Тема урока : Три свойства прямоугольного треугольника





Скачать 121.35 Kb.
НазваниеТема урока : Три свойства прямоугольного треугольника
Дата публикации19.01.2015
Размер121.35 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Математика > Урок
Курмачева М.В. 207155

Раздел программы: Геометрия. Прямоугольные треугольники.

Тема урока: Три свойства прямоугольного треугольника.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

Вид урока: Комбинированный.

Цель урока:

  • создать условия для усвоения учащимися темы «Три свойства прямоугольного треугольника»;

  • показать, что включение в процесс обучения математике внеурочной деятельности способствует развитию устойчивого интереса к предмету.

Задачи урока:

Образовательная:

  • ввести соотношение между гипотенузой и катетом, лежащим против угла в 30о в прямоугольном треугольнике (по принципу от частного к общему);

  • применять изученные ранее теоремы при выводе свойств для прямоугольного треугольника;

  • решить ряд задач, применяя свойства прямоугольного треугольника.

Развивающая:

  • формирование у учащихся внимания, воображения, долговременной памяти, логического мышления, математической речи посредством алгоритмизации действий учащихся при доказательстве теоремы, решения практических заданий и составления рассказов.

Воспитательная:

  • формирование интереса к математике через дополнительную литературу, исторические факты и внеурочную деятельность (экскурсии, кружки).

Принципы: научности и доступности, наглядности, системности и последовательности.

Оборудование: таблица «Классификация треугольников»; портрет Пифагора; справочник по математике (учащегося); фабричные треугольники с углом 30о; математический словарь (понятия «катет», «гипотенуза»); макеты домов, соборов, мостов; веревка с 12 узлами (для постройки прямоугольного треугольника); реферат по теме «Некоторые доказательства теоремы Пифагора и ее применение»; фотогазета «Город, геометрия, мы»; высказывание Леонардо да Винчи; репродукция картины «Геометрия в текстиле».

Этапы

Организационно-технический блок

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Организационный момент

1)Настроить учащихся на активную познавательную деятельность.

2)Обеспечить благоприятную атмосферу на уроке.

3)Сосредоточить внимание учащихся.

4)Сообщить стержневую задачу урока.

Сегодня на уроке вы еще раз убедитесь, что без геометрии в жизни вам будет очень сложно. Казалось бы, такой пустяк – треугольник, а учащиеся покажут, что без этого пустяка вам, будущим хозяевам, не обойтись. Подтверждением сказанного послужат результаты экскурсии по городу, некоторые исторические факты. Мы с вами будем изучать три свойства прямоугольных треугольников, которые вы сможете сами сформулировать, доказать, а затем будем использовать эти три свойства прямоугольных треугольников в решении геометрических задач. Но прежде чем приступить к новому материалу, проверим домашнее задание.




2.Проверка домашнего задания и подготовка к усвоению новых знаний.

Актуализировать знания, изученные ранее.

Прием: система заданий и вопросов.

Форма: фронтальная.

Метод: объяснительно-иллюстративный.

Вам было предложено сделать классификацию треугольников, используя материал на стр.34,67 (прикладываем таблицу к доске, начерченную учеником).Дайте названия этим треугольникам:

а)



1 2




б)
1 2


3




Отвечающим были предложены вопросы на повторение:

1)Что называется треугольником? Перечислите элементы треугольника.

2)Что называется аксиомой?

а)1.Прямоугольный

2. Остроугольный

3.Тупоугольный

б)1.Равносторонний

2.Равнобедренный

3.Разносторонний
При ответе учащиеся могут пользоваться своими записями в тетради, своим справочником.

3.Изучение нового материала.


Познакомить с тремя свойствами прямоугольных треугольников.

Привлечь внимание учащихся через неожиданность, историзм некоторого факта.

Прием: система заданий и вопросов.

Форма: фронтальная.

Метод: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.


Среди этих треугольников найдите прямоугольный. Всмотритесь в него. На меня «дунул» ветер истории.

Наташа К. рассказывает об историческом факте. В древности прямоугольные треугольники строились из веревки с 12-ю узлами и применялись в землемерии. Складываем из веревки прямоугольный треугольник со сторонами 3,4,5. Стороны этого треугольника натягивались с помощью колышков, воткнутых в землю в вершинах треугольника. Такой треугольник (со сторонами 3,4,5) называется египетским. Наташа проделывает операцию с веревкой, прикладывая ее к картону, используя мебельные гвозди, показывает условное обозначение прямого угла. Дает названия сторонам прямоугольного треугольника, их определения. На листочках прикладывает названия сторон (катет, катет, гипотенуза) к веревочному прямоугольному треугольнику.



Показать применение прямоугольного треугольника в жизни.



А сейчас мы с вами углубим знания о прямоугольном треугольнике, познакомимся с его тремя свойствами. Но сначала вспомним, чему равна сумма углов в треугольнике? Чему равна сумма углов в прямоугольном треугольнике? Чему равна сумма острых углов в прямоугольном треугольнике? Почему?

А

В С

Это и есть первое свойство для прямоугольного треугольника.

Учащиеся провели эксперимент с прямоугольными треугольниками, у которых есть угол 30о. Измерили в этих треугольниках катет, лежащий против угла в 30о, затем гипотенузу. Результаты записали друг под другом по образцу.
Гипотенуза 10 30 40

Катет, лежащий против угла 30о 5 15 20

1)Что можно сказать про числа в каждом столбике?
2)Что можно сказать о длине гипотенузы и длине катета?
3)Для какого угла в прямоугольном треугольнике справедливо это соотношение?

Сережа В. Делится впечатлениями о проведенной экскурсии по городу, сопровождая свой рассказ показом фотографий на фотогазете «Город, геометрия, мы».

Математика присутствует везде: и в архитектуре, и в окружающих нас зданиях (показывает макеты домов, соборов, мостов, которые заранее сделаны в кружке «Дизайн»), и в природе, и в технике. С геометрией мы сталкиваемся на каждом шагу, она всюду, она действительно необходима человеку.

А вокруг нас, в кабинете, можно увидеть использование прямоугольного треугольника? (окна, стены, столы, шкафы, двери…).
Сумма углов в треугольнике равна 180о. Сумма углов в прямоугольном треугольнике также равна 180о.

∟А+∟В=90о

180о-90о=90о (отнимаем величину острого угла).

Одно число больше другого в 2 раза.

Гипотенуза больше катета в 2 раза.

Для угла 30о


4.Закрепление изученного материала.

Добиваться самостоятельности суждений.

Проверить логическое мышление посредством алгоритмизации действий учащихся при доказательстве свойства прямоугольного треугольника.

Установить осмысленность восприятия учащимися нового материала.

Форма: фронтальная.

Метод: репродуктивный.

Прием: система заданий.

Контроль: опрос учащихся о свойствах прямоугольного треугольника.
Привести к третьему свойству прямоугольного треугольника.


Поддерживать интерес к происходящему на уроке через творческое задание.


4)Попытайтесь сформулировать математическое предложение, полученное в результате нашего эксперимента для прямоугольного треугольника с углом 30о.

На доске появляется запись

А АС=1/2АВ

30о

С В

Эти и есть второе свойство прямоугольного треугольника. Но геометрия – это наука, в которой математическое предложение, если оно не является аксиомой, доказывается. Приводится высказывание Леонардо да Винчи (1452-1519): «Никакое человеческое исследование не может считаться истинно наукой, пока оно не прошло через математическое доказательство».Сейчас мы с вами полученное математическое предложение в результате эксперимента «катет прямоугольного треугольника, лежащий против угла 30о, равен половине гипотенузы» докажем.

Формулировку этого свойства разделим на «дано» и «доказать». В
300

А С А1

Дано:АВС-прямоугольный

АС-катет, лежащий против угла 30о.

∟В=30о

АВ- гипотенуза.

Доказать: АС=1/2АВ.

Приложите прямоугольные треугольники, которые лежат на парте так, чтобы вершины углов в30о совпали (то же самое делаю на доске).

1) Какова величина второго острого угла в прямоугольном треугольнике?

2)Какую новую фигуру образовали прямоугольные ?

3)Дайте название новому АВА1.

4)Почему он является равносторонним?

5)Что мы можем сказать про длины сторон этого треугольника?

6)Сравните АС и АА1.

7) Можно ли утверждать, что мы доказали данное свойство? (доказательство теоремы учителем на доске не пишется)

После такой исследовательской работы предлагаю записать алгоритм доказательства. Даю инструменты: кто испытывает затруднения, обратитесь к учебнику п.34, стр.72, свойство 2о. Ключевыми словами для каждого шага доказательства могут служить глаголы из каждого предложения текста.

Проверим, как вы усвоили новый материал, обратимся к рисункам. Пользуясь полученными знаниями о свойствах прямоугольного треугольника, выполните задания.




30о

10 ?

? ?

30о 60о

5 7

Какие свойства прямоугольного треугольника применили в 1)2)3) заданиях?
А теперь решим задачу посложнее. Нам нужно определить градусную меру искомого угла.





12

6
О чем вам говорят размеры гипотенузы, катета?

Следовательно, какой вывод напрашивается?

В этой задаче было зашифровано третье свойство прямоугольного треугольника, и вы его расшифровали. Сформулируйте четче третье свойство прямоугольного треугольника. МОЛОДЦЫ! В своих справочниках запишите алгоритм решения этих задач.

А теперь от математики перейдем к литературной деятельности. Составьте рассказ об этом треугольнике. (Показываю ).

Катет прямоугольного треугольника, лежащий против угла в 30о, равен половине гипотенузы.

60о
Треугольник АВА1.

Равносторонний

∟А=∟В=∟С=60о

АВ=ВС=АА1

АА1>АС в 2 раза, или АС=1/2 АВ

Да, если заменить АА1 на АВ, то получим АС=1/2АВ.
Один из учащихся записывает свой алгоритм

доказательства на доске. Алгоритм доказательства пишется рядом с рисунком к этому свойству.

1.Приложу ВАС к ВСА1

2.Образовался новый АВА1.

3.∟АВА1=30о+30о=60о

4.∟А=∟В=∟А1=60о

5.АВА1 – равносторонний

АВ=АА1=ВА1

6.АС=1/2 АА1=1/2АВ, ч.т.д.

1)АВ=5*2=10

2)АС=1/2АВ=1/2*10=5

3)∟А=30о, АВ=7*2=14

Так как катет меньше гипотенузы в 2 раза, то он лежит против угла в 30о

4)12/6=2, ∟А=30о
Треугольник прямоугольный имеет (показывают на модели) 3 стороны, 3 угла, 3 вершины,∟С=90о; каждая сторона имеет свое название (катет, катет, гипотенуза); перечисляются три свойства. Если прямоугольный треугольник имеет стороны 3,4,5, то он называется египетским. Прямоугольный треугольник используется в строительстве, землемерии, архитектуре окружающих зданий, в технике.

5. Итог урока.

Подвести итог урока. Дать инструктаж по выполнению д/з, выполнению работ по опережающему заданию.

Подведем итог нашей с вами работы.

Что мы с вами повторили на уроке?

Что нового узнали о прямоугольном треугольнике?

Прямоугольный треугольник занимает в геометрии значительное место. Изучение его продолжится в следующем году, когда мы дойдем до теоремы Пифагора. Вы услышите, как прямоугольный треугольник был воспет поэтами, поэтому даю опережающее задание: начните подборку доказательств теоремы Пифагора, их более 500. Познакомьтесь с биографией Пифагора, школой Пифагора. Весь собранный материал послужит написанию реферата. Показываю реферат ученика 9 класса на тему : «Некоторые доказательства теоремы Пифагора и ее применение».

Завершаю урок показом репродукции картины «Геометрия в текстиле», которая радует нас своим совершенством.

1.Саша И. подборку по журналу «Квант».

2. Наташа З, Ирина Д. – по журналу «Наука и жизнь».

3. Алексей Ш. – по газете «1 сентября».

4. Дима Б., Саша К. – биографию Пифагора.

Самоанализ: Урок достиг своей цели. Задачи, поставленные мною, выполнены. На уроке была преодолена интеллектуальная пассивность учащихся. Учащиеся испытали радость от общения с математикой.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема урока : Три свойства прямоугольного треугольника iconУрока: I. Устная работа Повторение
Обучающая: Знать, определения прямоугольного треугольника и его свойства, формулу площадей прямоугольного треугольника, свойства...
Тема урока : Три свойства прямоугольного треугольника iconПротокол №2 от 5 ноября 2010г
Свойства элементов прямоугольного треугольника. Свойство биссектрисы угла треугольника
Тема урока : Три свойства прямоугольного треугольника iconУчебник по геометрии по данным темам задачами для самостоятельной работы учащихся
Свойства элементов прямоугольного треугольника. Свойство биссектрисы угла треугольника
Тема урока : Три свойства прямоугольного треугольника iconПриложение: Ответы на вопросы о порядке проведения государственной...
Свойства элементов прямоугольного треугольника. Свойство биссектрисы угла треугольника
Тема урока : Три свойства прямоугольного треугольника iconУрока по геометрии в 7 классе. Тема урока: Свойства равнобедренного треугольника
Рассмотреть свойства равнобедренного треугольника и показать их применение на практике
Тема урока : Три свойства прямоугольного треугольника iconТема: Свойства равнобедренного треугольника. Цели урока
Образовательные: знакомство со свойством медианы равнобедренного треугольника, первичное закрепление полученных знаний
Тема урока : Три свойства прямоугольного треугольника iconУрок изучения нового материала Тема: «Средняя линия треугольника»
Образовательные: выучить определение средней линии треугольника, доказательство теоремы о средней линии треугольника. Учить решать...
Тема урока : Три свойства прямоугольного треугольника iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поскольку треугольник – произвольный, то это общее свойство медиан треугольника. Придумайте другое доказательство этого свойства...
Тема урока : Три свойства прямоугольного треугольника iconУрока: «Косинус угла» Цели урока
Познакомиться с определением острого угла прямоугольного треугольника, сформулировать теорему о косинусах
Тема урока : Три свойства прямоугольного треугольника iconТема: Свойства равнобедренного треугольника
Способствовать формированию универсальных учебных действий по средством создания проблемной ситуации. Как результат открытие новых...
Тема урока : Три свойства прямоугольного треугольника icon«Понятие объема. Объем прямоугольного параллелепипеда»
Цель урока: Ввести понятие объема тела, рассмотреть свойства объемов, теорему об объеме прямоугольного параллелепипеда и следствие...
Тема урока : Три свойства прямоугольного треугольника iconУрок 13 свойства равнобедренного треугольника цели
Цели: изучить свойство биссектрисы (медианы, высоты) равнобедренного треугольника, проведенной к основанию; изучить признак равнобедренного...
Тема урока : Три свойства прямоугольного треугольника iconУрока 1,2,3,4,5 я иду искать. По теме «Непроизносимые согласные»
Творческая мастерская «Все делили пополам». (По теме «Площадь прямоугольного треугольника»)
Тема урока : Три свойства прямоугольного треугольника iconУрок 3 Объем тела. Свойства прямоугольного параллелепипеда
Цели: повторить понятие площади плоских фигур, ввести понятие объема тела, единиц измерения объемов тел; изучить основные свойства...
Тема урока : Три свойства прямоугольного треугольника iconМетодическая разработка урока математики в 7 классе
Дать определение равнобедренного треугольника; научить распознавать равнобедренные треугольники на чертежах; рассмотреть свойства...
Тема урока : Три свойства прямоугольного треугольника iconПлан урока. Тема урока : Объем прямоугольного параллелепипеда
Образовательная: закрепление понятия объема прямоугольного параллелепипеда, умение применять формулу объема при решении практической...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск