).

Решим третье неравенство системы .

Одним из корней многочлена является число 2. Поэтому получим неравенство (х – 2)(х2 – 4х + 2) ≤ 0 (1)

При х > 2 x – 2 > 0. Тогда получим неравенство х2 – 4х + 2 ≤ 0.





Его решением при х > 2 будут значения х такие, что х  (2; ], а решением неравенства (1) будут: х = 2 и х  (2; ].

Тогда система принимает вид

Ее решением будут значения х такие, что х = 2 и .

Ответ: х = 2, .
Пока учащиеся у доски готовятся к ответу, с классом (оставшимися учащимися) провожу фронтальную беседу по вопросам:

  1. Какие уравнения (неравенства) называются иррациональными? Их примеры.

  2. Что значит решить иррациональное уравнение (неравенство)?

  3. Что мы будем называть решениями уравнения (неравенства)?

  4. Перечислить основные методы решения иррациональных уравнений (неравенств) и устные упражнения:


Решить уравнения:
1. Ответ: 3, так как сумма двух неотрицательных чисел равна 0, если каждое из них равно 0.
2. Ответ: корней нет, так как левая часть уравнения есть неотрицательное число.
3. Ответ: 0.
4. Ответ: 4, так как функция возрастает, а g(x) = 5 – х – убывает, значит, их графики пересекаются только в одной точке.

5. Ответ: 1.
6. Ответ: 3.
7. Ответ: – 1.
8. Ответ: корней нет, так как .
9. Ответ: 1.
После этого заслушиваем ответы учащихся, работающих по карточкам и после ответа первого из них вызываю к доске ученика по карточке №5.

5. Решить уравнение

Решение:
Возведем обе части уравнения в куб. Получим:





Заменим сумму выражением . Получим

.

. Возводим в куб обе части

(2х + 1)(6х + 1)(2х – 1) = (– 2х – 1)3

(2х + 1)(6х + 1)(2х – 1) = –(2х + 1)3

(2х + 1)(6х + 1)(2х – 1) + (2х + 1)3 = 0

(2х + 1)((6х + 1)(2х – 1) + (2х + 1)2) = 0

2х + 1 = 0 или (6х + 1)(2х – 1) + (2х + 1)2 = 0

12х2 – 4х – 1 – 4х2 – 4х – 1 = 0

8х2 – 8х – 2 = 0

4х2 – 4х – 1 = 0

(2х – 1)2 = 0

2х – 1 = 0



Проверка.

Если , то



– верно.

Если , то



– неверно.

Ответ: .


  1. Решение упражнений.




  1. Все учащиеся слушают и записывают решение уравнения на карточке №5.




  1. Уравнения:

а)

б)

учащиеся решают самостоятельно, а затем комментируют их решение:

  1. Нахождение ОДЗ в этом уравнении представляет собой достаточно трудную задачу, поэтому решение его целесообразно начать с возведения в квадрат обеих частей уравнения.







х4х = 0

х(х3 – 1) = 0

х = 0 или х = 1

Проверка.

  1. Если х = 0, то . Так как не имеет смысла, то х = 0 не является корнем исходного уравнения.

  2. Если х = 1, то ; – верно.

Ответ: 1.
б) В этом уравнении нахождение ОДЗ приносит пользу.



Итак, ОДЗ данного уравнения состоит из двух значений: х = 0 и х = 1.

Проверка.

  1. Если х = 0, то

– неверно.

  1. Если х = 1, то

0 + 0 = 1 – 1 – верно.

Ответ: 1.


  1. Решить у доски:

а)

Решение:

. Возведем в куб обе части уравнения. Получим при
х ≥ – 1:









. Возведем в квадрат





х + 1 = 0 или

х = – 1





Все найденные значения входят в ОДЗ уравнения.

Проверка.

  1. Если х = – 1, то



– ( – 2) = 2 – верно.

  1. Если х = 3, то

2 – 0 = 2 – верно.

  1. Если х = 35, то

6 – 4 = 2 – верно.

Ответ: – 1; 3; 35.
б)

Решение:

Данное уравнение равносильно системе

Решим уравнение системы





sin x = 0 или (так как при sin x = 0 второй множитель не теряет смысл)

х = 2πn, nZ или

Итак,

Решениями системы будут такие значения х, что

Ответ: .


в)

Решение:

ОДЗ: х > 0.





Пусть , тогда уравнение примет вид

у2 – 2у < 0

у(у – 2) < 0

у(0; 2), то есть



1 < x < 81

(1; 81)(0; + ∞)

Ответ: (1; 81).
г)

Решение:

Найдем ОДЗ: 26 – 25х ≥ 0, 25х ≤ 26, х ≤ log2526

Рассмотрим два случая:

  1. 6 – 5х < 0, то есть 5х > 6, x > log56 = log2536.

Но log2536 > log2526, значит, все значения х > log56 не входят в ОДЗ неравенства.

  1. 6 – 5х > 0. Тогда возведем обе части неравенства в квадрат. Получим:

26 – 25х > 36 – 12∙5x + 25x

2∙25х – 12∙5x + 10 < 0

52х –6∙5x + 5 < 0

1 < 5x <5

0 < x < 1

Итак, все значения х(0; 1) входят в ОДЗ, так как 1 = log2525 < log2526.

Имеем систему . Ее решением являются значения х такие, что х(0; 1).

Ответ: (0; 1).
Далее подвожу итог урока и даю домашнее задание:

  1. Решить уравнения:

а)

б)

2) Решить неравенства:

а)

б)

в)

3)* Найти красивое решение уравнения:






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема урока: Иррациональные уравнения и неравенства icon«Иррациональные уравнения и неравенства» встречаются на егэ и на...
Материал, связанный с уравнениями и неравенствами, занимает значительную часть школьной программы математики. Одна из сложных тем...
Тема урока: Иррациональные уравнения и неравенства iconУрока календарно-тематическое планирование
Умение различат иррациональные уравнения; решать разными способами иррациональные уравнения
Тема урока: Иррациональные уравнения и неравенства iconУрок 1-2
Изучение темы: «Степенная функция. Иррациональные выражения, уравнения и неравенства.»
Тема урока: Иррациональные уравнения и неравенства iconТема: «Рациональные и иррациональные уравнения, неравенства и системы»
Элективный курс профильного обучения посвящен одному из традиционных разделов элементарной математики: решению рациональных и иррациональных...
Тема урока: Иррациональные уравнения и неравенства iconУрок. Содержит фактический материал по теме «Иррациональные уравнения»
Урок иссследования, комбинированный урок. Содержит фактический материал по теме «Иррациональные уравнения». План решения, самооценка...
Тема урока: Иррациональные уравнения и неравенства iconУчебные и образовательные программы на cd и dvd дисках
Математика. Часть Рациональные, иррациональные, показательные, логарифмические уравнения и неравенства. Прогрессия, планиметрия,...
Тема урока: Иррациональные уравнения и неравенства iconУрок. Тема: «Иррациональные уравнения»
Цель: закрепить умение решать уравнения; способствовать развитию навыков самостоятельного применения знаний при решении уравнений;...
Тема урока: Иррациональные уравнения и неравенства iconРазработка урока по алгебре и началам анализа по теме «Иррациональные...

Тема урока: Иррациональные уравнения и неравенства iconЭлективный курс Уравнения и неравенства с параметрами (10 класс,...
Элективный курс для 10 класса «Уравнения и неравенства с параметрами.» рассчитан на 32 часа
Тема урока: Иррациональные уравнения и неравенства iconКонспект урока Тема урока: Числовые неравенства. Их запись. Сравнение...
Тема и номер урока в теме: Числовые неравенства. Их запись. Сравнение чисел. Урок №1
Тема урока: Иррациональные уравнения и неравенства iconКонспект урока в 10-м классе по теме: "Уравнения и неравенства, содержащие модуль"
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №23
Тема урока: Иррациональные уравнения и неравенства iconРабочая программа элективного учебного предмета «Уравнения и неравенства....
Рабочая программа по элективному учебному предмету составлена на основе авторской программы элективного учебного предмета «Уравнения...
Тема урока: Иррациональные уравнения и неравенства iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: формировать понятие «Иррациональные уравнения» и умения решать их основным способом
Тема урока: Иррациональные уравнения и неравенства iconПлан урока тема урока: Квадратные уравнения (обобщающий урок)
Цель урока: Обобщить знания учащихся по данной теме, сформировать алгоритм учебного действия с изученными понятиями, обратить внимание...
Тема урока: Иррациональные уравнения и неравенства iconУроку сообщает, что сегодня проводится заключительный урок по теме «Иррациональные неравенства»
Основное содержание учебного материалаДеятельность учителяДеятельность учащихся
Тема урока: Иррациональные уравнения и неравенства icon1. Рациональные алгебраические уравнения и неравенства (6 ч) Представление...
Курс рассчитан на учащихся 11 классов общеобразовательной школы и предполагает совершенствование подготовки школьников по освоению...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск