Скачать 51.32 Kb.
|
Урок «Иррациональные уравнения» тип урока: урок получения знаний, умений, навыков. Цель урока: формировать понятие «Иррациональные уравнения» и умения решать их основным способом. задачи:
Оборудование: 2 компьютера, подключенные к сети Интернет, программы Skype, «Живая математика», Gimp, Firefox. Учебник: Алгебра и начала анализа. 10-11 класс. / под редакцией А. Н. . Колмогорова . - М.: Просвещение, 2010. - 320 с. Структура урока: АЗ
ФНЗСД 1. Устное решение задач (выбор иррациональных уравнений из множества уравнений) (3 мин); 2. Эвристическая беседа с целью поиска способа решения иррационального уравнения (3 мин); 2. Совместное решение 1 уравнения (учитель в программе Gimp, ученик в тетради) (4 мин); 3. Решение 2 уравнения с комментированием (ученик) (5 мин); 4. Самостоятельное решение 3 уравнения учеником (4 мин); 5. Самостоятельное решение 4 и 5 уравнения учеником с возможностью консультации у учителя (13 мин) 5. Подведение итогов урока (2 мин); 6. Постановка Д/З (1 мин). Ход урока: АЗ
Учитель за 10 мин до начала урока открывает необходимые программы: презентацию, выполненную в программе «Живая математика», окно программы Gimp, зеленого цвета (имитация школьной доски, можно писать мышкой или с помощью графического планшета), программу Skype, Firefox. Учитель в программе Skype начинает урок. Приветствие.
У: Подпишем в тетради пока число, тему мы узнаем чуть позже. В повседневной жизни человек решает много практических задач. Одну из таких задач я предлагаю решить тебе. Учитель открывает презентацию, выполненную в программе «Живая математика» , делает Демонстрацию экрана. Ученик на своем экране видит презентацию. После нажатия кнопки «Опредедление глубины ущелья» происходит переход по ссылке на сайт ( http://mikahome.narod.ru/10a/ ) ) , где выложен ролик, необходимый на уроке. В ролике смоделировнаа ситуация: определение глубины ущелья с помощью камешка. После запуска ролика и определения времени полета камешка, ученику задается вопрос: «Как определить по формуле, глубину ущелья?» у: Нужно в формулу подставить вместо t время полета камня. Слайд 1. Слайд 2. Флеш-ролик У: Какой математический объект получился? у: Уравнение. У: Встречали мы такие уравнения раньше? у: Нет. У. Как бы ты назвал новый вид уравнений? у: предлагает свой вариант, учитель поправляет
У: Сегодня на уроке мы начнем работать с новым видом уравнений, научимся решать некоторые виды иррациональных уравнений, рассмотрим особенности решения таких уравнений. Итак, тема нашего урока «Иррациональные уравнения» (ученик записывает в тетрадь). ФНЗСД 1. Устное решение задач (выбор иррациональных уравнений из множества уравнений). Слайд 4. Устное упражнение Ученик называет иррациональные уравнения, объясняет, почему так считает. После выполнения упражнения в тетради записывается определение иррационального уравнения. Учитель переходит на слайд 5, где собраны иррациональные уравнения, названные учеником. Учитель предлагает ученику решить данные уравнения. 2. Эвристическая беседа с целью поиска способа решения иррационального уравнения. У: Какой способ решения 1 уравнения ты можешь предложить? (ученик предлагает способы решения, которые совместно обсуждаются) У: Какое преобразование может убрать из выражения корень? Ученик предлагает операцию возведения в квадрат. У: Достаточно возвести только левую часть в квадрат? После небольшого обсуждения делается вывод о том, что операция возведения в квадрат правой и левой части помогает перейти от иррационального уравнения к уравнению, не содержащему корни, которое можно решить. Слайд 5. Уравнения, которые нужно решить на уроке. 3. Совместное решение 1 уравнения (учитель в программе Gimp, ученик в тетради). Учитель работает в программе Gimp (c функцией Skype Демонстрация экрана), ученик в тетради. Идет совместная работа по решению уравнения. После получения x, учитель рассказывает, почему необходима проверка при решении иррационального уравнения (при возведении в квадрат происходит расширение области определения, а значит могут появиться посторонние корни), показывает ученику как делать проверку. 4. Решение 2 уравнения с комментированием (ученик). Учитель предлагает решить 2 уравнение ученику. Ученик работает в тетради, комментируя решение. Учитель прописывает в программе Gimp то, что говорит ученик, в случае затруднения дает подсказки. 5. Самостоятельное решение 3 уравнения учеником. Функция Демонстрация экрана отменяется учителем, программа Skype работает в режиме Видеозвонок. Ученику дается время на самостоятельное решение 3 уравнения в тетради. После завершения решения учитель проверяет промежуточные результаты, конечный ответ. Обсуждаются особенности данного уравнения (справа и слева корни). 6. Самостоятельное решение 4 и 5 уравнения учеником с возможностью консультации у учителя. Ученик пробует решить самостоятельно 4 и 5 уравнение. В случае затруднения можно спросить учителя. Если ученик запутался, учитель возвращается в демонстрацию экрана и работает на зеленой доске вместе с учеником. 5. Подведение итогов урока. Идет обсуждение следующих вопросов: - с каким новым материалом познакомились на уроке? - как узнать иррациональные уравнения? - каким способом можно решить ир. уравнение? - какие особенности решения иррациональных уравнений? 6. Постановка Д/З (1 мин). № 417 (а, в) № 418 (а, в) № 419 (а, в) |