Скачать 263.4 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный педагогический университет» Математический факультет Кафедра математического анализа РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА По дисциплине «Дифференциальные уравнения» Для ООП по направлению «050100.62 – Педагогическое образование», профиль «Математика» по циклу Б.3 – профессиональный цикл, вариативная часть
Екатеринбург 2011Рабочая учебная программа по дисциплине «Дифференциальные уравнения»ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» Екатеринбург, 2011. – 16 с. Составители: Бодряков В.Ю., зав. кафедрой математического анализа, д. ф.-м. н., доцент, математический факультет УрГПУ Фомина Н.Г., ст. преподаватель кафедры математического анализа, математический факультет УрГПУ Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры математического анализа УрГПУ Протокол от 05.05.2011 №8. Зав. кафедрой В.Ю. Бодряков Согласовано с учебно-методической комиссией математического факультета Председатель учебно-методической комиссии И.Н. Семенова Декан математического факультета В.П. Толстопятов 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая учебная программа дисциплины «Дифференциальные уравнения» (ДУ) соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения (ФГОС-3) подготовки бакалавров по направлению «050100 – Педагогическое образование», профиль «Математика». Целью изучения дисциплины «Дифференциальные уравнения» является формирование профессионально важных компетенций студента для будущей профессиональной деятельности в рамках и средствами изучаемой дисциплины. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: (1) сформировать у студентов представления об основных понятиях и фактах теории ДУ; (2) развить навыки использования методов теории ДУ для решения профессиональных задач; (3) воспитать профессионально значимые личностные качества; (4) сформировать представление о важности теории ДУ для осуществления будущей профессиональной деятельности. Курс ДУ изучается в рамках профессионального цикла Б.3.В. Дисциплина базируется на изученных ранее курсах алгебры, математического анализа, теории функций действительного и комплексного переменного. Для успешного усвоения курса ДУ студент должен обладать общеучебными компетенциями, знать основы указанных математических дисциплин, уметь дифференцировать и интегрировать функции одного и нескольких аргументов, владеть практикой решения задач, связанных с исследованием функций, вычислением производных и интегралов. Развитые при изучении курса ДУ компетенции востребованы как при непосредственном осуществлении будущей профессиональной деятельности, в частности, при организации исследовательской деятельности учащихся и преподавании элективных курсов в области математики, так и при продолжении обучения в магистратуре. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций, регламентируемых ФГОС-3: – Общекультурные компетенции (ОК): владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); способность использовать знания о современной естественно-научной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4); способность осуществлять логически верно устную и письменную речь (ОК-6); готовность использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готовность к работе с компьютером как средством управления информацией (ОК-8); способность к работе с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9); способность использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16). – Профессиональные компетенции, включая общепрофессиональные компетенции (ОПК) и профессиональные компетенции (ПК) в области педагогической деятельности: владение основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3); способность использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4). Помимо общих компетенций, регламентируемых ФГОС-3, изучение курса ДУ направлено на развитие специальных профессиональных компетенций, позволяющих выпускнику осуществлять профессиональную деятельность, в частности: способность демонстрировать, применять, критически оценивать и пополнять математические знания (ПКВ-1); готовность организовывать различные виды учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся (ОПКВ-1). Программа учебной дисциплины способствует формированию у студентов самостоятельности, способности к успешной специализации в обществе, профессиональной мобильности и других профессионально значимых личных качеств. В результате изучения дисциплины «Дифференциальные уравнения» студент должен знать: основы дисциплины и методы решения типовых задач; области применения ДУ как инструмента математического описания естественно-научной картины мира; способы применения ДУ для построения математических моделей реальных явлений окружающей действительности; современные подходы к решению и интерпретации таких моделей. Студент должен уметь: доказывать на необходимом уровне строгости основные утверждения теории ДУ; грамотно применять ДУ для построения математических моделей различных явлений окружающей действительности, в том числе, используя современные информационно-коммуникационные технологии, включая специализированное математическое программное обеспечение, локальные и глобальные компьютерные сети, для сбора, обработки и анализа информации с применением ДУ; выбирать специализированное программное обеспечение для решения ДУ и оценивать перспективы его использования с учетом решаемых профессиональных задач. Студент должен владеть: профессиональным языком предметной области знания; основными методами решения ДУ; способами построения и решения математических моделей явлений различной природы при помощи ДУ; навыками применения специализированных программных средств для решения таких моделей; навыками организации исследовательской деятельности учащихся с применением соответствующих разделов теории ДУ. Согласно учебному плану курс ДУ изучается бакалаврами (очное отделение) на 3 курсе в 6 семестре, форма контроля – экзамен. На изучение курса отводится 72 уч.ч. (общая трудоемкость составляет две зачетные единицы), в т.ч. 36 уч.ч. аудиторных занятий и 36 уч.ч. самостоятельной работы студентов (СРС). Аудиторные занятия включают 12 уч.ч. лекций и 24 уч.ч. практических занятий. Предусматривается также выполнение контрольных работ в соответствии с графиком проведения контрольных мероприятий. Контроль и организация самостоятельной работы студентов осуществляются с помощью индивидуальных домашних заданий, охватывающих все наиболее важные разделы курса. На заочном отделении согласно учебному плану курс ДУ изучается бакалаврами на 4 курсе в 8 семестре, форма контроля – экзамен. На изучение курса отводится 72 уч.ч. (общая трудоемкость составляет две зачетные единицы), в т.ч. 12 уч.ч. аудиторных занятий и 60 уч.ч. самостоятельной работы студентов (СРС). Аудиторные занятия включают 6 уч.ч. лекций и 6 уч.ч. практических занятий. Контроль и организация самостоятельной работы студентов осуществляются с помощью индивидуальных домашних заданий, охватывающих все наиболее важные разделы курса. 2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2.1. Учебно-тематический план очной формы обучения
2.2. Учебно-тематический план заочной формы обучения
3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Учебный материал курса «Дифференциальные уравнения» (ДУ) включает изучение следующих содержательных дидактических единиц: Основные понятия теории обыкновенных дифференциальных уравнений. Теорема существования и единственности решения задачи Коши. Простейшие дифференциальные уравнения и методы их решения. Линейные дифференциальные уравнения n - го порядка. Линейные системы дифференциальных уравнений. Приближенные методы интегрирования дифференциальных уравнений.
Основные понятия теории обыкновенных дифференциальных уравнений. Теорема существования и единственности решения задачи Коши. Примеры постановок задач, приводящих к дифференциальным уравнениям (ДУ). Основные понятия теории обыкновенных дифференциальных уравнений. Геометрическая и механическая интерпретация. Задача Коши. Теорема существования и единственности решения задачи Коши. ДУ как инструмент моделирования процессов окружающей действительности, переменных во времени и пространстве. Простейшие дифференциальные уравнения и методы их решения. ДУ первого порядка и его решение; их геометрическое истолкование. Теорема Пикара о существовании и единственности решения задачи Коши. Основные классы дифференциальных уравнений первого порядка, разрешимые в квадратурах (с разделяющимися переменными, однородные, линейные, в полных дифференциала, уравнения Бернулли, Лагранжа и Клеро). Теорема о структуре общего решения линейного неоднородного ДУ первого порядка. Сведение интегрирования неоднородного линейного уравнения к интегрированию соответствующего однородного линейного уравнения. Метод Лагранжа вариации произвольной постоянной. Линейные дифференциальные уравнения n - го порядка. Основы теории обыкновенных дифференциальных уравнений высших порядков. Методы понижения порядка ДУ высших порядков. Линейное дифференциальное уравнение n – го порядка. Теорема существования и единственности решения задачи Коши. Теорема о структуре общего решения линейного неоднородного ДУ n - го порядка. Фундаментальная система решений и построение общего решения однородного линейного уравнения. Теорема о структуре общего решения линейных неоднородных ДУ высших порядков. Интегрирование линейных уравнений второго и высших порядков с постоянными коэффициентами. Частное решение линейного ДУ с правой частью специального вида. Линейные системы дифференциальных уравнений. Системы обыкновенных дифференциальных уравнений; линейные системы. Связь между ДУ высшего порядка и системами ДУ первого порядка. Задача Коши. Теорема существования и единственности решения задачи Коши для нормальной системы. Общее и частное решение системы ДУ. Интегрирование однородной линейной системы с постоянными коэффициентами. Приближенные методы интегрирования дифференциальных уравнений. Интегрирование дифференциальных уравнений при помощи рядов. Применение персонального компьютера для интегрирования ДУ.
Согласно учебному плану выполнение лабораторных работ по данной дисциплине не предусмотрено.
Все практические занятия проводятся в активной форме с включением интерактивных фаз проведения занятия.
Согласно учебному плану выполнение курсовых работ по данной дисциплине не предусмотрено.
По решению кафедры, оформленному в установленном порядке, экзамен по дисциплине «Дифференциальные уравнения» проводится в устной, письменной или иной форме по утвержденным заведующим кафедрой экзаменационным заданиям (билетам). Экзаменационные задания (билеты) в равной пропорции включают задачи, направленные на проверку знаний и умений по дисциплине, а также на оценку уровня сформированности компетенций, на формирование которых был направлен процесс изучения дисциплины.
5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Основная
Дополнительная
Цифровые образовательные ресурсы сети Интернет (в частности, сайты www.exponenta.ru; www.school.edu.ru), сайт электронной библиотеки УрГПУ (http://e-lib.uspu.ru), авторские презентации лекций.
При изучении дисциплины «Дифференциальные уравнения» рекомендуется использовать технические средства обучения (персональные компьютеры, медиа проектор).
Бодряков Владимир Юрьевич доктор физико-математических наук доцент заведующий кафедрой математического анализа УрГПУ Фомина Нина Гервасиевна старший преподаватель кафедры математического анализа УрГПУ Р.т.: (343) 371-29-10 РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА По дисциплине «Дифференциальные уравнения» для ООП по направлению «050100.62 – Педагогическое образование», профиль «Математика» по циклу Б.3.В – профессиональный цикл, вариативная часть Подписано в печать Формат 6084/16 Бумага для множительных аппаратов. Усл. печ. л. . Тираж экз. Заказ . Уральский государственный педагогический университет 620017 Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26 |
Рабочая учебная программа по дисциплине «Методология и методы научного... Ооп направление 050100. 68 – Педагогическое образование, магистерская программа «Культурологическое образование» | Основная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая... ... | ||
Основная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая... Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 050100-Педагогическое образование | Рабочая учебная программа по дисциплине русский язык Учебная дисциплина «русский язык» входит в базовую часть и является обязательной дисциплиной по выбору профессионального цикла ооп... | ||
Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование» | Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование» | ||
Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование» | Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование» | ||
2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника ооп бакалавриата... Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование», профиль подготовки... | Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование» | ||
Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование» | Рабочая учебная программа по дисциплине «Возрастная физиология и здоровый образ жизни» Ооп «050100 – Педагогическое образование» профиль «Математика» по циклу – профессиональный цикл, вариативная часть | ||
«Электрорадиотехника и электроника» Рабочая учебная программа по дисциплине «Электрорадиотехника и электроника» для ооп «050100 Педагогическое образование (Технология... | Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Основная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование»... | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине «Изображение фигур при параллельном... Рабочая учебная программа по дисциплине «Изображение фигур при параллельном проектировании» | Рабочая программа учебной дисциплины Компьютерное моделирование Для... Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования... |