Методическая разработка Тема: «Торговая профессия долг и призвание»





НазваниеМетодическая разработка Тема: «Торговая профессия долг и призвание»
страница1/4
Дата публикации27.07.2013
Размер0.5 Mb.
ТипМетодическая разработка
100-bal.ru > Математика > Методическая разработка
  1   2   3   4
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

«УСИНКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

Методическая разработка


Тема: «Торговая профессия – долг и призвание»


Саенко Н.В.- мастер производственного обучения

г. Усинск

2012
Пояснительная записка

Методическая разработка «Торговая профессия – долг и призвание» предназначена для обучения учащихся I курса по профессии «Продавец. Контролер – кассир» в учреждениях НПО. Представляет собой цикл теоретических занятий (урок – лекция или урок – беседа) и практических занятий (практикумов). Темы теоретических занятий:

  • Профессиональная пригодность;

  • Характер и темперамент;

  • Компоненты трудовой деятельности продавца;

  • Профессиональная этика.

Практикумы включают в себя вопросы и задания, вопросники, тестовые задания по изученным темам, составления профессиограмм.

Цикл занятий состоит из четырех глав, рассчитан на 16-18 часов учебного времени, из них на теоретические занятия по каждой главе-2 часа, на практические занятия по каждой главе 2-3 часа.

Результаты работы учащихся на практических занятиях (вопросы и задания) предполагают их оценку по пятибалльной шкале.

Результаты выполнения тестовых заданий, вопросников дают возможность обсуждения, консультаций рекомендаций учащимся. Цикл занятий по предлагаемой методической разработке носит практико – ориентированный характер, так как помогает учащимся оценить свои интересы, способности, личные качества, особенности характера, необходимые для успешной работы по избранной профессии.

В настоящее время работодателям нужны работники грамотные, квалифицированные, соответствующие всем требованиям, предъявляемым к профессии, знающие правила профессиональной этики. Занятия по данной методической разработке помогут учащимся в дальнейшем стать именно такими работниками, в этом ее актуальность.

Данная методическая разработка полностью или в виде отдельных элементов может быть использована в качестве учебного пособия при обучении учащихся II-III курса по следующим предметам:

  1. Деловая культура

  2. Ключевые профессиональные компетенции

  3. Эффективное поведение на региональном рынке труда.

Проведение внебюджетных курсов при подготовке по профессии «Продавец. Контролер – кассир» также предполагает использование материалов данной методической разработки в качестве учебного пособия.

Кроме того, методическая разработка может использоваться на занятиях по предпрофильному и профильному обучению в общеобразовательных учреждениях.


«Профессии могут осчастливить того,

Кто чувствует к ним призвание,

Но они уничтожают того, кто принялся

За них поспешно, необдуманно,

Поддавшись моменту».

Карл Маркс
Введение

Выбор профессии является одним из основных моментов, определяющих жизненный путь человека. Профессиональная деятельность в жизни человека играет важную роль в обеспечении его социальных притязаний, самоутверждений и самореализации.

Выбор профессии – процесс сложный, трудный, порою мучительный. Следует критически оценить самого себя, свои способности, поступки, нравственные качества, чтобы правильно соотнести свои возможности с требованиями, предъявляемыми профессией. Заниженная самооценка мешает человеку раскрыть свои возможности, завышенная – приводит к разочарованиям, конфликтам с самим собой и в коллективе. Правильный выбор профессии является важнейшей предпосылкой для дальнейшего развития личности.

Установлено, что выбор профессии, не отвечающей призванию и возможностям человека, приводит к появлению чувства неудовлетворенности. Очень существенным является соответствие индивидуальных особенностей человека избранной профессии.

Существует множество профессий, представители которых в процессе своей деятельности постоянно и непосредственно общаются с другими людьми. Одна из таких профессий – продавец, самая массовая и распространенная среди торговых работников. Эта сфера деятельности для тех, кто любит работу с людьми и для людей.

Обслуживать покупателей, видеть их довольные лица, слышать благодарное «спасибо» за вежливое и культурное обслуживание, за полученный совет – в этом смысл работы продавца. Сотни тысяч людей, приходящих ежедневно в магазины нашей страны, нуждаются в помощи продавца. Значит, его труд нужен всем. Обслуживать покупателей – значит служить людям, а это самое дорогое и важное на земле.

«Я не знаю других людей, у которых

Взор охватывал бы и обязательно должен

Был бы охватить столь широкие горизонты,

Как у настоящих деятелей торговли»

И.Гете

Глава I. «Профессиональная пригодность»

Как известно, все профессии в зависимости от предмета труда подразделяются на пять типов:

  • Человек-природа

  • Человек-техника

  • Человек - знаковые системы

  • Человек - художественный образ

  • Человек-человек

В профессиях, относящихся к типу человек-человек главным, ведущим предметом труда являются люди. Именно к этому типу относится профессия – Продавец, контролер – кассир. Продавец работает на людях и для людей, он должен уметь устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать их, разбираться в их особенностях. Человек, выбрав себе профессию продавца по недоразумению, будет страдать от профессиональной непригодности. Она может проявиться в необщительности, в озлобленности, в нежелании понять потребности покупателя, мотивы его действий.

Труд продавца нелегок. Целый день на него смотрят тысячи глаз покупателей – требовательных, озабоченных, рассеянных, рассерженных. Они следят за каждым жестом продавца, замечают все: и как он одет, как причесан, как и что говорит, как быстро нашел и показал нужный товар. Ежедневно с продавцом встречается множество людей. От качества его работы зависит, с каким настроением покупатели уйдут из магазина. Именно от продавца возникает своеобразная цепная реакция доброго настроения, благодарности, признательности или же, напротив, раздраженности, обиды, нервозности.

Хорошо, когда у продавца или кассира доброжелательный, общительный, терпеливый, ровный характер, отменная память, активный практически ум, когда он быстро считает, легко и свободно говорит, сводит на нет конфликты, когда у него к тому же отличное зрение и превосходный слух. И все это сочетается с физической выносливостью, подвижностью, сноровкой. Таким в идеале должен быть продавец. Будущий продавец должен уметь не только хорошо общаться с людьми, к нему предъявляется целый ряд требований, которые и составляют целый комплекс профессиональной пригодности:

I.Требования к состоянию здоровья

Умение переносить значительную двигательную нагрузку на ноги, позвоночник, при работе стоя; значительная нагрузка на руки при перемещение товаров; быстрота, ловкость и уверенность в движениях.

II.Требования в области познавательной деятельности

Четкая способность к наблюдению, способность различать запахи, вкусы, цвета и оттенки: умение визуально определить вес, меру, качество товаров.

III.Требования к знаниям и умениям профессионального характера

Умение ориентироваться в обширном ассортименте товаров; умение определять потребности покупателя; выразительная речь; богатый словарный запас, умение быстро считать.

IV.Требования психологически – эмоционального характера

Умение быть одинаковым внимательным в течение длительного времени без сильной утомляемости; умение охватывать своим вниманием сразу несколько предметов; хорошая память; уравновешенное эмоциональное состояние.

V.Требования к характеру

Спокойный, доброжелательный характер, готовность к общению, вежливость, добросовестность, развитое чувство ответственности, умение противостоять настроениям, самообладание, сдержанность.

Всем этим требованиям должен отвечать человек, который выбирает для себя профессию продавца, контролера – кассира.

Профессиональная пригодность – это соответствие индивидуальных качеств человека требованиям профессии.

Первый фактор профессиональной пригодности продавца – отношение к труду продавца, которое проявляется в интересе к работе и волевой готовности к преодолению трудностей в ней. Продавец – главная торговая профессия. Интерес к ней может быть глубоким или поверхностным. При наличии глубокого интереса человек работает с удовольствием, он удовлетворен своей профессией.

Второй фактор профессиональной пригодности – это способности к профессии. Важнейшим показателем способности к профессии продавца является наличие творческого, инициативного отношения к работе. Чтобы сказать о человеке, сможет ли он стать способным продавцом, нужно выявить в его личностных свойствах три важных показателя – общительность, сопереживание, сдержанность.

Третий фактор – физические данные работника. Труд продавца требует физического напряжения, выносливости, четкой координации движения. Продавцами не могут работать люди, страдающие заболеваниями опорно-двигательного аппарата, плоскостопием, нервными заболеваниями, хроническими заболеваниями кожи.

Четвертый фактор, определяющий профессиональную пригодность работника торговли – овладение знаниями, умениями, навыками, необходимыми в профессии продавца. Способности к профессии проявляются в степени усвоения знаний, которые приобретаются в процессе специального образования в учебном заведении и при прохождении производственной практики на предприятиях торговли.

Если человек не чувствует себя способным к работе продавца, то интерес к ней пропадает.

Таким образом, профессиональная пригодность продавца определяется воспитанием интереса к профессии и воли к преодолению трудностей, самовоспитанием необходимых личностных качеств, способствующих успеху, формированием способностей к торговой деятельности, овладением общими и специальными знаниями, умениями, навыками.

Наряду с требованиями профпригодности существует такое понятие, как профессиональная непригодность, т.е. сочетание свойств и процессов, неблагоприятных для работы продавцом, кассиром. Вот некоторые из них:

1. Вялость, лень, инертность, трудность переключения с одной работы на другую.

2. Неуверенность в общении, боязнь неловкости, насмешки со стороны окружающих, появление на этой основе нерешительности и резкости.

3.Длительное переживание случившегося, постоянная тревога, беспредметная озабоченность.

Практикум к главе I

Цель практикума- выявить пригодность учащихся к профессии продавца, определить направленность интересов и склонностей, определить с помощью тестирования коммуникативные и организаторские способности.

1.Перечень личных качеств, которые важны для выбора профессии типа « человек-человек»

  • устойчивое хорошее настроение в процессе работы с людьми;

  • потребность в общении с людьми, бескорыстное участие в общественной работе;

  • способность понимать намерения, помыслы, настроения других людей, мысленно ставить себя на место другого человека;

  • умение быстро разбираться во взаимоотношениях людей, хорошо понимать, знать личные качества различных типов покупателей;

  • умение находить общий язык с разными людьми.


2.Вопросник №1

1.Считают ли другие, что вы человек обидчивый, ранимый, уязвимый в общении (в ответ на критику, замечание)?

2.Надолго ли сохраняется у вас в душе осадок от переживаний, возникших в общении (радости, досады, печали)?

3.Часто ли бывают у вас подъемы и спады настроения?

4. Тяжело ли и долго переживаете вы критику в свой адрес?

5. Сильно ли утомляет вас шумная, веселая компания?

6. Испытываете ли вы затруднение, стесняетесь ли, когда приходится знакомиться с новыми

людьми?

7. Вам легче и приятней узнать о чем либо из книги, чем спросить об этом у других?

8. Часто ли испытываете вы желание отдохнуть в одиночестве, побыть в тишине?

9. Долго ли подыскиваете в разговоре нужные слова?

10. Предпочитаете ли вы узкий круг постоянных друзей широкому кругу новых знакомств?
Если на большинство вопросов вы ответили «да», то, по-видимому, вам не очень подойдут профессии с частыми и напряженными контактами с людьми. Во всяком случаи, придется много поработать над собой, чтобы достигнуть успеха
3.Вопросник №2

Нравится ли Вам:



  1. Читать книги по занимательной химии, физике?

  2. Заботится о домашнем уюте?

  3. Помогать по хозяйству?

  4. Делать покупки?

  5. Ставить опыты по физике, химии?

  6. Вычислять по формулам и вообще считать?

  7. Работать с лабораторными весами?

  8. Строго соблюдать распорядок дня?

  9. Носить спецодежду?

  10. Сравнивать внешний вид и качество разнообразных изделий и предметов?


Если на большинство вопросов ответы утвердительные, то можно идти в торговлю.

4.Вопросник №3

  1. Считаете ли Вы себя правдивым, честным?

  2. Всегда ли чувствуете благодарность к людям, которые указывают Вам на ошибки, недостатки?

  3. Знакомясь с людьми, хотите ли казаться лучше, чем Вы на самом деле?

  4. Достаточно ли Вы вежливы с людьми, которые Вам не нравятся?

  5. Бывали ли случаи, когда Вам казалось, что Вас недостаточно ценят?

  6. Обвиняете ли Вы в своих неудачах других?

  7. Откладываете ли Вы на завтра то, что можно сделать сегодня?

  8. Говорите ли Вы людям в глаза то, что о них думаете?


Если на первую половину вопроса Вы отвечаете «да», а на вторую - «нет», то профессия продавца – для Вас.


ТЕСТ

На определение коммуникативных и организаторских способностей

Учащимся нужно ответить на все вопросы листа вопросов. Если ответ положительный, в соответствующей клетке листа ответов ставится знак «+», если же отрицательный – то знак «-». Не следует затрачивать много времени на обдумывание, нужно отвечать быстро. Если на некоторые вопросы трудно ответить, необходимо выбрать предпочтительный ответ.

При ответе следует обращать внимание на первые слова вопроса. Ответ должен быть очень точно согласован с этими словами. Нужно ответить на все вопросы.


Лист вопросов

  1. Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?

  2. Часто ли вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими вашего мнения?

  3. Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненной вам кем – то из ваших товарищей?

  4. Всегда ли вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?

  5. Есть ли у вас стремление к установлению новых знакомств с различными людьми?

  6. Нравится ли вам заниматься общественной работой?

  7. Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время с книгами или за какими – либо другими занятиями, чем с людьми?

  8. Если возникли некоторые помехи в осуществлении ваших намерении, то легко ли вы отступаете от них?

  9. Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше вас по возрасту?

  10. Любите ли вы придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?

  11. Трудно ли вам входить в новые компании?

  12. Часто ли вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было выполнить сегодня?

  13. Легко ли вам удается устанавливать контакты с незнакомыми людьми?

  14. Стремитесь ли вы добиться, чтобы ваши товарищи действовали в соответствии с вашим мнением?

  15. Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе?

  16. Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?

  17. Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?

  18. Часто ли в решении важных дел вы принимаете инициативу на себя?

  19. Раздражают ли вас окружающие люди, и хочется ли вам побыть одному?

  20. Правда ли, что вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для вас обстановке?

  21. Нравится ли вам постоянно находиться среди людей?

  22. Возникает ли у вас раздражение, если вам не удается закончить начатое дело?

  23. Испытываете ли вы чувство затруднения, неудобство или стеснения, если приходится проявлять инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?

  24. Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товарищами?

  25. Любите ли вы участвовать в коллективных развлечениях?

  26. Часто ли вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы ваших товарищей?

  27. Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых вам людей?

  28. Верно ли, что вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?

  29. Считаете ли вы, что вам не представляет особого труда внести оживление в малознакомую компанию?

  30. Принимали ли вы участие в общественной работе в школе?

  31. Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?

  32. Верно ли, что вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно было сразу принятым вашими товарищами?

  33. Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомую компанию?

  34. Охотно ли вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?

  35. Правда ли, что вы не чувствуете себя достаточно уверенным и способным, когда приходится говорить что – либо большой группе людей?

  36. Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания?

  37. Верно ли, что у вас много друзей?

  38. Часто ли вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?

  39. Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?

  40. Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?


Лист ответов

Фамилия, имя, отчество

Факультет Группа




Вопрос

Ответ

Вопрос

Ответ

Вопрос

Ответ

Вопрос

Ответ

1




11




21




31




2




12




22




32




3




13




23




33




4




14




24




34




5




15




25




35




6




16




26




36




7




17




27




37




8




18




28




38




9




19




29




39




10




20




30




40










Для количественной обработки данных обследования используют дешифраторы №1 и №2, в которых проставлены идеальные ответы, в максимальной степени отражающие коммуникативные и организаторские способности.

Каждый из дешифраторов представляет собой трафарет ответов, который при обработке текста надо нанести либо на кальку или другой прозрачный материал, либо сделать карточку с прозрачными на месте соответствующих клеток листа вопросов окнами.

Дешифратор №1.Коммуникативные способности


Вопрос и идеальный

ответ

Ответ тести –

руемого

Вопрос и

идеальный ответ

Ответ

тести –

руемого

Вопрос и

идеальный

ответ

Ответ

тести – руемого

Вопрос и идеальный

ответ

Ответ

тести- руемого

1+




11-




21+




31-




























3-




13+




23-




33+




























5+




15-




25+




35-




























7-




17+




27-




37+




























9+




19-




29+




39-






























Дешифратор №2. Организаторские способности


Вопрос и идеальный

ответ

Ответ тести –

руемого

Вопрос и

идеальный ответ

Ответ

тести –

руемого

Вопрос и

идеальный ответ

Ответ

тести –

руемого

Вопрос и

идеальный ответ

Ответ

тести –

руемого

























2+




12+




22-




32-




























4+




14-




24+




34+




























6-




16+




26-




36-




























8-




18-




28+




38+




























10-




20+




30-




40-





Можно считать, что для работников контактной зоны предприятий торговли наиболее важными являются коммуникативные способности, определяемые дешифратором №1. Однако вследствие нецелесообразной возможности разделения черт личности предлагается к использованию дешифратор №2.

С помощью дешифраторов, которые накладываются поочередно на лист ответов, подсчитывается количество совпадающих с дешифратором ответов. Оценочный коэффициент коммуникативных и организаторских склонностей К выражается отношением количества совпадающих ответов к максимально возможному числу совпадений (20). При этом удобно использовать простую формулу:

K=m / 20, или K=0,05 m,

Где m – количество совпадающих с дешифратором ответов.
Например, ответы испытуемого на 18 вопросов по разделу коммуникативных склонностей совпали с ответами дешифратора (x=18), а по разделу организаторских склонностей таких совпадающих ответов было 15(x=15).


Следовательно, оценочный коэффициент К коммуникативных склонностей составит (0,05х18)=0,9; а организаторских (0,05х15)=0,75. Коэффициенты могут варьировать от 0 до 1. Коэффициенты, близкие к 1, свидетельствуют о высоком уровне проявления коммуникативных и организаторских склонностей, а близкие к 0 – о низком уровне.

Оценочные коэффициент К – это первичная количественная характеристика материалов испытания. Для качественной оценки результатов испытания используют шкалы оценок, в которых тому или иному диапазону количественных знаний К соответствует определенная оценка (таб.1,2)

Таблица 1

Шкала оценок коммуникативных склонностей


Коэффициент К

Оценка

Уровень проявления коммуникативных склонностей

0,10-0,45

1

Низкий

0,46-0,55

2

Ниже среднего

0,56-0,65

3

Средний

0,66-0,75

4

Высокий

0,76-1,00

5

Очень высокий



Таблица 2

Шкала оценок организаторских склонностей


Коэффициент К

оценка

Уровень проявление организаторских склонностей

0,20-0,55

1

Низкий

0,56-0,65

2

Ниже среднего

0,66-0,70

3

Средний

0,71-0,80

4

Высокий

0,81-1,00

5

Очень высокий

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка Тема: «Торговая профессия долг и призвание» iconИмидж педагога дошкольного учреждения
Педагог это не только профессия, это призвание, которым отмечен далеко не каждый человек, это призвание нужно заслужить, заслужить...
Методическая разработка Тема: «Торговая профессия долг и призвание» iconДолг, свобода, ответственность, учение и труд
Учебно-методическая разработка урока по орксэ в 4 классе (учебный модуль «Основы мировых религиозных культур») по теме
Методическая разработка Тема: «Торговая профессия долг и призвание» iconМакс Вебер Наука как призвание и профессия
Гиппенрейтер Ю. Б. «Введение в общую психологию» поможет сориентироваться в подготовке к данным темам
Методическая разработка Тема: «Торговая профессия долг и призвание» iconМетодическая разработка учебного занятия -2011. Педагогический дебют»...

Методическая разработка Тема: «Торговая профессия долг и призвание» iconЕсть такие учительские семьи, в которых профессия учителя передается...
Изучая историю учительской династии нельзя не вспомнить слова А. С. Макаренко: «Воспитание в том и заключается, что более взрослое...
Методическая разработка Тема: «Торговая профессия долг и призвание» iconМетодическая разработка урока Предмет «Технология столярных работ»...
Воспитательная цель. Формировать умение самостоятельного изучения нового материала, умения анализировать, сопоставлять, оценивать...
Методическая разработка Тема: «Торговая профессия долг и призвание» iconМетодическая разработка по дисциплине «Управление корпоративными финансами»
Методическая разработка обсуждена на заседании кафедры финансового менеджмента, протокол №1 от 29 августа 2009 года
Методическая разработка Тема: «Торговая профессия долг и призвание» iconМетодическая разработка по Основам безопасности жизнедеятельности...
Методическая разработка ориентирована на программу 10 – 11 класса по обж. Материалы предназначены для работы преподавателей курса...
Методическая разработка Тема: «Торговая профессия долг и призвание» iconМетодическая разработка по русскому языку и культуре речи. Тема: «Стили речи. Научный стиль»
Гбоу спо (ссуз)«Чебаркульский профессиональный техникум». Методическая разработка по русскому языку и культуре речи. Тема: «Стили...
Методическая разработка Тема: «Торговая профессия долг и призвание» iconМетодическая разработка урока изобразительного искусства в 1 классе...
Методическая разработка урока по изобразительному искусству для 1 класса общеобразовательной школы
Методическая разработка Тема: «Торговая профессия долг и призвание» iconРабочая карта урока
Эпиграф к уроку: «Социальный долг человека-быть интеллигентным. Это долг и перед самим собой. Это долг личного счастья и ауры доброжелательности...
Методическая разработка Тема: «Торговая профессия долг и призвание» iconМетодическая разработка для студентов тема №1
Тема: Понятие об общем уходе. Практическая деонтология общего ухода за хирургическими больными
Методическая разработка Тема: «Торговая профессия долг и призвание» iconМетодическая разработка по теме
Номинация: Методическая разработка по теме, модулю, разделу преподаваемого предмета
Методическая разработка Тема: «Торговая профессия долг и призвание» iconЧрезвычайные ситуации военного времени Методическая разработка Н. Новгород 2003
Методическая разработка предназначена для студентов вузов, а также может быть полезной для преподавателей и руководителей объектов,...
Методическая разработка Тема: «Торговая профессия долг и призвание» iconМетодическая разработка для студентов по дисциплине «экологические основы природопльзования»
Данная методическая разработка призвана помочь вам в освоении дисциплины «Экологические основы природопользования»
Методическая разработка Тема: «Торговая профессия долг и призвание» iconМетодическая разработка по дисциплине «Информатика» Тема: Текстовый процессор
Тема: «Изучение элементов работы с Документами в текстовом процессоре Microsoft Office Word 2003»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск