Скачать 65.02 Kb.
|
Урок по обществознанию в 9 классе. (Учитель обществознания Верхнекибякозинской средней общеобразовательной школы Хасаншина З.Р.) Тема урока:«Конституция Российской Федерации» Цель: продолжать формирование у обучающихся основ правовой культуры. Задачи:
- основных понятий; - что такое Конституция и какова ее роль в жизни общества. 2. Рассмотреть основные права и обязанности граждан России, закрепленные в Конституции РФ. 3. Продолжать воспитание у обучающихся гражданственности, патриотизма, уважения к закону, к социальным и правовым нормам. Наглядность: Конституция РФ от 12 декабря 1993 года; написанные на доске эпиграфы к уроку; запись-справка на доске, о конституциях, принятых в нашем Отечестве за всю историю его существования. * Основные понятия и термины: Конституция, правовой статус человека. Эпиграфы к уроку: Право существует для пользы человечества. Латинское изречение Гражданин находится в таком же отношении к государству, в каком моряк на судне – к остальному экипажу. Благополучное плавание – цель, к которой стремятся все моряки в совокупности и каждый из них в отдельности. Аристотель
Проверка домашнего задания проводится в форме диктанта по основным понятиям предыдущего урока. А/ Какие суды включает в себя судебная система Российской Федерации? /Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, Высший арбитражный суд РФ, суды общей юрисдикции, мировые суды/ Б/ Назовите понятие: - обжалование в вышестоящий суд приговора, не вступившего в силу. /Кассация/ - лицо, обратившееся в суд с исковым заявлением за защитой своего нарушенного права. /Истец/ - лицо, в отношении которого направлены требования. /Ответчик/ - круг полномочий судебного органа по правовой оценке конкретных фактов. /Юрисдикция/ - защитник в суде, его профессия – оказание юридической помощи гражданам. /Адвокат/ - должностное лицо, наблюдающее за правильным применением законов; представитель обвинения в судебном процессе. /Прокурор/ - исполнительная власть в стране. /Правительство/ - глава государства. /Президент/ Название суда, который разрешает споры, но не входит в судебную систему страны. /Третейский суд/ Назовите суды, выступающие в качестве суда первой инстанции, осуществляющие правосудие на местах. /Мировые суды/
План изучения нового материала
– Конституция /от лат. «устройство»/ основной закон страны, определяющий ее общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан. Конституция – это как бы договор между государством и его гражданами. Конституция любой страны имеет высшую юридическую силу. Это означает следующее:
Таким образом: Конституция оформляет юридически общественный договор граждан. В нашей стране Конституция появилась только в ХХ веке. Обращение к справке на доске: 1649 г. – Соборное уложение. /Кодекс законов/ Первая Конституция принята в 1918 году. /Установила диктатуру пролетариата/ Вторая Конституция принята в 1924 году. /Закрепила отношения между гражданами и новым союзным государством/ Третья Конституция принята в 1936 году. /Закрепила победу социализма в стране/ Четвертая Конституция принята в 1977 году. /Констатировала построение «развитого социализма»/ Пятая Конституция принята в 1993 году. /Закрепила демократические основы государственного устройства/ Комментарий: В XVII веке в России появился документ «Соборное уложение 1649 года». Это был кодекс законов, принятых Земским собором и подписанных царем Алексеем Михайловичем. В 1918 году появилась первая Конституция нашего государства. Она установила диктатуру /власть/ пролетариата. Ее особенности: многих прав были лишены священнослужители, собственники. В 1924 году принимается вторая Конституция. Она закрепляет отношения между гражданами и новым союзным государством СССР. Конституция 1936 года закрепила победу социализма в стране. Конституция 1977 года констатировала построение «развитого социализма» в СССР. Конституция от 12 декабря 1993 года – это Конституция демократического государства; она принята самим народом в результате всеобщего голосования. Российская Конституция содержит преамбулу /вводную часть/, где говорится об уважении к Отечеству и необходимости обеспечивать процветание и благополучие России. /Преамбулу зачитывает заранее подготовленный ученик/ В Конституции 10 глав.
Конституция дает человеку возможность не чувствовать себя чужим в собственной стране, а ощущать себя ее гражданином с определенными правами и обязанностями. Конституция РФ закрепляет правовой статус человека как гражданина России. Правовой статус человека – совокупность его прав и обязанностей. Быть гражданином России – это значит:
Почему мы стали гражданами России? Потому что родились здесь, потому что родители граждане России. В гражданство могут и принять. Это право есть у любого человека с 18 лет. По собственному желанию любой гражданин может выйти из гражданства. Документ, подтверждающий гражданство РФ – паспорт. У вас у всех есть такой документ? Он выдается гражданам России в 14 лет.
И так: если человек является гражданином РФ, то он имеет определенные права и обязанности. Основные права, зафиксированные в Конституции РФ, можно классифицировать на личные /право на жизнь/, политические /свобода слова, совести, мысли/, гражданские /избирательное право/, социально-экономические /отдых, образование, чистую окружающую среду/ и культурные /национальная культура, язык/. /В учебнике стр. 93, обратить внимание обучающихся/ В Конституции закреплены также обязанности граждан РФ. /Кто-то из обучающихся зачитывает их по тексу учебника на стр. 95-96. После прочтения каждой обязанности проводится обсуждение, дается комментарий/ В Конституции также зафиксирован порядок подачи жалоб граждан в случае нарушения прав человека и гражданина. /В учебнике стр. 96. Читает кто-то из обучающихся// Президенту РФ посвящается 4-я глава Конституции РФ. /Для самостоятельного изучения/
/В классе заполняется левая часть и 1 или 2 пункта справа/
/Закончить рекомендуется дома/ 2. Прокомментировать эпиграфы к уроку: Право существует для пользы человечества. Латинское изречение Гражданин находится в таком же отношении к государству, в каком моряк на судне – к остальному экипажу. Благополучное плавание – цель, к которой стремятся все моряки в совокупности и каждый из них в отдельности. Аристотель Согласны ли вы с латинским изречением? Применимо ли данное утверждение к Конституции РФ? Между какими понятиями проводит параллель Аристотель? Согласны ли вы с ним? 3.Предложить обучающимся следующие карточки: Согласно Конституции РФ: * признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина обязанность _______________________________; * носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является __________________________________________; * высшей ценностью являются ______________________________________; * гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина является __________________________________________. Объясните, какой критерий положен в основу группировки следующих иллюстраций: /Отвечает один ученик по желанию, остальные поправляют, в случае ошибки/ IV. Домашнее задание: п. 12-13, закончить таблицу, выписать в тетрадь понятия и их значение /конституция, правовой статус человека, зад. № 3 |
Урок по обществознанию в 6 классе по теме: Что такое человечность? Этот урок, что более всего вам запомнилось | Конспект учебного занятия в 10 классе по обществознанию На изучение данной темы отведено 3 учебных часа: 1-й урок конспект представлен ниже; 2-й урок круглый стол «Встреча профессий»; 3-й... | ||
Урок по обществознанию в 10 классе Подготовила учитель истории и обществознания моу «сош №1 Р. п. Новые Бурасы» Дрюпина Ирина Георгиевна | Рабочая программа по обществознанию в 8 классе разработана в соответствии Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по обществознанию (включая экономику и право) 2004... | ||
Рабочая программа по обществознанию в 9 классе разработана в соответствии Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по обществознанию (включая экономику и право) 2004... | Тема урока: Роль экономики в жизни общества Открытый урок по обществознанию в 10 классе, посвящённый Дню государственности Республики Саха (Я) | ||
Отрасли права. Урок обобщения по обществознанию (профильный уровень) в 11 классе Номинация: Использование информационно-коммуникационных технологий (икт) в образовательном процессе | Уроки по сольфеджио: Тема урока «Работа в тональности» Преподаватели Косыгина А. С. (урок в 1 классе), Гольева Т. В. (урок в 3 классе), Первушина Н. М. (урок в 6 классе) | ||
Рабочая программа по обществознанию в 9 классе. Пояснительная записка ... | Рабочая программа по обществознанию в 11 классе Учитель Программа по обществознанию для 11 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного)... | ||
Урок географии в 8 классе Тема : Население России Планирование составлено на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию (включая Экономику... | Урок по обществознанию в 8 классе. Тема: «Спрос и предложение» Задачи: познакомиться с новыми терминами, научиться приводить примеры, узнать, как взаимосвязаны спрос, предложения, цена | ||
Анализ урока английского языка «Хэллоуин» в 5 классе. Урок был проведен... Всероссийский конкурс журнала «Новое образование» на лучшую методическую разработку «Лучший урок – 2012» (урок «День благодарения»)-... | План конспект урока по обществознанию в 11 классе. Тема урока: «Политическое поведение» Урок построен на материале учебника “Обществознание” для учащихся 11 класса (базовый уровень) под ред. Л. Н. Боголюбова | ||
Урок практикум в 6 классе по обществознанию Тема : Символика нашей Родины Цели урока: Раскрыть смысл и значение символики России в прошлом и в современности. Объяснить, почему герб, флаг и гимн рф, являются... | Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию по обществознанию в 7 классе Ммы общеобразовательных учреждений по обществознанию для 7 класс (авт Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой, Л. Ф. Ивановой, А. И. Матвеева... |