Скачать 1.76 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Воронежский государственный институт физической культуры»
Учебно-методический комплекс по дисциплине СОЦИОЛОГИЯ Специальность: 032101.65 «Физическая культура и спорт» Квалификация выпускника: Специалист по физической культуре и спорту Форма обучения: очная, заочная Воронеж 2012
Разработчик: к.и.н., доцент К.В. Симонов Выписка из Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Физическая культура и спорт» по дисциплине «Социология» Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект О. Конта. Классические социологические теории. Современные социологические теории. Русская социологическая мысль. Общество и социальные институты. Мировая система и процессы глобализации. Социальные группы и общности. Виды общностей. Общность и личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация. Социальные движения. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Понятие социального статуса. Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное мнение как институт гражданского общества. Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры. Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект. Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Концепция социального прогресса. Формирование мировой системы. Место России в мировом сообществе. Методы социологического исследования ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебно-методический комплекс по социологии составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальностям 032101.65 – «Физическая культура и спорт». Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и является обязательной для изучения. Курс «Социология» изучается в 8 учебном семестре студентами дневного отделения, и 7-8 семестрах студентами заочного обучения. Курс рассчитан на 66 часа учебной нагрузки: 12 час. – лекции, 20 час. – семинарские занятия, 34 час. – самостоятельная работа. Завершается изучение курса сдачей зачета. Междисциплинарные связи Социология является интегративной, междисциплинарной наукой, в которой содержатся основы знаний целого ряда естественных, социальных и гуманитарных дисциплин. Она тесно связана и находится под влиянием естественных наук: математики, демографической и социальной статистики, информатики, которые помогают ей в исследовании всех сфер жизни общества. Плодотворна связь социологии с социальными науками: историей, социальной философией, политологией, социальной психологией и т. д. Цели и задачи дисциплины К числу наиболее актуальных проблем современности относится познание и преобразование общества. Необходимость разработки учебно-методического комплекса по социологии обусловлена потребностью подготовки высококвалифицированного специалиста, профессионально владеющего знаниями, умениями и навыками социологического анализа различных явлений общественной жизни, способного эффективно организовывать преподавательскую и управленческую деятельность. Целью настоящего курса является формирование у студентов теоретических представлений о закономерностях становления, функционирования и развития общества, способности правильно анализировать и точно оценивать сложные процессы социальной действительности, выработка навыков уверенного ориентирования в системе жизненных ценностей и практических умений сбора, обработки и обобщения социологической информации в профессиональной деятельности. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач: – освоение студентами теоретико-методологических подходов, основных понятий и категорий социологической науки; – овладение важнейшими приемами социологического изучения социальной действительности; – формирование представлений о факторах, темпах и тенденциях изменений в общественном развитии. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (д/о)
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (з/о)
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ. ТЕМАТИКА ЛЕКЦИЙ Лекция 1. Социология как наука. Предмет и методы социологии Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социология как наука, определение ее объекта и предмета. Структура и уровни социологического знания. Социология в системе гуманитарных наук: социология и философия, социология и история, социология и экономическая теория, социология и психология, социальная психология и др. Роль социологических знаний в профессиональной деятельности спортивного тренера. Лекция 2. Основные этапы становления и развития социологической мысли Донаучные этапы развития социологии: античность, средневековье и новое время. Социологический проект О. Конта. Классические социологические теории. «Социологизм» Э. Дюркгейма. «Понимающая» социология М. Вебера. Социология марксизма. Основные школы и направления современной зарубежной социологии. Русская социологическая мысль: субъективистское, марксистское и психологическое направления. Многофакторная концепция М.М. Ковалевского. Интегральная социология П.А. Сорокина. Исторические судьбы отечественной социологии в XX веке. Современные социологические теории. Лекция 3. Современное общество: социологический анализ Общество и социальные институты. Тенденции изменения социальной структуры российского общества с развитием рыночных отношений. Социальные группы и общности. Виды общностей. Общность и личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация. Уровень жизни. Социальные движения. Мировая система и процессы глобализации. Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект. Место России в мировом сообществе Лекция 4. Социологические исследования как инструмент познания и преобразования общественных отношений Методы социологического исследования. Социологическое исследование как важнейший источник социальной информации. Сущность и характеристика основных элементов социологического исследования. Функции социологического исследования, их специфика и проявление. Общественное мнение как институт гражданского общества. Этапы социологического исследования. Результаты социологического исследования – научная основа социального управления, прогнозирования и проектирования. Основные направления социологических исследований в России. Современные мировые социологические центры. Лекция 5. Социальная структура и стратификация общества Социальная структура как совокупность устойчивых форм социальных общностей и отношений между ними. Понятие социального статуса. Виды социальной структуры: социально-классовая, социально-профессиональная, социально-демографическая, социально-территориальная. Элементы социальной структуры: классы, слои, этнические общности, семья, трудовые коллективы, маргинальные социальные группы и другие срезы социальной структуры. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Социальная мобильность как форма воспроизводства населения. Тенденции социальной мобильности и социальной дифференциации в российском обществе в современных условиях. Появление новых социальных слоев и групп. Лекция 6. Социальные конфликты Социальное взаимодействие и социальные отношения. Социальные изменения. Теоретические разработки проблемы социальных конфликтов. Теории конфликта. Функции социального конфликта. Возникновение и причины социального конфликта. Основные этапы развития конфликта. Участники и движущие силы конфликта. Источники и причины конфликта. Типология социальных конфликтов и их особенности. Концепция социального прогресса. Социальные революции и реформы. Последствия социального конфликта. Культура как фактор социальных изменений. Формирование мировой системы. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры. ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям. Практические и семинарские занятия являются одним из важнейших видов учебных занятий. Они способствуют максимально эффективному закреплению изучаемого материала на основе углубленной самостоятельной работы студентов в процессе подготовки к занятиям, а также активного участия в самих занятиях. Практические занятия по социологии предполагают самостоятельную работу студентов, прежде всего, с материалами, опубликованными в специальной периодике (в журнале «Социологические исследования», а также в других научных изданиях). На семинарах студенты, опираясь на изученные материалы, выступают с индивидуальными докладами, участвуют в общей дискуссии, сопоставляя самые разнообразные мнения и суждения специалистов, высказывают собственные взгляды по наиболее важным, существенным положениям соответствующих разделов изучаемого курса. В соответствии с проблематикой возможны самые различные виды семинарских занятий. Однако в конечном итоге, каждое из них предполагает постоянную активность всех участников дискуссии, аналитический подход к изучаемому материалу, выделение в нем главного, основного, формулирование выводов и т.д. При подготовке к семинару рекомендуется вести конспект, специально отмечая в нем те положения, с которыми в первую очередь намерен выступить участник общей дискуссии или докладчик. Во время семинара важна научно и политически корректная постановка обсуждаемых вопросов, сопровождаемая высокой активностью участников дискуссии. Итоги практических и семинарских занятий учитываются при выставлении общей оценки по предмету. Занятие № 1. Социология как наука. Предмет и методы социологии План:
ЛитератураОсновная литература: • Глотов М.Б. Общая социология: учебное пособие для студентов. М., 2010. • Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. – М., 2008. • Кравченко А.И. Социология. – М., 2010. Дополнительная литература:
Занятие № 2-3. Основные этапы становления и развития социологической мысли План:
Литература: Основная литература:• Глотов М.Б. Общая социология: учебное пособие для студентов. М., 2010. • Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. – М., 2008. • Кравченко А.И. Социология. – М., 2010. Дополнительная литература:
Занятие № 4-5. Современное общество: социологический анализ План.
Литература: Основная литература:• Глотов М.Б. Общая социология: учебное пособие для студентов. М., 2010. • Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. – М., 2008. • Кравченко А.И. Социология. – М., 2010. Дополнительная литература:
Занятие № 6. Социологические исследования как инструмент познания и преобразования общественных отношений План.
ЛитератураОсновная литература:• Глотов М.Б. Общая социология: учебное пособие для студентов. М., 2010. • Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. – М., 2008. • Кравченко А.И. Социология. – М., 2010. Дополнительная литература:
Занятие 7-8. Социальная структура и стратификация общества План.
Литература Основная литература:• Глотов М.Б. Общая социология: учебное пособие для студентов. М., 2010. • Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. – М., 2008. • Кравченко А.И. Социология. – М., 2010. Дополнительная литература:
Занятие № 9-10. Социальные конфликты План.
Литература Основная литература:• Глотов М.Б. Общая социология: учебное пособие для студентов. М., 2010. • Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. – М., 2008. • Кравченко А.И. Социология. – М., 2010. Дополнительная литература: 1.Громова О.Н. Конфликтология. Курс лекций. М., 2009. 2.Кибанов А.Я., Ворожейкин И.Е., Захаров Д.К., Коновалова Е.Г. Конфликтология: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова.– 3- е изд., перераб. и доп. – М.:ИНФРА-М, 2008. 3. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПБ.: Питер, 2011. 4.Козер Льюис. Функции социального конфликта / Л. Козер; Пер. с англ. О. Назаровой; Под общ. ред. Л.Г. Ионина. – М.: Идея-Пресс: Дом интеллект Кн., 2010. 5.Конфликтология: Учебное пособие для студентов вузов / Отв. ред.: М. Хазизянц и др.; авт-сост.: Ю.Г, Запрудский и др. – Ростов н / Д: Феникс, 2006. 6.Левин Курт. Разрешение социальных конфликтов / Пер с англ. И.Ю. Авидон. – СПб: Речь, 2008. |
Примерная структура, состав и содержание учебно-методического комплекса... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология рекламной деятельности» составлен в соответствии с требованиями Государственного... | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. Социология семьи Выписка из государственного образовательного стандарта специальности 020300 «Социология» по дисциплине «Социология семьи» | ||
Учебно-методический комплекс Для специальности: 032401 Реклама Согласовано... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология рекламной деятельности» составлен в соответствии с требованиями Государственного... | Учебно-методический комплекс Для специальности: 080505 Управление... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология и психология управления» составлен в соответствии с требованиями Государственного... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология» Степаненко Василий Иванович, кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры «Философия, социология и история» | Учебно-методический комплекс по дисциплине социальная антропология... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 040100. 62 «Социология» Кондаков В. А. Социология хозяйственного развития. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 040100.... | Учебно-методический комплекс дисциплины «социология» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине социология специальность... При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология» Место дисциплины в структуре основной образовательной программе (ооп) бакалавриата | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 16 Политическая социология... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс дисциплины социальная антропология 040200. 62 «Социология» Учебно-методический комплекс составлен на основании требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Учебно-методический комплекс ростов-на-Дону 2009 Учебно-методический... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Адвокатская деятельность и адвокатура» разработан в соответствии с образовательным стандартом... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Медиапсихология» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психофизиология» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Макроэкономика» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,... |