Скачать 1.3 Mb.
|
ПРОГРАММА ПО МАРИЙСКОМУ (ГОСУДАРСТВЕННОМУ) ЯЗЫКУ ДЛЯ 2 КЛАССА Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ №17785 от 6 октября 2009 г.) и примерной программы «Программа по марийскому (государственному) языку» (авторы В.В. Константинова, Г.С. Крылова, Н.А. Кулалаева, Р.П. Игнаева). 1-11 класс. Йошкар-Ола: ГБОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2011. - 112 с. В системе предметов общеобразовательной школы Республики Марий Эл предмет «Марийский (государственный) язык» реализует познавательную и социокультурную цели: познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с марийским языком как государственным языком Республики Марий Эл и одним из языков финно-угорской языковой группы, с основными начальными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся; социокулътурная цель предполагает овладение речью на марийском языке, формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма. Для лостижения поставленных целей изучения марийского (государственного) языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач: обогащение словарного запаса, развитие навыков общения на марийском языке в рамках тем. предусмотренных программой, формирование умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами, условиями, ситуациями общения; развитие мышления, воображения, памяти и внимания младших школьников на основе совершенствования речевых навыков; освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике марийского ячыка; овладение обучающимися умениями правильно произносить звуки марийского языка, писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты-повествования (в рамках требований программы); воспитание у учеников уважительного отношения к марийскому языку как духовному богатству народа, чувства сопричастности к его сохранению, толерантного отношения к представителям разных народов и народностей; побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь на марийском языке. Место учебного предмета «Марийский (государственный) язык» в учебной плане для общеобразовательных учреждений РМЭ Согласно Базисному учебному плану образовательных учреждении Республики Марий Эл всего на изучение марийского (государственного) языка в начальной школе выделяется во 2 классе 68 н (2 ч в неделю, 34 учебные недели), из них 4 ч выделяются на контроль и оценку знаний, 4 ч — на проведение нетрадиционных уроков. Структура курса Учебный курс «Марийский (государственный) язык» представлен во втором классе обучением следующим видам речевой деятельности: аудированию, говорению, чтению, письму. Но в обшем объеме часов, выделенных на изучение предмета, приоритет отдается развитию навыков аудировання и говорения. Навыки чтения и письма формируются параллельно с развитием навыков говорения. На такое структурирование учебного материала указывает коммуникативная технология обучения языку. На начальной ступени образования грамматический материал лается через лексику, то есть обучающийся усваивает и совершенствует употребление лексической единицы е нужной грамматической форме для выражения мысли е той или иной ситуации. Основные содержательные линии Содержание предмета «Марийский (государственный) язык» для 2 класса представлено в примерной программе следующими компонентами: коммуникативным, социокультурным, лингвистическим. Коммуникативный компонент определяет объем речевого материала, обеспечивающего сформированность речевых умений и навыков в рамках требований программы. Соцшкультурный компонент обуславливает широкое привлечение краеведческого и лингвокраеведческого .материала как основы диалога культур. Лингвистический компонент обеспечивает необходимым объемом языкового материала. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности Важную роль в обучении марийскому (государственному) языку играет целенаправленная работа по развитию у младших школьников общеучебных умений, навыков и способов деятельности; интеллектуальных (обобщать, классифицировать, сравнивать); познавательных ('учебно-познавательных мотивов, учебной самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, а также умений принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением); организационных (организовывать сотрудничество и планировать свою деятельность). При изучении предмета «Марийский (государственный) язык» формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой. Результаты изучения учебного предмета «Марийский (государственный) язык» во 2-м классе Личностные УУД Личностными результатами изучения предмета «Марийский (государственный) язык» во 2-м классе является формирование следующих умений: 1. Самоопределение: система заданий, нацеленных на формирование у обучающихся устойчивого мнения о необходимости изучения марийского языка как государственного; формирование у. обучающихся сознательного отношения к изучению марийского языка с помощью сквозного книжного героя на уровне понимания и говорения. 2. Смыслообразование: формирование понимания важности владения несколькими языками, что является мотивом к изучению марийского (государственного) языка. 3. Ценностная и нравствен но-этическая ориентация: формирование у обучающихся уважительного отношении к родным и близким, понимания друзей-одноклассников, любви и бережного отношения к родному краю, природе, а также толерантности в межличностном взаимодействии. Обучающиеся получат возможность для формирования: внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к своей школе, семье, другу, одноклассникам, понимания необходимости изучения марийского языка для общения с его носителями; положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия «понимаю и умею говорить на марийском языке». Регулятивные УУД Регулятивными результатами изучения предмета «Марийский (государственный) ячык» во 2-м классе является формирование следующих умений: выполнение заданий по образцу и в соответствии с правилами марийского языка; подбор лексических и языковых средств для составления собственных высказываний в рамках тематики 2 класса; осуществление оценивания своей работы и результатов деятельности товарища по парте. Обучающиеся получат возможность научить:. работать в сотрудничестве с учителем; ставить новые учебные задачи; использовать изученный лексический материал в новых ситуациях; самостоятельно обогащать свои знания по предмету; работать с соседом по парте: договариваться о распределении работы между собой и соседом, выполнять свою часть работы, пробовать проверять часть работы, выполненную соседом. Познавательные УУД Познавательными результатами изучения предмета «Марийский (государственный) язык» во 2-м классе является формирова ние следующих умений: !. Выполнение сравнения, обобщения при составлении тексте! в рамках изучаемой темы. 2. Использование слов, словосочетаний, предложений в ситуациях общения. 3. Дописывание недостающих букв в словах, слов в предложениях. 4. Чтение и понимание основного содержания небольших текстов. 5. Нахождение нужной информации в небольшом тексте. 6. Понимание содержания несложного текста. 7. Описание картины, рисунка по изучаемой теме. 8. Рассказ о себе, любимом животном, друге, школе, семье. 9. Выражение своего отношения к предмету высказывания. Обучающиеся получат возможность научиться: применять слова, словосочетания, синтаксические конструкции в ситуациях общения; находить в учебниках нужную информацию для говорения в рамках изучаемой темы; читать несложные тексты с целью получения информации и нахождения ответа на вопросы; описывать предметы и явления, используя изученную и фоновую лексику; ориентироваться в учебной книге: находить нужный абзац, предложение, слова, упражнения, иллюстрации; различать звуки и буквы марийского языки. Коммуникативные УУД Коммуникативными результатами изучения предмета «Марийский (государственный) язык» во 2-м классе является формирование следующих умений: 1. Соблюдение при говорении правил этикета на основе традиций марийского народа. 2. Организация беседы (диалога), небольшою монолога в ситуациях учебного и семейно-бытового общения. 3. Составление предложений по рисунку. 4. Составление вопросов на основе текста. 5. Высказывание своей точки зрения на основе ситуаций. Обучающиеся получат возможность научиться: использовать при говорении на марийском языке этикетные слова; составлять диалог с одноклассниками; задавать друг другу вопросы и отвечать на них; составлять небольшой текст; высказывать свое отношение к результату деятельности соседа по парте; использовать лексические единицы в новых ситуациях общения; составлять текст на основе заданного плана. Предметными результатами изучения марийского (государственного) языка во 2-м классе являются: понимание небольшого текста на слух, умение отвечать на вопросы; овладение лексическим материалом и использование его в речи; умение строить диалог и монолог в рамках изучаемой темы в соответствии с нормой; знание всех букв марийского алфавита, умение их читать и писать; умение писать слова, словосочетания и предложения; умение составлять предложения или текст на основе рисунка; наличие пропедевтических знаний по грамматике марийского языка. Содержание обучения марийскому (государственному) языку на этапе начального общего образования Сферы и темы для развития навыков общения А. Палыме лийына. Марий этикет (саламлалтмаш, че верласы-маш да т. м.) Мыйын ешем, ешыште, еш йула. Мемнан пбртна, пачерна, сурткбргб паша. Иолташем-влак, икте-весым пагалымаш. Кевытыште, пазарыште. Кочкыш, устелтбрыштб. Б. Школ, школ илыш, школ паша, тунемме предмет-влак. Паша да каныме кече. Школ каникул. В. Ола, олаште, транспорт, корнышто. Ял, ялыште, вольык, сад-пакча. Пуртус, идалык жап, игече, чо-дыра, янлык-влак, кайык-шамыч, чодыра поянлык, пуртусым ара-лымаш. Театр, экскурсий. Спорт, тазалык. Г. Марий Эл, марий йула, марий пайрем, муро, куштымаш, йо-мак, модыш, финн-угор калык. Фонетика. Чыла марий йук-влакым чын ойлен моштымаш. Мутысо пытаргыш гласный-влакым ойлен моштымаш. Турло сынан предложенийлаштс интонацийым кучылт моштымаш. Лексика. Туналтыш этап мучаште кутырымо годым 500 мутым да мут сочстанийым кучылт моштымаш. Мут чопъшаш. -се(-со,-со) суффикс лене пале мутым чокен моштымаш, -ын суффикс дене наречийым чокен моштымаш. Лум мут -г лум мут моделям мут спчетанийым умьшен моштымаш. Морфологии. Лум мут: единственный да множественный числа, именительный, родительный, дательный, винительный, местный, направительный, обстоятельственный падеж-влак, лум мутын лица дене вашталтмыже (притяжательный суффикс). Глагол: кьоытсе-шушаш жап, 2-шо эртыше жап (1, 2, 3-шо лица единственный числа), повелительный наклонений, желательный наклонений, ~ын суффиксах деепричастий. Олмештыш мут; личный, отрицательный олмештыш мут-влак. Нунын падеж дене вашталтмышт. Нот мут: 1000 марте шотлен моштымаш, кучык да кужу чот мут, шотлымо да радам чот мут. Пале мут: пале мутын кужу да кучык формыжо, танастарыме да превосходный степеньже, Наречий: наречийын тан'астарыме да превосходный степеньже, керым да жапым ончыкгышо наречий-влак. Почеш мут: дене, дек(е), гыч. марче, гоч, гай, нерген; всрым ончыктьшю почеш мут-влак. Частице: -ат, -ак. Иодыш-влак: ко? мо? кунам? кушто? куш(ко)? мыняр? молан? могай? кузе? Синтаксис: мут сочетаний, мут радам, простой предложений; да, а, но, сандене, потомушто, гын ушем мутан сложный предложений. Требования к уровню подготовки учащихся 2 класса Аудирование (колыштын умылымаш): • I минут наре йонталтшс текстым (диалогым але моно-логым) умылаш; текст почеш йодышлан вашмутым пу^п моштэш. Говорение (кутырымаш): • 250-300 мутым да мут сочетанийым палаш, нуным кутыры-маште кучылтын мошташ; • теме-влак почеш 3-4 репликан диалогам, 5-6 предложениям (у ситуацийыште) але 6-8 предложениям (1-ше классыште тунемме ситуацийым шотыш налын) монологым ойлен мошташ: 1. Шке, йолташ нерген (лум, ийгот, илыме вер, йоратыме сомыл) 6-8 предложений; 2. Шке, вес еш нерген (6-8 предложений); 3. Игече, жап, идалык пагыт: теле, шошо (5-6 предложений); 4. У ий пайрем (5-6 предложений); 6. Ялыште (5-6 предложений); 7. Эрденысе сомыл (5-6 предложений); 8. Мом ме кочкына? (5-6 предложений); 9. Мемнан модышна (5-6 предложений); • 100 марте шотлен мошташ. Чтение (лудмаште): • чыла буквам лудын мошташ; • куштылго кучык текстым йукын, содержанийым умылен лудын мошташ; • лудмо текст почеш йодышлан вашмутым пуэн мошташ. Письмо (возымаште): • чыла буквам возен мошташ; • мутым, кучык предложенийым возен мошташ; • сурет почеш 3-4 предложенийым возен мошташ. Кутырымо годым кучылтшаш грамматический материал тыш лийшаш: личный олмештыш мутын лица дене вашталтмыже; именительный, родительный, дательный, винительный, местный, направительный падеж-влак; лум мутын притяжательный суффиксше (чыла лицаште); глаголын кызытсе-шушаш жапше (чыла лицаште кучылтын моштымаш); глаголын шбрымо формыжо (ед. числа); повелительный наклонений; кучык, кужу шотлымо чот мут; радаман чот мут; депе, гыч, марте почеш мут-влак; верым ончыктышо почеш мут да наречий; жапым ончыктышо наречий-влак (эрдене, кастене, кечывалым); ден, да ушем мут-влак; утвердительный да вопросительный предложений. • 8-9 изи почеламутым (почеламут гыч ужашым) наизусть тунемаш. Говорение (кутырымаш): • 250-300 мутым да мут сочетанийым палаш, нуным кутыры-маште кучылтын мошташ; • теме-влак почеш 3-4 репликан диалогам, 5-6 предложениям (у ситуацийыште) але 6-8 предложениям (1-ше классыште тунемме ситуацийым шотыш налын) монологым ойлен мошташ: 1. Шке, йолташ нерген (лум, ийгот, илыме вер, йбратыме со-мыл) 6-8 предложений; 2. Шке, вес еш нерген (6-8 предложений); 3. Игече, жап, идалык пагыт: теле, шошо (5-6 предложений); 4. У ий пайрем (5-6 предложений); 6. Ялыште (5-6 предложений); 7. Эрденысе сомыл (5-6 предложений); 8. Мом ме кочкына? (5-6 предложений); 9. Мемнан модышна (5-6 предложений); • 100 марте шотлен мошташ. Чтение (лудмаште): • чыла буквам лудын мошташ; • куштылго кучык текстым йукын, содержанийым умылен лудын мошташ; • лудмо текст почеш йодышлан вашмутым пуэн мошташ. Письмо (возымаште): • чыла буквам возен мошташ; • мутым, кучык предложенийым возен мошташ; • сурет почеш 3-4 предложенийым возен мошташ. Кутырымо годым кучылтшаш грамматический материал тыш лийшаш: личный олмештыш мутын лица дене вашталтмыже; именительный, родительный, дательный, винительный, местный, направительный падеж-влак; лум мутын притяжательный суф-фиксше (чыла лицаште); глаголын кызытсе-шушаш жапше (чыла лицаште кучылтын моштымаш); глаголын шбрымо формыжо (ед. числа); повелительный наклонений; кучык, кужу шотлымо чот мут; радаман чот мут; депе, гыч, марте почеш мут-влак; верым ончыктышо почеш мут да наречий; жапым ончыктышо наречий-влак (эрдене, кастене, кечывалым); ден, да ушем мут-влак; утвердительный да вопросительный предложений. • 8-9 изи почеламутым (почеламут гыч ужашым) наизусть тунемаш. |
Учебному курсу «Марийский (государственный) язык» для 5-9 классов Министерства образования и науки РФ №17785 от 6 октября 2009 года) и примерной программы «Программа по марийскому (государственному)... | Программа по русскому языку для 11 «А» класса (базовый уровень) Разработана Антиповым А. М Данная рабочая программа по русскому языку для 11 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего... | ||
Программа по русскому языку для 9 «А» класса (базовый уровень) Разработана Антиповым А. М Данная рабочая программа по русскому языку для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ям народов Дагестана; воспитание у подрастающего поколения сознательного отношения к родному языку как к национально-культурной ценности... | ||
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе... Программы по русскому языку к учебнику для 5 класса общеобразовательной школы авторов Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой... | Рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе... Программы по русскому языку к учебнику для 6 класса общеобразовательной школы авторов Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой... | ||
Рабочая программа по русскому языку в 11 классе (профильный уровень) Пояснительная записка Данная рабочая программа по русскому языку для 11 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего... | Л. В. Прохватилина Контрольные и проверочные работы по русскому языку Настоящая программа по русскому языку для 6 класса является логическим продолжением программы для начальной школы и 5 класса и составляет... | ||
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе... Программы по русскому языку к учебнику для 5 класса общеобразовательной школы авторов Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа по русскому языку для 10 класса составлена по русскому языку для 10 класса составлена на основе Примерной программы... | ||
Пояснительная записка рабочая программа учебного курса всеобщая история... Федеральному государственному образовательному стандарту. Составлена на основе Примерной программы основного общего образования по... | Требования к вступительному испытанию по русскому языку (экзамен:... Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 2 класса разработана на основе Примерной основной образовательной программы... | ||
Урока : Понятие о пунктуации. Зачем нужны знаки препинания Данная рабочая программа по русскому языку для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего... | Рабочая программа по русскому языку для VI класса составлена на основе... Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Новогремяченская средняя общеобразовательная школа» | ||
Пояснительная записка Примерная рабочая учебная программа по коми... Примерная рабочая учебная программа по коми языку как государственному составлена на основе программы «Коми язык как государственный.... | Рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе... Государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного образования по русскому языку, программы по русскому... |