Традиции и культура как основа нравственного воспитания студентов вуза





Скачать 47.45 Kb.
НазваниеТрадиции и культура как основа нравственного воспитания студентов вуза
Дата публикации29.06.2015
Размер47.45 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРА КАК ОСНОВА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗа
Г.В. Лисовенко, к.п.н., доцент

ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный университет путей сообщения» филиал в г. Туапсе

gv1957@mail.ru
В ситуации многочисленных проблем современности одним из главных направлений воспитания молодежи является нравственное. В современном обществе у молодого поколения, в основном, отсутствуют четкие положительные жизненные ориентиры, морально-нравственная обстановка в обществе ухудшается, происходит спад культурно-досуговой работы с молодым поколением, отсутствует государственная молодежная политика и не используется огромный положительный опыт отечественной педагогики по формированию нравственности.

Культура как единая духовная ценность объединяет уникальность субкультур отдельных народов, регионов, социальных групп. Патриотическое воспитание в современных условиях - это приобщение студентов к этнокультурным и национальным ценностям. Поэтому вопросы патриотического воспитания должны решаться на опыте разных культур, представителями которых являются жители полиэтнического региона. При этом необходима взаимосвязь целей и задач поликультурного (мультикультурного) и патриотического воспитания. Сопоставление целей и задач поликультурного образования с целями и задачами патриотического воспитания позволяет сформулировать их таким образом:

  1. Формирование поликультурных духовно-нравственных ценностей, отношений, убеждений, установок.

  2. Формирование знаний о духовно-нравственных нормах поведения в различных культурах, представленных в регионе.

  3. Формирование опыта духовно-нравственного поведения, культуры межнациональных отношений, этнокультурной ориентировки, толерантного поведения к представителям других культур.

В этом контексте национальные традиции выступают элементами национального сознания, духовности и являются методологической основой патриотического воспитания, а также сильным регулятором межэтнических отношений. Национальные традиции включают в себя этнопедагогическое содержание, функцию сохранения национального единства, национального уважения в рамках поликультурности. Главное содержание национальных традиций в нравственных нормах: уважении к старшим, благородстве, честности, трудолюбии, терпении и т.д.

Поликультурное образование в этнопедагогическом аспекте объединяет учет культурных и воспитательных интересов разных народов и адаптирует человека к различным ценностям в ситуации существования множества разнородных культур; взаимодействие между людьми с разными традициями; ориентацию на диалог культур; отказ от культурно-образовательной монополии одних наций и народов в отношении других Национальные традиции - это регулятор нравственного сознания и поведения людей.

Национальные традиции передают молодому поколению духовно-нравственной культуру, обладают высоким воспитательным потенциалом.

Следует выделить гражданско-патриотические традиции. Это прежде всего любовь к национальной литературе; искусству; культуре; искусству, культуре других наци;, любовь к своему государству, краю, городу; традиция соблюдения гражданских прав и обязанностей. Они воспитывают такие нравственные качества у студентов как патриотизм, трудолюбие, миролюбие, взаимопомощь, уважение к старшим, почитание родителей, чувство собственного достоинства, честность, совестливость. Гражданско-патриотические традиции определяют идеологию и политику, отношение к Родине, государству. Они включает следующие элементы:

  • традиции национализма и интернационализма, толерантного отношения к другим нациям;

  • традиции патриотизма и благочестия;

  • традиции почитания предков;

  • традиции фамильной чести.

Данный модуль реализуется на материале учебных предметов история, обществознание, литература, русский язык, краеведение (для Краснодарского края – кубановедение), ИЗО, музыка и в системе внеучебной воспитательной работы. Проиллюстрируем содержание модуля.

Традиции патриотизма и благочестия рассматриваются на примере великих исторических личностей: Владимира Мономаха, Александра Невского, Дмитрия Донского, Сергия Радонежского, Петра I, М. Ломоносова, М. Кутузова. А. Суворова, А. Нахимова, Г. Жукова и др. Традиции патриотизма рассматриваются на материале изучения следующих литературных произведений: «Повесть временных лет», «Житие Сергия Радонежского, написанное им самим», «Слово о полку Игореве», русские былины «Илья Муромец», «Змей Тугарин», «Садко» и др., сказки о богатырях, «Полтавский бой» А.С. Пушкина, «Бородино». М.Ю. Лермонтова, «Тарас Бульба» Н. Гоголя, «Война и мир» Л.Н. Толстого, «Тихий Дон» М. Шолохова, «Русский характер» А.Н. Толстого.

Русский язык. Традиции интернационализма включают темы «Русский язык в современном мире: в международном и межнациональном общении», «Имя собственное» (отражение традиций патриотизма в названиях городов и улиц). Кроме того, все перечисленные гражданско-патриотические традиции отражаются в тексте выполняемых упражнений. При этом необходимо постоянно обращать учащихся к смысловому анализу пословиц, изречений разных народов, отражающих патриотические традиции.

ИЗО. Картины, отражающие патриотические традиции. Художники-баталисты. Портреты государственных деятелей как отражение политических традиций.

Музыка. Музыкальные произведения как отражение патриотических традиций. Песни военных лет. Музыка революции. Седьмая симфония Шостаковича. Опера «Иван Сусанин» И. Глинки. Балет «Спартак» А. Хачатуряна.

Кроме учебных предметов, содержание модуля «Гражданско-патриотические традиции реализуется во внеучебной деятельности с использованием следующих форм работы:

  • обсуждение фильмов о революции, Великой Отечественной войне, Отечественной войне 1812г. и др. (основное внимание – традиции патриотизма);

  • встречи с участниками Великой Отечественной войны (традиция патриотизма);

  • выполнение групповых проектов «Летопись Великой Отечественной» (традиция патриотизма);

  • выполнение рефератов «Патриотические традиции в современном обществе», «Патриотические традиции и современная российская армия», «Традиция помочей как выражение общинности русского народа» и др.;

  • диспуты «Армянский геноцид: миф или реальность?», «Мир на Северном Кавказе», «Мифы западных стран о российском народе» и др. (традиция уважительного отношения к представителям других народов, интернационализма);

Список использованной литературы:

1. Г.В. Лисовенко. Национальные традиции как средство духовно-нравственного воспитания школьников в условиях полиэтнического региона Дисс. на соиск. уч. ст. г.Сочи: СГУТиКД, 2004

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Традиции и культура как основа нравственного воспитания студентов вуза iconРабочая программа по математике
Главная концептуальная идея умк: российская школа должна стать школой духовно-нравственного развития и воспитания гражданина нашего...
Традиции и культура как основа нравственного воспитания студентов вуза iconПлан работы по патриотическому воспитанию студентов гуап на 2011-2012 учебный год
Оовр, факультетами гуап, военной кафедрой и другими подразделениями вуза. Общее руководство и координация деятельности всех структур...
Традиции и культура как основа нравственного воспитания студентов вуза iconПлан работы по патриотическому воспитанию студентов гуап на 2012-2013 учебный год
Оовр, факультетами гуап, военной кафедрой и другими подразделениями вуза. Общее руководство и координация деятельности всех структур...
Традиции и культура как основа нравственного воспитания студентов вуза iconПрограмма кружка «Народная кукла»
Народная культура всё больше осознается, как духовно-нравственная основа воспитания человека в силу присущей ей способности формировать...
Традиции и культура как основа нравственного воспитания студентов вуза iconПояснительная записка рабочая программа учебного предмета «Физическая культура»
Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и на основе комплексной программы физического...
Традиции и культура как основа нравственного воспитания студентов вуза iconКраеведческая работа в школе как важнейшее средство духовно-нравственного воспитания личности
Воспитание высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России – важнейшая цель современного...
Традиции и культура как основа нравственного воспитания студентов вуза iconПрограмма курса «Культура и традиции народов Поволжья»
Курс «Культура и традиции народов Поволжья» предназначен для обучающихся 1-4 классов общеобразовательной школы
Традиции и культура как основа нравственного воспитания студентов вуза iconДоклад на тему Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности граждан России
Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся Концепция...
Традиции и культура как основа нравственного воспитания студентов вуза iconОткрытая межрегиональная конференция школьников: «Православие основа...
Конференция «Православие – основа нравственного и культурного возрождения русского народа» учащихся общеобразовательных учреждений...
Традиции и культура как основа нравственного воспитания студентов вуза iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся...
За основу формирования духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся младших классов взята «Концепция духовно-нравственного...
Традиции и культура как основа нравственного воспитания студентов вуза iconТрадиции урока
Вся культура пронизана традициями. Неспроста. Традиции позволяют нам согласовать свои действия, сосуществовать слаженно
Традиции и культура как основа нравственного воспитания студентов вуза iconФормирование ценностных ориентаций студентов аграрного вуза в процессе...
Агафонова Н. В. Прогресс и традиции в науке. М. Изд-во мгу, 1991. Анчишкин А. И. Наука, техника, экономика. М.: Экономика, 1986
Традиции и культура как основа нравственного воспитания студентов вуза iconУчебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2011 пояснительная...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Традиции и культура питания народов мира» для студентов очной формы обучения по специальности...
Традиции и культура как основа нравственного воспитания студентов вуза iconПрограмма научно-исследовательской работы ооп впо вуза
Характеристики социально-культурной среды вуза, обеспечивающие развитие общекультурных компетенций студентов
Традиции и культура как основа нравственного воспитания студентов вуза iconПроблемы формирования нравственно-правового воспитания студентов в условиях вуза
Пикин Геннадий Николаевич ассистент кафедры теоретических основ физической культуры 4
Традиции и культура как основа нравственного воспитания студентов вуза iconРоль уроков орксэ в формировании духовной нравственности учащихся
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск