Организация исследовательской работы учащихся в рамках предмета «Математика»





Скачать 44.55 Kb.
НазваниеОрганизация исследовательской работы учащихся в рамках предмета «Математика»
Дата публикации24.12.2014
Размер44.55 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Математика > Документы
Мартюшева Надежда Николаевна, учитель математики МБОУ «Гимназия №4 имени братьев Каменских» г. Пермь

Организация исследовательской работы учащихся в рамках предмета «Математика»

Современное образование диктует новые требования к организации учебного процесса. Это связано с изменениями в обществе. Чтобы молодой человек, закончивший школу, плодотворно существовал и развивался в современном мире, необходимо сформировать в нем за годы учебы в школе некоторые метапредметные умения и навыки. Одним из них является умение организовать и осуществлять исследование. Навыки подобной деятельности формируются постепенно в ходе многолетнего учебного процесса.

Приобретение исследовательской компетенции у учащихся в школе осуществляется во фронтальной, групповой и индивидуальной форме.

Фронтальная форма приемлема в урочной деятельности. Эффективнее приобретение навыков исследовательской работы происходит на уроке изучения нового материала. Рассмотрим пример осуществления такого процесса. Введение темы «Теорема Виета» на уроке алгебры в 8 классе возможно выстроить следующим образом: учащимся предлагается решить несколько квадратных уравнений и заполнить таблицу.

Теорема Виета
























































































































































Ученикам необходимо самостоятельно исследовать результаты, полученные при заполнении таблицы, и сделать выводы. Обсуждение при этом происходит фронтально, итоговые утверждения фиксируются в тетради и доказываются.

Групповую форму организации исследовательской деятельности возможно использовать при осуществлении учебных проектов. Один из таких проектов - «Вокруг дельтоида» - уместно реализовать в курсе геометрии в 8 классе. Согласно учебной программе в этом курсе изучается тема «Четырехугольники». После освоения основного материала темы на уроке вводится понятие «дельтоид». Ребята делятся на группы, каждой из которых предлагается выполнить одно из домашних заданий:

  • сформулировать и доказать свойства дельтоида;

  • сформулировать и доказать признаки дельтоида;

  • исследовать и доказать симметричность дельтоида;

  • сформулировать и решить задачи, связанные с дельтоидом.

В ходе изучения данной темы на уроках обсуждались подобные вопросы, связанные с параллелограммом. Таким же образом, только самостоятельно в своей группе, ученики исследуют дельтоид. Выдвигают гипотезы, пытаются их доказать и оформить в виде теорем. Сама исследовательская деятельность осуществляется во внеурочное время, учитель в этом процессе играет роль консультанта, а предъявление результатов и их обсуждение происходит на уроке.

Индивидуальную форму организации исследовательской работы учащихся логичнее использовать в 10-11 классах. Примером этого является осуществление индивидуального учебного исследовательского проекта на тему «Заполнение пространства многогранниками с помощью движений». Процесс представляет собой некоторое обобщение понятия «паркет» в двумерном пространстве на трехмерное. В ходе работы ученик изготавливает картонные модели известных ему многогранников, начиная с правильных, проводит с ними опыты: пытается заполнить небольшую часть пространства с помощью нескольких моделей одного вида многогранников. Если опыт получается, то учащийся формулирует гипотезу, пытается ее доказать или же доказывает ее ошибочность. Полученные результаты исследования оформляются в виде реферата и защищаются на секции научно-исследовательской конференции.

Каждая из предложенных форм организации исследовательской деятельности учащихся отличается от других не только количеством участников процесса, но и формой предъявления результатов исследования, а потому применима на определенном этапе обучения. Если ученик в течение школьной жизни находится в исследовательской атмосфере, то на выходе мы получим выпускника, способного организовать подобный процесс самостоятельно, а это один из признаков готовности продолжить обучение на следующем уровне – в вузе. Эти навыки пригодятся ему и в профессиональной, и в бытовой деятельности.

Исследовательская компетенция является одновременно результатом совместной работы педагогов и учащихся и стимулом для дальнейшего развития личности школьника.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Организация исследовательской работы учащихся в рамках предмета «Математика» iconОрганизация образовательного процесса в 2012/2013 учебном году в...
Дисциплина изучается один год, с недельной нагрузкой 6-8 часов. При изучении дисциплины используется учебник Математика. 10 класс:...
Организация исследовательской работы учащихся в рамках предмета «Математика» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины дв 2 Научная организация...
Б дв организация научно-исследовательской работы студентов являются формирование системы знаний об организации и проведении различных...
Организация исследовательской работы учащихся в рамках предмета «Математика» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Организация научно-исследовательской...
Цель освоения дисциплины «Организация научно-исследовательской работы студента»
Организация исследовательской работы учащихся в рамках предмета «Математика» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Организация научно-исследовательской...
Цель освоения дисциплины «Организация научно-исследовательской работы студента»
Организация исследовательской работы учащихся в рамках предмета «Математика» iconПрограмма организации проектно-исследовательской деятельности учащихся...
Формирование универсальных учебных действий в процессе проектно-исследовательской деятельности учащихся
Организация исследовательской работы учащихся в рамках предмета «Математика» iconОрганизация научно-исследовательской работы студентов медицинских вузов
Организация научно-исследовательской работы студентов медицинских вузов / Сост. М. Е. Волчанский, А. В. Петров; Волгму. – Волгоград,...
Организация исследовательской работы учащихся в рамках предмета «Математика» iconОрганизация исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы
Открывать, искать, исследовать эти слова становятся ключевыми в организации исследовательской деятельности учащихся на современном...
Организация исследовательской работы учащихся в рамках предмета «Математика» iconПрограмма практик и организация научно-исследовательской работы 30
Издание подготовлено в рамках реализации Программы развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального...
Организация исследовательской работы учащихся в рамках предмета «Математика» iconПрограмма практик и организация научно-исследовательской работы 13
Издание подготовлено в рамках реализации Программы развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального...
Организация исследовательской работы учащихся в рамках предмета «Математика» iconЭкологические особенности пустынь Африки
Организация проектной и исследовательской работы учащихся на уроках географии, биологии и экологии в условиях фгос
Организация исследовательской работы учащихся в рамках предмета «Математика» iconОрганизация исследовательской и проектной деятельности как способ...
Может выступить организация исследовательской и проектной деятельности школьников – направление, которое следует отнести к современным...
Организация исследовательской работы учащихся в рамках предмета «Математика» iconПояснительная записка рабочая программа учебного предмета «Математика»...
Рабочая программа учебного предмета «Математика» для11-го класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы...
Организация исследовательской работы учащихся в рамках предмета «Математика» iconПлан работы с одаренными детьми на 2013-2014 учебный год
Организация научно-исследовательской деятельности учителей и учащихся в общеобразовательной школе
Организация исследовательской работы учащихся в рамках предмета «Математика» iconТехнологическая карта дисциплины «Психология» Кафедра
Б дв организация научно-исследовательской работы студентов являются формирование системы знаний об организации и проведении различных...
Организация исследовательской работы учащихся в рамках предмета «Математика» iconФ. А. Пищалев, учитель информатики, Иркутская область», г. Усть–Илимск....
Цель изучения курса: развитие исследовательской компетент­ности учащихся посредством освоения ими методов научного позна­ния и умений...
Организация исследовательской работы учащихся в рамках предмета «Математика» iconЛ. Н. Толстой говорил, что знания чего-то стоят, если они добыты...
Организация исследовательской деятельности учащихся по краеведению в процессе обучения решает главную задачу школы – раскрытие способностей...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск