Проблемы формирования нравственно-правового воспитания студентов в условиях вуза





Скачать 88.73 Kb.
НазваниеПроблемы формирования нравственно-правового воспитания студентов в условиях вуза
Дата публикации04.07.2013
Размер88.73 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
Н.М. Мишина, Г.Г. Ламбина,
Филиал «Тюменский государственный университет» в г. Тобольске

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННО-ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ВУЗА

В современных условиях профессиональное образование призвано реализовать важнейшую задачу воспитания у будущих специалистов тех нравственных качеств, которые обеспечат успешное развитие российской государственности. Реального успеха в укреплении отечества можно достичь только при условии воспитания у студентов патриотизма и гражданственности, стремления стать высоконравственными и творческими личностями.

«Необходимость сохранения исторической преемственности поколений; развития национальной культуры, воспитания бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; формирования духовно-нравственных качеств личности» нашла отражение в «Программе развития и воспитания в системе образования России» [1].

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - это разрушение личности молодого человека. Материальные ценности в настоящее время доминируют над духовными, поэтому у молодежи искажены представления о доброте, милосердии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Высокий уровень преступности среди молодого поколения вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Молодых людей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

В годы «перестройки», социальной нестабильности вопросы нравственности практически ушли из сферы педагогического внимания. Главными «воспитателями» стали откровенно пропагандирующие безнравственность, бескультурье и насилие средства массовой информации. Не случайно в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации подчеркнуто, что наибольшую опасность в сфере духовной жизни общества представляет его «неспособность обеспечивать формирование у подрастающего поколения, а затем и поддержание необходимых нравственных ценностей, патриотизма и гражданской ответственности за судьбу страны» [2].

Значимость воспитания нравственных качеств у студентов подтверждается статистикой постоянного роста негативных тенденций в молодежной среде, которую отличает неверие в социальный прогресс, духовная апатия, нравственный нигилизм, потеря тех нормативно-ценностных оснований, которые были выработаны предыдущими поколениями и обеспечивали приемлемую социальную идентичность. На этом фоне растет отчужденность молодых россиян от культурно-исторического прошлого, разрушается привлекательность нравственных идеалов, носителями которых выступали их отцы и дети. Следствием этого становится трагический разрыв между поколениями. Наблюдается деградация традиционного для России патриотического сознания, вырабатывается стойкое нежелание трудиться и защищать свою Родину.

Это ставит перед педагогикой высшей школы задачу поиска таких технологий нравственного воспитания студентов, которые будут соответствовать вызовам XXI века. Один из путей решения данной проблемы, как показывает всесторонний анализ ситуации, - совершенствование теории и практики изучения отечественной литературы, способной стать ориентиром в нравственном воспитании личности, в подготовке специалиста, обладающего востребованными обществом нравственными качествами.

Тема нравственного воспитания сложна и многогранна. Ее можно и нужно рассматривать под различными углами зрения: через социально-психологический подход, с этико-психологических позиций с выходом на уровень широких и перспективных проблем духовной культуры.

Особо важную роль в процессе воспитания молодого поколения играет семья, которая создает оптимальные условия для быстрого усвоения им самых разнообразных знаний, для развития склонностей и интересов, интеллекта и самосознания.

Но родители не всегда обладают достаточными педагогическими знаниями и часто не могут передать ребенку даже ту культуру, которой владеют. Их загруженность работой или бытовыми делами также мешает им выступать в роли воспитателей.

Огромную роль в формировании самосознания человека играют музеи, библиотеки, картинные галереи, концертные залы и другие специальные культурные учреждения, которые являются нравственной составляющей в воспитании молодого поколения. Здесь сосредоточены основные научно-художественные и культурные ценности, которые доступны широким массам. Хранилища культурной информации обладают огромными возможностями воздействия на человека, на его духовный и нравственный мир. Но они практически не контролируют процесс усвоения культурных ценностей личностью. Для того чтобы систематически пользоваться ими, нужно уже обладать достаточно широким культурным кругозором. Их воздействие наиболее эффективно, когда они работают в тесном контакте с воспитательными и образовательными учреждениями.

Для современной педагогики актуальной остается проблема нравственно-правового воспитания личности, которая еще далека от окончательного решения. С позиций общей педагогики под нравственно-правовым воспитанием следует понимать организованный, управляемый, целенаправленный процесс развития нравственных и правовых убеждений, чувств, потребностей, нравственных качеств и нравственного правообеспеченного поведения людей данного общества.

Одна из ведущих задач нравственно-правового воспитания студентов – формирование таких волевых качеств, которые способны удержать его на правильных позициях, а именно: целеустремлённости, то есть умения выбирать общественно-полезные цели и достигать их; самостоятельности – способности мотивировать свои поступки и принимать решения, противостоящие негативным влияниям и воздействию ситуаций, исходя из внутренних убеждений, поступать в соответствии с общегосударственными интересами, закрепленными в системе социальных норм.

Следовательно, задача нравственно-правового воспитания прежде всего состоит в том, чтобы достичь такого уровня правосознания, когда каждый соблюдал бы правовые нормы исключительно в силу внутренней потребности, собственных нравственных убеждений, а не под страхом принуждения.

Воспитательная работа является важнейшим компонентом процесса воспитания, его основной составляющей. От того, как эту работу проводят педагоги, насколько она адекватна актуальной педагогической ситуации, зависит успех педагогической деятельности вуза. В проводимой педагогом воспитательной работе основное место занимает организаторская деятельность. Он реализует весь комплекс организаторских функций: целеполагание, планирование, координацию, анализ эффективности и др.

Исходя из того, что результатом воспитания является социальное развитие человека, предполагающее позитивные изменения в его взглядах, мотивах и реальных действиях, можно выделить три группы воспитательных задач, которые ориентированы на результат воспитания будущего специалиста: формирование гуманистического мировоззрения у студентов; формирование потребностей и мотивов нравственного поведения; стимулирование нравственного правообеспеченного поведения студентов.

Из определенных целей и задач вытекают принципы нравственно-правового воспитания студентов:

Принцип гуманистической ориентации воспитания требует, чтобы студент был признан высшей ценностью в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность. Этот принцип требует уважительного отношения к каждому человеку, а также обеспечение свободы совести и мировоззрения, выделения в качестве приоритетных задач заботы о физическом, социальном и психическом здоровье будущего специалиста.

Принцип индивидуализации воспитания предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого студента, выделение специальных задач, соответствующих его индивидуальным особенностям, раскрытие потенциалов личности как в учебной, так и во внеучебной работе.

Принцип создания воспитывающей среды требует организации в вузе таких отношений, которые формировали бы социальность будущего специалиста. Прежде всего важна роль идеи единства коллектива вуза, кураторов, педагогов и студентов, сплочения его. В каждой группе, в каждом коллективе формируется организационное и психологическое единство (интеллектуальное, волевое и эмоциональное). Создание воспитывающей среды формирует взаимную ответственность участников педагогического процесса, сопереживание, взаимную помощь, способность вместе преодолевать трудности.

На основании этого возможно выделить три этапа, через которые проходит студент в своем нравственно-правовом становлении.

Первый характеризуется такой степенью форсированности формирования морально-правовых качеств, при которой механизм нравственно-правовой саморегуляции «обязывает» студента к так называемому минимальному самоограничению. На этом уровне, скорее всего, срабатывает механизм внушения.

Для второго этапа характерным является процесс осознания моральных и правовых норм, принципов, критериев, понимание их ценности, целесообразности и необходимости соблюдения, а также следования им в своем поведении. На этом уровне у личности происходит своеобразная «переоценка ценностей».

Третьему этапу присуще наличие сформировавшейся убежденности у воспитуемого в необходимости соблюдения всех правил, норм, а также устойчивой привычки в легитимном поведении.

Таким образом, нравственно-правовое воспитание студентов в его многоаспектной теоретико-методологической характеристике представляет собой актуальную социально-педагогическую проблему, требующую активизации творческого потенциала педагогической общественности на поиск ее эффективного решения. Оно является важным фактором и необходимым условием формирования нравственно-правовой культуры будущего специалиста.

Анализ практики свидетельствует, что в вузе накоплен определенный опыт в воспитании нравственных качеств у студентов. Преподаватели филиала систематически посещают со студентами музеи города Тобольска, организовывают экскурсии по историческим местам города и района. Экскурсоводы подробно рассказывают об исторических событиях, с которыми связана жизнь и судьба Тобольска. Студенты делятся впечатлениями об услышанном и увиденном.

В системе проводится интеллектуальная игра «Люди земли тобольской», которая предполагает развитие интереса к истории родного края, к людям, которые оставили свой след в его прошлом и творят его настоящее.

Данная игра содержит 5 туров.

В I туре следует угадать личность, которая прославила своим трудом родной город. Предлагается по трем картинкам сделать вывод, о ком идет речь. Например, на экране появляются изображения здания МГУ, Останкинской телебашни, мемориала «Родина-мать», игроки должны назвать фамилию нашего земляка Никитина, спроектировавшего эти объекты.

Во II туре участники викторины должны продемонстрировать знания английского языка. Например, на вопрос о том, как переводится название сказки П.П. Ершова «Конек-горбунок» им следует выбрать правильный ответ из четырех предложенных.

Третий тур носит название «Пентагон», известной интеллектуальной игры, суть которой состоит в том, чтобы по пяти подсказкам догадаться, о ком или о чем идет речь.

Четвертый тур под названием «Сибирь» предполагает сопоставление цитат и их авторов.

В пятом туре, музыкальном, необходимо по фрагменту из известного музыкального произведения определить автора или о ком идет речь, а также сказать, как это связано с Тобольском.

Данная работа способствует воспитанию патриотизма, любви к родине, вызывает чувство гордости за родной край. Она помогает формировать историческую память, которая обеспечивает синтез прошлого и настоящего, позволяет ощутить причастность к истории Родины в целом.

Таким образом, нравственное воспитание не сводится к пропаганде и разъяснению общих принципов общественной морали. Оно включает в себя формирование идейной убежденности, перестройку психики человека, выработку нравственных качеств и воспитание чувств личности. Для повышения действенности процесса нравственного воспитания следует иметь в виду все многообразие его сторон.

Не следует забывать, что, духовно обогащая человека, воспитывая его нравственно, произведения искусства, музейные экспонаты стимулируют в человеке и стремление к физическому совершенству, к красоте. Трудно преувеличить значение нравственного воспитания для формирования гармонически развитой человеческой личности. Оно не какая-то замкнутая, доступная лишь специалистам область, нравственным воспитанием должны заниматься все: не только экскурсовод в музее, но и взрослые в семье, и учитель в школе, преподаватель в вузе.

Поэтому нравственное воспитание должно быть построено на здоровой методологической основе.

Молодое поколение должно понимать, что действительно большое искусство – это искусство истинно народное, правдивое и глубоко человечное по содержанию.

Искусство делает человека сильнее. Вдохновенное искусство вдохновляет. Поэтому воспитание восприимчивости искусства для каждого человека имеет большое значение.

Духовное богатство людей способствует увеличению богатств материальных.

Вот почему важнейшей задачей воспитания является именно воспитание гармонически развитого человека, «человека, сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство».

Список литературы

  1. Бюллетень Министерства образования РФ // Высшее и среднее профессиональное образование. – 2002. - № 4. – с. 32.

  2. См.: Доктрина информационной безопасности Российской Федерации // Российская газета. – 2000. – 29 сент.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Проблемы формирования нравственно-правового воспитания студентов в условиях вуза iconПлан работы по патриотическому воспитанию студентов гуап на 2012-2013 учебный год
Оовр, факультетами гуап, военной кафедрой и другими подразделениями вуза. Общее руководство и координация деятельности всех структур...
Проблемы формирования нравственно-правового воспитания студентов в условиях вуза iconПлан работы по патриотическому воспитанию студентов гуап на 2011-2012 учебный год
Оовр, факультетами гуап, военной кафедрой и другими подразделениями вуза. Общее руководство и координация деятельности всех структур...
Проблемы формирования нравственно-правового воспитания студентов в условиях вуза iconОрганизационно-педагогические условия формирования экологического мышления студентов вуза
Охватывает студентов всей группы и проводится в виде устного опроса, небольших письменных, графических, практических работ
Проблемы формирования нравственно-правового воспитания студентов в условиях вуза iconТюменский государственный университет
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов биологического факультета Тюмгу и направлен на формирование базовой гуманитарной...
Проблемы формирования нравственно-правового воспитания студентов в условиях вуза iconАктуальные проблемы образовательной деятельности вуза в условиях...
Геометрия, 10-11 [Текст] : учебник для общеобразоват учреждений (гриф мо) / Л. С. Атанасян [и др.]. 11-е изд. М. Просвещение, 2002....
Проблемы формирования нравственно-правового воспитания студентов в условиях вуза iconПрограмма курса «я и экология»
Теоретические основы нравственно-экологического воспитания школьников достаточно разработаны в научной и методической литературе....
Проблемы формирования нравственно-правового воспитания студентов в условиях вуза iconПрограмма научно-исследовательской работы ооп впо вуза
Характеристики социально-культурной среды вуза, обеспечивающие развитие общекультурных компетенций студентов
Проблемы формирования нравственно-правового воспитания студентов в условиях вуза iconТрадиции и культура как основа нравственного воспитания студентов вуза
Фгбоу впо «Ростовский государственный университет путей сообщения» филиал в г. Туапсе
Проблемы формирования нравственно-правового воспитания студентов в условиях вуза iconУчебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения специальности...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов инзем тюмгу и направлен на формирование базовой гуманитарной компетентности...
Проблемы формирования нравственно-правового воспитания студентов в условиях вуза iconПлан учебно воспитательной работы огбоу спо «Техникум пищевой промышленности,...
Оздание условий для формирования духовно – развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный...
Проблемы формирования нравственно-правового воспитания студентов в условиях вуза iconРеферат За отчетный период изучались проблемы: «Профессиональная...
«Процессы тепломассообмена в зданиях для хранения сельскохозяйственной продукции»
Проблемы формирования нравственно-правового воспитания студентов в условиях вуза iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Прежде всего, урок изобразительного искусства должен решать задачи нравственно-эстетического воспитания, потому что нравственно-эстетический...
Проблемы формирования нравственно-правового воспитания студентов в условиях вуза iconТеоретические и практические проблемы правового регулирования несостоятельности...
I. особенности правового статуса должников особых категорий в конкурсных отношениях
Проблемы формирования нравственно-правового воспитания студентов в условиях вуза iconУчебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения специальностей...
Учебно-методический комплекс предназначен для инзем тюмгу и направлен на формирование базовой гуманитарной компетентности студентов,...
Проблемы формирования нравственно-правового воспитания студентов в условиях вуза iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В условиях формирования демократического государства и гражданского общества в России всемерно возрастает роль правового образования....
Проблемы формирования нравственно-правового воспитания студентов в условиях вуза iconПроблемы духовно-нравственного воспитания на уроках филологического цикла
Однако, следует сказать, что теорию и методику воспитывающего обучения в условиях современного образования нельзя считать сложившимися....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск