Актуальные проблемы образовательной деятельности вуза в условиях уровневой системы высшего профессионального образования





НазваниеАктуальные проблемы образовательной деятельности вуза в условиях уровневой системы высшего профессионального образования
страница1/29
Дата публикации26.07.2013
Размер3.91 Mb.
ТипТезисы
100-bal.ru > Право > Тезисы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29


Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Костромской государственный технологический университет»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА

В УСЛОВИЯХ УРОВНЕВОЙ СИСТЕМЫ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Тезисы докладов

VII Международной научно-методической конференции,

посвященной 80-летию Костромского государственного

технологического университета
26–28 октября 2011 года


Кострома
ИЗДАТЕЛЬСТВО



2011

УДК 378

А 437
Печатается по решению редакционно-издательского совета КГТУ

Редакционная коллегия:

председатель В.М. Репин;

члены редколлегии: М.В. Киселев, В.П. Калашник, А.А. Титунин,

М.И. Беркович, Г.Г. Бриль, В.А. Гусев, В.Г. Дроздов, А.А. Соловьев, В.А. Тягунов, В.П. Чулков,

Л.М. Петровская, А.И. Шулятьев, Л.А. Бекенёва, М.В. Киселева, А.В. Басова, Л.А. Тихомиров,

И.В. Землякова, П.Н. Рудовский, Т.А. Ёлшина,

Е.Б. Плаксин, В.Н. Шведенко, Ж.Ю. Койтова,

Л.П. Лихачева, О.В. Тройченко.

А 437 Актуальные проблемы образовательной деятельности вуза в условиях уровневой системы высшего профессионального образования : тез. докл. VII Междунар. науч.-метод. конф. / Костром. гос. технол. ун-т. – Кострома : Изд-во Костром. гос. технол. ун-та, 2011. – 234 с.

ISBN 978-5-8285-0576-0
В сборнике публикуются тезисы докладов участников VII Международной научно-методической конференции «Актуальные проблемы образовательной деятельности вуза в условиях уровневой системы высшего профессионального образования», состоявшейся
26–28 октября 2011 г. в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Костромской государственный технологический университет» (ФГБОУ ВПО «КГТУ»; КГТУ).
УДК 378


ISBN 978-5-8285-0576-0
© Костромской государственный технологический университет, 2011




СЕКЦИЯ 1

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА КЛАССИЧЕСКОГО ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ СТАНДАРТОВ ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ
УДК 378

РАЗРАБОТКА ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

УРОВНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ: ПРОБЛЕМЫ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ

А.А. Титунин

Костромской государственный технологический университет
Переход российских вузов на уровневую подготовку на основе требований федеральных образовательных стандартов регламентирован Федеральным законом №260-ФЗ от 10.11.2009 г. и приказом Минобрнауки №109 от 10.02.2010 г., согласно которым в каждом вузе должна быть разработана нормативно-правовая и организационно-методическая база, в первую очередь включающая основные образовательные программы (ООП). В ФГБОУ ВПО «КГТУ» приступили к работе над формированием этого основного нормативно-методического документа по каждому направлению подготовки бакалавров и магистров осенью 2009 г., что позволило к началу 2011/12 учебного года сформировать все ООП согласно требованиям ФЗ.

Актуальная и весьма важная задача по разработке ООП в нашем университете, как и в других вузах, являлась проблемной по следующим причинам: отсутствие утвержденных ФГОС по некоторым направлениям вузовской подготовки; разная степень подробности имеющихся примерных ООП; ошибки и неточности в ФГОС и примерных ООП; несогласованность регламентированных сроков перехода на уровневую систему ВПО с фактическими сроками опубликования нормативно-методических материалов Рос-образования и других органов управления; отсутствие необходимого опыта разработки учебных планов и программ дисциплин в компетентностном формате; отсутствие финансирования перехода на ФГОС; психологический настрой преподавателей и нежелание, в некоторых случаях, менять что-либо в традиционном укладе образовательного процесса; отсутствие логичных образовательных технологий; излишняя и необоснованная профильность образовательных программ; невнимательность разработчиков вузовских ООП к новым целям и задачам подготовки кадров с высшим образованием, роли самостоятельной работы студента, новым формам организации учебного процесса и способам оценки достижений студентов. Решение этих и других проблем было связано с напряженной работой всего коллектива университета, что позволяет сегодня на требуемом уровне осуществлять учебный процесс.

Опыт работы нашего университета и других вузов дает возможность определить ключевые задачи по совершенствованию содержания ООП и других методических материалов. Во-первых, необходимо выполнить корректировку учебных планов в части оптимизации самостоятельной работы студентов, а также последовательности освоения компетенций; во-вторых, усилить работу по привлечению к образовательному процессу и внешней оценке качества образования представителей работодателей; в-третьих, разработать необходимые оценочные средства и методики, особенно для компетенций, освоение которых обеспечивается несколькими дисциплинами или формируется в течение двух и более семестров.

Наряду с указанными, вузу в ближайшую перспективу предстоит решать не менее сложные задачи по реализации концепции непрерывного профессионального образования, повсеместному введению в учебный процесс программ сокращенной подготовки, открытию в вузе новых направлений подготовки бакалавров, магистров, специалистов со средним образованием, востребованных на рынке труда. При этом не следует забывать о важности выполнения лицензионных требований, определяющих уровень кадрового, учебно-методического, информационного и материально-технического обеспечения реализуемых образовательных программ.
УДК 378.1.004.12:331-057.875

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ

В УСЛОВИЯХ ИХ ТРУДОВОЙ ЗАНЯТОСТИ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ

М.В. Киселева

Костромской государственный технологический университет
Проблема обеспечения качества услуг высшего профессионального образования является одной из наиболее сложных и важных задач высшей школы. Вузу приходится решать множество вопросов, связанных с гарантией высокого уровня качества обучения, – это содержание образовательных программ и их соответствие стандартам и другой нормативной документации, соответствие профессорско-преподавательского состава современным требованиям к качеству подготовки выпускников, организация образовательного процесса, набор необходимого контингента абитуриентов, ресурсное обеспечение, внедрение новых технологий в учебный процесс, трудоустройство и т.д. Актуальной для вузов является также проблема трудовой деятельности студентов в процессе обучения. Студенты вузов, прежде всего, обязаны овладевать знаниями, выполнять в установленные сроки все виды заданий, предусмотренных учебным планом и образовательными программами ВПО, соблюдать устав вуза, правила внутреннего распорядка и правила общежития. Но реалии жизни таковы, что в вузах в современных условиях остро стоит проблема «работающего студента».

В рамках системы социологического исследования отдел мониторинга и менеджмента качества образования постоянно отслеживает долю работающих студентов, долю подрабатывающих по специальности, их оценку положительных и отрицательных сторон своей трудовой занятости, мотивы, побуждающие студентов подрабатывать, ценностные ориентации наших студентов к получению образования и профессии. Результаты опросов за последние пять лет показали, что на момент окончания университета подрабатывали в разные годы 75–80% опрошенных студентов. Данные социологических исследований по качеству образования в КГТУ позволили выявить плюсы и минусы работы студентов во время учебы в университете.

Необходимо учитывать, что компетенции, которые должны вырабатывать вузы у студентов в соответствии с ФГОС, сформированы на основе компетенций профессиональных стандартов, т.е. требований, предъявляемых к работникам конкретной области трудовой деятельности. ФГОС по направлению подготовки бакалавров также требуют, чтобы вуз обеспечил гарантию качества подготовки, в том числе «путем разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей, а также регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности... с привлечением представителей работодателей». Анализ мнений студентов пятого курса позволил выявить, что трудовая деятельность во время учебы в случае ее совпадения с будущей профессией является своего рода компенсацией малоэффективной (по мнению пятикурсников) на сегодняшний день производственной практики и часто становится полноценным рабочим местом после получения диплома.

Исходя из требований ФГОС по усилению взаимодействия высшей школы с рынком труда и многообразными социальными партнерами, а также необходимости студентов подрабатывать (часто не только для получения дополнительного заработка, но и с целью самореализации, социализации и построения успешной карьеры в будущем), вузу следует попытаться вписать существующую реальность в виде «работающих студентов» в систему профессиональной подготовки. Используя все плюсы трудовой занятости студентов и учитывая имеющиеся минусы, университет может содействовать трехстороннему взаимодействию и совпадению интересов студента, вуза (государства) и работодателей.
УДК 303.01

МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ МАТЕРИАЛОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

НА РАЗРАБОТКУ РАБОЧИХ ПРОГРАММ ДИСЦИПЛИН

В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ

В.И. Жуков, Г.Г. Сокова, И.Л. Верняева

Костромской государственный технологический университет
ФГОС ВПО 3-го поколения предъявляют достаточно жесткие требования к качеству образования. В соответствии с требованиями к структуре основных образовательных программ бакалавриата дисциплинам обязательным для изучения в блоках Б.1, Б.2 и Б.3, поставлены строго в соответствие требования, которым должен соответствовать выпускник. Эти требования выражены в следующей форме: что должен знать, что должен уметь и чем должен владеть выпускник (ЗУВ).

При составлении технических заданий на разработку рабочих программ дисциплин (РПД) кафедрам, обеспечивающим обучение по данным дисциплинам, выпускные кафедры, ведущие подготовку бакалавров по направлению 261100 «Технология и проектирование текстильных изделий», применили следующую методику. Экспертным методом все характеристики, указанные в требованиях к ЗУВ, разделены на группы по принципу принадлежности к соответствующей дисциплине. В дальнейшем после составления таблицы компетенций в технических заданиях на разработку РПД указываются группы требований, которые были получены предварительно, и соответствующие им компетенции. Такая методика обеспечивает 100-процент-ное исполнение требований ФГОС к уровню образования бакалавра и гарантирует от случайных ошибок по разработке РПД.

Аналогичная методика использовалась и при разработке РПД подготовки магистров по направлению 261100 «Технология и проектирование текстильных изделий».
УДК 681.5.08:621.317.799

РАЗРАБОТКА КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ

В РАМКАХ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ

О.Р. Воронцова, С.Ф. Катержина

Костромской государственный технологический университет
Разработка и внедрение новых ФГОС ВПО внесли существенные изменения в парадигму образования. Это, в свою очередь, актуализировало пересмотр действующих принципов и механизмов организации учебного процесса, в частности, разработки контрольно-измерительных материалов (КИМ), позволяющих осуществлять оценку уровня сформированности компетенций.

КИМ – это специально разработанные материалы контроля уровня сформированности общекультурных и профессиональных компетенций студентов, выраженные в количественных и качественных показателях, способные наглядно продемонстрировать степень знаний, умений и владений студента.

Основными принципами разработки КИМ учебной программы являются:

– направленность на идентификацию знаний, умений, владений как результат формирования конкретной компетенции;

– соответствие содержания КИМ и вида деятельности студента, подлежащей оценке;

– количественные и качественные показатели результата измеряемой деятельности (метрические);

– ранжирование показателей и проектирование оценочных шкал, позволяющих дифференцировать уровень сформированности компетенций.

При разработке КИМ и формировании оценочного фонда по учебной дисциплине «Высшая математика» авторы придерживались следующего алгоритма:

1) конкретизировать учебную дисциплину с точки зрения формируемых компетенций. Составить перечень распределения компетенций по учебным дисциплинам, руководствуясь требованиями ФГОС ВПО;

2) идентифицировать (присвоить) каждой компетенции ожидаемые результаты, выраженные в знаниях, умениях, навыках, руководствуясь требованиями ФГОС ВПО;

3) определить виды деятельности студента, направленные на формирование конкретизированных компетенций, включая виды деятельности студента на аудиторных занятиях, а также в ходе самостоятельной работы;

4) определить продукты деятельности студентов, подлежащие оценке;

5) определить количественные и качественные показатели результативности выполненной студентом работы. Сведение количественных и качественных показателей работы студента в оценочные шкалы, например в форме таблицы;

6) оформить все подготовленные КИМ в единый пакет «Оценочный фонд» по учебной программе дисциплины.

Авторы разработали различные КИМ по дисциплины «Высшая математика» (глоссарий, презентация, портфолио и т.п.) для оценки (по 5-балльной шкале) ОК-10 – способность к познавательной деятельности. В качестве примера предлагаем КИМ глоссария.


Параметр

Оценка

Количество терминов – более 20;

все определения соответствуют теме;

все определения составлены математически грамотно;

работа выполнена в указанный срок

5

Количество терминов от 15 до 20;

все определения соответствуют теме;

75–90 % определений составлены математически грамотно;

работа выполнена в указанный срок

4

Количество терминов от 10 до 15;

50 % определений соответствуют теме;

60–75 % определений составлены математически грамотно;

работа сдана не в срок

3

Количество терминов менее 10;

50 % определений соответствуют теме;

менее 60 % определений составлены математически грамотно;

работа сдана не в срок

2


УДК 378.1: 630*228:681.3

Опыт использования Swap-тестов

В.В. Шутов

Костромской государственный технологический университет
Итоги осеннего семестра 2010/11 учебного года для студентов первого и второго курсов специальности 250401 «Лесоинженерное дело» было решено подвести с использованием разработанных ранее Swap-тестов по дисциплинам «Лесоведение» и «Истории развития отрасли». Результаты тестирования выявили целый ряд недостатков, которые сказались на эффективности оценки уровня знаний студентов и потребовали проведения обычных зачетов и экзаменов устного и письменного типа.

Общие затруднения тестирования можно свести к двум моментам:

1) отсутствие в вузе компьютерной аудитории на 15 мест, чтобы можно было разместить сразу всю подгруппу, поэтому тестирование пришлось проводить в два потока;

2) большой объем разработанных тестовых заданий по лесоведению (104 задания) и истории отрасли (168 заданий), вследствие чего время тестирования превысило 2 академических часа.

Затруднения студентов первого курса по дисциплине «История развития отрасли» в основном были связаны с указанием ключевых годов того или иного важного этапа развития лесной отрасли. Имелись грамматические ошибки при наборе правильных ответов, хотя в правильных ответах тестов были использованы символы. Однако наибольшие затруднения вызвали задания на установление соответствия между датами и событиями, между научными трудами и учеными-лесоводами. На положительную оценку по этой дисциплине ответило только 40% тестируемых студентов. Студенты второго курса значительно лучше справились с тестированием по дисциплине «Лесоведение» – положительных оценок 72%. Здесь так же сложности возникли при решении заданий на установление соответствия. Существенные затруднения у студентов проявились в выборе правильных ответов, особенно, если их более трех. Возможно, здесь целесообразно указывать в задании число правильных ответов. Например, «Отметьте два правильных ответа», когда их предлагается пять, или же ограничиться одним правильным и одним неправильным ответами.

Как показала практика, разработанные тесты требуют доработки, сокращения объема заданий за счет исключения второстепенных вопросов. Кроме того, в связи с переходом на двухуровневую подготовку явно прослеживается необходимость переработки тестов применительно к программам бакалавров. К сожалению, тесты не позволяют выявить уровень логического мышления студента, и оценка знаний студента во многом зависит от случайности, когда студент наобум дает ответы. Только этим можно объяснить тот факт, что явно слабый студент получает оценку выше, чем его хорошо подготовленный сосед.
УДК 378.14
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Актуальные проблемы образовательной деятельности вуза в условиях уровневой системы высшего профессионального образования iconРеферат За отчетный период преподавателями кафедры научно-исследовательская...
Как в рамках общефакультетской темы научно-методического исследования «Инновации и традиции в условиях уровневой системы высшего...
Актуальные проблемы образовательной деятельности вуза в условиях уровневой системы высшего профессионального образования iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Актуальные проблемы рекламной деятельности: теория и практика : сб науч тр. / отв ред. А. В. Прохоров; м-во обр и науки рф, г оувпо...
Актуальные проблемы образовательной деятельности вуза в условиях уровневой системы высшего профессионального образования iconРабочая программа дисциплины актуальные правовые проблемы бюджетной системы Российской Федерации
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 061000 – Государственное и муниципальное...
Актуальные проблемы образовательной деятельности вуза в условиях уровневой системы высшего профессионального образования iconРеферат За отчетный период преподавателями кафедры научно-исследовательская...
И. о декана факультета гуманитарных и ен дисциплин кандидат филологических наук доцент Бурко Н. В
Актуальные проблемы образовательной деятельности вуза в условиях уровневой системы высшего профессионального образования iconРабочая программа дисциплины 050400 опд. Р. 05 Актуальные проблемы...
Дисциплина «Актуальные проблемы социальной истории России» включена в структуру цикла общекультурного блока базового высшего образования...
Актуальные проблемы образовательной деятельности вуза в условиях уровневой системы высшего профессионального образования iconУчебно-методический комплекс дисциплины научно-исследовательский...
Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Актуальные проблемы образовательной деятельности вуза в условиях уровневой системы высшего профессионального образования iconРабочая программа дисциплины «актуальные проблемы органической химии»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Актуальные проблемы образовательной деятельности вуза в условиях уровневой системы высшего профессионального образования iconРаботы с аспирантами как важнейшее направление научной и научно-методической...
Открывая новый 2012–2013 учебный год сотрудники кафедры тьюторского сопровождения образовательной деятельности всесторонне обсудили...
Актуальные проблемы образовательной деятельности вуза в условиях уровневой системы высшего профессионального образования iconАктуальные проблемы особо опасных инфекционных болезней и санитарная...
Шарль Николь еще в прошлом столетии предсказал актуальные проблемы сегодняшнего дня в области борьбы с инфекционными болезнями: "В...
Актуальные проблемы образовательной деятельности вуза в условиях уровневой системы высшего профессионального образования iconАктуальные проблемы мировой экономики на современном этапе
...
Актуальные проблемы образовательной деятельности вуза в условиях уровневой системы высшего профессионального образования iconПрограмма учебного курса по дисциплине: «актуальные проблемы гражданского...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Актуальные проблемы образовательной деятельности вуза в условиях уровневой системы высшего профессионального образования iconМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины (модуля) Актуальные проблемы психологии
Ляется формирование у студентов понимания особенностей профессионального самоопределения человека на основе знания закономерностей...
Актуальные проблемы образовательной деятельности вуза в условиях уровневой системы высшего профессионального образования iconРабочая программа учебной дисциплины актуальные проблемы индустрии гостеприимства и туризма
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Актуальные проблемы образовательной деятельности вуза в условиях уровневой системы высшего профессионального образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Охарактеризуйте структуру системы образования РФ. Назовите основные тенденции развития образования в России. Опишите актуальные проблемы...
Актуальные проблемы образовательной деятельности вуза в условиях уровневой системы высшего профессионального образования icon«актуальные проблемы русской литературы х1Х в»
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный...
Актуальные проблемы образовательной деятельности вуза в условиях уровневой системы высшего профессионального образования iconФормирование способности студента вуза к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск