Скачать 73.26 Kb.
|
Конспект интегрированного занятия по граждановедению и психологии на тему: «Зависть» в 5 классе. Цели: 1.Дать понятие «зависть», расширить знание о моральных качествах. 2.Формировать сознательное отношение к своим поступкам. 3.Учить излагать свои мысли, обосновывать свою позицию, анализировать ситуации. Подготовительная часть: 1.Чтение сказки «Завистливая сова» В.Дорошевич. 2.Написать письмо сове. Оформление доски:
Гельвеций(18в., французский философ)
Ж.Мольер 3. «Большое зло – зависть.Не завидуй, а радуйся тому, что твой товарищ достиг успехов. Но, радуясь его успехам, стремись обогнать его» В.А.Сухомлинский 4. «Зависть – яд для сердца» Ф.Вольтер 5. «Зависть никогда не знает праздника» Ф.Бэкон 6. «Завистник говорит не то, что есть, а то, что может причинить зло» Публий Сир 7.Из словаря Ожегова С.: «Зависть – чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого» Ход урока: 1.Беседа с детьми по вопросам: -что такое зависть? -почему люди завидуют? -почему люди стараются скрывать, когда завидуют? 2.Обсуждение сказки «Завистливая сова» по вопросам: -за что наказали сову? -можно ли зависть назвать хорошим качеством? -почему сова обвиняет в случившемся соловья? -что бы ты мог посоветовать сове? 3.Чтение писем, написанных сове. «Не завидуй никому и никогда! Я знаю, что ты не умеешь петь так, как поёт соловей, не надо было «уркать» и кричать на весь дворец. Ты сама виновата в том, что случилось, завидовала, вот и получила. Но ты можешь спеть мне». «Дорогая сова! Соловей не виноват в твоём несчастье. Пение ему дано от природы. Сова, ты не должна завидовать. Ты ведь можешь гордиться тем, что у тебя есть. Ты можешь великолепно видеть и стать врачом, тогда, может быть, тебя пригласят во дворец. Ты должна подружиться с соловьём». «Сова! Я хочу тебе дать несколько советов. 1.Не завидуй соловью. 2.Не обвиняй соловья. 3.Признай свою вину. 4.Пусть у соловья будет хороший голос, а тебя будет хороший характер 5.Тебя тоже полюбят за красивые глазки, характер добрый, как соловья за голос 6.У тебя великолепное зрение 7.Подружись с соловьём». «Хочу тебе дать совет: никогда не завидуй, а учись тому, что тебе хочется. Ведь то, что ты не умеешь, никому не понравится. Надо всегда сначала научиться, потрудиться, а потом показывать» «Дорогая сова! Хочу посоветовать тебе, чтобы ты записалась в музыкальную школу, если хочешь научиться петь. Но мне ты нравишься и так, потому что ты очень умная птица и у тебя хорошее зрение, ты можешь ночью увидеть даже букашку в траве ». «Попроси соловья научить тебя петь, только проси по-доброму, подружись с ним». 4.Чтение статьи Ивана Ильина «»Зависть. Обсуждение статьи. -что такое «чёрная зависть»? -что такое «белая зависть»? Выведение формулы «чёрной зависти»- «я, а не ты, и не он», «белой зависти» - «я и ты, и он». 5.Игра «Волшебное зеркало» В каждом человек есть что-то такое, что отличает его от других. Нужно уметь разглядеть в другом его достоинства. Один ученик выходит на середину класса, класс играет роль зеркала. Ученик обращается к зеркалу: «Свет мой зеркальце, скажи и всю правду доложи, скажи про меня что-нибудь хорошее». Все по очереди говорят про достоинства этого человека, про его хорошие поступки. 6.Заключение. Выводы. Подведение итогов урока. Каин и Авель. У Адама и Евы было два сына. Старшего звали Каин, а младшего – Авель. Каин пахал землю, но землю не любил. И звёзд не любил, и птиц не любил, и не любил деревьев. Каин всем завидовал и всех ненавидел, потому что он был злой и жестокий. Брат Каина – Авель был весёлый и добрый. Он пас овец. С утра до вечера бродил со своим стадом по широким лугам, играл на свирели, пел песни. Птицы, деревья и звёзды полюбили Авеля. А Каина стали бояться. Однажды холодною ночью вздумали братья разжечь костры. Долго Каин разжигал свой костёр. Но не слушался огонь злых каиновых рук. Не горел. А под добрыми руками Авеля костёр вспыхнул сразу. Затрещали ветки, будто только и ждали лёгких пальцев Авеля. Заискрилось пламя. Весело стало кругом, тепло. Запел Авель песню про огонь и про звёзды, и про то, как хорошо жить. Позавидовал Каин Авелю, что костёр у него разгорелся. Поднял с земли камень и убил брата своего. Оглянулся Каин. Кругом – никого. «Никто не видел, как я убил Авеля, никто и не узнает»,- подумал Каин. И убежал в лес. Крадётся Каин по лесу, вдруг слышит – деревья зашептали: «Каин, где брат твой Авель?» Бросился Каин от деревьев в степь, а над ним звёзды встали да как зазвенят с неба: «Каин, где брат твой Авель?» Заметался Каин: куда уйти от звёзд? К земле пригнулся, ползёт, как паук, глазами косит, а тут светло стало. Проснулись птицы. С о всех сторон галдят: «Каин, где брат твой Авель?» И возненавидели люди Каина за то, что он запятнал землю кровью. И прокляли его. И его имя. С тех пор прошло много-много веков. Но до сих пор про злого, завистливого человека говорят: Каин. Или ещё: окаянный. (Из Библии. В переложении К.И.Чуковского) Завистливая сова. Легенды и сказки Востока. В.Дорошевич. Однажды на крышу царского дома опустилась сова..В саду, на высокой пальме, сова увидела соловья. Все придворные, проходя мимо пальмы, низко кланялись маленькому соловью. Вскоре в саду появился сам царь. Он нёс золотой поднос с отборным зерном. Царь поставил поднос на землю, и соловей, слетев с дерева, начал клевать зёрна. Когда царь и придворные покинули сад, сова спросила соловья: -Скажи, чем заслужил ты такой почёт? Соловей ответил: -Царь любит меня за моё пение. Он приказал придворным выполнять все мои желания, и каждый день приходит кормить меня с золотого подноса. Когда наступила ночь, сова подумала: «Мой голос лучше соловьиного. Если царь услышит, как я пою, он прогонит соловья и прикажет своим придворным выполнять все мои прихоти». Подумав так, сова начала изо всей силы ухать. Она кричала так громко, что все, кто спал во дворце, сразу же проснулись. -Кто смеет так отвратительно вопеть в моём дворце?- рассердился царь. -Найти виновного и привести сюда! Придворные бросились выполнять приказание царя. Найти сову оказалось совсем просто, потому что она непрерывно ухала. Придворные схватили сову, притащили к царю, сказали: -Повелитель наш, вот кто осмелился нарушить твой покой! -Ощипать её заживо! - приказал царь. Слуги схватили сову, ощипали её догола и выбросили из дворца. Завистливая сова едва добралась до леса. ..Она часто рассказывала свою печальную историю попугаям и всегда при этом ругала соловья: -Это он во всём виноват! Это из-за него я должна теперь ходить голой!! -Чем же виноват соловей? – спрашивали удивлённые попугаи. -А как же! Если бы я не встретила во дворце соловья, я не запела бы, меня не ощипали бы! Вот и выходит, что в моей беде виноват соловей! Не уподобляйтесь же, друзья, никогда сове и не вините других в том, в чём повинны сами! Зависть Добрые и злые феи подошли к колыбели человека и принесли ему свои дары. Самая злая из них подарила ему зависть. Возможно, это была переодетая фурия. Пока люди живут на земле, они должны ладить, находить дорогу друг к другу, объединяться, помогать один другому. Иначе земля развернётся под ними и небо расколется над их головой. Но зависть – сильнейшее средство развала: его выдумала когда – то мастер «Врозь» и «Друг против друга». Для того, чтобы ладить, людям надо прощать друг другу свою непохожесть, свои преимущества, своё первенство. Не только в обладании состоянием, но во всём: ты умён, одарён, образован, красив, силён, богат, высоко стоишь по службе-я нет, ты – наверху, я – внизу; ладно, я принимаю это, я довольствуюсь этим… Мой «низ» меня устраивает; он для меня достаточно «высок»; оставйся выше меня, если можешь и если тебе это нравится. Я не завидую тебе. Если же мне станет недостаточно моего «низа», я буду бороться за «больше» и «лучше», но не желая отнять у тебя твоего. Я буду трудиться; творчески работать; перемещу себя вверх в соревновании, но без зависти. Ты только оставайся «наверху»; я поднимусь к тебе. Соревнование как внутренняя побудительная причина – явление здоровое, созидательное, братское. Его формула разумна и нравственна. Она гласит: «Я, и ты, и он! Мы вместе! Вместе – вопреки противостоянию вместе друг с другом! Да здравствует качество!» Зависть как внутренняя побудительная причина – напротив, болезненна, разрушительна, враждебна. Её формула – неразумна и безнравственна. Она гласит: «Я, а не ты и не он! Я один! Пошли все вон! То, что не станет моим, - пусть погибнет!». А так как «моим» может быть лишь малая толика, в зависти дремлет инстинкт убийства и разрушения. Зависть – прежде всего скупость и алчность. Она ненасытна, как любопытство; она означает тем самым – вечную бедность, вечную заботу, вечно плохое настроение; всякую удачу она превращает в неудачу и оставляет человека в безнадёжном одиночестве. Жестокий завистник – зложелатель: он обижается на человека за чужое счастье; его задевает всякий чужой успех; любое положительное качество в другом мучит его как рана на сердце; гнев лишившегося на обладателя наполняет его, как ярость неполноценного, а пстоянно чувствующего свою неполноценность, а поэтому пристрастно отмечающего чужое превосходство. К «делу» он даже не подступается: он застревает в борьбе между «я» и «ты»; и в этой вечной борьбе изводит себя самого и своего противника. Если же его ярость расширяется до социальной программы, тогда она выливается в классовую борьбу; и начинается гражданская война. Где же спасение и утешение? В искусстве не завидовать. Оно вовсе не сложно. Дари Каждому то, что унего и так есть; и не копайся непрестанно в собственной неполноценности. Отбрось это жалкое «вычитание» - твоей мнимой «малости» из якобы чужого «превосходства». Знай, ты сам стоишь «сложения». Поднимайся вверх, не сталкивая вниз других. Не завидуй! Не завидуй! И – самое важное – научись в большом деле забывать о себе. Иван Ильин, 1938 год. Перевод с немецкого О.Колтыпиной. |
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе по познавательному... Планирование составлено на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию (включая Экономику... | Конспект интегрированного занятия по физической культуре (средняя... План – конспект интегрированного занятия по физической культуре (средняя группа) | ||
Конспект интегрированного занятия для детей средней группы Интегрированного урока русского языка и искусства «незабудковая гжель. Подготовка к сочинению с элементами описания действия» | Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе на тему: «Откуда дождь пришёл» Мобу «Красногвардейская средняя общеобразовательная школа имени Марченко А. А.» Бузулукского района, Оренбургской области | ||
План-конспект интегрированного занятия в подготовительной группе... Программа предназначена для повышения квалификации учителей и техперсонала мерам по противопожарной безопасности в мбоу сош | Конспект открытого интегрированного познавательно-речевого и музыкального... Цель урока: формирование умений наблюдать признаки весны на всём её протяжении, определять последовательность событий в природе и... | ||
Конспект интегрированного занятия на тему: «Все профессии нужны, все профессии важны» Много. А сколько профессий знаете вы? А откуда вы знаете о профессиях? Правильно, от родителей, знакомых, смотрите телевизор, слушаете... | Конспект спортивного развлечения План – конспект интегрированного занятия по физической культуре (средняя группа) | ||
Конспект досуга в средней группе План – конспект интегрированного занятия по физической культуре (средняя группа) | Конспект Интегрированного занятия на тему: «Земля наш общий дом» Необходимое техническое оборудование Учебники, рабочие тетради, атласы, компьютерный класс с выходом в Интернет (мультимедийный проектор,... | ||
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию и рисованию... Учебно-методическое обеспечение программы и перечень рекомендуемой литературы для учителя, информационно-компьютерная поддержка для... | Конспект интегрированного занятия по духовно-нравственному воспитанию... Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по литературе и авторской программы по... | ||
Пояснительная записка При поступлении в аспирантуру соискатель должен... Использовать эссе как форму, отражающую диалогичность содержания интегрированного курса | Конспект интегрированного занятия по познавательно речевому развитию... План-конспект урока по английскому языку в 4-м классе по теме "Животные и их места обитания" | ||
Конспект интегрированного занятия по развитию речи и физкультуре... ... | Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим, развитию... ... |