Гражданский контроль как механизм самоорганизации общественной системы





Скачать 176.12 Kb.
НазваниеГражданский контроль как механизм самоорганизации общественной системы
Дата публикации16.07.2013
Размер176.12 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Математика > Документы


- -

ГРАЖДАНСКИЙ КОНТРОЛЬ КАК МЕХАНИЗМ

САМООРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ



Гончаров А.А.
Институт государства и права Российской Академии наук

В статье сделана попытка рассмотреть гражданский контроль с позиции общих законов синергетики; приводится понятие гражданского контроля как общественного правового явления, совершенствующего систему политического управления; описаны некоторые процессы самоорганизации общественной системы при воздействии на нее разрушительных факторов; рассмотрена роль отдельного индивида в развитии общественной системы; приведены перспективы развития гражданского контроля как механизма самоорганизации общества; рассмотрены возможности математического прогнозирования развития общественных систем.
In article is made an attempt to consider the civil control over a position of the general laws of synergetic; the concept of the civil control is resulted as the public legal phenomenon improving system of political management; some processes of self-organizing of public system are described at influence on it of destructive factors; the role of the separate individual in development of public system is considered; prospects for the development of the civil control as mechanism of self-organizing of a society are resulted; оpportunities of mathematical forecasting of development of public systems are considered.

Наука о самоорганизации в сложных системах – синергетика – возникла на пересечении различных научных дисциплин и научных школ, в значительной степени в рамках исследовательской парадигмы квантовой физики. Это были школа Г. Хакена1, работающая в области теоретической физики (в первую очередь, изучение лазера); брюссельская школа И. Пригожина2, разрабатывающая теорию диссипативных структур (самоорганизацию в физических и химических процессах); советская математическая школа под руководством В.И. Арнольда и Р. Тома3, разрабатывающая математический аппарат для описания катастрофических процессов, теорию катастроф; школа А.А. Самарского и С.П. Курдюмова4, строящая теорию самоорганизации на базе математических моделей и вычислительного эксперимента; биофизическая школа М.В. Волькенштейна и Д.С. Чернавского5, изучающая вопросы эволюции в информационных терминах; исследования под руководством Н. Моисеева6 идей глобального эволюционизма и экологических процессов. Идеи самоорганизации легли в основу теории автопоэзиса У. Матураны и Ф. Варелы7, теории М. Эйгена8 о гиперциклах, глобально-эволюционной концепции развития вселенной Э. Янча9 и т. д.

При всем многообразии подходов, предметных областей и эвристических возможностей, у всех этих научных школ, безусловно, наблюдалось общее – они были заняты поиском универсальных закономерностей возникновения порядка из хаоса, описанием причин и механизмов относительно устойчивого существования возникающих структур и их распада.

Одной из первых попыток применить науку о самоорганизации к общественным системам была сделана еще Н. Винером в работе «Кибернетика и общество»10. Первые успехи в практике управления, связанные с внедрением кибернетических методов в 60-е гг. нашего века – в период нарастания сциентистских ожиданий первого этапа научно-технической революции – привели к методологической экспансии кибернетических взглядов на управление и организацию. Управление как некая эволюционная целенаправленность (как подконтрольная, так и не подконтрольная разуму человека) стало рассматриваться как необходимый организующий атрибут самого широкого круга систем – технических, биологических, социальных. Кибернетика обретает статус общенаучного направления, а ее категории – значительно более широкое толкование.

Это, в первую очередь, относится к категории «самоорганизующиеся системы», которая первоначально возникла в понятийном арсенале кибернетики и затем перешла в понятийный круг общей теории систем, а в последующем – синергетики, испытав при этом определенную трансформацию своего содержания.

С позиций кибернетики, широкими самоорганизующимися возможностями обладают самоуправляющиеся системы высших форм, способные автоматически находить свое оптимальное состояние при любых изменениях внешних условий, самостоятельно переходить из произвольного начального состояния в определенное устойчивое состояние. Обязательным атрибутом самоорганизующихся систем в связи с этим становится иерархическое управление – управление с последовательно возрастающими уровнями сложности, когда цели управления корректируются и уточняются в процессе саморазвития системы.

Взаимосвязь устойчивости и неустойчивости конкретизируется в современном системном анализе через понятие нелинейности. Нелинейностью называется свойство системы иметь в своей структуре различные стационарные состояния, соответствующие различным допустимым законам поведения этой системы11. Всякий раз, когда поведение таких объектов не удается выразить системой уравнений, эти уравнения оказываются нелинейными в математическом смысле. Математически объектам с таким свойством соответствует возникновение спектра решений вместо одного-единственного решения системы уравнений, описывающих поведение системы. Каждое решение из этого спектра характеризует возможный способ поведения системы.

Эволюция поведения данного типа систем сложна и неоднозначна, поэтому флуктуации (воздействия) могут вызвать отклонения такой системы от ее стационарного состояния в любом направлении – энтропийные изменения могут привести систему в другое стационарное состояние, еще более устойчивое, а могут привести к распаду. Кроме того, одно и то же стационарное состояние такой системы при одних условиях устойчиво, а при других – неустойчиво.

Таким образом, в нелинейной области множественность стационарных состояний и их возможная неустойчивость создает феномен сложного и разнообразного поведения нелинейных систем, не укладывающегося в единственную теоретическую схему. Поэтому поведение таких систем в области неустойчивости нельзя прогнозировать, опираясь только на предшествующий опыт. Общественные системы являются классическим примером нелинейной системы с присущими ей закономерностями.

В понятии нелинейности внутренне заложено существование потенциальности как свойства (характеристики) данного типа систем. Говоря словами И. Пригожина, для таких сложных систем характерно «наличие множества устойчивых состояний, в противоположность близким к равновесию ситуациям, где имеется всего одно устойчивое состояние»12. Качественно разные состояния одной и той же нелинейной системы альтернативны, т. е. не могут актуально существовать в одной и той же системе одновременно. В тот момент (период), когда соответствующее определенному (одному) качеству системы стационарное состояние существует актуально (проявлено), то соответствующие другим качествам стационарные состояния существуют лишь потенциально, вне ее пространственно-временной определенности, так как могут быть актуализированы только при иных условиях. Отсюда следует следующее системное свойство: изменяющаяся система характеризуется не только своими свойствами и структурой, существующими в данный момент в данном месте (актуальная структура), но и набором потенциальных (не проявляющих себя актуально в данных «здесь и теперь») структур, находящихся между собой в отношении альтернативности.

Механизм актуализации потенциальных структур может быть связан с различными факторами – с сильным внешним воздействием, с обменом устойчивостями внутри системы (когда устойчивое состояние переходит в неустойчивое – и наоборот, в зависимости от значений параметров системы) и др.

Синергетика фокусирует внимание на неустойчивостях в системах, находящихся в неравновесных состояниях, вблизи особых критических точек, в окрестности которых поведение системы становится неустойчивым. Последнее означает, что в этих точках система под влиянием самых незначительных воздействий, флуктуаций, может резко изменить свое состояние. Такое критическое состояние системы накануне выбора аттрактора (пути развития), выбора «собственной судьбы» называется точкой бифуркации.

Зона бифуркации ассоциируется с катастрофическими изменениями и конфликтами, так как в решающий момент перехода система должна совершить критический выбор определенного аттрактора через динамику флуктуации. Просканировав флуктуационный фон, система совершает несколько попыток (поначалу, может быть, безуспешных), и наконец, какая-то флуктуация побеждает. Стабилизировав ее, система превращается в своего рода «исторический объект», поскольку ее дальнейшая эволюция будет зависеть от этого критического выбора13. Так на языке синергетики фиксируются фундаментальные соотношения между случаем и внешним ограничением, между флуктуацией (случайностью) и необратимостью (необходимостью), между свободой выбора и детерминизмом.

Обратимся теперь к описанию тех перспектив, которые задает синергетика в своем видении развития общества как сложной (нелинейной) системы. Как можно интерпретировать политико-правовые процессы в контексте универсальных законов самоорганизации? Как представлен в этом плане синтез классических представлений и неклассических черт нового уровня осознания законов общественного развития?

Сама синергетическая постановка вопроса о рождении «порядка из хаоса» коррелирует с базовой политико-правовой проблемой рождения в обществе «спонтанных закономерностей» (исторического детерминизма) и свободы воли отдельных индивидов. Аксиомой стал тезис о том, что генеральные исторические тенденции складываются независимо от воли отдельных действующих в истории людей. Вспомним, в частности, высказывание Ф. Энгельса по этому поводу: «...то, чего хочет один, встречает противодействие со стороны всякого другого, и в конечном результате появляется нечто такое, чего никто не хотел»14.

В интерпретации теории самоорганизации речь идет о том, что хаос разнонаправленных свободных воль (случайность) на микроуровне порождают порядок, генеральную согласованность исторической закономерности на макроуровне. Впрочем, синергетика вводит важный нюанс в понимание этого вопроса. Поскольку спонтанное порядкообразование возможно лишь в ситуации неустойчивости, когда общественная система становится чрезвычайно чувствительной к проявлению случайности, то возникает ситуация, когда малая случайность может иметь радикальное значение для судьбы данной системы. В этом плане роль свободной воли отдельного субъекта (или небольшой социальной группы) перестает быть просто фоном для проявления объективных законов исторического развития – она становится активным действующим лицом истории, начинает играть самостоятельную правообразующую роль, переходит с микроуровня на макроуровень.

Человек в синергетическом понимании превращается в центральное звено исторической картины мира. И если раньше, в классическом понимании, он был лишь винтиком в огромной «мировой машине», то теперь, в синергетическом прочтении и видении картины мира, он стал существенным фактором, способным внести в общественную систему существенные изменения – «...это означает в частности, что индивидуальная активность вовсе не обречена на бессмысленность»15, и отдельные действия или решения индивидов могут иметь глобальные последствия.

Рождение нового общественного порядка связано с нарушением исходной симметрии. Во-первых, возникает временная неоднородность – один из возможных путей развития общественной системы становится более предпочтительным (происходит выбор аттрактора). Во-вторых, возникает новая пространственная неоднородность – появляется новая социальная иерархия, т.е. некая общественная структура, центром которой становятся новые идеи, общественные лидеры, социальные группы. Прежние политико-правовые институты, идеологии и вожди перемещаются на периферию предпочтений или претерпевают существенную трансформацию.

Такое представление об этапах структурного упорядочения общественной системы ставит вопрос о принципиальной невозможности существования единого, идеального, универсального общественного строя, социального порядка «для всех времен и народов». Непредсказуемость предстает не как досадный просчет человеческого разума, а как внутренняя характеристика сложной системы.

Если историческое развитие происходит по нелинейным законам, предполагающим неравномерность и стохастичность, необходимо переосмыслить роль управления в обществе как стремления выстроить общественную систему по законам разума (целенаправленной организации)16.

Роль государства17 в общественной системе заключается в создании упорядоченности и устойчивости, без которой невозможна ее жизнеспособность. Однако именно эта функция государства и превращается в тормоз дальнейшего развития и эволюции этой системы. Когда развитие общественных отношений требует создания новых форм публичной политической власти и новых правовых институтов, государственная машина, будучи направленной на устойчивость, препятствует любым существенным изменениям, даже если такие изменения в конечном счете и должны привести к большей стабильности системы. Таким образом, государство блокирует и перестает отвечать на сигналы, поступающие извне (т.е. со стороны гражданского общества). Тем самым государство консервирует развитие общественных отношений и приобретает свойства закрытой системы.

Тем общественным системам, которым, благодаря деятельности гражданского общества или прогрессивных государственных деятелей, удается преодолеть тенденции к закрытости и избежать накоплению критического уровня нестабильности, – удается перейти в другое стационарное состояние, минуя точку бифуркации, продолжая свое развитие по пути эволюции. В тех же системах, которым, в силу тех или иных исторических, экономических или прочих факторов этого не удается, отсутствие обратной связи приводит к возникновению и развитию энтропии, переходу в бифуркационный период, который в общественной системе наиболее часто завершается революцией. Поскольку в бифуркационный период чрезвычайно возрастает роль случайности, весьма высок риск выбора общественной системой пути, который не приводит к желательному результату.

Подобно тому, как процесс накопления критического уровня нестабильности – это процесс длящийся, так и бифуркационный период возникает не сразу, а постепенно. Поэтому можно условно выделить временной промежуток, когда система подходит к точке бифуркации (т.е. когда уровень энтропии достаточно высок), однако еще не перешла на бифуркационный этап. Это период условно можно назвать «предбифуркационным». Характерной его особенностью в общественных системах является то, что в этот период эффективность деятельности отдельных индивидов и малых социальных групп – носителей новой социальной идеи – значительно увеличивается вследствие попадания в резонанс с чаяниями всего общества, которое, в свою очередь, приводит в состояние сильной активности энтропия. При этом в отличие от точки бифуркации, когда разумность отходит на второй план перед случайностью, в предбифуркационный период существует действительная возможность сознательного выбора обществом наиболее разумного пути развития и перехода общественной системы на новый, устойчивый этап развития.

Гражданский контроль, на наш взгляд, является тем механизмом, который способен предотвращать появление энтропийных явлений в общественной системе или своевременно реагировать на них, совершенствуя и преобразуя эту систему, выводя ее на новые качественные уровни и этапы развития.

В общем смысле, гражданский контроль – это общественное правовое явление, совершенствующее систему политического управления.

В конкретном смысле, гражданский контроль – это контроль над деятельностью органов власти, осуществляемый гражданами и общественными объединениями.

Гражданский контроль можно назвать также системой-корректором, подсистемой или системой в системе, которая, подобно иммунитету в человеческом организме, проявляется и активизируется в критические моменты, но существует постоянно.

Объектом гражданского контроля является аппарат органов власти: органы государственной власти, другие государственные органы, органы местного самоуправления, межгосударственные (надгосударственные) органы власти18, а также должностные лица всех перечисленных органов.

Под термином «гражданский контроль» (или общественный контроль, народный контроль) часто принято подразумевать участие граждан в местном самоуправлении, в решении вопросов, чаще всего местного, бытового значения, т.е. самую начальную форму гражданского контроля. Это происходит оттого, что органы власти склонны переводить гражданский контроль на более низкий уровень, направлять его на решение мелких вопросов и отдалять от крупных, определяющих. По нашему мнению, гражданский контроль должен пониматься в гораздо более широком смысле, как общественное явление, при котором гражданское общество определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, контролирует процесс ее реализации, участвует в решении всех общественно значимых вопросов на всех уровнях.

Какие же факторы вызывают разрушение общественной системы, и каким образом гражданский контроль способен совершенствовать и преобразовывать эту систему?

Государство как форма публичной политической власти имеет склонность к консервации общественно-политических институтов и, как следствие, к замедленной реакции на изменение общественно-политических реалий. Органы власти часто нетерпимы к внутренней критике, среди официальных должностных лиц поощряется круговая порука. Нередко органы власти, вместо интересов общества представляют интересы крупных финансово-промышленных групп, подчиняя этому весь свой аппарат. Часто граждане оказываются беззащитными перед злоупотреблениями органов власти, в том числе перед коррупцией. Все это приводит к разрушительным для общественной системы эффектам.

Как показывает мировая практика, в большинстве случаев аппарат органов публичной власти не способен эффективно бороться со своими деструктивными факторами, используя всего лишь внутренние властно-аппаратные механизмы, подобно тому, как больной не может успешно самостоятельно сделать себе сложную хирургическую операцию.

Каким же образом гражданский контроль способен противодействовать разрушительным явлениям в общественной системе?

Гражданское общество, используя свой внутренний потенциал и закономерности общественного развития, способно в критические моменты активизироваться и направлять государственную политику на путь наиболее эффективного развития. При этом, чем более закрытым от гражданского общества становится государственный аппарат, и чем сильнее в общественной системе проявляется энтропия, тем быстрее и эффективнее происходит консолидация общества, которая, в свою очередь, позволяет гражданскому обществу действовать одновременно и согласованно.

Ведущая роль в консолидации общественных сил принадлежит общественности как наиболее сознательной и активной части общества. Каждый член общества, проявляющий гражданскую сознательность и гражданскую активность, тем самым становится общественностью. Люди и общественные объединения, осознающие необходимость гражданского контроля, предлагают и реализовывают идеи, касающиеся совершенствования системы политического управления и контроля над органами власти, пробуждают гражданскую активность у остального населения. Как правило, чем более разумные и необходимые идеи предлагаются и чем интенсивнее реализуются инициативы, тем большую поддержку эти идеи находят среди широких слоев населения и тем больший авторитет приобретает представляющий их субъект гражданского контроля. Когда в обществе созревает достаточно определенная позиция по какому-либо общественно значимому вопросу, тогда общественность способна совместно выступать как большая политическая сила. В этом случае при возникновении разногласий между общественностью и аппаратом органов власти, последний в итоге вынужден будет уступить и встать на позицию защиты общественных интересов.

Существует относительная закономерность: чем больше в аппарате органов власти выражены тенденции к подмене государственных интересов партикулярными, тем более невостребованными для него остаются интеллектуальные ресурсы общества. Эти ресурсы переходят в сферу гражданского контроля. Существует и другая закономерность: чем порочнее аппарат органов власти, тем больший интеллектуальный ресурс общества, при прочих условиях реализующийся в сфере научной, хозяйственной или иной деятельности, мобилизуется на борьбу с деструктивными факторами государства. Как раз в этих явлениях наиболее ярко проявляется процесс самоорганизации общественной системы.

Эффективность гражданского контроля во многом связано с тем, что он имеет гибкую структуру и обладает свойствами открытой системы. Критерием значимости любого субъекта гражданского контроля является общественный авторитет, который складывается не просто из слов, а из конкретных дел, имеющих общественную значимость. В отличие от выборных государственных органов власти, субъекты гражданского контроля не избираются на какой-либо определенный срок. Общественный авторитет появляется в результате сложного и, как правило, длительного процесса, который носит перманентный характер. Любой субъект гражданского контроля, злоупотребивший своей общественной властью, тут же теряет эту власть без каких-либо формальных процедур, что исключает узурпацию такой власти, поскольку невозможно узурпировать власть, которая поддерживается исключительно силой общественного авторитета. Элементы гражданского контроля, таким образом, присутствует и в самой системе гражданского контроля. В такой структурной диалектичности содержится залог устойчивости данной системы.

Прогрессивные идеи по преобразованию общественной системы чаще всего приходят в головы лишь к отдельным людям или малочисленным социальным группам, которые, в свою очередь, и делают эти идеи достоянием всего общества. Поэтому устойчивость общественной системы во многом зависит от наличия в ней действительной возможности для субъектов выражать и реализовывать свои идеи. Наличие идеи в ее проявленности само по себе воздействует на общественное сознание. Чтобы прогрессивная идея приобрела (или имела возможность приобрести) массовый характер, необходимо доведение ее до широких масс. Даже если такая идея не будет сразу поддержана широкими слоями населения, само ее публичное освещение уже продвинет общественное сознание и создаст перспективы ее развития.

И наконец, возникает вопрос о том, каким образом многочисленным индивидам и социальным группам, преследующим свои частные, нередко противоположные, интересы, удастся выработать общую позицию по какому-либо конкретному вопросу развития общества ?

История XX столетия (в основном второй его половины) и начала XXI показывает, что различные субъекты с самыми различными интересами способны выступать согласованно по общезначимым вопросам, затрагивающим интересы всех. Это вопросы войны и мира, прав человека, экологии, экономики, науки, ядерного оружия и др. Появление ООН и прочих крупных межправительственных организаций и неправительственных объединений свидетельствует о том, что мир, в поисках стабильности, ищет политической глобализации (подобно тому, как капитал, в поисках сверхприбыли, ищет глобализации экономической). Гражданский контроль является именно таким общезначимым вопросом, на котором, особенно в наше время, замыкаются все вышеперечисленные. Поэтому вполне вероятно, что глобализация общественных сил не только возможна, но и неотвратима, так же как неотвратимы законы синергетики.

Актуальность глобализации общественных сил особенно возросла в последние годы, когда деятельность политических лидеров ряда стран, подталкиваемых транснациональными монополиями, может ввергнуть мир в пучину мировых и региональных войн. Не допустить этого способна лишь объединенная мировая общественность, которая выступит как эффективный механизм самоорганизации общественной системы в масштабе всего мира.

Рассмотрение законов общественного развития через призму синергетики создает беспрецедентные возможности по математическому прогнозированию развития общественных систем. Однако такое прогнозирование принципиально сложнее прогнозирования биофизических нелинейных процессов, поскольку в первом случае основным звеном выступает индивидуум, мыслящий субъект. Кроме того, требуется точно определить ключевые факторы общественного развития, которые следует брать за основу, а они не всегда являются очевидными.

Следует отметить, что описание микропроцессов в общественных системах представляет значительную сложность, как и в физике, в которой макрофизические процессы практически полностью детерминированы и поддаются достаточно точному прогнозированию, в то время как физические явления на микроуровне (т.е. квантовые процессы) являются принципиально непредсказуемыми.

В заключении отметим, что на естественнонаучном, историческом и философском уровне накоплено достаточное количество материала для его переработки и создания математических моделей описания общественных процессов. При этом основным фактором устойчивости системы является наличие в ней эффективного механизма самоорганизации, которым в общественной системе, по нашему мнению, является гражданский контроль.

1 Хакен Г. Синергетика. М., 1980 и др.

2 Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. М., 1986; и др.

3 Арнольд В.И., Том Р. Теория катастроф. М., 1990; и др.

4 Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации в сложных системах. М., 1990; Ахромеева Т.С., Курдюмов С.П. Малинецкий Г.Г., Самарский А.А. Нестанционарные структуры и диффузионный хаос. М., 1992 и др.

5 Волькенштейн Н.В. Энтропия и информация. М., 1986; Чернавский Д.С. Синергетика и информация. М., 1990 и др.

6 Моисеев Н.Н. Алгоритмы развития. М., 1987; Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М., 1990; и др.

7 Maturana U., Valera F. Autopoiesis and Cognition. Dordrecht., 1980.

8 Эйген М., Шустер П. Гиперцикл: Принципы самоорганизации макромолекул. М., 1982.

9 Jantsch E. The Self-organizing Universe. Scientific and Human Implications of Emerging Paradigm of Evolution. New York, 1980.

10 Винер Н. Кибернетика и общество. М., 1958.

11 Костюк В.Н. Изменяющиеся системы. М., 1993.

12 Пригожин И. Перспективы исследования сложности // Системные исследования: Методологические проблемы. Ежегодник. М., 1987. С. 50.

13 Николис Г., Пригожин И. Познание сложного. Введение. М., 1990. С. 89.

14 Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. 2-е изд. Т.37. С. 395.

15 Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. М., 1986. С. 386.

16 Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем. СПб., 1999. С. 212.

17 Здесь и далее государство понимается в смысле государственно-властного аппарата.

18 К объектам гражданского контроля можно также отнести негосударственные (неправительственные) органы власти при понимании власти в широком смысле как способности воздействовать и управлять.

Управление общественными и экономическими системами 2007 № 1

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Гражданский контроль как механизм самоорганизации общественной системы iconПримерные вопросы по направлению подготовки 080500 «Менеджмент»: 62 Бакалавр менеджмента
Предмет экономической теории. Задачи и методы экономической науки. Механизм общественной координации
Гражданский контроль как механизм самоорганизации общественной системы iconСоциолингвистика
Текущий контроль осуществляется с использованием накопительной балльно-рейтинговой системы и включает оценку самостоятельной (внеаудиторной)...
Гражданский контроль как механизм самоорганизации общественной системы iconЗаконодательство
К. Мартин, руководитель группы "Гражданский контроль" Б. Пустынцев, адвокаты А. Рахмилович (РФ) и Д. Шенефилд (сша) и др. На круглом...
Гражданский контроль как механизм самоорганизации общественной системы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Такие тезисы прозвучали на пленарном заседании в Общественной палате в конце прошлой недели. Впервые за годы существования Общественной...
Гражданский контроль как механизм самоорганизации общественной системы iconМеханизм когерентности обобщенного кольцевого гиперкуба с непосредственными...
Механизм когерентности обобщенного кольцевого гиперкуба с непосредственными связями
Гражданский контроль как механизм самоорганизации общественной системы iconРабочая учебная программа дисциплина: английский язык Блок дисциплин:...
Контроль – 1 контрольная работа Контроль – 1 контрольная работа Итоговый контроль – зачет Контроль самостоятельной
Гражданский контроль как механизм самоорганизации общественной системы iconРабочая учебная программа дисциплина: немецкий язык Блок дисциплин:...
Контроль – 1 контрольная работа Контроль – 1 контрольная работа Итоговый контроль – зачет Контроль самостоятельной
Гражданский контроль как механизм самоорганизации общественной системы iconСовет Общественной палаты Ростовской области
Настоящее Положение определяет цели, задачи, порядок проведения, критерии оценки, механизм подведения итогов областного общественного...
Гражданский контроль как механизм самоорганизации общественной системы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
У «Крапивенская оош» на изучение данного курса выделено 3 часа в неделю (всего 105), включая контроль навыков речевой деятельности:...
Гражданский контроль как механизм самоорганизации общественной системы iconРабочая программа дисциплины «гражданский процесс»
Целью освоения дисциплины «Гражданский процесс» является подготовка студентов к различным видам профессиональной деятельности
Гражданский контроль как механизм самоорганизации общественной системы iconУчебно-методический комплекс по дисциплине социология
Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект. Социальные изменения. Социальные революции...
Гражданский контроль как механизм самоорганизации общественной системы iconОрганизационно-методическая работа как механизм совершенствования...
Организационно-методическая работа как механизм совершенствования управления в дерматовенерологии
Гражданский контроль как механизм самоорганизации общественной системы iconУчебно-методический комплекс по дисциплине социология
Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект. Социальные изменения. Социальные революции...
Гражданский контроль как механизм самоорганизации общественной системы iconСоциология
Кономерностей развития и функционирования социальной системы и ее основных институтов. Социологическое знание и видение общественной...
Гражданский контроль как механизм самоорганизации общественной системы iconУчебно-методический комплекс по дисциплине социология специальность:...
Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект. Социальные изменения. Социальные революции...
Гражданский контроль как механизм самоорганизации общественной системы iconСибирская государственная геодезическая академия
Раскрыть механизм функционирования рыночной системы, дать анализ ее достоинств и недостатков


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск