Урок по обществознанию в 9 классе





Скачать 65.02 Kb.
НазваниеУрок по обществознанию в 9 классе
Дата публикации10.07.2014
Размер65.02 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Право > Урок
Урок по обществознанию в 9 классе.
(Учитель обществознания Верхнекибякозинской средней общеобразовательной школы Хасаншина З.Р.)
Тема урока:«Конституция Российской Федерации»

Цель: продолжать формирование у обучающихся основ правовой культуры.

Задачи:

  1. Добиться усвоения учащимися:

- основных понятий;

- что такое Конституция и какова ее роль в жизни общества.

2. Рассмотреть основные права и обязанности граждан России, закрепленные в Конституции РФ.

3. Продолжать воспитание у обучающихся гражданственности, патриотизма, уважения к закону, к социальным и правовым нормам.

Наглядность: Конституция РФ от 12 декабря 1993 года; написанные на доске эпиграфы к уроку; запись-справка на доске, о конституциях, принятых в нашем Отечестве за всю историю его существования.

* Основные понятия и термины: Конституция, правовой статус человека.

Эпиграфы к уроку: Право существует для пользы человечества.

Латинское изречение

Гражданин находится в таком же отношении к государству, в каком моряк на судне – к остальному экипажу. Благополучное плавание – цель, к которой стремятся все моряки в совокупности и каждый из них в отдельности.

Аристотель

  1. Проверка домашнего задания по теме: «Закон и власть».

Проверка домашнего задания проводится в форме диктанта по основным понятиям предыдущего урока.

А/ Какие суды включает в себя судебная система Российской Федерации? /Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, Высший арбитражный суд РФ, суды общей юрисдикции, мировые суды/

Б/ Назовите понятие:

- обжалование в вышестоящий суд приговора, не вступившего в силу. /Кассация/

- лицо, обратившееся в суд с исковым заявлением за защитой своего нарушенного права. /Истец/

- лицо, в отношении которого направлены требования. /Ответчик/

- круг полномочий судебного органа по правовой оценке конкретных фактов. /Юрисдикция/

- защитник в суде, его профессия – оказание юридической помощи гражданам. /Адвокат/

- должностное лицо, наблюдающее за правильным применением законов; представитель обвинения в судебном процессе. /Прокурор/

- исполнительная власть в стране. /Правительство/

- глава государства. /Президент/

Название суда, который разрешает споры, но не входит в судебную систему страны. /Третейский суд/

Назовите суды, выступающие в качестве суда первой инстанции, осуществляющие правосудие на местах. /Мировые суды/

  1. Изучение нового материала:

План изучения нового материала

  1. Что такое Конституция?

  2. Правовой статус человека. Что означает быть гражданином России?

  3. Основные права и обязанности человека и гражданина, зафиксированные в Конституции РФ.




  1. Что такое Конституция?

Конституция /от лат. «устройство»/ основной закон страны, определяющий ее общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан.

Конституция – это как бы договор между государством и его гражданами.

Конституция любой страны имеет высшую юридическую силу. Это означает следующее:

  • ее нормы выше любых других законов;

  • сами законы принимаются только теми органами и в том порядке, который установлен Конституцией.

Таким образом: Конституция оформляет юридически общественный договор граждан.

В нашей стране Конституция появилась только в ХХ веке. Обращение к справке на доске:

1649 г. – Соборное уложение. /Кодекс законов/

Первая Конституция принята в 1918 году. /Установила диктатуру пролетариата/

Вторая Конституция принята в 1924 году. /Закрепила отношения между гражданами и новым союзным государством/

Третья Конституция принята в 1936 году. /Закрепила победу социализма в стране/

Четвертая Конституция принята в 1977 году. /Констатировала построение «развитого социализма»/

Пятая Конституция принята в 1993 году. /Закрепила

демократические основы государственного устройства/
Комментарий:

В XVII веке в России появился документ «Соборное уложение 1649 года». Это был кодекс законов, принятых Земским собором и подписанных царем Алексеем Михайловичем. В 1918 году появилась первая Конституция нашего государства. Она установила диктатуру /власть/ пролетариата. Ее особенности: многих прав были лишены священнослужители, собственники. В 1924 году принимается вторая Конституция. Она закрепляет отношения между гражданами и новым союзным государством СССР. Конституция 1936 года закрепила победу социализма в стране. Конституция 1977 года констатировала построение «развитого социализма» в СССР.

Конституция от 12 декабря 1993 года – это Конституция демократического государства; она принята самим народом в результате всеобщего голосования. Российская Конституция содержит преамбулу /вводную часть/, где говорится об уважении к Отечеству и необходимости обеспечивать процветание и благополучие России. /Преамбулу зачитывает заранее подготовленный ученик/ В Конституции 10 глав.

  1. Правовой статус человека. Что значит быть гражданином России?

Конституция дает человеку возможность не чувствовать себя чужим в собственной стране, а ощущать себя ее гражданином с определенными правами и обязанностями.

Конституция РФ закрепляет правовой статус человека как гражданина России.

Правовой статус человека – совокупность его прав и обязанностей.

Быть гражданином России – это значит:

  • иметь права, установленные юридическими нормами;

  • получать от государства гарантии соблюдения прав;

  • быть государству в чем-то обязанным.


Почему мы стали гражданами России? Потому что родились здесь, потому что родители граждане России. В гражданство могут и принять. Это право есть у любого человека с 18 лет. По собственному желанию любой гражданин может выйти из гражданства. Документ, подтверждающий гражданство РФ – паспорт. У вас у всех есть такой документ? Он выдается гражданам России в 14 лет.

  1. Основные права и обязанности человека и гражданина, зафиксированные в Конституции РФ.


И так: если человек является гражданином РФ, то он имеет определенные права и обязанности.

Основные права, зафиксированные в Конституции РФ, можно классифицировать на личные /право на жизнь/, политические /свобода слова, совести, мысли/, гражданские /избирательное право/, социально-экономические /отдых, образование, чистую окружающую среду/ и культурные /национальная культура, язык/. /В учебнике стр. 93, обратить внимание обучающихся/

В Конституции закреплены также обязанности граждан РФ. /Кто-то из обучающихся зачитывает их по тексу учебника на стр. 95-96. После прочтения каждой обязанности проводится обсуждение, дается комментарий/

В Конституции также зафиксирован порядок подачи жалоб граждан в случае нарушения прав человека и гражданина. /В учебнике стр. 96. Читает кто-то из обучающихся//

Президенту РФ посвящается 4-я глава Конституции РФ. /Для самостоятельного изучения/

  1. Закрепление изученного:

  1. Заполнить таблицу:

/В классе заполняется левая часть и 1 или 2 пункта справа/


Основные

конституционные права

Примеры

реализации прав

Личные

Политические

Гражданские

Имущественные

Права, охраняющие жизнь достоинство личности
Национальные

и т.д.

Проживать в любом населенном пункте РФ, свободно передвигаться в пределах РФ, законным путем получать любую информацию и т.д.
Свободно высказывать свое мнение на страницах печатных изданий, свобода вероисповедания и т.д.

Принимать участие в выборах, референдумах, самому баллотироваться в выборные органы.
Ст.25
Ст. 20-24
Ст. 26

/Закончить рекомендуется дома/

2. Прокомментировать эпиграфы к уроку:

Право существует для пользы человечества. Латинское изречение

Гражданин находится в таком же отношении к государству, в каком моряк на судне – к остальному экипажу. Благополучное плавание – цель, к которой стремятся все моряки в совокупности и каждый из них в отдельности. Аристотель

Согласны ли вы с латинским изречением? Применимо ли данное утверждение к Конституции РФ?
Между какими понятиями проводит параллель Аристотель? Согласны ли вы с ним?
3.Предложить обучающимся следующие карточки:

Согласно Конституции РФ:
* признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина обязанность _______________________________;
* носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является __________________________________________;
* высшей ценностью являются ______________________________________;
*
гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина является __________________________________________.

Объясните, какой критерий положен в основу группировки следующих иллюстраций:



/Отвечает один ученик по желанию, остальные поправляют, в случае ошибки/

IV. Домашнее задание: п. 12-13, закончить таблицу, выписать в тетрадь понятия и их значение /конституция, правовой статус человека, зад. № 3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по обществознанию в 9 классе iconУрок по обществознанию в 6 классе по теме: Что такое человечность?
Этот урок, что более всего вам запомнилось
Урок по обществознанию в 9 классе iconКонспект учебного занятия в 10 классе по обществознанию
На изучение данной темы отведено 3 учебных часа: 1-й урок конспект представлен ниже; 2-й урок круглый стол «Встреча профессий»; 3-й...
Урок по обществознанию в 9 классе iconУрок по обществознанию в 10 классе
Подготовила учитель истории и обществознания моу «сош №1 Р. п. Новые Бурасы» Дрюпина Ирина Георгиевна
Урок по обществознанию в 9 классе iconРабочая программа по обществознанию в 8 классе разработана в соответствии
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по обществознанию (включая экономику и право) 2004...
Урок по обществознанию в 9 классе iconРабочая программа по обществознанию в 9 классе разработана в соответствии
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по обществознанию (включая экономику и право) 2004...
Урок по обществознанию в 9 классе iconТема урока: Роль экономики в жизни общества
Открытый урок по обществознанию в 10 классе, посвящённый Дню государственности Республики Саха (Я)
Урок по обществознанию в 9 классе iconОтрасли права. Урок обобщения по обществознанию (профильный уровень) в 11 классе
Номинация: Использование информационно-коммуникационных технологий (икт) в образовательном процессе
Урок по обществознанию в 9 классе iconУроки по сольфеджио: Тема урока «Работа в тональности»
Преподаватели Косыгина А. С. (урок в 1 классе), Гольева Т. В. (урок в 3 классе), Первушина Н. М. (урок в 6 классе)
Урок по обществознанию в 9 классе iconРабочая программа по обществознанию в 9 классе. Пояснительная записка
...
Урок по обществознанию в 9 классе iconРабочая программа по обществознанию в 11 классе Учитель
Программа по обществознанию для 11 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного)...
Урок по обществознанию в 9 классе iconУрок географии в 8 классе Тема : Население России
Планирование составлено на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию (включая Экономику...
Урок по обществознанию в 9 классе iconУрок по обществознанию в 8 классе. Тема: «Спрос и предложение»
Задачи: познакомиться с новыми терминами, научиться приводить примеры, узнать, как взаимосвязаны спрос, предложения, цена
Урок по обществознанию в 9 классе iconАнализ урока английского языка «Хэллоуин» в 5 классе. Урок был проведен...
Всероссийский конкурс журнала «Новое образование» на лучшую методическую разработку «Лучший урок – 2012» (урок «День благодарения»)-...
Урок по обществознанию в 9 классе iconПлан конспект урока по обществознанию в 11 классе. Тема урока: «Политическое поведение»
Урок построен на материале учебника “Обществознание” для учащихся 11 класса (базовый уровень) под ред. Л. Н. Боголюбова
Урок по обществознанию в 9 классе iconУрок практикум в 6 классе по обществознанию Тема : Символика нашей Родины
Цели урока: Раскрыть смысл и значение символики России в прошлом и в современности. Объяснить, почему герб, флаг и гимн рф, являются...
Урок по обществознанию в 9 классе iconПояснительная записка к календарно-тематическому планированию по обществознанию в 7 классе
Ммы общеобразовательных учреждений по обществознанию для 7 класс (авт Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой, Л. Ф. Ивановой, А. И. Матвеева...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск