«актуальные проблемы русской литературы х1Х в»





Название«актуальные проблемы русской литературы х1Х в»
страница1/9
Дата публикации21.12.2014
Размер1.38 Mb.
ТипРабочая учебная программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая учебная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"
Учебно-методический комплекс

по дисциплине

«АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Х1Х в»
БАКАЛАВР Филологического образования

540300


Утверждаю зав.кафедрой

___проф.Н.Д.Котовчихина_
Решение заседания

кафедры Протокол № _1_

«_03__» ____09_______2012_г.

Факультет филологический

Направление: русский язык и литература – 032900

Составитель: д.ф.н., проф. И.В.Гречаник

2012
Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"
Утверждаю зав.кафедрой

__проф. Л.И. Шевцова_____

___________(ФИО)
Решение заседания

кафедры Протокол № __

«___» ___________200_г.

Рабочая учебная программа дисциплины «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Х1Х в»
Направление: филология

Составитель: д.ф.н., проф. В.Ю.Троицкий

ВЫПИСКА

из Государственного образовательного стандарта

Индекс

Наименование дисциплины.

Основные разделы

Всего часов

ДПП.Ф. 12

История русской литературы

Древнерусская литература: периодизация, основные жанры, поэтика. Русская литература XVIII в. Барокко. Классицизм. Реформа стихосложения, эволюция жанров и стилей. Сентиментализм. Русская литература XIX в. Романтизм. Реализм. Классический русский роман. Лирика. Драматургия и театр. Русская литература рубежа XIX - XX вв. Основные направления, поиски в области художественной формы (проза, драматургия, поэзия). Феномен русского декаданса и его вклад в историю русского искусства. Понятие культуры и литературы “серебряного века”. Многообразие творческих индивидуальностей. Русская литература ХХ в.: периодизация; социально-культурные, идеологические и типологические черты эволюции литературы, формирование новой эстетики, художественные открытия. Проблема художественных методов. Стилевые направления. Особенности поэтики. Творчество крупнейших писателей, анализ основных произведений. Проблема индивидуального художественного стиля. Взаимодействие русской и всемирной литературы.





Пояснительная записка
Настоящий курс является органическим дополнением к общему курсу русской литературы ХIХ века, читаемому на факультете русского языка и литературы для БАКАЛАВРОВ филологического образования и одновременно весьма существенным дополнением к курсу методики преподавания литературы как корректирующий некоторые традиционные установки к преподаванию литературы в школе. В ходе изучения дисциплины осуществляется знакомство студентов с ключевыми проблемами русской литературы в контексте истории, которые являются актуальными на сегодняшний день. Преподаватель должен помочь студентам разобраться в сложном и противоречивом потоке мнений и суждений, привить способность самостоятельно осуществлять литературоведческий анализ.

Курс лекций «Актуальные проблемы русской литературы Х1Х века» рассматривает проблемы истории русской литературы Х1Х века в свете новых методологических подходов к истории русской литературы, с учётом перспектив, открывшихся перед наукой вследствие освобождения от догматических установок, вызванных некорректной идеологизацией некоторых методологических принципов в предшествующий период изучения истории литературы, огромные научные достижения которого при этом не отрицаются.

История русской литературы рассматривается на примерах творчества крупнейших писателей-классиков ХIХ века в связи с проблемами духовности и нигилизма, историзма (в широком смысле), а также в связи с проблемой художественных открытий в русской литературе названного периода. Такой подход даёт возможность выявить существенные стороны произведений литературы, ранее рассматриваемой по преимуществу как социальное и художественное явление (что важно, но не исчерпывает важнейших её сторон). Духовная составляющая литературы не может быть сведена ни к форме общественного, ни к форме художественного сознания. Она содержит отражённый в художественном слове духовный опыт. Этот духовный опыт выявляется в особенностях художественных открытий и сказывается на характере исторического развития литературы, на литературном процессе.

В курсе рассматриваются также смысл и влияние духовной составляющей на содержательность и формы художественной выразительности поэтических образов крупнейших писателей Х1Х века.

Лекционный курс (предполагающий наличие у студента конспекта по прочитанной теме) построен по принципу проблемного изучения, раскрывает ключевые, опорные вопросы, которые имеют принципиальное значение для понимания закономерностей литературного процесса или творчества какого-либо писателя, рассматриваемые нами с учётом духовно-нравственного компонента, с учётом 1000-летней русской культурной традиции. Также курс предполагает целостное и углублённое знание художественных текстов рассматриваемых произведений и пристальное ознакомление с духовным аспектом анализа художественных произведений в целом и основных образов-характеров.

Для самостоятельного изучения отводятся темы, которые ранее рассматривались в тех или иных курсах, хорошо разработаны в научных монографиях, учебных пособиях и не могут представлять особенных трудностей при изучении. Рекомендуются те исследования, в которых отражено современное понимание рассматриваемых проблем.

При чтении лекций нужно стремиться к тому, чтобы излагать материал ясно и доступно, разъяснять сложные места, выделять главные моменты, вызывать и поддерживать интерес аудитории к предмету, задавать вопросы и активизировать мышление студента, соблюдать логическую последовательность в изложении, поддерживать адекватный темп, периодически снимать напряжение и усталость, увязывать изучаемый материал с практикой.

Специфика авторской концепции состоит в том, что приоритетными являются ориентиры на классическое отечественное литературоведение и традиционное, консервативно-православное видение истории русской литературы XIX века.

Проблемный принцип представляется нам наиболее эффективным при походе к фактам литературы, поскольку побуждает студента к дискуссии, к тому, чтобы разрешать филологические проблемы самостоятельно, вырабатывать собственную аргументированную позицию, вырабатывать и применять универсальный литературоведческий инструментарий.

Для успешной сдачи зачёта предполагается обращение к рекомендованной литературе и вдумчивое филологическое чтение художественных текстов. Зачёт по курсу для студентов предполагает два вопроса.

Оценка «отлично» ставится, если студент полностью раскрыл содержание вопросов билета, грамотно использовал имеющиеся филологические навыки, проявил творческий и самостоятельный подход в анализе фактов литературы, вёл читательский дневник, тетрадь самоподготовки, имеет конспекты всех лекций, посещал все занятия, ярко проявил себя при выполнении заданий текущего контроля.

Оценка «хорошо» ставится, если студент полностью раскрыл содержание вопросов билета, грамотно пользовался филологическим инструментарием, вёл читательский дневник, тетрадь самоподготовки, имеет конспекты всех лекций, посещал все занятия (или подготовил самостоятельно и отчитался по пропущенным), но не проявил достаточной активности и творчества при выполнении заданий текущего контроля.

Оценка «удовлетворительно» ставится, если студент в целом раскрыл содержание вопросов билета, пользовался филологическим инструментарием, однако не обнаружил глубокой осведомлённости; нерегулярно или небрежно вёл читательский дневник, тетрадь самоподготовки, имеет конспекты всех лекций, посещал все занятия (или подготовил самостоятельно и отчитался по пропущенным), проявил пассивность при выполнении заданий текущего контроля.

Оценка «неудовлетворительно» ставится, если студент не раскрыл содержание одного или двух вопросов билета, неумело пользовался филологическим инструментарием, не обнаружил глубокой осведомлённости; нерегулярно, небрежно вёл (или отсутствует) читательский дневник, тетрадь самоподготовки, имеет конспекты не всех лекций, посещал не все занятия (не подготовил самостоятельно и не отчитался по пропущенным), проявил пассивность, несамостоятельность (списал у другого студента или из пособия) при выполнении заданий текущего контроля.

Для студентов дневного отделения лекционный курс предполагает охватить большую часть вопросов, выносимых на зачёт.

Инновационными методами обучения (коммуникационными и информационными) в данном курсе могут считаться выполнение заданий текущего контроля в виде перфорированных тестов, составление студентами карт-схем по той или иной теме, работа с группами из нескольких человек (по принципу «команды»), электронные рассылки по определённым темам, работа с электронными ресурсами (на цифровых носителях или из сети Интернет – см. Средства обеспечения освоения дисциплины/ Интернет-технологии).
Основные цели и задачи курса
Цель курса – ознакомить студентов с центральными проблемами русской литературы Х1Х в в контексте истории и подтвердить их актуальность, рассмотреть проблемы истории русской литературы Х1Х века в свете новых методологических подходов к истории русской литературы, с учётом перспектив, открывшихся перед наукой вследствие освобождения от догматических установок, вызванных некорректной идеологизацией некоторых методологических принципов в предшествующий период изучения истории литературы, огромные научные достижения которого при этом не отрицаются.

Задачи курса:

- дать представление о ключевых и актуальных проблемах в истории русской литературы XIX века.

- помочь студентам разобраться в сложном и противоречивом потоке мнений и суждений;

- привить способность самостоятельно осуществлять литературоведческий анализ.

По окончании изучения дисциплины студент должен

знать содержание курса, то есть историю русской литературной классики названного периода в объёме включённого в курс лекций материала и в аспектах, определяемых курсом;

уметь рассматривать литературные явления в аспектах, намеченных в настоящем курсе; анализировать художественные произведения не только с социально-исторической, но и с духовно-нравственной стороны, уметь связывать два названные подхода при анализе произведений;

владеть основной терминологией, навыками литературоведческого анализа художественных произведений в аспектах, освещённых в курсе; уметь вести краткую запись о прочитанном тексте, включающую сведения об авторе (датах его жизни, общественной среде, в которой формировалось его мировоззрение), точном заглавии произведения (датах создания и появления в печати), времени и месте происходящий в произведении основных событий, общественной среде, представители которой выводятся автором в произведении; эпохе (характеристике времени, когда написано произведение с точки зрения экономических и общественно-политических интересов и стремлений современников, кратком плане содержания).
Принципы отбора содержания и организации учебного материала:
- ориентация на требования Госстандарта, предъявляемые к подобного рода дисциплинам;

- хронологический принцип;

- принцип проблемного изучения, находящийся в согласовании с хронологическим принципом;

- принцип выделения наиболее актуальных для современной филологической науки вопросов с учётом выделенного количества часов, общего уровня подготовки аудитории.

В целом, отбор материала основан на принципе системности. Системообразующим при этом является магистральное направление русской культуры, связывающее воедино все явления, способствующие максимально гармоничному познанию мира и восходящее от Древнерусской культуры к современности. Понятия и факты литературы, используемые в курсе, отбираются таким образом, чтобы наиболее ярко показать литературный процесс и его связь с жизнью общества и личности на всех уровнях. Содержание курса, таким образом, направлено на формирование научно-художественного мировоззрения; оно показывает роль литературы как универсального инструмента для познания многих явлений, способствуя созданию правильной, гармоничной, единой картины мира.
Дисциплина изучается на лекционных, а также в процессе самостоятельной работы студентов. Форма итогового контроля – зачёт.

Объем дисциплины и виды учебной работы по очной форме обучения


Факультет/ специальность

Название дисциплины

Отде-ление

Вид учебной работы

Количество часов

Семестр

30 ч.

Аудитор-ные

Самост. раб.

Филологический/ русский язык и литература

Актуальные проблемы русской литературы XIX века

Очное

Лекции

20 ч. в неделю

10 ч

4

семестр










Практические /Семинарские

__
















Лабораторные

__
















Консультации

__
















Курсовые /Рефераты

__
















Контрольные работы

__
















Итоговый контроль

зачет
















Общий объём часов по дисциплине

30 ч.








Содержание дисциплины по очной форме обучения

Разделы дисциплины и виды учебной работы




п/п

Тематический план

Лекции

Практические/ семинарские

1.

Вводная лекция. Проблема духовности и нигилизма в художественной литературе. Художественные открытия.

Новые аспекты историзма.

4 ч.




2.

А.Н.Радищев и Просвещение. «Путешествие из Петербурга в Москву» .

В.А.Жуковский. Духовные аспекты творчества. Романтизм и христианство.

4 ч.




3.

А.С.Пушкин. «Капитанская дочка». Духовный мир героев в свете историзма.

4 ч.




4.

Лермонтовская лирика. «Герой нашего времени». Антинигилизм как проблема.

4 ч.




5.

Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». «Ревизор» (духовная проблема). «Мёртвые души» (историзм). Поэзия русской жизни в творчестве.

4 ч.




6.

И.С.Тургенев. «Записки охотника». «Отцы и дети». Историко-художественное значение проблематики и пафоса романа.

2 ч.




7.

Трилогия И.А.Гончарова. Проблемы духовности и нигилизма. «Обломов». Открытия И.А.Гончарова.

2 ч.




8.

Русская духовная поэзия второй половины ХIХ века (от Кольцова к И.Никитину). Поэма «Инок» Д. Благово. Проблемы духовности и нигилизма в творчестве А.К.Толстого и А.Н.Майкова.

2 ч.




9.

«Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского. Проблема нигилизма. «Бесы». Проблемы духовности «Идиот». Идеал и действительность

2 ч.




10.

Борьба вокруг романа Н.Г.Чернышевского «Что делать?». Проблема духовности и нигилизма в русской литературе второй половины ХIХ века.

2 ч.



  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«актуальные проблемы русской литературы х1Х в» iconФгбоу впо «Марийский государственный университет» Факультет филологии и журналистики утверждаю
Учебная дисциплина: б 17 актуальные проблемы русской литературы второй половины ХХ века
«актуальные проблемы русской литературы х1Х в» iconПрограмма предлагает изучение литературы от фольклора к древне русской...
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского...
«актуальные проблемы русской литературы х1Х в» iconТребования к уровню подготовки обучающихся
Знать о своеобразии литературы Х1Х века, о становлении реализма в русской литературе. Уметь конспектировать лекцию учителя и статью...
«актуальные проблемы русской литературы х1Х в» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Показать взаимосвязь русской литературы 20 века с мировой культурой, литературой других народов; обозначить основные темы и проблемы...
«актуальные проблемы русской литературы х1Х в» iconЫй план учебного предмета «Литература»
Знать основные темы и проблемы русской литературы 19 века, основные произведения писателей русской литературы первой половины 19...
«актуальные проблемы русской литературы х1Х в» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Основные лите-ратурные направ-ления, основные темы и проблемы русской литерату-ры 1-ой половины Х1Х века
«актуальные проблемы русской литературы х1Х в» iconПримерные вопросы для подготовки к сдаче экзамена кандидатского минимума по социальной философии
Социально-философские проблемы русской религиозно-идеалистической философии конца Х1Х первой половины ХХ в в. (В. Соловьев, Н. Бердяев,...
«актуальные проблемы русской литературы х1Х в» iconПрограмма дисциплины «Теория и история русской литературы» для направления:...
С учетом особого статуса литературы в истории русской культуры особое внимание уделяется отражению в литературе общественно-политических...
«актуальные проблемы русской литературы х1Х в» iconПрограмма дисциплины «Современные тенденции развития медиасистемы»
Актуальные проблемы современности и журналистика: актуальные проблемы мировой цивилизации и журналистика, основные проблемы развития...
«актуальные проблемы русской литературы х1Х в» iconРабочая программа дисциплины 050400 опд. Р. 05 Актуальные проблемы...
Дисциплина «Актуальные проблемы социальной истории России» включена в структуру цикла общекультурного блока базового высшего образования...
«актуальные проблемы русской литературы х1Х в» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сборник «Серебряный век русской литературы» выходит в серии книг «Три века русской литературы». Называние веков русской литературы...
«актуальные проблемы русской литературы х1Х в» iconРоссийской федерации
Курс «Современной русской литературы» методически и содержательно связан с такими дисциплинами, как «История русской литературы»,...
«актуальные проблемы русской литературы х1Х в» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Статья для журнала «Актуальные проблемы современной науки» Парадоксы Русской логики-к
«актуальные проблемы русской литературы х1Х в» icon«Актуальные проблемы административного права»
...
«актуальные проблемы русской литературы х1Х в» iconТематическое планирование по русской литературе в 10 классе
Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века
«актуальные проблемы русской литературы х1Х в» iconРабочая программа по курсу: «Актуальные проблемы обществознания:...
Программа по курсу «Актуальные проблемы обществознания» составлена на основе государственного стандарта среднего (полного) общего...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск