Скачать 243.73 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО СЕЛЬСКОМУ ХОЗЯЙСТВУ ФГОУ ВПО «ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ОТЧЕТ О НАУЧНОЙ-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ КАФЕДРЫ МАТЕМАТИКИ ЗА 2009 ГОД
Орел-2009
Моисеенко А.М. – зав. кафедрой, профессор, д.т.н. Алексадрова Е.В. –доцент, к.п.н; Кондрашов В.И. – доцент, к. ф.-м.н. Уварова М.Н. – доцент, к.э.н.; Павлова Т.А. – доцент, к.т.н.; Карнюшкина Т.В. – старший преподаватель; Лысак О.Г. – старший преподаватель; Петрушина Н.Н. – старший преподаватель; Волынкина Т.И. — старший преподаватель; Волобуева Т.А. – старший преподаватель; Грезина Н.И. — старший преподаватель; Цой И.П. – старший преподаватель; Воронина Г.В. — ассистент; Синякова Г.Я. – ассистент. Реферат За отчетный период изучались проблемы:
Рассматриваемые проблемы имеют актуальность для: - разработки математических моделей технологических процессов в зданиях и сооружениях по хранению картофеля, плодов и овощей; - создания оптимальных температурно-влажностных условий для хранения сочного растительного сырья и снижения потерь продукции в хранилищах; - разработки программных средств с целью получения результатов в наиболее подходящей форме для проектировщиков и эксплуатационников систем управления микроклиматом в хранимой продукции; - разработки рекомендаций по управлению микроклиматом в овощехранилищах; - профессиональной направленности обучения математике студентов сельскохозяйственного вуза; - экономике личных подсобных хозяйств в Орловской области; - развития метода расчета строительных конструкций на живучесть при внезапных структурных изменениях. Содержание
Ключевые слова. Профессиональная направленность обучения – это вид учебной деятельности, включающий в себя прикладную направленность обучения, в результате которой формируется всесторонне развитая личность выпускника-специалиста, готового к решению профессиональных задач в динамичных условиях современного общества. Педагогические технологии – совокупность научно-обоснованных способов организации педагогической деятельности, осуществление которых приводит к оптимальному решению поставленных задач. Вводные задачи – прикладные задачи, при выполнении которых познавательная активность находится всецело в рамках воспроизводящей деятельности. Прикладные задачи сельскохозяйственного профиля – познавательная активность студентов находится на уровне действия в измененных ситуациях, приближенных к практической деятельности, где требуется применить имеющиеся знания в новых условиях (частично-поисковый уровень познавательной активности). Творческие задачи – прикладные задачи, направленные на поиск новой идеи, нового метода решения. Эти задачи требуют получения дополнительных знаний в области инженерных и специальных дисциплин и направлены на то, чтобы обучать студентов поисковой деятельности. Овощекартофелехранилище – здание для хранения с/х продукции; Сочное с/х сырье – с/х продукция, собранная с полей и выделяющая в процессе хранения тепло и влагу (картофель, овощи, плоды, фрукты); Нестационарные процессы тепломассообмена – процессы тепломассообмена, изменяющиеся во времени; Оптимальный температурно-влажностный режим – условия, при которых рассматриваемые объекты испытывают комфорт; Теплоустойчивость помещения – способность сохранять оптимальный температурно-влажностный режим при колебаниях тепловых потоков; Импеданс акустический - это комплексное сопротивление, которое используется для описания характеристик колебания акустических систем, например колонок и сабвуферов. Звук – это колебания, т.е. периодическое механическое возмущение в упругих средах – газообразных, жидких и твердых. Такое возмущение, представляющее собой некоторое физическое изменение в среде (например, изменение плотности или давления, смещение частиц), распространяется в ней в виде звуковой волны. Область физики, рассматривающая вопросы возникновения, распространения приема и обработки звуковых волн, называется акустикой. Аэродинамические характеристики - скорость, расход воздуха, давление. Пористость (устар. скважность) — характеристика материала, совокупная мера размеров и количества пор в твёрдом теле. Является безразмерной величиной от 0 до 1 (или от 0 до 100 %). Микроклимат — климат небольшой территории внутри обширной климатической зоны. В настоящее время часто употребляется такой термин, как «микроклимат помещения», под которым подразумевается искусственно поддерживаемый режим метеорологических элементов внутри закрытых помещений, в том числе теплиц, хранилищ и др. Деятельность – способ проявления активного отношения личности к окружающей действительности; совокупность действий человека, направленных на удовлетворение его требований и интересов. Учебная деятельность – это совместная деятельность, в которой один из ее участников приобретает опыт, а другие создают благоприятные условия для этого, то есть осуществляют всю сумму подготовительных компонентов усвоения. Познавательная деятельность – деятельность, в ходе которой студенты осознают воспринимаемые предметы и явления, уточняют представление о них, приводят их связь с прежним представлением, выделяют существенное в изученных предметах и устанавливают связь между ними. Учебно – познавательная деятельность – это деятельность, направленная на овладение ими новыми для них способами познания, знаниями, умениями и навыками учебного труда. Профессиональная направленность обучения – это вид учебной деятельности, включающий в себя прикладную направленность обучения, в результате которой формируется всесторонне развитая личность выпускника-специалиста, готового к решению профессиональных задач в динамичных условиях современного общества. Педагогические технологии – совокупность научно-обоснованных способов организации педагогической деятельности, осуществление которых приводит к оптимальному решению поставленных задач. Вводные задачи – прикладные задачи, при выполнении которых познавательная активность находится всецело в рамках воспроизводящей деятельности. Прикладные задачи сельскохозяйственного профиля – познавательная активность студентов находится на уровне действия в измененных ситуациях, приближенных к практической деятельности, где требуется применить имеющиеся знания в новых условиях (частично-поисковый уровень познавательной активности). Творческие задачи – прикладные задачи, направленные на поиск новой идеи, нового метода решения. Эти задачи требуют получения дополнительных знаний в области инженерных и специальных дисциплин и направлены на то, чтобы обучать студентов поисковой деятельности. Введение Актуальность 1 Улучшение качества хранения сочной сельскохозяйственной продукции (картофеля, овощей, плодов, фруктов) связано с поддержанием благоприятных условий в хранилищах, обеспечением теплозащитных требований к наружным ограждающим конструкциям зданий и сооружений для хранения сельскохозяйственного сырья. Увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции влечет за собой проблему надежного хранения ее, необходимость строительства большого числа крупных хранилищ. Особые сложности возникают при хранении картофеля и овощей в крупных хранилищах навального типа: вблизи стен в зимний (основной) период хранения возможно промерзание продукта, тогда как в центральной части появляются зоны самосогревания, что приводит к большим потерям продукции. При эксплуатации систем отопления и вентиляции рассматриваемых сооружений возможны остановки подачи тепла и воздуха, необходимые для ремонта электрооборудования. При этом температура в массе продукции возрастает за счет внутренних тепловыделений сочного сельскохозяйственного сырья, в то время как в верхних слоях продукции, соприкасающихся с воздухом в верхней зоне, температура постепенно снижается, что приводит к порче продукции и потерям. Поэтому нужно знать время (с учетом наружных температур и тепловыделений сочного растительного сырья), на которое возможно отключение системы для ремонта, а также изменение температур в хранилище при отключенной системы энергоснабжения. Причинами высоких потерь продукции являются недостаточная изученность процессов тепло - и влагообмена в хранилищах и насыпи сырья, неумение регулировать их, несовершенство методов обеспечения требуемых температурно-влажностных режимов, а также методов теплотехнического расчета хранилищ. Таким образом, в настоящее время при строительстве современных овощекартофелехранилищ с минимальными затратами и высокой степенью обеспечения надежного хранения продукции вопрос совершенствования расчета температурно-влажностных режимов, построение математических моделей процессов тепломассообмена в хранилищах приобрел особую актуальность. 2. В процессе преподавания курса высшей математики и моделирования возможности средств новых информационных технологий в достаточной мере не реализуются. Применение преподавателями вузов компьютерных обучающих программ в качестве средства обучения позволит расширить кругозор студентов в области использования информационных технологий в образовании и обучить их основным подходам к применению этих технологий в своей дальнейшей профессиональной деятельности. Для сохранения преемственности в математическом образовании исследование вопросов внедрения информационных технологий в учебный процесс по математическим дисциплинам необходимо вести на основе анализа проблем, которые возникают в ходе традиционного учебного процесса, осуществляемого на базе имеющихся достижений в области теории и методики обучения математике. Это выдвигает требование специальной направленности в использовании или разработке соответствующих программных средств учебного назначения. 3. Актуальность обусловлена отсутствием научных работ, которые в полной мере раскрывают проблему профессиональной направленности обучения математике в сельскохозяйственном вузе. 4. Концепция современного высшего образования уделяет особое внимание профессиональной направленности курса математики в вузе. Углубление теоретических основ подготовки будущих специалистов становится необходимым. Акцент делается на практическую значимость теоретических знаний. Современный выпускник вуза должен уметь адаптироваться к быстро меняющимся условиям развития общества и продолжать образование в течении всей жизни. Научная новизна заключается в - разработке математической модели нестационарных процессов тепломассообмена в овощекартофелехранилищах на основе постановки сопряженной задачи; - получении численного решения задачи тепловлагообмена в насыпи экзотермической продукции при ее активном вентилировании воздухом высокой влажности; - разработке методики расчета теплоустойчивости ограждающих конструкций овощекартофелехранилищ, позволяющей обеспечить оптимальный тепловой режим помещений в обычных условиях эксплуатации зданий и в аварийных ситуациях; - разработке методики расчета микроклимата хранилищ с вентилируемой воздушной прослойкой у внутренней поверхности наружных стен; - разработке методики теплотехнического расчета полузаглубленных в грунт хранилищ. - обосновании педагогической целесообразности применения компьютерных обучающих программ в ходе практических и лабораторных занятий по курсу высшей математики и моделирования на основе анализа его специфики, а также в разработке концептуальной модели использования компьютерных обучающих программ по курсу высшей математики и моделирования. - построении профессионально-направленного учебно-методического комплекса для изучения математики в сельскохозяйственном вузе. Объектами исследования являются:
Методы исследования: Теоретические методы, в том числе методы математического моделирования, натурные экспериментальные исследования;
Практическая значимость Практическую значимость имеют: - методика расчета процессов тепловлагообмена в хранилищах наземного типа с вентилируемой воздушной прослойкой и полузаглубленного типа, позволяющая существенно сократить потери хранимой продукции и уменьшить затраты энергии за счет более эффективного использования инженерного оборудования; - установление зависимости допустимого времени на ремонт системы энергоснабжения, в течение которого обеспечивается сохранность продукции, от температуры наружного воздуха; - выявление оптимальных режимов вентилирования массива продукции и размеров непродуваемых участков насыпи, при которых не образуются очаги самосогревания хранимой продукции; - методики и компьютерные программы для расчета термодинамической системы «наружный воздух - ограждающие конструкции – внутренний воздух хранилища – насыпь продукции, вентилируемой воздухом»; - алгоритмы и компьютерные программы для расчета насыпи сырья вблизи стен полузаглубленных хранилищ, позволяющие проектировать более надежные и менее энергоемкие овощекартофелехранилища. - использование полученного учебно-методического комплекса позволит повысить эффективность учебного процесса по курсу высшей математики, а также расширить содержание обучения путём дополнения его новыми элементами методической подготовки; разработанные подходы к формированию содержания курса математики и моделирования могут быть использованы для подготовки профессиональных образовательных программ, учебных программ и пособий по высшей математике и моделированию для различных специальностей, могут стать основой для построения модели учебно-методического комплекса для других дисциплин. Разработанные в исследовании методические рекомендации могу быть использованы в работе преподавателей математических кафедр и школьными учителями. - разработанные методические материалы могут использоваться педагогами в практике преподавания математики в вузах при подготовке будущих высококвалифицированных специалистов различных профилей, а также методистами институтов усовершенствования и авторами методических пособий. Результаты и обсуждения
Приложение №1 Апробация результатов исследований По результатам научных исследований преподаватели факультета выступали с докладами на следующих конференциях:
1.Кондрашов В.И., Моисеенко А.М. VI Минский международный форум по тепло- и массообмену, IX межд. сем. «Ресурсосберегающие технологии при хранении и переработке сельскохозяйственной продукции» г.Орел 2. Карнюшкина Т.В. Международная научно-практическая конференции «Инновации в образовании». ОрёлГАУ, 12мая 2009 г. 3. Уварова М. Н. Международный семинар «Ресурсосберегающие технологии при хранении и переработке сельскохозяйственной продукции» (Орел, 2009 г.) 4. Лысак О.Г. V-я Международная научно-практическая конференция «Задачи архитектурно-строительного комплекса в повышении качества жизни и устойчивого развития сельских территорий», которая была проведена на базе инженерно-строительного факультета ФГОУ ВПО Орел ГАУ в 2009 г. 5. Моисеенко М.А., Моисеенко А.А. V Межд.научно-практической конференции Орел ГАУ, Орел 2009. 6. Моисеенко А.М., Зернов Е.В IX Межд. сем. «Ресурсосберегающие технологии при хранении и переработке сельскохозяйственной продукции, Орел, 2009. 7. Петрушина Н.Н. Международная научно-практическая конференция «Инновации в образовании», которая была проведена на базе факультета гуманитарных и естественнонаучных дисциплин ФГОУ ВПО Орел ГАУ в мае 2009 г. 8. Волобуева Т. А. Международной научно-практической конференции. Орел, 2009. 9. Уварова М. Н Международная научно-практическая конференция «Инновации в образовании», которая была проведена на базе факультета гуманитарных и естественнонаучных дисциплин ФГОУ ВПО Орел ГАУ в мае 2009 г. 10. Моисеенко А.М. Международная научно-практическая конференция «Инновации в образовании», которая была проведена на базе факультета гуманитарных и естественнонаучных дисциплин ФГОУ ВПО Орел ГАУ в мае 2009 г. 11.Александрова Е.В., Зубова И.И., Никольский Е.В.. Международнаяая научно-практическая конференция «Инновационные технологии в образовании», которая была проведена на базе факультета гуманитарных и естественнонаучных дисциплин ФГОУ ВПО Орел ГАУ в мае 2009г. 12. Павлова Н. А. Международная научно-практическая конференция молодых ученых «Проблемы обеспечения устойчивого развития АПК в условиях глобального экономического кризиса», которая была проведена на базе экономического факультета ФГОУ ВПО Орел ГАУ 18-19 марта 2009 года. 13. Волынкина Т. И. Международная научно-практическая конференция «Инновации в образовании», которая была проведена на базе факультета гуманитарных и естественнонаучных дисциплин ФГОУ ВПО Орел ГАУ 12 мая 2009г.
5. Волобуева Т. А. Всероссийская научно-практическая конференция молодых ученых. – Орел, 2009 г. 6. Александрова Е.В., Зубова И. И. Всероссийского научно-методический симпозиум — Анапа.2008 г.
1.Петрушина Н.Н. Межвузовская студенческая научно-практическая конференция. г. Чистополь. 2009г. 2. Уварова М.Н. Межвузовская студенческая научно-практическая конференция. г. Чистополь2009г. Приложение №2 Список опубликованных трудов 1.Статьи опубликованные в журналах рекомендованных ВАК
2.Рецензируемые журналы
3.Статьи и материалы конференций опубликованные в прочих изданиях
|
Профессиональная переподготовка (фаза II) Базовый модуль «Образовательный... Модульный элемент «Организационная культура и менеджмент воспитательной работы вуза» | Самостоятельная работа студентов по теории и методике обучения математике Соотношение между математикой как наукой и математикой как учебным предметом в современных условиях. Методическая система обучения... | ||
Доклад о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности... Площадь Всеволожского района составляет 294,5 тыс гектаров, почти 80 которой занимают леса. Общая площадь земельных угодий – 48,1... | Доклад о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности... Площадь Всеволожского района составляет 294,5 тыс гектаров, почти 80 которой занимают леса. Общая площадь земельных угодий – 48,1... | ||
Отчетный период | Программа научно-исследовательской работы ооп впо вуза Характеристики социально-культурной среды вуза, обеспечивающие развитие общекультурных компетенций студентов | ||
Савчук В. С., доктор исторических наук, профессор кафедры квантовой... «Организационное развитие вуза», который является одним из трех возможных (предлагаемых) модулей по выбору, изучаемых в Фазе II «Профессиональная... | План работы с одарёнными и мотивированными учащимися лицея на 2013-2014 учебный год период Выступление на августовском педсовете с сообщением о работе с одарёнными учащимися за отчётный период | ||
Примерные программы Специальные дисциплины примерная программа дисциплины... «Основы сельскохозяйственного производства» дать студентам инженерного профиля, обучающимся по специальности «Инженерные системы... | Проблемы формирования нравственно-правового воспитания студентов в условиях вуза Пикин Геннадий Николаевич ассистент кафедры теоретических основ физической культуры 4 | ||
Реферат За отчетный период преподавателями кафедры научно-исследовательская... И. о декана факультета гуманитарных и ен дисциплин кандидат филологических наук доцент Бурко Н. В | Реферат За отчетный период преподавателями кафедры научно-исследовательская... И. о декана факультета гуманитарных и ен дисциплин кандидат филологических наук доцент Бурко Н. В | ||
Рабочая программа по математике составлена на основе федерального... Риентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к... | Протокол №5 от 30. 08. 2010 г Анализ целей, задач, ожидаемых и полученных результатов деятельности за отчетный период 3 | ||
Программа дисциплины профессиональная этика юриста, специальность... Дисциплина «Профессиональная этика юриста» это комплексная междисциплинарная наука, затрагивающая широкий спектр вопросов этического... | Педагогические условия формирования физической готовности к профессиональной... Охватывают представителей тех специальностей, где профессиональная деятельность носит ярко выраженный характер. В то же время нерассмотренными... |