Урок должен быть встречей





Скачать 495.88 Kb.
НазваниеУрок должен быть встречей
страница1/3
Дата публикации03.07.2014
Размер495.88 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Право > Урок
  1   2   3


Проблемы духовно-нравственного воспитания и образования 1

http://www.teologia.ru/www/chtenia/2004/sobranie/chtenia/2/3.htm 17

Пленарный ДОКЛАД 17

Выступление во Владивостокской епархии 19 мая 2004 г
http://www.teologia.ru/www/chtenia/2004/sobranie/chtenia/p2/1.htm

Янушкявичене Ольга Леонидовна,
автор учебника «Основы нравственности» (г. Вильнюс)

выступление на СЕКЦИИ 2 «Содержание общего среднего образования в контексте духовно-нравственного возрождения России».


Проблемы духовно-нравственного воспитания и образования


Я начну с особенностей преподавания православной культуры в разных возрастных группах.

Во-первых, могу сказать, что в наше время большой интерес вызывают методические разработки уроков по православной культуре, т.е. готовые уроки. Там даны вопросы, задания, и педагог их применяет на уроке. Конечно, это необходимо, и я сама пишу подобные методические пособия, но здесь таится и опасность. Поясню: философ Бахтин характеризовал определенное поведение, как поступок. Поступок - это какое-то действие, которое человек совершает и за которое несет ответственность. Так вот настоящий урок в принципе можно назвать поступком человека. И когда человек совершает этот поступок проведения урока по православной культуре, он берет на себя очень большую ответственность. Помните, апостол Иаков писал: «Немногие становитесь учителями, ибо все мы много согрешаем». Вчера была встреча с директорами школ, и ваш Владыка говорил о том, что учитель несет ответственность за каждого ребенка, с которым он общается. Каждый ребенок - это, безусловно, целый мир. Наши святые отцы говорят, что человека можно назвать микрокосмосом. И вот ребенок, таящий в себе целый мир, приходит к тебе, и от тебя зависит очень многое. Представляете, как это страшно!

Если говорить об уроке православной культуры, то по-настоящему такой урок должен быть встречей, ведь вы встречаетесь с живыми конкретными ребятами. В какой-то степени, можно сказать, что урок православной культуры сродни объяснению в любви. Человек, дерзающий говорить о Православии, должен носить любовь к Богу и к этим детям в сердце. Если этого нет, то тогда нужно подождать, перед тем как начинать преподавать уроки православной культуры. Но вот может ли быть объяснение в любви по сценарию? Представим себе такую ситуацию: ты встречаешься со своей любимой девушкой и начинаешь говорить по готовому сценарию. Конечно, когда готовишься к уроку, надо продумать каждое слово и задание. Но, все это продумав, прийти к детям живым. Это очень важно, потому что уж лучше бы вообще ничего не говорить, чем навсегда отбить у детей интерес к этому предмету. А интерес к вашему уроку может быть только тогда, когда у вас будет живое общение с этими детьми. Конечно, нужно продумывать урок, готовиться к нему, но возможно на уроке придется говорить совсем о другом – о том, что в данный момент актуально для этих детей.

Теперь поговорим о том, как же вести этот урок. Мы знаем, что раньше была педагогика формирования. В советское время существовал образ строителя коммунизма, и все педагоги должны были формировать из детей строителей коммунизма. Сейчас от той педагогики формирования уже отказались. Теперь педагогика направлена на развитие таланта ребенка. Очень много говорится об индивидуальном подходе, о том, что у каждого ребенка есть множество талантов, и мы должны добиться, чтобы ребенок мог потом в своей жизни эти таланты проявить. Но при этом почти не говорится о том, куда он направит свой талант. Понимаете, Сахаров в свое время сделал водородную бомбу, в чем потом всю жизнь каялся, а он был, безусловно, талантливым человеком. А куда наши дети направят свои таланты? Например, фашисты даже вешали талантливо. У них ценилось искусство повесить человека так, чтобы это было красиво, аккуратно и т.д. Понятно, что такое направление для применения талантов совершенно не подходит.

Если говорить конкретно об уроках православной культуры, то о каких талантах тут идет речь? Что мы должны развивать? В связи с этим можно было бы вспомнить еще один педагогический принцип - становление становлением: педагог ищет сам и своим поиском увлекает другого. На самом деле духовные истины нельзя преподавать в виде каких-то логических формулировок. Конечно, можно сформулировать, что Бог есть любовь, свет и т.д., можно привести огромное количество цитат из творений Святых Отцов, которые будут совершенно правильными, но до сердца не дойдут. И тогда этот урок будет никому не нужен, а это, как я уже говорила, самое страшное. Но святые отцы говорят о том, что огонь, который горит в сердце человека, переливается из сердца в сердце. И если у вас есть любовь к Богу, если вы ею горите, то эта любовь может перелиться в другое сердце. Безусловно, без помощи Бога ребенок не станет верующим человеком. Но увлекает именно поиск: не какие-то истины, не какие-то знания, а поиск, живое общение, ведущее ребенка по верному пути.

Сейчас очень много говорят о компьютерных технологиях. Я сама закончила курсы в Свято-Тихоновском институте по преподаванию по интернету. Вот, кстати, курс по возрастной психологии мы со следующего года совместно со Скляровой Татьяной Владимировной будем вести по интернету, но я могу точно сказать, что никогда компьютер не заменит педагога. Обучение ведется на более глубоком уровне, чем просто на визуальном, когда что-то выписывается на доске или показывается на экране. Я являюсь доцентом нашего Педагогического Вильнюсского университета и преподаю математику, и могу сказать, что чувствую: понимают ли меня студенты и, как правило, это чувство позволяет понять, что им надо сказать, чтобы они в конце концов поняли. Тем более важен этот принцип по отношению к духовным, нравственным дисциплинам, то есть если у вас есть духовная жажда что-то такое рассказать детям, то даже если вы почувствуете, что они что-то не воспринимают, Господь вам поможет, и вы найдете слова, найдете пути, чтобы все-таки достучаться. И не так уж и страшно, что один или два урока будут неудачными, понимаете, все равно можно достучаться.

Я помню, что когда я только начинала преподавать, я пришла в старшие классы, и один из них я дома, когда приходила, называла просто бандитским. Там были дети, одиннадцатиклассники, уже достаточно большие, а мои собственные дети были тогда еще маленькими, и я их немножко побаивалась. Знаете, когда какой-нибудь такой дядя, почти в два метра, вдруг возвышается над тобой и что-то говорит, просто страшновато делалось. Что они выделывали на моих уроках, описать сложно, а я все равно пыталась учить их. В конце концов, этот класс оказался замечательным. Мы с ними подружились, и из этого класса четверо девочек крестилось. Я однажды встретила на остановке одного парня из этого класса и сказала: «Какой у вас хороший класс», а он мне говорит: «Ой, что вы, только на вашем уроке мы так себя ведем. Что мы делаем на других уроках, это представить трудно, но было там всякое». Это я говорю тем педагогам, которые придут в класс с лучшими намерениями, а их так встретят. Не унывайте, на самом деле все возможно. С этим классом у меня было разное. Мы с ними вроде бы подружились, а потом я прихожу, начинаю говорить, а они опять не слушают. Знаете, я так расстроилась, отошла к окну и даже заплакала. Мальчик, которого я перед этим пыталась из класса выгнать, сам ушел, и урок прошел в полной тишине. На самом деле, если вы будете живым человеком, без какой-то наигранности, без позы, то обязательно все наладится и устроится.

Теперь о том, что мы можем сделать. Психолог Абрамова в своей книге «Возрастная психология» пишет: «Духовная помощь отличается от помощи психологической, как сущность человека отличается от проявления его «я». Духовная помощь может быть понята как помощь в обретении человеком совести, свободы, ответственности, веры и любви к Богу». Собственно это то, что мы пытаемся осуществить на уроках православной культуры. Все мы понимаем, что не перечисление каких-то догматов или изучение устройства храмов является нашей целью, а именно «помощь в обретении человеком совести, свободы, ответственности, веры и любви к Богу», насколько все это возможно под влиянием другого человека. Сколько бы психологических теорий не было на свете, они не могут пройти мимо факта духовной работы человека: чем она может быть вызвана? какова в ней роль другого человека? Надо сказать, что хорошие педагоги фиксируют следующее: они могут в каком-то смысле властвовать над детьми, т.е. они приходят и чувствуют, что дети за ними идут. И многие православные педагоги говорят о том, что с этим соблазном вести детей за собой надо на самом деле бороться. Нужно отходить в сторону, чтобы путь детей пролегал не за тобой, а к Богу, так, чтобы человек обретал совесть, свободу, ответственность, веру и любовь. И вот опять же могу сказать, что вести за собой мы не можем, но мы должны дать пример собственного поиска. Если мы ищем в своей жизни Бога (а мы никогда не можем сказать, что нашли Его, пока мы пребываем на этой земле), то если мы честно ищем и пытаемся быть совестливыми, дети это воспримут, и так мы и будем их обучать.

Каждый человек должен стремиться искать, и этот поиск обладает большим потенциалом энергии. Неслучайно Серафим Саровский говорил: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». Он не говорил, что, чтобы спасать, нужно прийти и всем сказать: «Давайте спасайтесь! И вы спасайтесь! И вы спасайтесь!» Он говорил «Ты стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». Мы должны искать, и тогда и мы станем интересными, и наш поиск может кому-то помочь.

Чем христианство принципиально отличается от других религий? В христианстве Бог является личностью, и в самой онтологической сущности Святой Троицы лежит понятие Ипостаси, т.е. личности. И поэтому настоящая православная педагогика может быть только встречей личности с личностями. Если человек, сознавая свою немощь, обращен в меру своих сил к Богу, а также к ребенку, как к образу Божию, то любовь подскажет, как поступить в каждой конкретной ситуации. Главное при этом помнить, что не ты спасаешь ребенка, от его спасения зависит и твое, т.е. мы пришли не для того, чтобы всех облагодетельствовать, а для того, чтобы исполнить свой долг. Дал нам Бог возможность сказать что-то хорошее, так вот скажем так, чтобы это не было нам в осуждение.

И еще в православной педагогике (да и в светской тоже) в настоящее время много говорится о личностном подходе, т.е. о том, что мы должны к каждому ребенку подойти индивидуально. Но, знаете, наверно, в православной педагогике нужно еще сказать о личностном подходе в том смысле, что и сам преподаватель является личностью со своим багажом знаний, с какими-то определенными талантами. И вот я думаю, что на самом деле урок православной культуры нужно варьировать в зависимости от того, кто его преподает. Я помню: в свое время ныне покойный о. Глеб Каледа говорил о том, что он обучает детей православной культуре при разглядывании минералов. Он был доктором геологических наук, и они разглядывали в микроскоп минералы, и таким образом он им доказывал, что есть Бог. Но понятно, что если человек не геолог, то вряд ли у него такое получится. Однако каждый из нас несет какой-то свой багаж знаний, и совершенно не нужно стесняться немного отойти от программы и говорить о том, что тебе близко. Те слова, которые мы произносим для детей, должны быть нашими, как объяснение в любви: ты продумал, ты боялся, как же я скажу это все, а потом в конце концов что-то сказал, может быть, даже не самым лучшим образом, но это были твои слова. И урок тоже должен быть вашим: слова должны быть запечатлены в вашей душе. Вы можете даже за докладами последить, если вы сами не педагоги или уже забыли, как вы были учениками. Если выступают с докладом, то обычно чувствуется: пропустил ли человек его сквозь сердце или просто набрал красивых цитат и зачитывает их перед слушателями. Те доклады, которые прочитываются, не задевают. И для этого урока очень важно, чтобы те слова, которые вы произносите, были вашими.

Теперь поговорим о конкретных методических приемах для разного возраста.

Понятно, что самое лучшее воспитание ребенок получит в той семье, которая является церковной, т.е. если брак венчанный. Если во время беременности женщина ходила в церковь, исповедовалась, причащалась, то это как нельзя более гармонизирует ее внутренний мир, и тем самым оказывает влияние на ее ребенка.

Надо сказать, что на 17-й неделе ребенок в утробе матери уже слышит. Раньше почти не было людей без слуха, а сейчас музыкальный слух есть у немногих. Это связано с тем, что раньше русский человек приходил в храм, и ребенок уже в утробе матери приобретал музыкальный слух. Когда ребенок родится, надо понимать, что хоть он и лежит в кроватке, на самом деле он уже обучается. После того как ребенок родился, очень хорошо, если малыша приносят в церковь. Там он слышит ту музыку, которая гармонизирует все его внутренние процессы, которая воспитывает его музыкальный слух. В крайнем случае, можно классику ставить - тоже помогает для воспитания слуха.

Очень хорошо, если у кроваточки висят иконки, если ребенок вовремя крещен и причащается. Это все воспитание. Все эти образы наполнены вечностью. Икона несет в себе отблеск вечности. Я помню, в свое время мне подарили фотографию, которая была сделана с рисунка, воссозданного по плащанице. Ну, я, конечно, необыкновенно обрадовалась такому подарку и поставила эту фотографию среди икон. Но когда я начала молиться, вдруг поняла, что, глядя на это изображение, я молиться не могу, потому что все-таки тот художник, несомненно талантливый и умелый, создал фотографию человека по тем контурам, который ему были даны. А вот икона – это окно из того вечного мира, и этот отблеск вечности, конечно, важен и для нас для всех, когда мы пытаемся в эту вечность обратиться, но так же он необыкновенно важен и для ребенка. Представляете, он еще только родился, а уже весть из вечности рядом с ним, у его кроватки, а надо сказать, что маленький ребенок все запечатлевает. И если мама рядом читает вслух молитвы, если его брызгают святой водой, если рядом идет церковная жизнь - это лучшее воспитание.

Вчера мне сказали, что я не коснулась роли отца в воспитании ребенка. На самом деле роль отца не менее важна, чем роль матери, особенно в воспитании мальчиков роль отца никоим образом не может быть недооценена. Вообще говоря, в первые три года ребенок ближе к матери, хотя хорошо, если отец присутствует и при родах. Сейчас мужу разрешено присутствовать при родах. Если он поддерживает мать, помогает ей (при этом не обязательно все смотреть, и в критические моменты его из той комнаты в роддоме на полчасика выводят, потому что не всем мужчинам по силам все увидеть), если он эти страдания разделил с женой и потом этого ребеночка увидел и прижал к груди, в нем пробуждается отцовство, которое, честно скажу, в большинстве наших мужчин спит, а ведь это тоже дар Божий быть отцом, это необыкновенная милость Божия к человеку. Но чтобы растить дитя, его нужно ощутить своим, и такие моменты этому способствуют. Сейчас бывает после родов, если жена ослаблена, ребенка даже кладут на грудь к мужчине, чтобы он ощущал родного человека, а не какие-то жесткие и холодные пеленки.

И потом ребенок, конечно, ближе к матери, но забота отца, его участие, его любовь тоже очень важны и должны быть запечатлены ребенком. А вот начиная с трехлетнего возраста, особенно в воспитании мальчиков, уже важна именно роль отца. Одна мать не в состоянии дать мальчику полноценное воспитание. Конечно, в церкви это в какой-то степени компенсируется общением со священником, потому что ребенку нужен образ мужчины, и церковное духовничество до какой-то степени роль отца компенсирует. Но, безусловно, если есть родной отец, то это дар Божий ребенку, который так велик, что его значение оценить трудно. И ребенок запечатлевает мужской образ жизни. Конечно, очень жаль, что в наше время мужчины дома чаще всего никак себя не проявляют. Помню, одна маленькая девочка легла на диван и лежа говорит: «Я лежу, как папа», а потом подумала, подумала и говорит: «Только я не все время лежу». И понятно, что если мальчик запечатлеет такой образ, то, наверное, - это не самое лучшее, что отец мог бы ему передать.

Даже если предположить, что папа ведет деловую жизнь, занимается бизнесом или наукой, если его дело не заключается в том, чтобы что-то паять, сверлить и так далее, то на самом деле для воспитания сына он мог бы научиться это делать и мальчишку этому научить. Понимаете, то, что наши мальчики такие инфантильные и вообще не могут ничего сделать, - это вина отцов. Мужья часто дистанцируются от воспитания, вешают все на жену, потом говорят: «Вот! Ты не так воспитала сына. Посмотри, какой он рохля, ничего делать не умеет, даже гвоздя забить». И всегда в таких ситуациях думается: а кто должен был с мальчиком забивать гвоздь? Почему этому должна учить жена? Она сама гвозди забивать не умеет.

Основная задача с трех до шести лет - приучить ребенка к делам милосердия. А делам милосердия можно научить только конкретным примером: вместе с мамой пошли, помогли бабушке, старенькой соседке. Ведь как сказано в Евангелии: «Жатвы много, делателей мало», и людей, которые нуждаются в твоей конкретной помощи, масса. Можно, конечно, мимо них пройти, сославшись на занятость, на то, что тебе надо побыть с ребенком, а можно вместе с ребенком помочь, и это будет самое настоящее воспитание.

Так вот если говорить о возрастных особенностях, то это возраст, когда ребенок уже может ходить в воскресную школу, и в детском садике уже вполне можно говорить о Боге, то есть давать основы православной культуры.

Сразу скажу, что если посмотреть на европейскую культуру, то она вся построена на Евангелии, на Библии. И человек будет совершенно неграмотным, если не будет знать библейских сюжетов. Он придет в Эрмитаж и не поймет, что изображено на картинах. Помню, в свое время я была в Ватикане (это было еще в советское время, я как математик была там на конференции). И было так стыдно, что советские туристы не знают библейских сюжетов. Им говорят, а они смотрят, как баран на новые ворота, и это ужасно. И я думаю, что можно попытаться нашим чиновникам ответить, что, не зная Евангелия, не может человек быть культурным, по крайней мере, на территории России или Европы. Может быть, в Китае не так важно знание Евангелия, потому что у них своя культура, но у нас это обязательно

У нас, как я уже говорила, разработан трехгодичный курс. В первый год мы даем основные сведения из Евангелия, второй год - это изучение основных церковных праздников. Потом, так как у нас этот курс прорабатывался еще в воскресной школе, год знакомства с молитвами, но в детском садике это можно опустить (однако если есть возможность разговора о Евангелии и о церковных праздниках, то это уже достаточно полный курс). Единственное, на что стоит обратить внимание, - педагогу не стоит затягивать рассказ. В идеале он должен длиться минут 15, а потом лучше делать поделки, связанные с темой урока. Есть много вариантов разных поделок. Мы стараемся дать какую-то нравственную окраску тому, что дети делают. Вот, например, когда рассказывалось о Преображении, после этого мы «восходили» с ребятками на гору. У нас на листке ватмана была нарисована гора, на вершине которой светило солнце, и на эту гору нужно было взойти. Но хотя к вершине горы вела дорога, на этой дороге лежали всякие черные камни, которые назывались так: «непослушание», «вранье», «драка». С детьми надо играть и говорить им самые глубокие вещи на их языке. И мы говорим им, что если эти камни лежат, то на гору никак не пройти, но зато у нас были белые цветы, и на них было написано, например, «послушание», их надо было вырезать и заклеить этим цветком черный камень, и тогда через него уже можно было пройти. Там, где было написано «драка», можно было заклеить цветком «миролюбие»; там где «вранье», можно было заклеить цветком «правдивость» и так далее. И мы на эту гору поднимались и ощущали, что к Богу, к Преображению, к Свету не подняться, если такие вот черные камни нам мешают.

Вот такие поделки мы делаем на каждом уроке. Когда мы говорили о днях творения, мы делали кубик. И этот кубик мы оформляли так, чтобы каждая грань изображала определенный день творения, вырезали определенные предметы или растения, или животных, которые относились к этому дню творения. Вот, например первый день творения: «В начале сотворил Бог небо и землю, земля же была безвидна и пуста и тьма над бездною. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог, что он хорош. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один». Сначала мы на кубик клеим тьму, которая была над бездной, т.е. темную бумагу на всю грань кубика наклеиваем, а потом мы хотим свет наклеить: берем желтый лист бумаги и полкубика нам нужно заклеить. Мы вырезаем треугольник, разрезаем его на всех деток и говорим: «Давайте, наклеим свет. Каждый из вас знает тайну: вы знаете, что есть Бог, и что Он нас любит. И вот давайте мы лучики этой любви постараемся наклеить на кубик». Ну, детки, хоть про любовь послушали, но клеят все равно сикось-накось, друг друга отталкивают, каждому нужно свой лучик первому наклеить. В результате получается, что лучик находит один на один, а тьма на этой части кубика в большинстве своем остается. Тогда я говорю: «Понимаете, ребяточки, когда мы доброе дело хотим сделать, когда мы о любви Божьей хотим рассказать, мы не должны ссориться. Видите, вы друг с другом ссорились, и что получилось. Тьма, как была, так и осталась. Давайте, мы будем уважать друг друга, давайте мы будем любить друг друга, уступать друг другу». И вот тогда мы делаем второй кубик: тоже сначала обклеиваем его тьмой, а потом, не толкаясь, эти лучики приклеиваем. И можно сказать деткам так: «Тьма скрылась потому, что никто никого не толкал, и если мы будем всегда так делать, то тогда в мире будет больше света. А если мы начнем толкаться да ссориться, тогда хоть и есть у нас свет, но будет он маленьким лучиком». Вот такие поделки мы делаем в воскресной школе.

В светской школе можно говорить о Евангелии, о праздниках, а вот что касается таинств, обрядов, то, конечно, говорить об этом было бы безумием, потому что дети не церковные. Они бы ничего не восприняли, и был бы только вред. У нас при храме есть воскресная школа, там 130 человек (всего шесть возрастных групп). Есть даже старшая группа, начиная с 18 лет и дальше - это уже сотрудники и друзья. Они часто и с малышами работают, организуют праздники. Это ребята, которые уже действительно трудятся во славу Божию. Безусловно, наша воскресная школа во многом на них опирается. Делателей-то мало, и когда эти делатели наконец-то подросли - это большая радость для всех в воскресной школе и для них тоже, ведь служение свое человек должен принести в храм, иначе зачем столько лет говорили о чем-то хорошем.

С 7 до 10 лет - это возраст младшей школы, и здесь преподавание не меняется принципиально по своему типу. Понятно, что дети подрастают к этому времени. И сейчас я буду говорить о том, что делается именно в светской школе. Мы по-прежнему изучаем сначала Евангелие, затем праздники. Праздники - это достояние русского народа, и без праздников русский человек не был бы русским, и не думаю, что все эти вещи было бы запрещено преподавать, если уж речь идет о православной культуре. Так вот, так как в школу, как правило, приходят дети, не прошедшие воскресную школу, мы с ними фактически начинаем заново. Первый год я преподаю по книжечке «Дерево доброе». В ней излагаются основы православного вероучения, и это все сопровождается заданиями. Задания, по сравнению с дошкольниками, усложняются, потому что ребенок уже должен что-то написать, о чем-то подумать. Вот, например когда рассказывается притча о милосердном царе и злом рабе, в задании есть две колонки, и нужно ребеночку за собой понаблюдать и написать, когда он простил своего друга, когда не простил. То есть здесь более сложные задания, потому что семилетки уже многое понимают и вполне можно с ними серьезно общаться.

Я начинаю преподавание с книги «Дерево доброе», на нее обычно уходит год или даже чуть больше. Знаете, я обычно не тороплю события: если так получилось, что нужно было поговорить о чем-то другом, и мы не успели, ну тогда можно закончить и в следующем году. А если кто-то хочет жестко придерживаться программы, можно что-то сократить, и в принципе ее можно за год пройти.

Я в составе авторского коллектива занималась разработкой типовой программы по православной культуре. Сейчас программ много, и, на мой взгляд, удачные программы собраны в сборнике издательства «Покров»: там представлен ряд авторов и несколько программ подобрано по классам, моя программа там тоже есть. В первом классе преподавание можно построить по книге «Дерево доброе», а во втором - год посвящен изучению церковных праздников. Хотя пока еще нет хорошего учебника на эту тему, но даже при отсутствии учебника, каждый праздник можно очень интересно описать, и, как правило, дети это хорошо воспринимают.

В первом классе у меня дети пишут и рисуют в этой книжечке «Дерево доброе», и они сидят тихо. Я не претендую на полноту, рассказывая о своем опыте, и, может, у кого-то есть такие дети, что весь урок сидят и слушают, но у меня не такие и, как правило, им нужно найти какое-то занятие. Еще 15 лет назад они действительно могли довольно долго слушать, но сейчас они шумные, и им надо руки чем-то занять, иначе у них будет явный дискомфорт, и в результате шум на уроке. Как я уже сказала, по «Дереву доброму» мы работаем год, а потом желательно завести тетрадочки, и к этому надо очень серьезно подойти, потому что это тетради по особому предмету. Надо предупредить деток: «То, что вы здесь запишете, очень важно, потому что это связано с сердцевиной нашей духовной жизни. Неизвестно, что будет через много лет. Может быть, когда у вас собственные детки родятся, вдруг нельзя будет об этом говорить, а вы им свои тетрадочки покажете и расскажете, так как без этого жить нельзя». И знаете, они очень ответственно относятся к своим тетрадям. Дети их переплетают, к одной тонкой тетрадке присоединяют другую. В общем, у нас тетрадь - дело очень ответственное. Кстати, если у педагога есть время, очень хорошо подобрать какие-нибудь раскраски, но этому необходимо уделить внимание, потому что бывают, например, протестантские раскраски. И если какие-то хорошие раскраски есть, то можно дарить их ученикам на праздник, дети тогда торжественно их вклеивают в свои тетрадочки, и это тоже создает для них ощущение праздника. Дети очень любят, когда им дарят подарки: можно какую-то бумажную иконочку подарить, можно придумать еще что-нибудь такое, например, награждать того, кто тихо сидел на уроке. Это педагог варьирует в зависимости от его собственных возможностей и от поведения детей.

В третьем-четвертом классах, если говорить о типовой программе, идет повторение Евангелия и изучение детской Библии. Если у детей есть возможность приобрести Детскую Библию, то ее можно использовать в классе: они очень любят срисовывать оттуда картинки.

Когда идет рассказ о Ветхом Завете, обязательно надо постоянно обращаться к Новому, потому что ветхозаветная история, конечно, интересна, но в то же время там совершались разные непотребства. Вот это все обязательно нужно обговаривать, чтобы это не запечатлелось как образ поведения. То есть вы помните, что даже Иаков, патриарх, родоначальник всех колен Израилевых, и, тем не менее, поступает ведь нечестно. Нужно сказать: «Вы понимаете, патриарх Иаков Бога любил, но он не понимал, что к Богу особым образом нужно идти. Не понимал он потому, что Христа тогда еще на земле не было, а вот когда Христос пришел, он показал нам, как нам нужно жить, и в сердце каждого вложил этот образ. Мы читаем с вами про Иакова и понимаем, что не совсем хорошо он поступал, и это потому, что Христос уже пришел на землю, и в нашем сердце уже есть знание того, что это нехорошо. А у Иакова этого знания еще не было, Христос ведь на земле еще не жил, Он еще нас не искупил» (а они уже к этому времени знают, что Господь нас искупил)». Такие моменты обязательно надо проговаривать, при этом делать акцент на каких-то новозаветных вещах, так как Ветхий Завет символизирует Новый Завет, и это все, конечно, обязательно нужно восстанавливать. На этом я закончу наш разговор о начальной школе.

Что касается средних классов, то я уже говорила, что подростки нуждаются в движении. Хорошо, что у вас есть сейчас такие наработки по краеведению. Вот такими историческими изысканиями и важно заниматься с подростками. Если это будет, то вы дадите детям наилучшее воспитание. Во-первых, они ощутят себя русскими, жителями этой земли, они ощутят себя патриотами, почувствовав, как их предки защищали свою землю.

Что касается 9-11 классов, то я веду преподавание в светской школе по книге «Основы нравственности». Первый вариант программы есть в методическом пособии, которое издано, и сейчас я готовлю второй его вариант, где ведение урока подробно изложено. Я сама пользуюсь им, ведь часто времени не хватает, не подготовишься почти, и этот листочек достанешь и сразу начинаешь вести урок, а там еще какие-то мысли приходят, и в результате получается неплохо. Но это подходит мне, потому что эти уроки когда-то я прописала, а вам, наверное, без подготовки приходить не стоит, потому что, может быть, лучше эти вопросы немножечко изменить, чтобы они стали вашими.

Вот, например, как можно готовиться с помощью книги «Основы нравственности»: вы читаете соответствующий параграф, который подходит под какой-то пункт программы, затем вопросы, а потом решаете, что вам самим интересно из того, что вы прочли. Как правило, я в методическом пособии даю больше материала, чем вмещает один урок, но это сделано специально для того, чтобы была какая-то возможность выбора: одному человеку интересна одна проблема, а другому – иная, и необходимо, чтобы то, о чем вы говорите, было интересно и вам, и детям. Если вы будете говорить о том, что вам самим не интересно, не будет интересно и детям, и урок не получится.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок должен быть встречей iconУрок это не только и не столько средство передачи знаний, сколько...
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №9
Урок должен быть встречей iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок сегодня Каким он должен быть образец современного урока? Какой должна быть его структура, форма, методика? Каким требованиям...
Урок должен быть встречей iconТип урока
Излагаемый материал должен быть научным, достоверным, доступным, должен быть связан с жизнью и опираться на прошлый опыт детей
Урок должен быть встречей iconАнализ урока что мы знаем об уроке? Каким должен быть современный...
Что мы знаем об уроке? Каким должен быть современный урок? Каким он может быть, если грамотность и мастерство преподавателя соединятся?...
Урок должен быть встречей iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Урок должен быть встречей iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь...
Урок должен быть встречей iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Излагаемый материал должен быть научным, достоверным, доступным, должен быть связан с жизнью и опираться на прошлый опыт детей
Урок должен быть встречей iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Каждый урок должен быть приятным для ребенка, поэтому при планировании и проведении любого урока учитель должен помнить заповедь...
Урок должен быть встречей iconКаким он должен быть?
Каким он должен быть? Устарели ли требования, предъявляемые к построению урока, методика его проведения? Конечно же, нет. Триединство...
Урок должен быть встречей iconПамятка учителю Конструкт урока или требования к современному уроку в условиях введения фгос
«Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь...
Урок должен быть встречей iconРеферат по 10-15 стр реферат должен быть написан самостоятельно
Реферат должен быть написан самостоятельно и построен по типу статьи: краткая аннотация 4-5 строчек, введение (цели, задачи реферата,...
Урок должен быть встречей iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок должен быть логическойединицей темы, раздела, курса, а поскольку это еще и педагогическое произведение, егосодержание должно...
Урок должен быть встречей iconЧто мы знаем об уроке? Каким должен быть
Хороший урок имеет свое лицо, своеобразие, которое обеспечивается индивидуальным стилем учителя и личностным своеобразием учеников....
Урок должен быть встречей iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Анжелики Орзовой закончится пленом и встречей с загадочным арианцем, мужчиной другой расы с далекой неизвестной планеты. Что общего...
Урок должен быть встречей iconТемы рефератов по разделу «Компьютерные телекоммуникации»
Реферат должен быть объемом 2-5 печатных листов. Ученик должен уметь рассказать содержание реферата и отвечать на вопросы по теме....
Урок должен быть встречей iconВ здании должен быть как минимум один вход, доступный для инвалидов...
Если для инвалидов оборудован отдельный вход, то он должен быть обозначен знаком доступности


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск