Практическая работа n 5 тема: моделирование дидактического процесса (2 часа)





Скачать 119.66 Kb.
НазваниеПрактическая работа n 5 тема: моделирование дидактического процесса (2 часа)
Дата публикации21.03.2015
Размер119.66 Kb.
ТипПрактическая работа
100-bal.ru > Математика > Практическая работа
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА N 5
ТЕМА: МОДЕЛИРОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА (2 ЧАСА).
ЦЕЛЬ: Попробовать разработать Свою модель дидактического процесса.
ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ, РЕКОМЕНДАЦИИ И

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ.
1. Введение понятия моделирования.

Внимательно прочтите текст и попытайтесь понять суть моделирования.

Своим происхождением термин «Модель» обязан итальянскому слову "образец", "то, с чём сравнивают. В литературе под моделью понимается любая система, мысленно представляемая или реально существующая, которая находится в определенных отношениях к другой системе, называемой обычно оригиналом, объектом или натурой. (В.А. Штофф).

Между моделью и моделируемым объектом или явлением должно быть выраженное сходство. Око проявляется в отображении существенных характеристик, свойств объекта в модели.

Моделировать можно не только реальные явления, но и те, которые являются идеальными, воображаемыми. Модели могут быть:

а) Описательными. В них дается словесное описание компонентов, связей, характеристик моделируемого явления;

б) Описательно- графическими. Описание объекта сочетается с простейшими изображениями системы его элементов. Чаще всего эта модель включает графическое изображение структуры компонентов объекта (процесса) и описание их содержательно-функциональных признаков;

в) Структурно-графовыми, графоаналитическими. Структурно-графовые модели представляет собой изображение структуры объекта в виде графе, который включает точки (элементы) и линии (связи). Использование при этом специального математического аппарата превращает модель е графоаналитическую;

г) Математическими. Такая модель представляет переход от качественно-описательной интерпретации явлений, их наглядного изображения к языку точных характеристик и зависимостей;

К моделям педагогических процессов предъявляется следующие требования;

1) объект моделирования должен быть педагогическим;

2) модель должна давать принципиально новую информацию,

3) модель должна прежде всего отражать наиболее существенные характеристики объекта (процесса);

4) модель должна показывать структурные, функционально-содержательные признаки объекта.

Собственно процесс создания моделей является моделированием.

2. Объектом моделирования является дидактический процесс ( ДП ). Как известно, в основе ДП лежит познавательная деятельность учащихся и процесс управления ею педагогом. Вы можете взять объектом моделирования один из представленных уровней функционирования дидактического процесса:

а) ДП на уровне реализации образовательной системы;

б) ДП на уровне преподавания предмета;

в) ДП на уровне урока.

Допустим вас НЕ Устраивает существующий вариант ДП (традиционный). Вам предстоит сформулировать некий образ дидактического процесса, который бы максимально отвечал следующим требованиям программы:

  1. ДП позволяет учащимся легко, с интересом и желанием усваивать содержание учебной программы;

  2. ДП адаптируется к индивидуальным возможностям учащихся.

При этом содержание учебной программы или учебного плана не меняется. Ваша модель должна быть динамичной, показывать в полной мере развитие процесса, его этапы, изменение деятельности учащихся и педагога, средств этой деятельности.

3. При моделировании ДП прежде всего отработайте идею (идеи), которая дала бы направление правильного решения. Может быть вам поможет какая-то из нижеперечисленных:

  • Сотворчество педагога и учащегося,

  • Демократизация отношений,

  • Индивидуализация,

  • Модульный принцип,

  • Гуманизация,

  • Гибкость (вариативность),

  • Программированное обучение,

  • Уровневый подход,

  • Свобода

  • Обучение во сне,

  • Интеграция,

  • Временные учебные потоки,

  • Самообучение,

  • Коммуникативно-диалоговое обучение,

  • Игры,

  • Погружение,

  • Заочное обучение,

  • Тренинг,

  • Дифференциация,

  • Рейтинг,

  • Труд и учение,

  • Реферат, тестирование,

  • Индивидуальные программы обучения,

  • Моральное и материальное стимулирование.

4. Сформулируйте идей, на которых будет развиваться ваш ДП.

5. Приступайте к моделированию.

5.1. Продумайте содержание модели ДП, его структуру, этапы, связи элементов. Представьте, какое место имеет в модели тот или иной элемент, какую роль он играет. Выделите факторы, от которых зависит успешное функционирование модели. Эти факторы будут представлять существенные характеристики моделируемого процесса.

5.2. Продумайте, какими новыми элементами или характеристиками обладает ваша модель ДП.

5.3. Дайте графическое изображение ДП.

6. Отвечает ли ваша модель требованиям к ДП (п.2)?

7. Оформите отчет:

7.1. Автор модель.

7.2. Идеи, реализуемые в модели.

7.3. Модель (описание и схема).

7.4. Новые элементы модели.

7.5. Дополнительные пояснения к модели.

7.6. Подпись

8. Защитите отчет.
Индивидуальная творческая работа студентов.
Индивидуальная творческая работа выполняется каждым студентом в течение семестра. При выборе темы работы желательно учесть свои интересы, направления дипломной работы, перспективы будущей профессиональной деятельности. Содержание работы должно носить творческий характер, отражать индивидуальное видение вопроса или проблемы, включать оригинальные решения, нестандартные подходы. Нужно стремится к тому, чтобы работа обладала определенной новизной и практической ценностью.
Темы индивидуальных творческих работ

1. Философия моей частной школы.

Для выполнения работы по данной теме необходимо представить себя учредителем частной, альтернативной школы. Работа представляет собой опыт осмысление роли, предназначение человека в мире, место образования в обществе его целей и задач, попытку ответов на вопросы: какая школа может образовать человека?; какой я вижу такую школу?; в чем состоят цели этой школы, принципы, основополагающие идеи, реализуемые в ней, особенности технологии педагогического процесса?

2. Прогностическая версия развития профтехобразования.

Эта работа аналитико-прогностического характера. Необходимо проанализировать основные тенденции изменения ПТО: в целях подготовки, типах учебных заведений, управленческом, организационном аспектах; содержании профессионального образования; технологии подготовки специалистов (обучение теоретическим дисциплинам, производственное обучение). Срок прогнозирования – 3, 5 и 10 лет, (по выбору). Затем дать прогноз развития ПТО на выбранный прогностический срок.

3. Разработка фрагмента учебного плана (профессионально-технический цикл).

Проанализировать структуру и содержание плана профтехподговки учащихся по существующим вариантам, моделям учебных планов; выделить их недостатки. Дать свою модель структуры и содержания плана по профтехциклу (профессия и специальность – по выбору).

4. Разработка проспекта содержания учебной дисциплины (наименование учебной дисциплины – по выбору).

Проспект дисциплины должен отражать основное ее содержание, обоснование логики построения этого содержания, идеи, которые реализуются этой дисциплиной. Если в настоящее время нет аналогов такой дисциплины, то следует обосновать необходимость ее изучения. Проспект включает разделы:

  1. Наименование учебной дисциплины (УД);

  2. Цели и задачи УД, обоснование необходимости ее изучения;

  3. Идеи и принципы, на которых базируется логика УД, отбор ее содержания;

  4. Тематический план дисциплины;

  5. Дополнительные пояснения.

5. Разработка программы курса «Новейшая техника и технология» (8 часов).

Работа может идти по направлениям:

  1. Выбирается учебник или учебное пособие по данной из технических дисциплин. На примере одного параграфа анализируется реализация требований к учебным изданиям, демонстрируется логика развертывания содержания параграфа;

  2. Предлагаются пути совершенствования параграфа и дается его изложения в соответствии с предлагаемым подходом.

7. Разработка методического самоучителя по темам предмета (предмет и темы – по выбору).

Необходимо составить методическую разработку для учащегося с целью самостоятельного освоения им темы. При составлении самоучителя следует иметь в виду, что учащийся должен в полной мере освоить по методической разработке предложенную тему, поэтому структура разработки должна моделировать структуру познавательной деятельности ученика.

8. Разработать систему уроков развития памяти (воображения, внимания, мышления и т.д.).

Необходимо выбрать один из предложенных психологических процессов и поставить целью разработки тренингового урока по его развитию. Основное требование к урокам оригинальность методики.

9. Составить фрагмент методической разработки «Занимательное материаловедение» («Занимательная электротехника» «Занимательная физика в быту», «Занимательная химия в моей профессии» и т.д.).

Основное требование к разработке – занимательность. Это может быть сборник задач, интересных ситуаций, головоломок, ребусов, кроссвордов, игр и т.д., составленный с учетом будущей специальности учащихся, изучаемого предмета.

10. Написание сказки на техническом материале.

Сказка в данном случае служит оригинальным средством для лучшего усвоения какой-то теории, явления, метода обработки и т.д. в области техники. Персонажи могут быть из сказки или мультфильмов, а сюжет строиться на основе реального технического явления.

11. Разработка условий контракта для работы в частном техническом лицее.

Контракт – это договор, соглашение со взаимными обязательствами для договаривающихся сторон. Необходимо продумать могут быть условия контракта для нанимателя и нанимающегося на работу в качестве преподавателя.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Практическая работа n 5 тема: моделирование дидактического процесса (2 часа) iconУрока по теме Тема урока
Инструктаж по тб. Моделирование геометрических операций и фигур. Практическая работа №1
Практическая работа n 5 тема: моделирование дидактического процесса (2 часа) iconУрока Тема урока, практического занятия
Постановка задачи. Разработка модели Практическая работа №1 по теме: «Моделирование в среде графического редактора»
Практическая работа n 5 тема: моделирование дидактического процесса (2 часа) iconУрок Тема урока Основные понятия
Работа с понятиями, работа с источни-ками, заполнение схемы, практическая работа
Практическая работа n 5 тема: моделирование дидактического процесса (2 часа) iconУрока: практическая работа
Практическая работа №6 – обучение построению табличных информационных моделей и графов систем в среде ms word 2007
Практическая работа n 5 тема: моделирование дидактического процесса (2 часа) iconУрок пресс-конференция 3 класс тема: Практическая работа. Моделирование...
Вич. Развивать гибкость мышления, пространственные представления, осмысленную память, способность переключения внимания, связную...
Практическая работа n 5 тема: моделирование дидактического процесса (2 часа) iconПрактическая работа №2 моделирование биоритмов
Программой-минимум кандидатского экзамена по специальности 03. 03. 01 «Физиология» по биологическим наукам, утвержденной приказом...
Практическая работа n 5 тема: моделирование дидактического процесса (2 часа) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: Информационные услуги Интернета. Практическая работа №7 «Работа с электронной почтой и телеконференциями»
Практическая работа n 5 тема: моделирование дидактического процесса (2 часа) iconКонтрольная работа. Информация и знания. Практическая работа №6 «Создаем...
Контрольная работа. Информация и знания. Практическая работа №6 «Создаем таблицы» (задания 1, 2)
Практическая работа n 5 тема: моделирование дидактического процесса (2 часа) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Формы работы: наблюдение; моделирование; исследование; творческая работа; индивидуальная работа; фронтальная работа; работа в парах;...
Практическая работа n 5 тема: моделирование дидактического процесса (2 часа) iconТема урока: «Моделирование юбки»
Моделирование – создание новой выкройки путем внесения изменений в выкройку основу
Практическая работа n 5 тема: моделирование дидактического процесса (2 часа) iconПрактическая работа № Особенности питания и обслуживания иностранных...
Практическая работа № Встреча гостей, прием и выполнение заказов. Предварительная сервировка стола
Практическая работа n 5 тема: моделирование дидактического процесса (2 часа) iconНаучно-практическая конференция в рамках которой состоялись творческие...
Работа педагогического коллектива школы была направлена на совершенствование целостного педагогического процесса для развития и самореализации...
Практическая работа n 5 тема: моделирование дидактического процесса (2 часа) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Слово учителя, работа с карточками, работа в группах, практическая работа, работа с тестами
Практическая работа n 5 тема: моделирование дидактического процесса (2 часа) iconКурсовая работа тема: Организация производственного процесса
Организация технологического процесса по выпуску основной продукции предприятия
Практическая работа n 5 тема: моделирование дидактического процесса (2 часа) iconПрактическая работа: сравнительная характеристика эгп стран. 5 22-27....
Практическая работа: характеристика эгп одной из азиатских стран (по выбору учителя) по картам атласа
Практическая работа n 5 тема: моделирование дидактического процесса (2 часа) iconПрактическая работа №1. Тема: Информационные ресурсы общества. Образовательные...
Тема: Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы. Работа с программным обеспечением. Инсталляция программного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск