Скачать 287.37 Kb.
|
Выступление на заседании ГМО учителей начальных классов «Спортивная и здоровьесберегающая работа как залог успешного обучения в начальной школе». учитель 2 «В» кл. гимназии №11 Башкатова С.В. Дубна декабрь, 2012г. “Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий – счастливее больного короля”. А.Шопенгауэр Проблема здоровья детей сегодня стоит очень остро. Статистические данные дают для этого немало поводов. За последние 10 лет число школьников с хронической патологией возросло в 1,5 раза. За время обучения 70% функциональных расстройств переходят теперь в стойкую хроническую патологию к окончанию школы, в 4 – 5 раз возрастает заболеваемость органов зрения, в 3 раза - органов пищеварения, в 2 раза – число нервно-психических расстройств. Снижение рождаемости и сокращение доли детей в общей численности населения ведет к старению общества. В 41 субъекте Российской Федерации дети и подростки составляют менее пятой части населения. Снижение уровня и качества жизни в совокупности с дальнейшим распространением курения, алкоголизма, наркомании, СПИД, ростом дорожно-транспортных происшествий способствовали подъему смертности не только от хронических, но и социально обусловленных заболеваний. Работая в школе учителем начальных классов на протяжении 16 лет, вижу, что в последние годы увеличивается заболеваемость среди детей, в том числе тех, кто идет в первый класс. Причины ухудшения здоровья зависят от многого: наследственных факторов, неправильного отношения взрослых к своему здоровью и здоровью детей, отрицательного влияния окружающей среды. По оценкам различных отечественных и зарубежных специалистов, у современных младших школьников в последнее время наблюдается снижение темпов роста и функциональных показателей, отмечается замедление развития по сравнению с данными 10-20-летней давности. Качественный анализ показал, что большинство выраженных факторов риска отмечены в физическом развитии детей, что сказывается отрицательно на их учебную деятельность. 24% учащихся испытывают значительные трудности в усвоении учебного материала. И хотя традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, может ли система образования, каждый профессионально подготовленный педагог бесстрастно относиться к неблагополучному и прогрессивно ухудшающемуся состоянию здоровья своих воспитанников? Отвечая на этот вопрос, в последние годы были разработаны здоровьесберегающие технологии, цель которых – это достижение того или иного образовательного результата в обучении, воспитании, развитии. Здоровьесбережение не может выступать в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, а только в качестве условия, одной из задач достижения главной цели – успешного образования. Каждый урок должен быть приятным для ребенка, поэтому при планировании и проведении любого урока учитель должен помнить заповедь здоровьесберегающей педагогики: “Не навреди!” Причины ухудшения здоровья младших школьников
Учебный день ребенка насыщен умственными и эмоциональными нагрузками. Школьная перегрузка и продолжительное нахождение в статическом положении приводит к переутомлению. Гигиенисты считают, что необходимо такое дозирование учебной деятельности, при которой возникающее утомление полностью исчезает в последующий за работой период отдыха. Утомление обычно проявляется в снижении работоспособности, которое наступает вследствие выполнения продолжительной или интенсивной работы. Устранить его можно, если оптимизировать физическую, эмоциональную, умственную активность. Для этого необходимо переключиться на другие виды деятельности, отдохнуть, используя всевозможные средства восстановления работоспособности. При выборе этих средств следует обратить внимание на те органы и системы, которые в большей степени подвержены негативному влиянию перегрузок. В процессе обучения в соответствии с идеями здоровьесберегающих образова-тельных технологий ставится задача – сформировать у младшего школьника компетенцию личностного самосовершенствования. Данная компетенция является одной из ключевых компетенций и предполагает, что учащиеся должны:
Итак, целью здоровьесберегающей педагогики является последовательное формирование в школе здоровьесберегающего образовательного пространства с обязательным использованием всеми педагогами здоровьесберегающих технологий. В этом случае получение учащимися образования происходит без ущерба для здоровья. Отсюда вытекают следующие задачи: воспитание грамотности в вопросах здоровья, практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни; внедрение в работу школы рекомендаций, приемов, технологий, которые связаны со здоровьесберегающей педагогикой; реализация всех позитивных возможностей, которыми располагает каждый учитель и каждая школа, стремящаяся дать ученику стар счастливой жизни. Поэтому при построении своих уроков учитываю такие требования: 1. Обстановка и гигиенические условия в классе должны соответствовать норме (температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей). 2. Норма видов учебной деятельности на уровне – 4-7 (опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и задач). Однообразность урока способствует утомлению школьников. Частая же смена одной деятельности другой потребует у учащихся дополнительных адаптационных условий. 3. Средняя положительность и частота чередования различных видов учебной деятельности – 7-10 минут. 4. Количество видов преподавания (словесный, наглядный, самостоятельная работа) должно быть не менее трех. Чередование видов деят-ти не позже чем через 10-15 минут. 5. На урок следует выбирать такие методы, которые бы способствовали активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. 6. На уроке должна присутствовать смена поз учащихся, которые соответствовали бы видам работы. 7. Должны присутствовать оздоровительные моменты: физкультминутки, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз. Норма: на 15-20 минут урока по одной минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого. 8. В урок следует включать вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни. 9. Наличие мотивации учебной деятельности. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный метод. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу. 10. Следует помнить, что на состояние здоровья оказывают большое влияние эмоциональные разрядки: шутка, улыбка, музыкальная минутка, небольшое стихотворение. На своих уроках использую следующие оздоровительные мероприятия:
Физкультминутки
При проведении физкультурных минуток, которые помогают предупредить утомление, восстановить умственную работоспособность, являются профилактикой нарушения осанки, предпочтение отдаю простым, интересным и знакомым детям упражнениям, не требующим для выполнения большой площади. В 1-2 классах использую физкультурные минутки, имеющие двигательно-речевой характер, например: Подними ладони выше И сомкни над головой, Что же вышло? Крыша вышла, А под крышей мы с тобой. Подними ладони выше И сомкни перед собой. Что же вышло? Мостик вышел, Мостик ровный и прямой. Подними ладони выше И скрести над головой. Что же вышло? Гуси вышли: Вот один, а вот другой. Подними ладони выше И скрестив их, помаши. Что же вышло? Птички вышли, Птички очень хороши. На уроке математики 1. Сколько черточек до точки, Столько встанем на носочки. 2. Сколько точек будет в круге, Столько раз поднимем руки. 3. Сколько елочек зеленых, Столько сделаем наклонов. 4. Приседаем столько раз, Сколько бабочек у нас. 5. Будем считать, грибы собирать. 6. Ягоды считаем, дружно приседаем. “Считалочка” (Выполняется стоя у парты) Раз – подняться на носки и улыбнуться. Два – руки вверх и потянуться. Три – согнуться, разогнуться. Четыре – снова все начать. Пять – поглубже всем вздохнуть. Шесть – на пояс руки ставим. Семь – повороты туловища начинаем. Восемь – столько раз присядем. Девять – и урок наш продолжаем. На уроках чтения и письма 1. Подымайте плечики, Прыгайте кузнечики, Прыг-скок, прыг-скок! 2. Стоп! Сели! Травушку покушали, Тишину послушали, Выше, выше, высоко. Прыгай на ногах легко! 3. Конь меня в дорогу ждет, Бьет копытом у ворот, На ветру играет гривой: Пышной, сказочно красивой. Быстро на седло вскачу, Не поеду – полечу. Цок (18). Там за дальнею рекой Помашу тебе рукой. На уроках рисования Руки подняли и покачали – это деревья в лесу. Руки нагнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят. Как они сядут, тоже покажем – крылья сложили назад. Гимнастика для рук(Руки на столе перед грудью согнуты в локтях) Наши пальчики проснулись. (Руки вверх, локти на столе, пальцы широко развести в стороны, напряжены) С добрым утром! (Пальцы рук переплести (рукопожатие) Потянулись, потянулись, потянулись. (Не разжимая пальцев, руки вверх, потянуться) Стали дружно умываться. (Ладошки трут друг друга, имитируя намыливание) Полотенцем вытираться. (Поочередные скользящие движения руками от основания тыльной стороны кисти к кончикам пальцев) Каждый пальчик вытираем, не один не забываем. (Каждый пальчик массируется (имитируется процесс вытирания рук) Дружно делаем зарядку! (Пальцы рук переплетены, вращательные движения кистями рук вперед и назад. Пальцы расслаблены, взмахи кистями) Пришли в школу. (Руки на парте согнуты в локтях) И уселись за тетрадку. (Дети показывают готовую к работе ручку).
Поочередно перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и указательный, средний, безымянный и мизинец. (Упражнения нужно выполнять, начиная с указательного пальца, и в обратном порядке – от мизинца к указательному. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе.)
На столе, последовательно сменяя положение рук выполняйте следующее: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на столе. Сделайте 8-10 повторений.
Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно происходит смена правой и левой рук в течение 6 – 8 раз. Гимнастика для глазВ нашей классной комнате находится офтальмо-тренажер. Это схематический рисунок зрительно-двигательных траекторий, каждая из которых отличается цветом. Стрелки указывают направление движения взгляда. Тренажер необходим для снижения зрительного утомления после работы на близком расстоянии при чтении и письме. Эту задачу мы также решаем с помощью упражнений для глаз, которые укрепляют мышцы век, улучшают кровообращение и расслабление мышц глаз.
Использование упражнений для глаз и работа с офтальмо-тренажером позволяет сохранить зрение детей и даже улучшить его. Особенно важно это детям, которые страдали заболеваниями глаз до поступления в первый класс. По словам психоаналитиков, если эту гимнастику проводить регулярно, зрение у человека восстанавливается полностью, и он может отказаться от очков. 1. Сидя за столом расслабиться и медленно подвигать зрачками слева направо. Затем справа налево. Повторить по 3 раза в каждую сторону. 2. Медленно переводить взгляд вверх–вниз, затем наоборот. Повторить 3 раза. 3. Представить вращающийся перед вами обод велосипедного колеса и наметить на нем определенную точку, следить за вращением этой точки. Сначала в одну сторону, затем в другую. Повторить 3 раза. 4. Положить ладони одну на другую так, чтобы образовался треугольник, закрыть этим треугольником глаза и повторить все упражнения в той последовательности, как описано выше. «Взгляд влево вверх». Правой рукой зафиксируйте голову за подбородок. Возьмите в левую руку карандаш или ручку и вытяните её в сторону вверх под углом 45 градусов, так, чтобы, закрыв левый глаз, правым нельзя было видеть предмет в левой руке. После этого начинайте делать упражнения в течение 7 секунд. Смотрите на карандаш в левой руке, затем меняйте взгляд на «прямо перед собой» (7 сек). (Упражнение выполняется 3 раза. Затем карандаш нужно взять в правую руку и упражнение повторить). «Горизонтальная восьмерка» Вытяните перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сожмите в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисуйте в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинайте с центра и следите глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключите язык, то есть рисуйте восьмерку не только пальцами, но и одновременно языком, хорошо выдвинутым изо рта, продолжая следить глазами за движением пальцев. «Глаз – путешественник» Развесить в разных углах и по стенам класса различные рисунки игрушек, животных и т.д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы, найти глазами тот или иной предмет, названный учителем. |