Конспект интегрированного занятия по граждановедению и психологии на тему: «Зависть»





Скачать 73.26 Kb.
НазваниеКонспект интегрированного занятия по граждановедению и психологии на тему: «Зависть»
Дата публикации06.10.2013
Размер73.26 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Математика > Конспект
Конспект интегрированного занятия по граждановедению и психологии на тему:

«Зависть» в 5 классе.

Цели:

1.Дать понятие «зависть», расширить знание о моральных качествах.

2.Формировать сознательное отношение к своим поступкам.

3.Учить излагать свои мысли, обосновывать свою позицию, анализировать ситуации.

Подготовительная часть:

1.Чтение сказки «Завистливая сова» В.Дорошевич.

2.Написать письмо сове.

Оформление доски:

  1. «Из всех страстей зависть самая отвратительная.Под знаменем зависти шествует ненависть, предательство и интриги»

Гельвеций(18в., французский философ)

  1. «Завистники умирают, но зависть - никогда»

Ж.Мольер

3. «Большое зло – зависть.Не завидуй, а радуйся тому, что твой товарищ достиг успехов. Но, радуясь его успехам, стремись обогнать его»

В.А.Сухомлинский

4. «Зависть – яд для сердца»

Ф.Вольтер

5. «Зависть никогда не знает праздника»

Ф.Бэкон

6. «Завистник говорит не то, что есть, а то, что может причинить зло»

Публий Сир

7.Из словаря Ожегова С.:

«Зависть – чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого»

Ход урока:

1.Беседа с детьми по вопросам:

-что такое зависть?

-почему люди завидуют?

-почему люди стараются скрывать, когда завидуют?

2.Обсуждение сказки «Завистливая сова» по вопросам:

-за что наказали сову?

-можно ли зависть назвать хорошим качеством?

-почему сова обвиняет в случившемся соловья?

-что бы ты мог посоветовать сове?

3.Чтение писем, написанных сове.

«Не завидуй никому и никогда! Я знаю, что ты не умеешь петь так, как поёт соловей, не надо было «уркать» и кричать на весь дворец. Ты сама виновата в том, что случилось, завидовала, вот и получила. Но ты можешь спеть мне».

«Дорогая сова! Соловей не виноват в твоём несчастье. Пение ему дано от природы. Сова, ты не должна завидовать. Ты ведь можешь гордиться тем, что у тебя есть. Ты можешь великолепно видеть и стать врачом, тогда, может быть, тебя пригласят во дворец. Ты должна подружиться с соловьём».

«Сова! Я хочу тебе дать несколько советов.

1.Не завидуй соловью.

2.Не обвиняй соловья.

3.Признай свою вину.

4.Пусть у соловья будет хороший голос, а тебя будет хороший характер

5.Тебя тоже полюбят за красивые глазки, характер добрый, как соловья за голос

6.У тебя великолепное зрение

7.Подружись с соловьём».

«Хочу тебе дать совет: никогда не завидуй, а учись тому, что тебе хочется. Ведь то, что ты не умеешь, никому не понравится. Надо всегда сначала научиться, потрудиться, а потом показывать»

«Дорогая сова! Хочу посоветовать тебе, чтобы ты записалась в музыкальную школу, если хочешь научиться петь. Но мне ты нравишься и так, потому что ты очень умная птица и у тебя хорошее зрение, ты можешь ночью увидеть даже букашку в траве ».

«Попроси соловья научить тебя петь, только проси по-доброму, подружись с ним».

4.Чтение статьи Ивана Ильина «»Зависть. Обсуждение статьи.

-что такое «чёрная зависть»?

-что такое «белая зависть»?

Выведение формулы «чёрной зависти»- «я, а не ты, и не он», «белой зависти» - «я и ты, и он».

5.Игра «Волшебное зеркало»

В каждом человек есть что-то такое, что отличает его от других. Нужно уметь разглядеть в другом его достоинства.

Один ученик выходит на середину класса, класс играет роль зеркала. Ученик обращается к зеркалу: «Свет мой зеркальце, скажи и всю правду доложи, скажи про меня что-нибудь хорошее». Все по очереди говорят про достоинства этого человека, про его хорошие поступки.

6.Заключение. Выводы. Подведение итогов урока.

Каин и Авель.

У Адама и Евы было два сына. Старшего звали Каин, а младшего – Авель. Каин пахал землю, но землю не любил. И звёзд не любил, и птиц не любил, и не любил деревьев.

Каин всем завидовал и всех ненавидел, потому что он был злой и жестокий.

Брат Каина – Авель был весёлый и добрый. Он пас овец. С утра до вечера бродил со своим стадом по широким лугам, играл на свирели, пел песни. Птицы, деревья и звёзды полюбили Авеля. А Каина стали бояться.

Однажды холодною ночью вздумали братья разжечь костры. Долго Каин разжигал свой костёр. Но не слушался огонь злых каиновых рук. Не горел. А под добрыми руками Авеля костёр вспыхнул сразу. Затрещали ветки, будто только и ждали лёгких пальцев Авеля. Заискрилось пламя. Весело стало кругом, тепло. Запел Авель песню про огонь и про звёзды, и про то, как хорошо жить. Позавидовал Каин Авелю, что костёр у него разгорелся. Поднял с земли камень и убил брата своего.

Оглянулся Каин. Кругом – никого. «Никто не видел, как я убил Авеля, никто и не узнает»,- подумал Каин. И убежал в лес. Крадётся Каин по лесу, вдруг слышит – деревья зашептали: «Каин, где брат твой Авель?» Бросился Каин от деревьев в степь, а над ним звёзды встали да как зазвенят с неба: «Каин, где брат твой Авель?» Заметался Каин: куда уйти от звёзд? К земле пригнулся, ползёт, как паук, глазами косит, а тут светло стало. Проснулись птицы. С о всех сторон галдят: «Каин, где брат твой Авель?»

И возненавидели люди Каина за то, что он запятнал землю кровью. И прокляли его. И его имя. С тех пор прошло много-много веков. Но до сих пор про злого, завистливого человека говорят: Каин. Или ещё: окаянный.
(Из Библии. В переложении К.И.Чуковского)

Завистливая сова.

Легенды и сказки Востока. В.Дорошевич.

Однажды на крышу царского дома опустилась сова..В саду, на высокой пальме, сова увидела соловья. Все придворные, проходя мимо пальмы, низко кланялись маленькому соловью. Вскоре в саду появился сам царь. Он нёс золотой поднос с отборным зерном. Царь поставил поднос на землю, и соловей, слетев с дерева, начал клевать зёрна.

Когда царь и придворные покинули сад, сова спросила соловья:

-Скажи, чем заслужил ты такой почёт?

Соловей ответил:

-Царь любит меня за моё пение. Он приказал придворным выполнять все мои желания, и каждый день приходит кормить меня с золотого подноса.

Когда наступила ночь, сова подумала: «Мой голос лучше соловьиного. Если царь услышит, как я пою, он прогонит соловья и прикажет своим придворным выполнять все мои прихоти».

Подумав так, сова начала изо всей силы ухать. Она кричала так громко, что все, кто спал во дворце, сразу же проснулись.

-Кто смеет так отвратительно вопеть в моём дворце?- рассердился царь.

-Найти виновного и привести сюда!

Придворные бросились выполнять приказание царя. Найти сову оказалось совсем просто, потому что она непрерывно ухала.

Придворные схватили сову, притащили к царю, сказали:

-Повелитель наш, вот кто осмелился нарушить твой покой!

-Ощипать её заживо! - приказал царь.

Слуги схватили сову, ощипали её догола и выбросили из дворца.

Завистливая сова едва добралась до леса.

..Она часто рассказывала свою печальную историю попугаям и всегда при этом ругала соловья:

-Это он во всём виноват! Это из-за него я должна теперь ходить голой!!

-Чем же виноват соловей? – спрашивали удивлённые попугаи.

-А как же! Если бы я не встретила во дворце соловья, я не запела бы, меня не ощипали бы! Вот и выходит, что в моей беде виноват соловей!

Не уподобляйтесь же, друзья, никогда сове и не вините других в том, в чём повинны сами!

Зависть

Добрые и злые феи подошли к колыбели человека и принесли ему свои дары. Самая злая из них подарила ему зависть. Возможно, это была переодетая фурия.

Пока люди живут на земле, они должны ладить, находить дорогу друг к другу, объединяться, помогать один другому. Иначе земля развернётся под ними и небо расколется над их головой. Но зависть – сильнейшее средство развала: его выдумала когда – то мастер «Врозь» и «Друг против друга».

Для того, чтобы ладить, людям надо прощать друг другу свою непохожесть, свои преимущества, своё первенство. Не только в обладании состоянием, но во всём: ты умён, одарён, образован, красив, силён, богат, высоко стоишь по службе-я нет, ты – наверху, я – внизу; ладно, я принимаю это, я довольствуюсь этим… Мой «низ» меня устраивает; он для меня достаточно «высок»; оставйся выше меня, если можешь и если тебе это нравится. Я не завидую тебе.

Если же мне станет недостаточно моего «низа», я буду бороться за «больше» и «лучше», но не желая отнять у тебя твоего. Я буду трудиться; творчески работать; перемещу себя вверх в соревновании, но без зависти. Ты только оставайся «наверху»; я поднимусь к тебе.

Соревнование как внутренняя побудительная причина – явление здоровое, созидательное, братское. Его формула разумна и нравственна. Она гласит: «Я, и ты, и он! Мы вместе! Вместе – вопреки противостоянию вместе друг с другом! Да здравствует качество!»

Зависть как внутренняя побудительная причина – напротив, болезненна, разрушительна, враждебна. Её формула – неразумна и безнравственна. Она гласит: «Я, а не ты и не он! Я один! Пошли все вон! То, что не станет моим, - пусть погибнет!». А так как «моим» может быть лишь малая толика, в зависти дремлет инстинкт убийства и разрушения.

Зависть – прежде всего скупость и алчность. Она ненасытна, как любопытство; она означает тем самым – вечную бедность, вечную заботу, вечно плохое настроение; всякую удачу она превращает в неудачу и оставляет человека в безнадёжном одиночестве. Жестокий завистник – зложелатель: он обижается на человека за чужое счастье; его задевает всякий чужой успех; любое положительное качество в другом мучит его как рана на сердце; гнев лишившегося на обладателя наполняет его, как ярость неполноценного, а пстоянно чувствующего свою неполноценность, а поэтому пристрастно отмечающего чужое превосходство. К «делу» он даже не подступается: он застревает в борьбе между «я» и «ты»; и в этой вечной борьбе изводит себя самого и своего противника. Если же его ярость расширяется до социальной программы, тогда она выливается в классовую борьбу; и начинается гражданская война.

Где же спасение и утешение? В искусстве не завидовать. Оно вовсе не сложно. Дари Каждому то, что унего и так есть; и не копайся непрестанно в собственной неполноценности. Отбрось это жалкое «вычитание» - твоей мнимой «малости» из якобы чужого «превосходства». Знай, ты сам стоишь «сложения». Поднимайся вверх, не сталкивая вниз других. Не завидуй! Не завидуй! И – самое важное – научись в большом деле забывать о себе.

Иван Ильин, 1938 год.

Перевод с немецкого О.Колтыпиной.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект интегрированного занятия по граждановедению и психологии на тему: «Зависть» iconКонспект интегрированного занятия в подготовительной группе по познавательному...
Планирование составлено на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию (включая Экономику...
Конспект интегрированного занятия по граждановедению и психологии на тему: «Зависть» iconКонспект интегрированного занятия по физической культуре (средняя...
План – конспект интегрированного занятия по физической культуре (средняя группа)
Конспект интегрированного занятия по граждановедению и психологии на тему: «Зависть» iconКонспект интегрированного занятия для детей средней группы
Интегрированного урока русского языка и искусства «незабудковая гжель. Подготовка к сочинению с элементами описания действия»
Конспект интегрированного занятия по граждановедению и психологии на тему: «Зависть» iconКонспект интегрированного занятия в подготовительной группе на тему: «Откуда дождь пришёл»
Мобу «Красногвардейская средняя общеобразовательная школа имени Марченко А. А.» Бузулукского района, Оренбургской области
Конспект интегрированного занятия по граждановедению и психологии на тему: «Зависть» iconПлан-конспект интегрированного занятия в подготовительной группе...
Программа предназначена для повышения квалификации учителей и техперсонала мерам по противопожарной безопасности в мбоу сош
Конспект интегрированного занятия по граждановедению и психологии на тему: «Зависть» iconКонспект открытого интегрированного познавательно-речевого и музыкального...
Цель урока: формирование умений наблюдать признаки весны на всём её протяжении, определять последовательность событий в природе и...
Конспект интегрированного занятия по граждановедению и психологии на тему: «Зависть» iconКонспект интегрированного занятия на тему: «Все профессии нужны, все профессии важны»
Много. А сколько профессий знаете вы? А откуда вы знаете о профессиях? Правильно, от родителей, знакомых, смотрите телевизор, слушаете...
Конспект интегрированного занятия по граждановедению и психологии на тему: «Зависть» iconКонспект спортивного развлечения
План – конспект интегрированного занятия по физической культуре (средняя группа)
Конспект интегрированного занятия по граждановедению и психологии на тему: «Зависть» iconКонспект досуга в средней группе
План – конспект интегрированного занятия по физической культуре (средняя группа)
Конспект интегрированного занятия по граждановедению и психологии на тему: «Зависть» iconКонспект Интегрированного занятия на тему: «Земля наш общий дом»
Необходимое техническое оборудование Учебники, рабочие тетради, атласы, компьютерный класс с выходом в Интернет (мультимедийный проектор,...
Конспект интегрированного занятия по граждановедению и психологии на тему: «Зависть» iconКонспект интегрированного занятия по познавательному развитию и рисованию...
Учебно-методическое обеспечение программы и перечень рекомендуемой литературы для учителя, информационно-компьютерная поддержка для...
Конспект интегрированного занятия по граждановедению и психологии на тему: «Зависть» iconКонспект интегрированного занятия по духовно-нравственному воспитанию...
Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по литературе и авторской программы по...
Конспект интегрированного занятия по граждановедению и психологии на тему: «Зависть» iconПояснительная записка При поступлении в аспирантуру соискатель должен...
Использовать эссе как форму, отражающую диалогичность содержания интегрированного курса
Конспект интегрированного занятия по граждановедению и психологии на тему: «Зависть» iconКонспект интегрированного занятия по познавательно речевому развитию...
План-конспект урока по английскому языку в 4-м классе по теме "Животные и их места обитания"
Конспект интегрированного занятия по граждановедению и психологии на тему: «Зависть» iconКонспект интегрированного занятия по развитию речи и физкультуре...
...
Конспект интегрированного занятия по граждановедению и психологии на тему: «Зависть» iconКонспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим, развитию...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск