Скачать 184.58 Kb.
|
Министерство Образования Чувашской Республики Ядринская национальная гимназия Выполнили работу ученицы 11-б класса Горбунова Мария, Максимова Наталия. Руководитель: Казанбаева З.З. Ядрин-2004 Содержание:
Введение. Этот реферат посвящен одному из наиболее богатых идейно разделов школьной математики – задачам на отыскание наибольших и наименьших значений величин. Великий русский математик П.Л. Чебышев в своей работе «Черчение географических карт» писал, что «особенную важность имеют те методы науки, которые позволяют решать, общую для всей практической деятельности человека: как располагать своими средствами для достижения наибольшей выгоды». С такими задачами приходится иметь дело представителям самых разных специальностей: инженеры-технологи стараются так организовать производство, чтобы выпускалось как можно больше продукции, конструкторы хотят так спланировать прибор на космическом корабле, чтобы масса прибора была наименьшей, экономисты стараются спланировать прикрепление заводов к источникам сырья так, чтобы транспортные расходы оказались минимальными. Задачи такого рода носят общее название – задачи на оптимизацию (от латинского optimum – наилучший). В самых простых задачах на оптимизацию мы имеем дело с величиной, зависящей от другой величины, и надо найти такое значение второй величины, при котором первая принимает свое наибольшее ил наименьшее (наилучшее в данных условиях) значение. Нахождение наибольшего и наименьшего значения функции можно разделить на несколько групп, которые мы рассматриваем в нашем реферате. Способ 1. Метод оценки. Нам часто приходится сталкиваться с такими задачами, которые решаются с помощью применения свойств ограниченности функции. К таким примерам можно отнести задачи, содержащие Получив допустимые значения аргумента, оценить с помощью свойств неравенств соответствующие функции. Пример 1: Найдите наибольшее и наименьшее значение функции . Решение: Функция изменяется от –1 до 1. Значит, - от –3 до 3, из этого следует, что функция изменяется от –2 до 4. Получаем, что наименьшее значение функции равно –2, а наибольшее 4. Ответ: . Рассмотрим более сложный пример, который часто встречается в ЕГЭ в части «В». Пример 2: Найдите наименьшее целое значение функции . Решение: Подкоренное выражение упростим, то получим, что Получаем функцию , из этого следует, что . Ответ: наименьшее целое значение функции равно 3. Пример 3: Найдите наибольшее и наименьшее значение функции . Решение: Обратно тригонометрическая функция изменяется в пределах. Получаем, что Ответ: . Пример 4: Найдите наибольшее и наименьшее значение функции . Решение: Выполним следующие преобразования заданного выражения. . Так как , то числа можно считать, соответственно косинусом и синусом некоторого вспомогательного угла . Тогда получим . Теперь уже ясно, что, поскольку , наибольшим значением функции является число , и наименьшим . Ответ: . Способ 2. Метод применения свойств квадратичной функции . Нам известно, что функция изменяется в пределах , если a>0, и если a<0, то - . Это помогает при решении задач, сводящихся к квадратичной функции. Пример: Найдите наименьшее значение функции . Решение: Так как –5<0, то наименьшее значение достигается в вершине параболы, то есть у=. Ответ: y=81/20. Способ 3. Метод применения свойств непрерывной функции. Говорят, что функция y=f(x) возрастает на промежутке I, если для любых х1 и х2, принадлежащих I, из неравенства х1<х2 следует неравенство f(x1) Функция f(x) убывает на промежутке I там, где f(x)’>0 и возрастает, если f(x)’<0. Если знак производной меняется с + на -, то эта точка перехода является точкой максимума. И наоборот, если знак производной меняется с – на +, то эта точка перехода является точкой минимума. Пример 1: Найдите наибольшее и наименьшее значение функции на [-1;1]. Решение: Функция на отрезе [-1;1] возрастает, принимая значения от 3 (в точке x=-1) до 9 (в точке x=1). Функция же убывает, причем, если t меняется от 3 до 9 (как у нас), то принимает значения от –1 до –2. Что касается функции , то она тоже убывает на отрезке [-1;1], принимая на концах отрезка значения 1 и 0. Значит, на отрезке [-1;1] функция убывает, поэтому свое наибольшее значение принимает в левом конце отрезка при x=-1, а наименьшее – в правом конце отреза при x=1. Ответ: . Пример 2: Найдите наибольшее значение функции при . Решение: Функция монотонно возрастает, значит, наибольшее значение функция принимает при x=3. Ответ: . Пример 3: Найдите наименьшее значение функции , где x>0. Решение: Воспользуемся известным неравенством Коши (, где и равенство достигается при a=b), получим . Значит, . Ответ: . Способ 4. Метод производной.
Наибольшим (наименьшим) значением функции f(x) на I называется такое число M (m), что существует x0 I такое, что f(x0)=M (f(x0)=m), Mf(x) (mf(x)) для всех х на I. Наибольшее и наименьшее значение на I функция может принимать либо на концах промежутка, либо в критических точках. Алгоритм нахождения наибольшего и наименьшего на [a;b] значений функции, непрерывной на [a;b].
Пример: при х [-1;3] Решение: Найдём значение функции на концах промежутка. Найдём критические точки функции внутри промежутка (-1;3). Найдём значение функции в критических точках. Выберем наибольшее и наименьшее. Если непрерывная функция имеет на промежутке I единственную точку экстремума и этот экстремум максимум (минимум), то в этой точке достигается наибольшее (наименьшее) значение функции. Пример: Решение: Найдём значение функции на концах промежутка. Найдём критические точки функции внутри промежутка. При к=0 х удовлетворяет условию. Найдём значение функции в критической точке. Выберем наибольшее и наименьшее. В условиях многих задач явно не формируется, что требуется найти наибольшее и наименьшее значения. К таким задачам, например, относятся задачи, связанные с нахождением множества значений функций. Пример: Найти образ данного промежутка [-1;3] при отображении, заданной функцией . Решение: Чтобы найти образ данного промежутка, нужно найти множество значений функции f(x) для , которое в силу непрерывности исходной функции представляет собой промежуток . Таким образом, исходная задача сводится к задаче на отыскание наибольшего и наименьшего значений функции f(x) на промежутке [-1;3]. Критические точки находятся из уравнения . Следовательно, образом промежутка [-1;3] при отображении, заданном исходной функцией, будет промежуток [-8;72].
Нужно выяснить, как ведет себя функция y=f(x) при приближении аргумента x к концам промежутка. Иными словами нужно вычислить эти значения заменят нам значения функции на концах промежутка и, в сравнении со значениями функции в критических точках, лежащих внутри рассматриваемого промежутка, позволят сделать правильные выводы о наличии у функции наибольшего или наименьшего значений на рассматриваемом промежутке. Пример: Найти наименьшее и наибольшее (если они есть) значения функции на интервале (0;8). Решение:
Сравнивая значения в критических точках (7 и –25) с пределами функции на концах промежутка (0 и 56), делаем вывод:. Способ 5. Метод непосредственных вычислений. В случае, когда область определения содержит лишь несколько значений аргумента или может быть записана с помощью конечного числа формул (например, для тригонометрических функций), множество значений функции находят путём непосредственного вычисления всех возможных значений. Затем делают вывод. Пример 1: Найдите набольшее и наименьшее значение функции . Решение: Запишем данную функцию в виде и найдем D(y):. Значит, функция определена при одном значении x и y(3)=7. Таким образом, наименьшее и наибольшее значения равны 7 Ответ: . Пример 2: Найдите набольшее и наименьшее значение функции . Решение: Найдем : . Область определения функции содержит лишь числа вида . Вычислим значения функции при . Учитывая, что , имеем По формуле половинного аргумента . Тогда Для чисел вида подвижный радиус может занимать одно из шести положений. Но в этих положениях cosa принимает лишь значения 1, 1/2, -1/2, -1. Тогда множество значений состоит из чисел 0; 0,25; 0,75; 1. Отсюда делаем вывод, что наименьшее значение равно 0,25; а наибольшее – 1. Ответ: . Способ 6. Метод приведения к уравнению относительно x с параметром y. Возможна следующая схема применения этого метода:
Пример 1: Найдите экстремумы функции . Решение: D(y)=R. Рассмотрим равенство как уравнение относительно х с параметром у. Так как , то данное уравнение равносильно уравнению , или
В ответе получаем, что наименьшее значение равно 0, а наибольшее – 4/3. Ответ: 0, 4/3. Способ 7.Графический метод. Если функция у=f(x) не является непрерывной на промежутке (а;b), то для отыскания ее наибольшего и наименьшего значений на этом промежутке часто поступают так: строят график функции и делают все необходимые выводы по графику. Впрочем, этот метод вполне реализуем и для непрерывных функций, но поскольку, как правило, построить график сложнее, чем использовать алгоритмы, о которых мы говорили выше, для непрерывных функций обычно предпочитают работу по указанным алгоритмам. Пример 1: Найдите наименьшее значение функции , где a Решение: Чтобы построить график, есть смысл задать функцию так, чтобы не было знаков модулей. Для этого необходимо рассмотреть аналитическое выражение функции в каждом из следующих четырех возможных случаев:
Заданную функцию можно переписать в следующем виде: Изобразив графи этой функции, делаем вполне очевидный вывод: у наименьшее достигается при х=b и равняется с-а. Пример 2: Найдите наименьшее значение функции . Решение: 1. Разобьем функцию на элементарные функции. 2. Построим графики функций. 3. Составим таблицу монотонности
4. Строим эскиз графика функции. По рисунку получаем, что у наименьшее не существует. Задачи на оптимизацию. В этом приложении к реферату мы говорим о задачах, в которых требуется найти наибольшее и наименьшее значение какой-либо величины. Мы предлагаем вам при решении задач на оптимизацию придерживаться следующего плана:
Пример: Куб пересекается плоскостью, проходящей через одну из его диагоналей. Докажем, что наименьшую площадь имеет то сечение, которое образует с плоскостью основания угол . Решение: Оптимизируемая величина S – площадь сечения. Пусть ребро куба равно a , а - некоторое сечение. Введём независимую переменную . По смыслу задач ясно, что - это реальные границы изменения х. Выразим площадь сечения через x и a. Отметим, прежде всего, что в сечении получается параллелограмм, так как линии пересечения двух параллельных плоскостей с третьей плоскостью параллельны между собой. Площадь параллелограмма можно найти по формуле . Из треугольника B1C1K находим: , и из треугольника DKC находим: . Из треугольника по теореме косинусов получаем , то есть откуда после ряда преобразований получаем . Тогда . В итоге получаем . Надо найти наименьшее значение функции на [0;a]. Имеем . Точек, где не существует, в данном случае нет, так как знаменатель производной нигде не обращается в нуль: по условию a>x, тогда a2>ax и тем более , то есть . Чтобы найти наименьшее значение функции, осталось вычислить значение функции S(x) на концах отрезка [0;a] и сравнить их со значением функции в точке . Имеем . Наименьшее значение функции S(x) равно . Оно достигается при . В задаче требуется доказать, что угол, который наименьшее по площади сечение образует с плоскостью основания, равен . Для доказательства этого факта воспользуемся формулой , где - угол между плоскостями сечения и основания. Имеем , откуда находим: , то есть . Пример: Бревно длиной 20 дм имеет форму усеченного конуса с диаметрами оснований 2 и 1 дм. Требуется вырубить из бревна брус с квадратным поперечным сечением, ось которого был бы наибольшим. Решение: Оптимизируемая величина V – объем бруса, то есть объем прямоугольного параллелепипеда с квадратным основанием. В осевом сечении конуса, которое одновременно является диагональным сечением прямоугольного параллелепипеда, получим равнобокую трапецию, в которую вписан прямоугольник. Обозначим буквой x высоту параллелепипеда, то есть высоту прямоугольника в осевом сечении: KM=x. Реальные границы изменения x: Найдем объем V прямоугольного параллелепипеда. Отрезок FK представляет собой диагональ основания параллелепипеда. Найдем FK. Имеем FK=EM=AD-2MD=2-2MD. Проведем CLAD. Тогда LD=AD-AL=1-0,5=0,5 дм. Так как треугольники KMD и CLD подобны, то , то есть , откуда находим: , и, значит, FK=2- -2MD=2-. Площадь квадрата, служащего основанием прямоугольного параллелепипеда, можно найти по формуле , где d –диагональ основания, то есть d=FK. Значит, . Поскольку высота параллелепипеда равна x, то для объема получаем следующий результат:V=. Для функции V= надо найти наибольшее значение на промежутке (0;20]. Имеем . =0 при x=40 или при x=. Значение x=40 не принадлежит рассмотренному промежутку. Осталось сравнить между собой значение функции V(x) в точке , 20 и предел функции при . Имеем , . Наибольшим из этих трех чисел является число , поэтому наибольшее значение функции равно . Интерпретируем полученный результат для этой задачи. Чтобы вырубить из бревна брус наибольшего объема, нужно удалить верхнюю часть бревна так, чтобы осталось бревно высотой 13 дм, а затем из полученного бревна вырубить брус с квадратным поперечным сечением. Для проверки своих знаний предлагаем выполнить тест на эту туму. Тест. Найдите наибольшие значения функций А1. ,
А2. ,
А3. ,
А4.
А5. ,
А6. Найдите наименьшее значение функции
А7. ,
А8. Найдите точки минимума функции ,
А9. Найдите наименьшее значение функции
А10. Найдите множество, на который отображает луч производная функции А11. Найдите образ промежутка [0;0,5] при отображении, заданном производной функции
В1. Из всех равнобедренных треугольников с постоянной длиной медианы, проведенной к боковой стороне, найти треугольник с наибольшей площадью. Чему равен угол при вершине такого треугольника? В2.Найти набольшее и наименьшее значение функции , на отрезке В3. Найти наименьшее значение a, при котором уравнение имеет на промежутке хотя бы одно решение. В4. Найдите наибольшее значение функции В5. Число 18 представить в виде суммы двух положительных слагаемых так, чтобы сумма их квадратов была наименьшей. С1. Найти наибольшее и наименьшее значение функции , С2. Около шара радиуса r описана правильная четырехугольная пирамида. Найдем наименьшее значение площади ее боковой поверхности. Ответы.А1 - 2 В1 С1А2 - 1 В2 А3 - 3 В3 a=9 С2 А4 - 2 В4 2 А5 - 2 В5 18=9+9 А6 - 3 А7 - 1 А8 - 1 А9 - 4 А10- 2 А11- 4 Вывод. Эта исследовательская работа посвящена проблеме отыскания наибольшего и наименьшего значений функций. В реферате были рассмотрены различные подходы решения таких задач. Рассматривая их, мы к выводу, что некоторые методы наиболее приемлемые и часто используемые в практике. С проблемой поставленной в работе люди сталкиваются ежедневно. С подобными задачами приходиться сталкиваться людям различных профессий. Видимо, поэтому на всех приёмных экзаменах в ВУЗы обязательно присутствуют задачи по данной теме. Не нужно ограничиваться только школьным курсом математики, ведь в наше время уровень требований по образованию все возрастает и возрастает. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
|
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ядринская районная администрация Чувашской Республики Муниципальное образовательное учреждение «Хочашевская оош» Ядринского района... | 1 вариант. I. Союз, связывающий части сложного предложения Разработала учитель русского языка и литературы ргоу «Ядринская национальная гимназия-интернат» Алексеева Ирина Владимировна0 | ||
Постановление Кабинета министров чувашской республики о региональной... «О мерах по созданию межотраслевой комплексной геоинформационной системы Чувашской Республики», в целях формирования инфраструктуры... | Семинар по теме «Работа с текстом. Составление сочинения-рассуждения»... Разработала учитель русского языка и литературы ргоу «Ядринская национальная гимназия-интернат» Алексеева Ирина Владимировна0 | ||
Чувашской Республики «асхт» Бюджетное образовательное учреждение Чувашской Республики среднего профессионального образования «Алатырский сельскохозяйственный... | Доклад «об осуществлении регионального государственного контроля... Министерство экономического развития, промышленности и торговли чувашской республики | ||
Министерство юстиции чувашской республики приказ Российской Федерации", Законом Чувашской Республики "О государственной гражданской службе Чувашской Республики" и Указом Президента... | Программа экологического кружка «Окно в природу» по мбоу «Чувашско... Министерство образования и молодёжной политики Чувашской Республики отдел образования и молодёжной политики администрации Аликовского... | ||
Публичный доклад директора автономного учреждения Чувашской Республики... Онального образования «Профессиональное училище №28 г. Мариинский Посад» Министерства образования и молодежной политики Чувашской... | Инфраструктура: влияние на экономический рост и пространственные экстерналии «О мерах по созданию межотраслевой комплексной геоинформационной системы Чувашской Республики», в целях формирования инфраструктуры... | ||
Удк 514. 48 : 371. 3 История и развитие начертательной геометрии «О мерах по созданию межотраслевой комплексной геоинформационной системы Чувашской Республики», в целях формирования инфраструктуры... | Коряковцева И. В.,учитель русского языка и литературы моу сош №30... Разработала учитель русского языка и литературы ргоу «Ядринская национальная гимназия-интернат» Алексеева Ирина Владимировна0 | ||
Положение о проведении регионального этапа Учредители и организаторы уфпс республики Коми филиал фгуп «Почта России» и Министерство образования Республики Коми. Содействие... | Чувашской республики-чувашии Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики, г. Чебоксары к Управлению Федеральной антимонопольной службы... | ||
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального... На основании статьи 35 Закона Республики Беларусь от 20 июля 2007 года "Об обращении с отходами" Министерство природных ресурсов... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Автономное учреждение Чувашской Республики среднего профессионального образования «Канашский педагогический колледж» Министерства... |