Скачать 340.65 Kb.
|
Пояснительная записка Не вызывает сомнений влияние практики Европейского Суда по правам человека (далее по тексту используется также аббревиатура ЕСПЧ) на правовую систему Российской Федерации. Восторженные отклики начального периода пребывания России в составе Совета Европы на правовые позиции ЕСПЧ, изложенные в его решениях, в последние годы нередко стали меняться на прямо противоположные со стороны официальных властей государства, а в какой-то степени и частных лиц. Появляются многочисленные упреки в политизированности и ангажированности ЕСПЧ и призывы к критическому переосмыслению его решений. Однако в большинстве случаев решения ЕСПЧ опираются на его устоявшуюся практику. Целью курса является анализ механизма защиты прав и свобод лиц в ЕСПЧ и влияние этого механизма на материально-правовые и процессуальные отношения, складывающиеся внутри Российской Федерации. Задачи курса: -анализ правовых актов, регулирующих порядок и условия обращения лиц в ЕСПЧ, процессуальную форму и возможные результаты рассмотрения дела по индивидуальной жалобе; - анализ правовых позиций ЕСПЧ по вопросам процессуальной формы через рассмотрение его решений по отдельным нормам Конвенции 1950 года о защите прав человека и основных свобод (далее по тексту Конвенции) и Протоколов к ней; -анализ устоявшейся судебной практики ЕСПЧ относительно содержания прав и свобод, охраняемых Конвенцией и Протоколами к ней; -анализ трансформации правовых позиций ЕСПЧ относительно содержания прав и свобод, охраняемых Конвенцией и Протоколами к ней, и процессуальной формы ЕСПЧ; -анализ форм имплементации правовых позиций ЕСПЧ в правовую систему Российской Федерации. Место дисциплины в профессиональной подготовке студента Курс «Рассмотрение и разрешение дел в Европейском Суде по правам человека» является общей профессиональной дисциплиной, предусмотренной для подготовки студентов по специальности «Юриспруденция». Успешность освоения курса зависит от уровня базовых знаний студентов в сфере частного и публичного права, в том числе гражданского права, гражданского процессуального права, административного права, теории права и государства, международного права. Требования к уровню освоения дисциплины В результате изучения дисциплины студенты должны: 1) иметь представление: - о процессуальных особенностях защиты прав и свобод лиц в ЕСПЧ; - основные направления трансформации правовых позиций ЕСПЧ относительно содержания прав и свобод, охраняемых Конвенцией и Протоколами к ней; - основные направления трансформации процессуальной формы ЕСПЧ с момента создания ЕСПЧ по настоящее время; - о способах имплементации правовых позиций ЕСПЧ в систему права РФ; - о методологии получения юридических знаний по предмету настоящей учебной дисциплины ; - о направлениях развития современной науки в данной области; 2) знать: - процессуальную форму ЕСПЧ; - правовые позиции ЕСПЧ относительно содержания прав и свобод, охраняемых Конвенцией и Протоколами к ней; - соотношение форм и способов защиты прав и свобод лиц в ЕСПЧ с формами и способами защиты прав и свобод лиц внутри государств- участников Конвенции; - основные решения ЕСПЧ, дающие представление об устоявшейся практике ЕСПЧ применительно к содержанию прав и свобод, охраняемых Конвенцией и Протоколами к ней, и относительно процессуальной формы ЕСПЧ; - Конвенцию 1950 года о защите прав человека и основных свобод, Правила процедуры ЕСПЧ и иные акты, касающиеся защиты прав и свобод в ЕСПЧ; - практику применения ЕСПЧ отдельных способов защиты прав и свобод; 3) уметь: - анализировать и комментировать нормативный правовой материал, акты судебной и административной практики; - применять нормы Конвенции и Протоколов к ней в конкретных спорах; в) составлять необходимые документы для ведения дела в ЕСПЧ; - давать квалифицированные юридические заключения и консультации по вопросам перспективности и порядка защиты прав и свобод путем обращения в ЕСПЧ; - пользоваться источниками правовой информации; - отстаивать свою точку зрения в спорных практических ситуациях. Виды и формы контроля Текущий контроль проводится в форме написания контрольной работы. Итоговый контроль осуществляется в форме зачёта. Контрольная работа Контрольная работа выполняется в письменной форме методом решения предложенной студентам задачи по проблематике курса. Решение задачи предполагает аргументированное развернутое решение спорной практической ситуации со ссылками на источники права, а при необходимости и на особенности практики их применения. Требования, предъявляемые при выполнении работы: содержание ответа должно соответствовать вопросу; в ответе должна содержаться грамотно изложенная и аргументированная позиция автора; работа должна быть аккуратно оформлена и написана разборчивым почерком на листах формата А4. Ответы, написанные неразборчивым почерком, рассматриваются как отсутствующие. Продолжительность выполнения работы - 60 минут. При выполнении работы разрешается пользоваться научной и учебной литературой, нормативно-правовыми актами, конспектом лекций, иными рукописными или печатными материалами. Использование Интернет-ресурсов не допускается. Шкала оценивания контрольной работы:
Максимальное количество баллов – 10. Зачёт Целью итогового контроля является проверка теоретических знаний студентов и навыков решения типичных практических задач. На зачете студенту предлагается письменно аргументированно решить задачу, продемонстрировав знание устоявшейся практики ЕСПЧ относительно прав и свобод, охраняемых Конвенцией и Протоколами к ней, а также процессуальной формы ЕСПЧ. Время выполнения задания составляет 60 минут. При этом разрешается пользоваться любой литературой, нормативно-правовыми актами, конспектами, Интернет-ресурсами . Решение зачетной задачи оценивается по нижеприведенной шкале.
Максимальное количество баллов – 10. Задания на зачет формулируются преподавателем в пределах данной программы курса с учетом навыков и умений, приобретению которых уделялось особое внимание во время лекционных и семинарских занятий. Методика формирования результирующей оценки Результирующая оценка представляет собой сумму баллов: – за контрольную работу с умножением на коэффициент 0,2, – за решение зачетной задачи с умножением на коэффициент 0,8. |
3. Интеграция и ее значение. 6 Некоторые вопросы интеграции/Права мигрантов 7 Миграционная политика в обзоре решений Европейского суда справедливости, Европейского суда по правам человека 8 | Рабочая программа дисциплины актуальные вопросы европейского права... Основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура) по специальности | ||
Европейский суд по правам человека бывшая первая секция Бюллетень Европейского суда по правам человека. Российское издание. 2006. N с. 4 35 | «Процессуальное право» основной образовательной программы высшего профессионального образования Конституционном Суде РФ и тенденций судебной практики. Изучение правовых позиций Европейского Суда по правам человека и Конституционного... | ||
«Вопросы уголовного процесса в практике Европейского суда по правам... «Questions of criminal procedure in practice of Constitutional Court of Russian Federation and European Court of Human Rights» | Прецедентный характер решений европейского суда по правам человека... Городская научно-практическая конференция молодых исследователей «шаг в будущее 2010» | ||
Практика Конституционного Суда РФ и Европейского Суда по правам человека... Охватывает как решение существующих проблем, так и отыскание проблем (поиск и задание новых вопросов) | Сопоставление решений Европейского суда по правам человека и Конституционного... Организации. Эти принципы применяются как на международном уровне, так и внутри государств. В декларации тысячелетия была подтверждена... | ||
Академического Международного Института роль европейского суда по правам человека В системе реализации конституционного права на квалифицированную юридическую помощь | Юридический институт Программа предназначена для изучения спецкурса «Реализация решений Европейского Суда по правам человека в уголовном процессе рф»... | ||
Юридический институт Программа предназначена для изучения спецкурса «Реализация решений Европейского Суда по правам человека в уголовном процессе рф»... | Утверждена Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 апреля 2012 года №53 и определяет порядок и условия проведения конкурса на замещение... | ||
Пояснительная записка Модернизация российского образования направлена... Элективный курс интересен тем, что предполагает изучить систему пенсионного обеспечения в Российской Федерации, ее преобразования,... | Правила суда (1 июня 2010 г.) Секретариат европейского суда г. Страсбург... Суде в отношении тех Высоких Договаривающихся Сторон, которые выразили свое согласие применять на временной основе положения Протокола... | ||
Доклад Уполномоченного по правам человека в Кемеровской области материнский... Кемеровской области аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе, в прокуратуру... | «Бюджетное право: проблемы теории и практики» Конституционного Суда рф, Высшего Арбитражного Суда РФ и Верховного Суда РФ в разрешении правовых проблем, возникающих в бюджетной... |