Урок 16





Скачать 123.28 Kb.
НазваниеУрок 16
Дата публикации29.06.2014
Размер123.28 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Право > Урок
Урок 16. Цивилизация в Междуречье

Цели урока по линиям развития личности:

Линии 1–2. Картина мира в фактах и понятиях.

Анализируя факты истории жителей Междуречья, уметь делать выводы об особенностях развития данной цивилизации.

Выявляя отличия Древнего Междуречья от Древнего Египта, уметь формулировать понятие цивилизации как общности людей, отличающихся от других рядом особенностей.

Линия 3. Историческое мышление.

Характеризуя отрасли хозяйства жителей Междуречья, уметь объяснять, почему именно орошаемое земледелие и ремесло хорошо были развиты на данной территории.

Линия 4. Нравственное самоопределение.

При оценке исторических явлений уметь определять и аргументировать свою личную позицию в отношении действий правителей Древнего Междуречья.

Обязательный минимум содержания: переход на ступень цивилизации жителей Древнего Междуречья ( Древнее Междуречье, орошаемое земледелие, города-государства, свободные граждане и рабы, царская власть, клинопись).

Второе значение понятия цивилизация (культурная общность).

План урока:

I. Проблема урока: почему Междуречье и Египет называют разными

цивилизациями?
II. Поиск решения проблемы:

Особенности цивилизации Междуречья как общности людей.

1. Состав народов и государств.

Примерный вывод по проблеме: на территории Междуречья в отличие от Египта, где проживал один народ, существовало несколько народностей (шумеры и семитские племена) и много городов-государств.

2. Традиции культуры.

Примерный вывод по проблеме: у шумеров и египтян разная письменность и иное представление о загробном мире, особые достижения в области науки и искусства. Это указывает на то, что цивилизация Междуречья отличается от цивилизации Древнего Египта.

3. Особенности государственной власти.

Примерный вывод по проблеме: в отличие от Египта, где фараон считался царём и богом, в Междуречье царь был правитель и жрец, наместник богов. Это позволяет сделать вывод о том, что Египет и Междуречье разные цивилизации.

4. Правила отношений между слоями общества и основы хозяйства.

Примерный вывод по проблеме: в Междуречье, как и в Египте, общество делилось на простых земледельцев и знатных. Хорошо были развиты орошаемое земледелие, ремесло и торговля, которая, в отличие от Египта, была связана с обменом товаров на строительный лес и медь.


Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Формирование УУД, Технология оценивания .

Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы

– Мы начинаем изучать новую главу: Древние цивилизации Азии. Её

первый параграф вы читали дома, и

называется он:….

– Какое время он охватывает? 1.

Смотрим «ленту времени» на с. 80.

– Как вы думаете, почему эта цивилизация называется Междуречье? 1.

– Рассмотрите карту на с. 79. Историю, какой цивилизации мы с вами уже изучили?

– Что интересного вам запомнилось? 1.
– Далеко на Восток от Египта, там, где две реки Тигр и Ефрат впадают в Персидский залив, жили шумеры.

Показываем на большой карте называемые объекты.

– Долгое время историки считали,

что самое древнее государство на нашей земле – Египет. Но после археологических раскопок в долине рек

Тигра и Ефрата учёные, словно в один

голос, сказали: «История начинается

в Шумере».
– Давайте с вами узнаем, что так

удивило Антошку, когда он рассматривал иллюстрации памятников

Древнего Междуречья. Откроем с. 80.

Начинаем вслух читать разговор Антошки с Археологом.

– Какой вывод сделал Антошка? 2.
Фиксирует на доске мнение Антошки:

Антошка:

Междуречье такая же цивилизация, как и Египет.
– Дальше читаем.

– Какое мнение высказал Археолог? 2

Фиксируем на доске мнение Археолога:

Археолог:

Междуречье и Египет – разные цивилизации.

– Какое противоречие смутило Антошку? 2


– Какой возникает вопрос в связи с

выявленными противоречиями? 1

Основной вопрос урока фиксируем на доске:

Почему Междуречье и Египет называют разными цивилизациями?

– «Цивилизация в Междуречье».

– Третье тысячелетие до нашей эры.

После предварительного чтения могут сказать, что название связано с тем, что она образовалась в долине двух рек между Тигром и Ефратом.
– Мы изучили цивилизацию Древнего Египта.

Вероятнее всего, скажут, что это пирамиды, храмы.

Находят реки Тигр и Ефрат, территорию Междуречья на карте,

с. 51.


Один из учеников читает вслух

текст до слов: «…цивилизованные

люди!».

– В Древнем Междуречье, как и в Египте, умели строить пирамиды,

значит, там тоже была цивилизация. 2

Другой ученик читает текст до конца.

– Междуречье другая цивилизация. 2
– Антошке непонятно, почему Междуречье и Египет считают разными

цивилизациями, если люди, проживающие в Междуречье, как и египтяне, умели строить пирамиды. 2

– Почему Междуречье и Египет называют разными цивилизациями? 1



Регулятивные УУД:

  1. Определять цель – проблему.

  2. Выдвигать версии

  3. Планировать деятельность

  4. Работать по плану

  5. Оценивать степень и способы достижения цели


Познавательные УУД:

  1. Находить информацию в разных источниках.

2. Выделять главное

3. Определять понятия

4. Анализировать , доказывать

5. Сравнивать

6. Владеть смысловым чтением, вычитывать разные виды информации

7. Делать выводы
Коммуникативные УУД:

1. Умение вести диалог с автором


Версии

– Какие у вас есть предположения,

версии решения проблемы? 2

Фиксируем основные версии на

доске:

1) другой народ,

2) другие традиции культуры,

3) другие особенности государственной власти,

5) другие правила отношения между людьми.

Данные версии можно объединить в одну – разные особенности цивилизации во всех четырёх сферах общества.

Предполагаемые версии: 2

– говорили на другом языке (другой народ);

– другой способ ведения хозяйства;

– разная культура;

– иной способ управления государством;

– иные порядки в государстве.




Актуализация знаний

– Чтобы проверить версии, нам надо

вспомнить основные понятия и факты, связанные с историей возникновения и развития цивилизаций.

– С помощью словаря объясните

значение слов 3: государство, граждане, деспотия, религия, иероглифы,

искусство.

– По описанию узнайте понятие: 3.

«Со временем люди научились копать большие каналы от реки, строить

Дамбы, плотины и в жаркие месяцы

подавать воду на поля.

– Как оно могло повлиять на историю людей? 2

– Мы с вами уже знакомы с цивилизацией Древнего Египта. Давайте

вспомним особенности ведения хозяйства, религии и положения фараона в Древнем Египте. 2.
– Мы с вами уже знакомы с цивилизацией Древнего Египта. Давайте вспомним особенности ведения хозяйства, религии и положения фараона в

Древнем Египте. 2

-Заполните таблицу из раздела «Вспоминаем то, что знаем» с. 80. 2

С помощью словаря во фронтальном диалоге объясняют ключевые

признаки понятий. 3

– Это орошаемое земледелие.

– Сеть каналов и дамб составляла

оросительную систему.

– Орошаемое земледелие способствовало увеличению урожая, но одному человеку или семье невозможно

было построить дамбу или прорыть

канал. Поэтому люди стали объединяться и образовывать большие поселения, которые стали центрами власти, хозяйства и культуры. Так появились города. 2


Заполняют таблицу колонку «Египет» 2




Планирование деятельности

– Что надо узнать, чтобы найти решение проблемы? 3

Фиксирует план действий на доске:

Надо узнать:

1. Особенности цивилизации Междуречья в каждой сфере общества.

2. Выявить отличия Междуречья от Египта.


– Узнать особенности цивилизации

Междуречья в разных сферах общества и посмотреть, чем она отличается от Древнего Египта, и на основе

этого сделать вывод, почему их считают разными цивилизациями. 3




Поиск решения проблемы. Открытие нового знания.

– Сейчас мы с вами попробуем доказать, что жители Междуречья взошли на ступень цивилизации. 4 Для этого нам необходимо найти факты (пункт 1), подтверждающие наличие основных

признаков, и записать их в таблицу. 2

Потом мы сравним эти факты с тем,

что было в Египте, и выясним сходство и отличия. 5

Прочитайте пункт 1 используя, используя продуктивное чтение (см. с. 9 учебника) 1


Читают пункт 1, заполняют таблицу – колонка «Междуречье»








– По карте на с. 51 назовите города-государства Междуречья. 1.Чтобы

выполнить это задание, что следует

внимательно изучить?

– Какой признак цивилизации подтверждает эти факты? 2

– По рисунку на с. 44 определите отрасли хозяйства жителей Междуречья. С помощью текста на с. 80 объясните, почему это было возможно в

Междуречье. 1,2

– Сравните с Египтом. Есть ли что-то

общее в хозяйственной деятельности жителей Междуречья и Египта? 1,2
– Что можете сказать о правилах отношений между слоями общества? 2
– Итак, наличие орошаемого земледелия, ремесла, торговли, а также деление общества на отдельные слои

подтверждают признаки цивилизации? 7
– Используя текст на с. 80–82, найдите признаки цивилизации в сфере культуры: письменность,

религия,

искусство,

наука.

– Что можете сказать о религиозных

представлениях древних шумеров? 1,2

– Отличаются ли они от представлений древних египтян?



Работают с картой, используя условные обозначения (легенду карты). 1
– Легенду карты.
– Наличие городов-государств.

– Наличие рек Тигр и Ефрат позволяло заниматься земледелием. На

юге Междуречья условия для земледелия были менее пригодными, поэтому там люди освоили орошаемое

земледелие, как в Египте. Хорошо

были развиты ремесло и торговля. То же самое мы можем наблюдать и в

Египте.
– Общество делилось на простых земледельцев, знатных людей и жрецов,

а также использовался труд рабов. Все жители Междуречья обязаны были отдавать часть выращенного

урожая правителю. 2

– Да, в хозяйственной и общественной сфере мы наблюдаем признаки

цивилизации, как и в Египте.


Дети индивидуально, самостоятельно работают с текстом учебника на с. 80–82, записывают необходимые факты в таблицу.

Делают вывод о том, что у шумеров и египтян разная письменность и иное представление о загробном мире. Это

указывает на то, что цивилизация

Междуречья отличается от цивилизации Древнего Египта







– В чём отличие государственной

власти в Междуречье от власти фараона в Египте? 1,2

– Можем ли мы найти что-то общее?
– Вспомните, какова была власть

фараона в Египте?

– Объясните особенности государственной власти в Междуречье. Можем ли мы выделить какие-либо отличия от Египта – Вспомните, какова была власть

фараона в Египте?

– Объясните особенности государственной власти в Междуречье. Можем ли мы выделить какие-либо отличия от Египта?
– Итак, мы с вами доказали, что жители Междуречья взошли на ступень

цивилизации.

– Из таблицы видно, что и Междуречью и Египту свойственны свои особенности в каждой сфере общества.

– Используя данные таблицы, попробуйте составить второе определение понятия цивилизации как общности людей. Запишите в тетрадь,

проверьте себя по словарю. ТОУУ

Оцените, применив алгоритм самооценки 5

– И в Междуречье, и в Египте государственная власть напоминала деспотию.

– И в Междуречье, и в Египте государственная власть напоминала деспотию.

– Фараон – живое воплощение бога

на Земле.

– В Междуречье правителя называли царём-жрецом. Сам он себя считал

наместником богов на Земле. Царь

собственноручно издавал законы, а

чиновники и жрецы называли себя

«рабами царя», что означало полное

подчинение царской власти.





Выражение решения проблемы

– Какой ответ на основной вопрос

урока мы можем дать?7

Примерный вывод по проблеме:

– Междуречье и Египет называют разными цивилизациями, потому что каждой из них свойственны особые

традиции и достижения во всех сферах общества.7




Применение нового знания

-Чем путь Древнего Междуречья похож на путь Древнего Египта? 2

- Какие действия правителей Древнего Междуречья недопустимы, на ваш взгляд, в наши дни XII века? 1

- Продолжите заполнять таблицу «Религии Древнего мира». 1,2,3




Личностные УУД:

1. Аргументировано оценивать свои и чужие поступки

Домашнее задание

– Как вы думаете, о чём может рассказываться в нашем следующем параграфе с названием «Законы Вавилонского царства»?

– Проверьте свои предположения,

прочитайте § 13 и подготовьте ответы

на вопросы из раздела «Вспоминаем то, что знаем».



































































Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок 16 iconУрок конкурс 10. Интегрированный урок >11. Межпредметный урок 12....
Изменение временных рамок, оптимальный временной вариант –1,5 астрономических часа. (Нерегламентированный урок)
Урок 16 iconРасписание звонков: 1 урок 00 45 2 урок 55 10. 40 3 урок 10. 50 11....
Муниципальное образовательное учреждение «Домозеровская средняя общеобразовательная школа» расположена по адресу: 162645, Вологодская...
Урок 16 iconУрок формирования знаний
Конференция, урок-диспут, урок-лекция, урок-экскурсия,, урок-поиск, урок снежный ком и др
Урок 16 iconТехнологическая карта развития творческих способностей учащихся на уроке
Уроки когнитивного типа: урок-концепт, урок-наблюдение, эксперимент, исследование объектом, лабораторный урок, урок конструирование...
Урок 16 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Наряду с обычными уроками я провожу следующие формы уроков: урок-исследование, урок-экскурсия, урок-путешествие, урок-обзор, урок-расследование,...
Урок 16 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Современный рынок труда. 28 урок. Пути получения профессии. 29 урок. Навыки самопрезентации. 30 урок. Стратегия выбора профессии....
Урок 16 iconУрок пресс-конференцию, урок-викторину, урок-соревнование, урок-презентацию...
Зачастую дети принимают все, что видят по телевизору и в Интернете, за чистую монету. Они не всегда умеют распознать манипулятивные...
Урок 16 iconУрок немецкого языка Классный час Урок химии Урок химии Уроки химии...

Урок 16 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обосновывается ли место данного урока в теме, разделе, курсе, его тип (вводный урок, урок изучения, урок закрепления изученного ранее...
Урок 16 iconУрок – последний урок в теме. Учебный предмет
Урок входит в тематический блок "Россия первой четверти XVIII века", проводимый урок – последний урок в теме
Урок 16 iconУрок русского языка в 6 классе «Словари копилки слов»
Данный урок- это один из нетрадиционных уроков, который можно проводить как вводный, так и обобщающий. Примером обобщающего урока...
Урок 16 iconУрок обобщающего повторения и систематизации знаний, урок проверки...
Типы уроков определяются, исходя из дидактических задач, и могут быть: вводный урок, урок предъявления и изучения нового учебного...
Урок 16 iconУрок с 55ч до 10. 40ч. 3 урок с 11. 00ч до 11. 45ч. 4 урок с 12....
Дополнительные каникулы для обучающихся первых классов: с 18 февраля по 25 февраля – 8 дней
Урок 16 iconУрок русского языка в 7 классе "Одна и две буквы н в суффиксах причастий"...
Добрый день! Сегодня у нас необычный урок. Урок вкусный и интересный. Я приглашаю вас на кулинарный поединок
Урок 16 iconУрок в начальной школе с использованием технологии ркмчп
Автор рассматривает особенности видов проблемного урока: урок версионного характера; урок сравнительно-обобщающего характера; урок...
Урок 16 iconУрок в начальной школе с использованием технологии ркмчп
Автор рассматривает особенности видов проблемного урока: урок версионного характера; урок сравнительно-обобщающего характера; урок...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск