31 мая 2012 года Б. И. Шпигель





Название31 мая 2012 года Б. И. Шпигель
страница1/9
Дата публикации05.07.2013
Размер1.06 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


С Т Е Н О Г Р А М М А
заседания "круглого стола" на тему "Благотворительность (меценатство) как одно из условий формирования гражданского общества в России"

31 мая 2012 года

Б.И. Шпигель

Уважаемые коллеги, добрый день! Я хочу вас поприветствовать всех на нашем очередном мероприятии, которое проводится Комитетом Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества. И сегодняшняя наша тема, она очень такая злободневная, она очень важная, – это развитие тех разных тем, которые мы обсуждали по законодательному обеспечению нормального функционирования некоммерческих организаций в стране и совершенствованию законодательства на эту тему.

Поэтому мне хотелось бы сегодня, чтобы мы с вами собрались таким небольшим кругом достаточно специально, потому что я хотел бы, чтобы у нас записались наши выступающие, достаточное количество человек, но тем не менее мне хотелось бы, чтобы мы превратили наш "круглый стол" в такой, знаете, именно в круглый стол, хоть он и квадратный, вернее прямоугольный, но тем не менее. И чтобы мы могли четко поговорить о правоприменительной практике тех законодательных актов, которые уже у нас, собственно говоря, приняты, для того чтобы наше гражданское общество могло нормально развиваться.

И я помню, сколько у нас было дебатов вокруг того, когда мы принимали закон по благотворительности, меценатству, и он был, наконец-то, принят, за что я очень благодарен. У нас, кстати говоря, присутствует сегодня Илья Владимирович Чукалин, заместитель директора Департамента стратегического управления (программ) и бюджетирования Министерства экономического развития Российской Федерации. И я думаю, что мы вот вы выскажетесь – мы потом обсудим. И потом мы должны каким-то образом создать какую-то рабочую группу для того, чтобы, наверное, принять какие-то законодательные акты, которые могли бы дать возможность работать тем законам, которые мы приняли, но которые, на мой взгляд и на взгляд наших экспертов, пока не работают.

Я остановлюсь коротко на некоторых моментах, с вашего позволения, и потом мы перейдем к обсуждению. У вас, кстати говоря, на руках имеется проект наших рекомендаций. Вы их посмотрите. Сразу по ходу дела давайте замечания туда. А, возможно, если у нас будет много изменений, может быть, мы их сегодня принимать не будем, а уже с учетом стенограммы, у нас ведется стенограмма, уже с учетом ваших высказываний мы потом проект решения нашего "круглого стола" доделаем, его всем разошлем с учетом ваших замечаний, то есть посмотрим, как у нас пойдет обсуждение.

Что я хотел бы отметить? Что благотворительная деятельность некоммерческих организаций, бизнеса и физических лиц, а также добровольческая активность граждан являются, безусловно, важнейшим фактором социального развития общества именно в таких сферах социально ориентированных, как образование, наука, искусство, здравоохранение, охрана окружающей среды, и других сферах. Это как раз те виды деятельности, которые определены законом № 40 о социально ориентированных некоммерческих организациях.

Кстати говоря, я хотел бы сегодня услышать от вас, как работает в том числе и закон № 40 все-таки. Потому что у меня до сих пор, скажу Вам честно, Илья Владимирович, складывается впечатление, что все-таки органы исполнительной власти немножечко тут обманули законодателей, что законодатели, принимая закон № 40, имели в виду одно, а потом это как-то переделалось совершенно в другое, там одной фразой такой хитрой, что сначала надо дать деньги, а потом признать ее социально ориентированной. Вот мне кажется, что это совсем не так. Вот как-то хотелось бы все-таки это дело услышать, особенно чтобы Дарья Игоревна на нем остановилась, потому что я очень верю ей, как грамотному юристу. Потому что мы, когда принимали этот закон № 40, мы, в общем-то, говорили о чем? Что мы устанавливаем исчерпывающие виды деятельности, на основании которых, если эта организация. Помните, мы спорили на рабочей группе еще, вот был ваш нынешний руководитель у Владислава Юрьевича Суркова, и мы долго-долго спорили о том, сколько часов должна заниматься данным видом деятельности эта организация, сколько дней, сколько времени. Понимаете?

Мы до чего-то тогда дошли, и мы говорим, что если эта организация занимается тем видом деятельности, которая, собственно говоря, обозначена в этом законе, то она уже социально ориентирована. Ее нужно вносить в реестр, и согласно части 2 этого 40-го закона, где определены меры государственной поддержки этих организаций, она должна получать помощь и те блага, которые там написаны, тоже исчерпывающие, насколько я помню.

То есть теперь мы как бы пустили телегу впереди лошади. Собственно говоря, о чем мы говорим? О том, что давайте сначала поможем этой организации, допустим, если она дает нам какой-то грант. Но, коллеги, я недавно говорил в Общественной палате, это всё полная какая-то мистификация. Получить грант нормальной организации, которая нормально работает, без каких-то доказательств очень тяжело. Понимаете, в чем дело? И нам надо менять систему тоже, на мой взгляд. Последнее ваше распределение денег по субъектам Российской Федерации, я изучал эту таблицу с двумя учеными. Ну, в связи с тем, что я ничего не понял, это понятно. А вот ученые тоже никак не могли в ней разобраться. Какую вы там хитрую формулу придумали? На основании чего вы даете деньги одной территории, потом другой территории? Понимаете, это ведь гражданское общество, они ведь делают хорошие дела. Кто, допустим, из органов исполнительной власти был и смотрел работу?

Хочу вам сказать, что недавно мы провели съезд некоммерческих организаций, 400 человек было в здании Общественной палаты. Так мы посмотрели, что в России гражданское общество достаточно хорошее. Оно развитое, и люди работать хотят. Они не на митинги хотят ходить, они работать хотят. Но им для того, чтобы работать, надо дать возможность, а не придумывать какие-то формулы – соответственно, тем – дадим, тем – не дадим. Понимаете, в чем дело? Вот, соответственно, у нас гражданское общество снова попало в руки чиновничьего произвола. Может, мы все-таки вернемся к этим вопросам?

Дарья Игоревна, в связи с тем, что мы сейчас договоримся об изменении законодательства, все-таки давайте нам какие-то предложения об изменениях в Гражданский кодекс. Спасибо Вам за то, что мы их внесли, и, я думаю, будем отстаивать по некоммерческим организациям.

Так вот, на что я хочу обратить внимание? Какие перед нами, на мой взгляд, стоят задачи? Вы меня потом дополните. Что, безусловно, необходимо продолжить работу по материальному поощрению деятельности благотворительных организаций, именно благотворительных, в том числе по снижению участникам благотворительной деятельности ставки по налогу на прибыль в части, зачисляемой в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Мне кажется, что здесь Минэкономразвития должно быть. Мы вместе с вами готовы работать в этом плане, потому что, мне кажется, закон, про который мы сегодня говорим, не работает потому, что благотворительные организации пока не освобождены (то, что мы говорили тогда) от налоговой нагрузки, наверное. Это одна из причин.

Второе – предоставление благотворительным организациям льгот по налогу на имущество организаций; предоставление благотворительным организациям государственного имущества и помещений в безвозмездное пользование и аренду на льготных условиях; создание фондов, в которых средства из местного бюджета и внебюджетных источников аккумулируются и распределяются на конкурсной основе для решения задач социального развития территории.

Третье. Существует проблема по формированию целевого капитала некоммерческой организации. Мы выявили эти проблемы. На наш взгляд, прежде всего, затруднено участие в формировании и пополнении собственного целевого капитала и использовании дохода от целевого капитала для достижения целей, ради которых благотворительная организация была создана.

Четвертое. Необходимо расширение источников формирования имущества благотворительных организаций за счет доходов от целевого капитала. Возможно, в таком случае следует изменить законодательство, и такие предложения мы как раз хотели бы сегодня обсудить.

Безусловно, должен быть расширен утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень российских организаций, гранты которых, предоставленные для поддержки науки, образования, культуры, искусства Российской Федерации, не подлежат налогообложению.

В настоящее время в такой перечень входит всего лишь 19 некоммерческих организаций. Поэтому необходимо сделать более публичным основание, критерии и процедуру подачи заявки для включения в указанный перечень, и сегодня его открыто обсуждать, более прозрачно, чем мы его сегодня обсуждаем и чем мы сегодня его делаем. Вполне возможно, что данные меры будут способствовать более интенсивному развитию благотворительности в Российской Федерации.

Вместе с тем следует внимательнее отнестись к условиям благотворительной деятельности международных и иностранных организаций. Необходимо определить, какие цели и задачи они преследуют, для какой цели выплачиваются гранты, список организаций, получающих ранее от них гранты, их программа благотворительной деятельности и другие материалы, подтверждающие намерения грантодателей.

Понимаете, мы готовы принимать деньги от международных и иностранных организаций, но на социально ориентированные цели. Мы не хотим, чтобы деньги в Россию текли ручьем, для того чтобы дестабилизировать наше же гражданское общество. Вы понимаете, я не хотел трогать сегодня эту тему, но мы ее обсуждали буквально в Общественной палате. Она не касается нашего сегодняшнего "круглого стола", но в связи с тем, что вы сегодня здесь собрались и имеете именно самое прямое отношение к гражданскому обществу… мы просто вчера полемизировали, я для себя до сих пор никак не могу решить.

У нас проходит митинг: кто-то чем-то недоволен. В основном, я помню, в прошлом году (я вам просто расскажу эту историю) мы слушали доклад Уполномоченного по правам человека Владимира Петровича Лукина. Уважаемый человек. Я рассматриваю этот доклад: я смотрю, что более чем из сотни обращений к Уполномоченному он делает акцент на 58 жалобах по проведению митингов. Тогда еще не было всех этих дел. Соответственно, мы начали анализировать: а какие политические права и свободы защищены в этом докладе? Вы не поверите, когда мы задали прямой вопрос на заседании тогда еще комиссии его представителю, он сказал, что это соответственно защита митингов по защите кошек и собак. Я не шучу. Это было тогда.

Теперь что получается? Этот Чистопрудный бульвар, митинг палаточный, условно говоря, собрались люди, они гуляют. Ну, гулять никому не запрещено. Они гуляют. Гуляют там разные слои населения и так далее, и тому подобное. А потом они устают гулять, садятся на травку посидеть и прочее, и прочее. В это время вылетают 40 молодцев с дубинками непонятно откуда взявшиеся, бьют кого-то, там начинаются драки и тому подобное, и прочее.

Встает вопрос – какая причина? Причина – честные выборы, нечестные. Ребята, я не против, каждый имеет право на слово, каждый имеет право на то-то. Но я хочу понять: мне на какую сторону становиться – на сторону тех людей, которые там сидят, гуляют и думают: честно были выбраны депутаты, нечестно и так далее, или на жалобы тех людей, которые живут в этих домах, которые пишут? Я могу вам принести, показать штук 20 жалоб в день, которые говорят: "Нам спать не дают. Мы спать хотим, а там крики, гул", от людей, которые живут в этих домах рядом. Им на работу завтра идти и так далее. Понимаете?

Смысл заключается в том, что мы хотим, мы готовы принимать в Российской Федерации деньги, которые дают наши зарубежные фонды, и я думаю, что даже Министерство экономического развития скажет им всем большое спасибо, потому что бюджет на обеспечение некоммерческой организации значительно увеличится, давайте мы будем принимать их на благородные цели, на цели, допустим, которые определены тем же законом № 40. Замечательно! Вопросов нет. И я первый буду голосовать за эти поправки.

Но когда идут огромные деньги на то, чтобы защитить так называемые правозащитные организации. Кстати говоря, недавно в Париже было заседание юридического комитета ПАСА, я, кстати, еду завтра на заседание Комитета по равенству и недискриминации, где тоже будут обсуждаться эти вопросы, где, например, обсуждается один единственный вопрос. Вот, например, сейчас во многих комиссиях ПАСЕ обсуждают вопрос: что такое правозащитник? Нужно определить понятие правозащитника. Это серьезная тема. Понимаете? Потому что когда мы определим понятийный аппарат, кто считается правозащитником и кто может претендовать на вот это дело, тогда у нас встанут на место очень многие вопросы.

Притом что мы должны говорить об иностранных грантах, мы должны исключить деятельность международных и иностранных организаций вне рамок, как я уже сказал, благотворительности и очень жестко не допускать их вмешательства в политику и внутренние дела Российской Федерации. Ни одна страна не позволяет себе этого делать.

После этого можно говорить о включении их в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень международных и иностранных организаций, гранты которых не подлежат налогообложению.

Далее. Существует проблема с получением государственной поддержки некоммерческими организациями, занимающимися благотворительностью, деятельность которых, как вы знаете, отнесена, как я вам уже говорил, к социально ориентированной.

Конечно, следует увеличить объемы бюджетных ассигнований бюджетов всех уровней на финансирование государственной поддержки именно социально ориентированных некоммерческих организаций. Здесь, коллеги, это очень важная проблема. Если мы ее не решим, то это будет не очень хорошо, потому что наше общество очень нуждается сегодня и государство нуждается в поддержке деятельности именно социально ориентированных некоммерческих организаций.

Но кроме этого, необходимо сделать более прозрачной и понятной, конечно, процедуру отбора грантополучателей, в том числе регламентировать общие требования к заявкам, критериям и иным условиям отбора социально ориентированных некоммерческих организаций, которые будут предоставлять субсидии за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Я хочу сказать, что буквально недавно на "круглом столе" в Общественной палате, где присутствовал Министр иностранных дел Российской Федерации Сергей Викторович Лавров, я внес предложение о том, что, может быть, нам создать специальный орган. Вот у нас грантодающих организаций очень много. Они распыляются. Понимаете? Честно говоря, даже мы иногда не понимаем, почему этой организации дали, этой не дали, допустим, по каким критериям они даются и так далее. Здесь все должно быть очень прозрачно. И поэтому я полагал, что, может быть, нам предложить создать какой-то орган специальный, который бы занимался, соответственно, именно различными грантами. Пусть это будет по направлениям. Пусть это будет внутренняя деятельность, социально ориентированные организации, международная деятельность и так далее. Пусть он делится на департаменты и так далее. Но сделать его, я бы сказал, таким, знаете, общественным, чтобы он не состоял из чиновников, чтобы именно, условно говоря… У нас есть серьезные организации, у нас есть "Деловая Россия", "ОПОРА России", у нас есть другие организации. Есть в конечном итоге Общественная палата.

Можно, допустим, создать, но чтобы в эту комиссию огромную входили именно представители мелких даже некоммерческих организаций, но которые каждодневно занимаются этой работой и которые могли бы достаточно серьезно этим.

Знаете, я вчера получил удивительное письмо. Пишет директор института каких-то там исследований, я забыл каких, Министерства юстиции. Знаете, что он пишет? Он пишет письмо следующего содержания. Когда мы, соответственно… Мы на этом "столе", когда с Лавровым в Общественной палате, мы обсуждали, что мы сейчас готовим закон об общественном контроле. И этот закон достаточно емкий, серьезный. И мы, и Общественная палата, и Совет при Президенте Михаила Александровича Федотова достаточно серьезно готовим этот закон. Видимо, этот человек, директор федерального государственного учреждения, был на "круглом столе", услышал про то, что готовится такой контроль, и он написал письмо, что вот этот орган готов вообще заниматься организацией этого общественного контроля, дать все анализы и так далее.

Но хочет он, чтобы за это мы заложили ему бюджет до 20 млн. рублей. Я, конечно, готовлю ему достойный ответ, но суть не в этом. И этих вещей мы должны избегать. Если мы хотим поддержать гражданское общество, значит, мы должны найти некий механизм, когда самому гражданскому обществу будет понятно, почему тех или иных поддерживают, а тем или иным отказывают. Собственно говоря, тогда у нас будет все.

В результате съезда, я хочу сказать, мы получили более 200 практик гражданского участия по самым разным направлениям. Замечательные практики, которые нужно обобщать и просто-напросто учить заграницу, как надо строить гражданское общество и как гражданское общество должно работать. На примере России есть, чему поучиться. И мы, я думаю, будем это делать. Мы сейчас обобщаем, подводим итоги съезда, и будем направлять это в Совет Европы и нашим коллегам за рубежом и так далее, и, конечно, распространять лучшие практики гражданского участия в субъектах Российской Федерации.

Отдельно, уважаемые коллеги, стоит вопрос об участии субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в развитии благотворительности в регионах. Степень развития благотворительности в регионе должна стать одним из критериев оценки деятельности соответствующего руководства, зрелости самого гражданского общества на местах. Например, фактором сдерживающего развития благотворительности является используемая в некоторых регионах и муниципальных образованиях практика сокращения объемов финансирования бюджетного учреждения, исходя из объемов полученных им благотворительных пожертвований. Необходимо исключить подобную практику.

Бюджетные деньги и деньги, которые даны благотворителем на какие-то определенные благотворительные цели, не имеют между собой ничего общего, и не может сегодня бюджет позволять себе замещать благотворительными деньгами эти вопросы. Эти вопросы надо выявлять, о них сообщать в соответствующие инстанции для того, чтобы могли разбираться, куда тогда деваются те бюджетные деньги, которые были запланированы ранее туда, и так далее, и тому подобное. Здесь надо достаточно серьезно разбираться.

Следует совершенствовать инфраструктуру содействия массовой благотворительности и деятельности добровольчества. Надо предоставлять поддержку формированию деятельности региональных и муниципальных центров добровольчества, а также организациям, реализующим практику сбора пожертвований населения. Также необходимо более полно использовать потенциал участников благотворительной деятельности в разработке и реализации социальных программ, программ в сфере образования, здравоохранения, науки, культуры, социальной поддержки населения и охраны окружающей среды на федеральном, региональном и местном уровнях. Следует развивать систему подготовки кадров для благотворительных и иных некоммерческих организаций, включая модернизацию образовательных стандартов и учебных программ учреждений профессионального образования.

Безусловно, коллеги, я перечислил далеко не все проблемы, с которыми сталкиваются благотворительные организации. И на сегодняшнем заседании мы должны с вами обсудить, я бы хотел еще раз конкретизироваться на тех вопросах, которые я хотел бы сегодня от вас услышать. Это, прежде всего, совершенствование законодательства о благотворительной деятельности, проблемы правоприменительной практики реализации Федерального закона № 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", повышение эффективности расходования бюджетных средств, выделяемых на поддержку НКО, выполняющих важные социальные функции, расширение форм участия бизнеса в благотворительной деятельности, проблемы участия иностранных организаций в благотворительной деятельности на территории Российской Федерации.

Следует отметить, что государственная политика в области содействия благотворительной добровольческой деятельности направлена на активизацию социально ориентированной деятельности НКО, я это повторяю уже в который раз.

В этой связи необходимо сказать, что знаковым событием в сфере благотворительности стало учреждение Указом Президента Российской Федерации от 3 мая 2012 года № 573 ордена Святой великомученицы Екатерины и знака отличия "За благодеяние", которыми отмечаются лица за выдающийся вклад в миротворческую гуманитарную благотворительную деятельность.

И одной из первых награжденных знаком отличия за благодеяние является президент Благотворительного фонда помощи хосписам "Вера" Анна Константиновна Федермессер, которая присутствует на нашем заседании "круглого стола". Позвольте поздравить Вас, Анна Константиновна, с высокой оценкой Вашего такого бескорыстного и самоотверженного труда. (Аплодисменты.)

В заключение я хотел бы привести слова Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина: "Социальная политика имеет несколько целей, несколько измерений. Это поддержка слабых, тех, кто по объективным причинам не может зарабатывать себе на жизнь. Это обеспечение работы социальных лифтов, "равного старта" и продвижения каждого человека на основе его способностей и таланта. Эффективность социальной политики измеряется мнением людей – справедливо ли устроено общество, в котором мы живем?"

Теперь я хотел бы перейти к обсуждению и хотел бы, если вы позволите, предоставить слово Дарье Игоревне Милославской, члену Общественной палаты Российской Федерации, председателю Совета Некоммерческого партнерства "Юристы за гражданское общество". Пожалуйста.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

31 мая 2012 года Б. И. Шпигель iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебный год начинается 1 сентября 2011 года, заканчивается в 9 классе 25 мая 2012 года, в остальных 31 мая 2012 года
31 мая 2012 года Б. И. Шпигель iconПрограмма корпоративной научно-практической конференции Института...
Правления ксарс – А. Лесникова, С. Агафонычева-Велла, Ю. Белозерова, Т. Громова, Н. Камильери, А. Курышев, М. Ломакина, И. Литвиненко,...
31 мая 2012 года Б. И. Шпигель iconДепартамент образования города москвы
Дня Победы (с 9 мая по 12 мая). При шестидневной рабочей неделе на эти дни приходится два учебных дня: 4 мая и 11 мая 2013 года....
31 мая 2012 года Б. И. Шпигель iconДоклад о работе Центрального Совета Саморегулируемой организации...
Центрального Совета сро нп апр решением Общего отчетно-выборного собрания членов нп апр 22 мая 2009 года. Эти годы были непростые,...
31 мая 2012 года Б. И. Шпигель iconРеспублики Коми «Центр обеспечения деятельности мировых судей»
Гку рк «Центр одмс» от 31 мая 2012 года №6, с изменениями, внесенными приказом от 02. 10. 2012 года №35, от 06. 05. 2013 №16
31 мая 2012 года Б. И. Шпигель iconДоклад главы администрации муниципального района «Новооскольский район»
Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного...
31 мая 2012 года Б. И. Шпигель iconУчебный календарный график на 2011-2012 учебный год
Начало учебного года 1 сентября 2011 года, окончание учебного года – 31 мая 2012 года
31 мая 2012 года Б. И. Шпигель iconДогово р с родителями учащихся на предоставление дополнительной платной образовательной услуги
Ивановны, действующей основании Устава от 28. 04. 2012 г., лицензии серия ро №006057, регистрационный №1783 от 24 апреля 2012 года...
31 мая 2012 года Б. И. Шпигель iconНачинается 29 мая, завершается 18 июня 2012 года
В соответствии с письмом министерства образования, науки и культуры Архангельской области (далее – министерство) от 10. 04. 2012...
31 мая 2012 года Б. И. Шпигель icon1. Начало учебного года – 2 сентября 2013 года. 2
Окончание учебного года: в 1 классах 23 мая 2014 г.; во 2-8, 10-х класса 30 мая 2014 г.; в 9,11-х классах 24 мая 2014 г
31 мая 2012 года Б. И. Шпигель iconТендерная документация
Определение наилучшего предложения о заключения договора на поставку партиями по заявкам банка и инсталляцию оборудования Cisco на...
31 мая 2012 года Б. И. Шпигель iconПроводят в Санкт-Петербурге с 11 по 13 мая 2012 года
Ачкасов Е. Е., Руненко С. Д., Пузин С. Н., Султанова О. А.,Таламбум Е. А. Врачебный контроль в физической культуре. Учебное пособие....
31 мая 2012 года Б. И. Шпигель iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Интернет, утвержденными Министерством образования и науки Российской Федерации 11 мая 2011 года (Правила), в соответствие с Федеральным...
31 мая 2012 года Б. И. Шпигель iconДепартамент образования города москвы северо-западное окружное управление образования
Минобразования России от 06 октября 2009 года №373, от 17 декабря 2010 года №373, от 17 мая 2012 года №413, Уставом школы, в соответствии...
31 мая 2012 года Б. И. Шпигель iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
31 мая 2012 года Б. И. Шпигель iconУказов Президента Российской Федерации от 07 мая 2012г
«Медвежьегорский муниципальный район» на 2012-2016 годы (далее Программа комплексного развития района), Решение XXVII сессии Совета...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск