Трудности, возникающие при введении фгос ноо в Красноярском крае





Скачать 86.58 Kb.
НазваниеТрудности, возникающие при введении фгос ноо в Красноярском крае
Дата публикации10.08.2014
Размер86.58 Kb.
ТипАнализ
100-bal.ru > Право > Анализ
Г.В. Раицкая,

к.п.н., заведующая кафедрой

дошкольного и начального

образования ККИПК
Трудности, возникающие при введении ФГОС НОО

в Красноярском крае
Перед начальным общим образованием поставлена задача государства (приказ № 373 от 6 октября 2009 года) – введение федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) во всех муниципальных общеобразовательных учреждениях. Для решения поставленных задач в Красноярском краевом ИПК с 1 сентября 2009 года началась серьезная работа по подготовке и апробации введения ФГОС на первой ступени общего образования в рамках проекта «Организация деятельности по введению ФГОС начального образования в пилотных школах» под руководством проректора Института ─ Андреевой С.Ю. [1].

Для работы по проекту на конкурсной основе отобрали 38 пилотных школ, в то время (2009г) имеющих до 60% оснований готовности для перехода к новым стандартам в 2011году. В список пилотных школ были включены школы малых городов, сельских территорий, в том числе малокомплектные. Особой группой выделялись школы г.Красноярска: гимназии № 2, 4, 7, 8, 9, 16, гимназия «Универс» №1, лицеи №№ 1, 9, 12, 6 «Перспектива», СОШ №137, 97, 150.

Созданная краевая команда ИПК в течение 2009-2010 учебного года совместно с педколледжами обеспечивала организацию и содержание деятельности пилотных школ (далее – ПШ) по их подготовке к введению ФГОС. В крае сложилась ситуация, позволяющая изучить опыт школ-«первопроходчиков», к которым мы относим ПШ. Для нас опыт проб и ошибок ПШ очень важен, так как анализ их деятельности по введению ФГОС НОО помогает обнаружить те проблемные места, от которых можно предостеречь школы, впервые реализующие задачи ФГОС НОО.

Какие трудности могут возникнуть в школе при введении стандартов нового поколения и их реализации?

Анализ деятельности учителей начальных классов ПШ по реализации ФГОС НОО в образовательном процессе и анализ проведенных зональных совещаний территориальных округов (февраль-март 2012г), помогли выявить возникающие трудности при введении педагогами стандартов второго поколения в начальном общем образовании края. Рассмотрим ряд трудностей педагогов, реализующих ФГОС НОО:

Во-первых, большинству учителей начальных классов трудно «перестроить себя» под новые задачи стандарта второго поколения, увидеть собственные профессиональные дефициты и выстроить пути их решения.

Комментарий: выявлена значительная группа учителей начальных классов и учителей-предметников, у которых до сих пор сохраняется ВЕРА в то, что ничего в практике не изменилось, и не может измениться! – «…Как раньше работали, так и продолжать будем учить детей!» – говорят они. К данной группе относятся такие педагоги, кто, в основном, работает по традиционным образовательным программам, привыкшие работать «по старинке». Они твердо уверены в том, что авторы их учебников и методичек гарантируют им качественный результат в соответствии с требованиями стандартов (ведь учебники допущены и рекомендованы МО РФ), поэтому много усилий прикладывать к реализации требований стандартов - не надо.

Во-вторых, педагогам трудно понять текст главного нормативного документа – ФГОС НОО.

Комментарий: педагоги, которые в практике в этом учебном году обучали первоклассников по новым стандартам, отмечают, что им недостаточно собственного опыта для того, чтобы понять текст стандарта, и выявить способы работы по достижению планируемых результатов. Учителя говорят: …«Читали» текст стандарта, но как работать по ним – не понятно».

Действительно, стандарт прописан научным языком, в нем зафиксированы те новообразования, которые в тексте необходимо «обнаружить», очень сложно разобраться в предъявленных смыслах. Практика показывает, что цели стандарта многие педагоги не могут самостоятельно «вычитать».

Разработчики проекта в стандарте прописали «портрет выпускника», четко обозначили требования к планированным результатам на конец четвертого класса, но ответа на вопрос «Как это сделать?» в данном документе нет!

В-третьих, трудно педагогам, работающим по традиционным образовательным программам (в крае их 85%), выполнить требование по организации образовательного процесса в рамках системно-деятельностного подхода.

Комментарий: важно отметить, что сначала необходимо понять, что значит, уметь организовывать образовательный процесс в рамках системно-деятельностного подхода?

Однозначно, отвечая на этот вопрос, мы придем к точному ответу - изменилась образовательная практика - это совершенно иная позиция педагога на уроке, иная структура урока, иная организация детской деятельности – учебной.

Отвечая на вопрос: «Насколько я (педагог) разбираюсь в требованиях к проведению урока в системно-деятельностном подходе?», необходимо иметь полное представление о том, что отражает понятие «деятельность» (особенности, специфика, структура), «учебная деятельность», способы организации учебной деятельности, организация работы на результат.

А каким сложным становится сам урок?! Насколько по-другому необходимо грамотно выстраивать учебный процесс! Теперь учителю начальных классов надо не только понять, но и осуществлять постоянные пробы в нахождении правильных ответов на вопросы: Как в содержании урока возможно организовать исследование детей? Как организовать детскую деятельность (самооценку, самоконтроль…)? Как организовать учебную деятельность? Где то место на уроке, когда учащиеся самостоятельно будут определять свой выбор? Как правильно организовать работу в группе?...

В-четвертых, трудно спланировать педагогу собственную деятельность по формированию у учащихся универсальных учебных действий (далее - УУД), организовать способы формирования умения учиться.

Комментарий: одним из важнейших приоритетов начального образования стало формирование УУД. В п.11 стандарта прописаны личностные, метапредметные, предметные образовательные группы результатов. Однако перечень обязательно формируемых УУД не облегчает ситуацию, потому что в практике ранее такая задача не стояла. Знание четырех видов УУД не спасает ситуацию, важно практически понять способ формирования УУД в образовательном процессе.

В-пятых, педагогу трудно организовывать и проводить иные формы учения (учебное занятие, секции, студии, практические и лабораторные занятия, уроки-театрализации и другие).

Комментарий: педагог годами оттачивал мастерство и проводил единственную форму обучения – урок. Такие новые формы как учебное занятие никогда ранее у большей части педагогов не практиковались. Значит, необходимо увидеть специфику проведения различных форм обучения с детьми младшего школьного возраста и осуществлять постоянные пробы.

В рамках курсов повышения квалификации разработаны специальные модули («Урок в системно-деятельностном подходе», «Моделирование педагогических ситуаций, направленных на формирование УУД»), позволяющие понимать новизну в организации педагогом образовательного процесса. На кафедре разработана программа для углубленного изучения данной тематики «Организация учебного процесса на основе системно-деятельностного подхода».

В-шестых, трудно (и даже невозможно!) «вырастить в себе» за короткий срок времени практические навыки работы в соответствии с заявленной конкретной технологией.

Комментарий: эксперты в области образования пришли к выводу, что действенной на уровне качества становится только целостная технология, которая оттачивается годами. Результаты достигают те учителя, которые не отступают от самой технологии, соблюдая методику ее проведения, реализуют ее целостно. В Красноярском крае учителей, реализующих технологию развивающего обучения Л.В. Занкова и технологию Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, относится около 15% от общего количества.

Региональные исследования, проводимые Центром оценки качества образования (рук. С.В. Семенов) показывают, что «наиболее высокие результаты в ККР-2011 показывают ученики, занимавшиеся по программе «Школа 2100», системам развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова или Л.В. Занкова (в общей сложности это 29% участников ККР-2011), самую слабую подготовку продемонстрировали школьники, обучавшиеся по программе «Школа России» (это 52% участников ККР-2011)» [4, с.55].

Для решения педагогами проблемы понимания технологии и организации проб для преодоления трудностей, на кафедре дошкольного и начального образования разработана программа повышения квалификации по теме «Современные образовательные технологии в начальной школе» (120ч), «Реализация требований федеральных государственных образовательных стандартов средствами системы Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова» (72ч).

В-седьмых, трудность педагогов в самостоятельной разработке программ учебных предметов, программы формирования универсальных учебных действий.

Комментарий: в период с 2010 года в крае обучено 2378 учителей начальной школы по введению стандартов нового поколения и реализации требований.

Выявленная трудность является наиболее значимой в рейтинге трудностей, заявленных педагогами. Для научения педагогов иному способу разработки программ и понимания содержания в рамках требований ФГОС, на кафедре дошкольного и начального образования разработана программа повышения квалификации по теме «Формирование и развитие универсальных учебных действий младших школьников» (72ч), «Реализация требований федеральных государственных образовательных стандартов в начальной школе» (72ч). Практика проведения многочисленных курсов по данной тематике подтверждает возможность овладения педагогами способами разработки заявленных программ (учебных предметов, курсов, формирования УУД).

В-восьмых, трудно разработать систему оценивания достижений результатов.

Комментарий: критериальный подход в новой системе оценивания является очень важным. Давно «отмерла» пятибалльная отметка, теперь надо понять, а что придет вместо нее? Если на этот вопрос найдется формальный ответ (солнышки, треугольники…), значит, ничего в данном вопросе принципиально не поменялось. Каковы цели оценивания? Как «расщепить» предлагаемые в стандартах метапредметные результаты на реально выполнимые первоклассниками операции? Как выстроить систему мониторинга? Какие инструменты качественно сработают на поставленный результат? Вот примерный ряд вопросов, ответы на которые необходимо найти, чтобы начать грамотно выстраивать систему оценивания в отдельно взятом классе и образовательном учреждении.

В-девятых, нет должного сопровождения педагогов управленцами школ, методистами муниципалитетов в вопросах введения ФГОС.

Комментарий: действительно, позиция заместителя директора, методиста ММЦ становится иной: от контролирующей функции обязателен переход к сопровождающей. Уметь найти ответы на интересующие вопросы, уметь демонстрировать деятельность педагога, не бояться ошибаться и совместно искать выход в трудных, порой непредсказуемых ситуациях. Дефицит квалифицированных методистов, способных оказать методическую помощь в большинстве территорий края очень ощутим.

Таким образом, работа педагога должна быть составляющей частью всего педагогического коллектива, работающего в начальной школе по реализации задач ФГОС НОО. Только совместно, в команде, можно преодолеть все трудности, связанные с введением стандартов нового поколения.

К условиям успешной подготовки педагога к работе по стандартам нового поколения можно отнести:

  • глубокое знание теоретического материала;

  • понимание системы научных понятий;

  • способность к проектированию, исследованию;

  • владение современными информационными технологиями;

  • мобильность и ответственность в принятии решений;

  • умение рефлексировать;

  • способность к выстраиванию коммуникаций;

  • организация сотрудничества с детьми.

Стандарты нового поколения предполагают изменение собственной деятельности педагога и направлены на решение одной из наиценнейших задач – создание условий для «выращивания» успешности каждого младшего школьника.

30 мая 2012 года состоялась Краевая научно-практическая конференция «Стандарты нового поколения: опыт, проблемы, достижения», на которую собралось 243 (!) педагога края. Работа на конференции показала, что данная проблематика достаточно актуальна, и уже по истечению года, можно обсуждать не только трудноразрешимые вопросы, но опыт достижений. Кафедра дошкольного и начального образования готова обобщать опыт педагогов края по основным вопросам введения и реализации требований ФГОС НОО.

Литература:

  1. Федеральный государственный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373

2. «Формирование универсальных учебных действий младших школьников в условиях вариативности учебно-методических комплектов». ─ Красноярск: КК ИПКРО, 2011.

3. Реализация ФГОС НОО: опыт Красноярского края: сборник статей /Сост. Г.В. Раицкая. – Самара : Издательство «Учебная литература» : ИД «Федоров», 2011. – 160 с.

4. Краевые контрольные работы. Красноярский край. 2011.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Трудности, возникающие при введении фгос ноо в Красноярском крае iconРабочая программа Романовой Натальи Владимировны учителя 1 квалификационной...
Красноярском крае» от 25 июня 2004 г., Закон Красноярского края «Об установлении краевого (национально-регионального) компонента...
Трудности, возникающие при введении фгос ноо в Красноярском крае iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Персональный сайт методиста как средство методического сопровождения учителей начальных классов при введении фгос ноо
Трудности, возникающие при введении фгос ноо в Красноярском крае iconПлан работы городского методического объединения учителей начальных...
Комплексное использование современных технологий для достижения метапредметных образовательных результатов на 1 ступени обучения...
Трудности, возникающие при введении фгос ноо в Красноярском крае iconИнформационные материалы по результатам контроля реализации фгос ноо в 1-х классах
На основании плана школы по контролю внедрения и реализации фгос ноо, в период с 26. 01. 2012 по 15. 02. 2012 г проведён контроль...
Трудности, возникающие при введении фгос ноо в Красноярском крае iconКонкурс конспектов уроков учителей начальных классов фгос ноо в действии. Мой новый уро
«фгос ноо в действии. Мой новый урок» и «Урок XXI века», целью которых являлось обобщение и популяризация результатов педагогической...
Трудности, возникающие при введении фгос ноо в Красноярском крае iconКонкурс конспектов уроков учителей начальных классов фгос ноо в действии. Мой новый уро
«фгос ноо в действии. Мой новый урок» и «Урок XXI века», целью которых являлось обобщение и популяризация результатов педагогической...
Трудности, возникающие при введении фгос ноо в Красноярском крае iconПлан внутришкольного контроля введения фгос ноо план внутришкольного контроля введения фгос ноо
Соответствие программ учебных предметов для 1-3 класса, календарно-тематического планирования требованиям фгос ноо
Трудности, возникающие при введении фгос ноо в Красноярском крае iconПояснительная записка к учебному плану гбоу прогимназии №1752 воуо...
Дв 02. 02 Практикум по информационно-публицистическому и деловому переводу (первый иностранный язык)
Трудности, возникающие при введении фгос ноо в Красноярском крае iconПояснительная записка к перечню мероприятий по развитию информационного...
К перечню мероприятий по развитию информационного общества и формированию электронного правительства на 2010 год и плановый период...
Трудности, возникающие при введении фгос ноо в Красноярском крае iconЗаконодательное собрание красноярского края закон красноярского края...
Современная иммунология в значительной мере способствуют борьбе с инфекционными болезнями, позволяют раскрыть механизмы тканевой...
Трудности, возникающие при введении фгос ноо в Красноярском крае iconПлан внутришкольного контроля по реализации фгос ноо в 2011-2012 учебном году №
Определение основных направлений деятельности рабочей группы по введению фгос ноо
Трудности, возникающие при введении фгос ноо в Красноярском крае iconПлан внутришкольного контроля по реализации фгос ноо на 2012-2013 учебный год
Оценка состояния учебно- методической базы школы, ее соответствия требованиям фгос ноо
Трудности, возникающие при введении фгос ноо в Красноярском крае iconПротокол №2 заседания Управляющего совета второго созыва
Согласование вопроса о введении школьного компонента учебного плана, длительности учебной недели на 2011-2012 учебный год в рамках...
Трудности, возникающие при введении фгос ноо в Красноярском крае iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 06. 10. 2009№373 «Об...
Трудности, возникающие при введении фгос ноо в Красноярском крае iconПлан внутришкольного контроля по реализации фгос ноо мбоу сош№3 р...
Соответствие рабочих программ курсов внеурочной деятельности для 1-3 классов, требованиям фгос ноо
Трудности, возникающие при введении фгос ноо в Красноярском крае iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В красноярском крае в с. Атаманово санитар издевался над пациентами психиатрической больницы


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск