Скачать 44.55 Kb.
|
Мартюшева Надежда Николаевна, учитель математики МБОУ «Гимназия №4 имени братьев Каменских» г. Пермь Организация исследовательской работы учащихся в рамках предмета «Математика» Современное образование диктует новые требования к организации учебного процесса. Это связано с изменениями в обществе. Чтобы молодой человек, закончивший школу, плодотворно существовал и развивался в современном мире, необходимо сформировать в нем за годы учебы в школе некоторые метапредметные умения и навыки. Одним из них является умение организовать и осуществлять исследование. Навыки подобной деятельности формируются постепенно в ходе многолетнего учебного процесса. Приобретение исследовательской компетенции у учащихся в школе осуществляется во фронтальной, групповой и индивидуальной форме. Фронтальная форма приемлема в урочной деятельности. Эффективнее приобретение навыков исследовательской работы происходит на уроке изучения нового материала. Рассмотрим пример осуществления такого процесса. Введение темы «Теорема Виета» на уроке алгебры в 8 классе возможно выстроить следующим образом: учащимся предлагается решить несколько квадратных уравнений и заполнить таблицу. Теорема Виета
Ученикам необходимо самостоятельно исследовать результаты, полученные при заполнении таблицы, и сделать выводы. Обсуждение при этом происходит фронтально, итоговые утверждения фиксируются в тетради и доказываются. Групповую форму организации исследовательской деятельности возможно использовать при осуществлении учебных проектов. Один из таких проектов - «Вокруг дельтоида» - уместно реализовать в курсе геометрии в 8 классе. Согласно учебной программе в этом курсе изучается тема «Четырехугольники». После освоения основного материала темы на уроке вводится понятие «дельтоид». Ребята делятся на группы, каждой из которых предлагается выполнить одно из домашних заданий:
В ходе изучения данной темы на уроках обсуждались подобные вопросы, связанные с параллелограммом. Таким же образом, только самостоятельно в своей группе, ученики исследуют дельтоид. Выдвигают гипотезы, пытаются их доказать и оформить в виде теорем. Сама исследовательская деятельность осуществляется во внеурочное время, учитель в этом процессе играет роль консультанта, а предъявление результатов и их обсуждение происходит на уроке. Индивидуальную форму организации исследовательской работы учащихся логичнее использовать в 10-11 классах. Примером этого является осуществление индивидуального учебного исследовательского проекта на тему «Заполнение пространства многогранниками с помощью движений». Процесс представляет собой некоторое обобщение понятия «паркет» в двумерном пространстве на трехмерное. В ходе работы ученик изготавливает картонные модели известных ему многогранников, начиная с правильных, проводит с ними опыты: пытается заполнить небольшую часть пространства с помощью нескольких моделей одного вида многогранников. Если опыт получается, то учащийся формулирует гипотезу, пытается ее доказать или же доказывает ее ошибочность. Полученные результаты исследования оформляются в виде реферата и защищаются на секции научно-исследовательской конференции. Каждая из предложенных форм организации исследовательской деятельности учащихся отличается от других не только количеством участников процесса, но и формой предъявления результатов исследования, а потому применима на определенном этапе обучения. Если ученик в течение школьной жизни находится в исследовательской атмосфере, то на выходе мы получим выпускника, способного организовать подобный процесс самостоятельно, а это один из признаков готовности продолжить обучение на следующем уровне – в вузе. Эти навыки пригодятся ему и в профессиональной, и в бытовой деятельности. Исследовательская компетенция является одновременно результатом совместной работы педагогов и учащихся и стимулом для дальнейшего развития личности школьника. |
Организация образовательного процесса в 2012/2013 учебном году в... Дисциплина изучается один год, с недельной нагрузкой 6-8 часов. При изучении дисциплины используется учебник Математика. 10 класс:... | Методические рекомендации по изучению дисциплины дв 2 Научная организация... Б дв организация научно-исследовательской работы студентов являются формирование системы знаний об организации и проведении различных... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Организация научно-исследовательской... Цель освоения дисциплины «Организация научно-исследовательской работы студента» | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Организация научно-исследовательской... Цель освоения дисциплины «Организация научно-исследовательской работы студента» | ||
Программа организации проектно-исследовательской деятельности учащихся... Формирование универсальных учебных действий в процессе проектно-исследовательской деятельности учащихся | Организация научно-исследовательской работы студентов медицинских вузов Организация научно-исследовательской работы студентов медицинских вузов / Сост. М. Е. Волчанский, А. В. Петров; Волгму. – Волгоград,... | ||
Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы Открывать, искать, исследовать эти слова становятся ключевыми в организации исследовательской деятельности учащихся на современном... | Программа практик и организация научно-исследовательской работы 30 Издание подготовлено в рамках реализации Программы развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального... | ||
Программа практик и организация научно-исследовательской работы 13 Издание подготовлено в рамках реализации Программы развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального... | Экологические особенности пустынь Африки Организация проектной и исследовательской работы учащихся на уроках географии, биологии и экологии в условиях фгос | ||
Организация исследовательской и проектной деятельности как способ... Может выступить организация исследовательской и проектной деятельности школьников – направление, которое следует отнести к современным... | Пояснительная записка рабочая программа учебного предмета «Математика»... Рабочая программа учебного предмета «Математика» для11-го класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы... | ||
План работы с одаренными детьми на 2013-2014 учебный год Организация научно-исследовательской деятельности учителей и учащихся в общеобразовательной школе | Технологическая карта дисциплины «Психология» Кафедра Б дв организация научно-исследовательской работы студентов являются формирование системы знаний об организации и проведении различных... | ||
Ф. А. Пищалев, учитель информатики, Иркутская область», г. Усть–Илимск.... Цель изучения курса: развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений... | Л. Н. Толстой говорил, что знания чего-то стоят, если они добыты... Организация исследовательской деятельности учащихся по краеведению в процессе обучения решает главную задачу школы – раскрытие способностей... |