Скачать 212.65 Kb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА РУЗБУГИНСКАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ на 2011-2015 гг. Принята на заседании педагогического совета Протокол №_______от__________ Председатель педагогического совета______________Белова Е.М. Содержание: 1. Нормативно-правовая и документальная основа. 2. Пояснительная записка. 3. Цель и задачи. 4. Принципы программы. 5. Направления реализации программы. 5.1. Формы внеурочной деятельности по направлениям. 6. Условия реализации программы. 6.1. Кадровое обеспечение. 6.2. Научно-методическое обеспечение. 6.3. Материально-техническое обеспечение. 7. Предполагаемые результаты. 8. Условия для самореализации учащихся. 9. Внеурочная деятельность согласно ФГОС, 1 класс на 2011-2012 учебный год.9.1. Содержание воспитательной деятельности.9.2. Виды внеучебной деятельности.9.3. Методы и средства внеурочной деятельности.10. Тематическое планирование. 10.1. Пояснительная записка. 10.2. Цель внеурочного планирования. 10.3. Задачи внеурочного планирования. 11. Содержание деятельности. 12. Создание материально-технической базы организации досуга учащихся. 13. Мониторинг эффективности внеурочной деятельности и дополнительного образования. 14. Ожидаемые результаты реализации программы. 1. Нормативно-правовая и документальная основа: Закон Российской Федерации « Об образовании»; Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования; Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации; Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ; Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ; Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в ОУ (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16); Должностная инструкция классного руководителя; Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям образования. 2. Пояснительная запискаВнеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур. Программа способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, которые не всегда удаётся раскрыть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков. Часы, отведённые на внеурочную деятельность, не учитываются при определении обязательной допустимой нагрузки учащихся, но являются обязательными для финансирования. Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:
3. Цель и задачи Цель внеурочной деятельности: создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время. Задачи внеурочной деятельности: организовать общественно-полезную и досуговую деятельность обучающихся совместно с библиотеками, семьями учащихся; формировать навыки позитивного общения; развивать навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем; воспитывать трудолюбие, способности к преодолению трудностей, целеустремленность и настойчивость в достижении результата; развивать позитивное отношение к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура). 4. Принципы программы:
5. Направления реализации программы1. Создание оптимального педагогически организованного пространства проведения учащимися свободного времени. 2. Проведение необходимых для оптимальной занятости учащихся в свободное от учёбы время организационно-управленческих мероприятий. 3. Совершенствование содержания, форм и методов занятости обучающихся в свободное от учёбы время. 4. Информационная поддержка занятости обучающихся в свободное время. 5. Научно-методическое обеспечение занятости обучающихся во внеурочное время. 6. Совершенствование уровня кадрового обеспечения. 7. Совершенствование материально-технической базы организации досуга обучающихся. Программа организации внеурочной деятельности, в соответствии с приоритетными направлениями программы развития школы, состоит из подпрограмм, в рамках которых реализуются 5 направлений деятельности.
5.1. Формы внеурочной воспитательной работы по направлениям: 1. Спортивно-оздоровительное: • работа спортивного кружков «Ритмика», «Подвижные игры» ; • организация экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, внутришкольных спортивных соревнований; • проведение бесед по охране здоровья; • применение на уроках игровых моментов, физ. минуток; 2. Общекультурное • работа кружка «Школа волшебников (оригами)» и др.; • организация выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся; • проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи; • участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района. 3. Общеинтеллектуальное • работа кружков «Узнаем сами», «Занимательная информатика»; • библиотечные уроки; • конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры. 4. Духовно-нравственное
• встречи с ветеранами ВОВ и труда, «Уроки мужества»; • выставки рисунков; • тематические классные часы; • оказание помощи ветеранам ВОВ и труда; • конкурсы рисунков; 5. Социальное
• проведение субботников; • разведение комнатных растений; • Акция «Помоги природе»; 6. Условия реализации программы: Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:
6.1. Кадровое обеспечение: В реализации программы участвуют:
Совершенствование уровня кадрового обеспечения:
6.2. Научно-методическое обеспечение и экспертиза занятости учащихся во внеурочное время.
6.3. Материально-техническое обеспечение: выбор оптимальных условий для проведения различных мероприятий; материалы для оформления и творчества детей; наличие канцелярских принадлежностей; аудиоматериалы и видеотехника; компьютеры; телевизор; проектор; экран и др. 7. Предполагаемые результаты: внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей; улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве; укрепление здоровья воспитанников; развитие творческой активности каждого ребёнка; укрепление связи между семьёй и школой. Учитель и родители как участники педагогического процесса: Целью сотрудничества учителей и родителей является создание неформальной дружеской атмосферы жизнедеятельности школьников, осуществление эффективной связи школы и семьи в воспитании и образовании детей разного возраста. Задачами сотрудничества являются: усиление нравственных аспектов школьной жизнедеятельности детей и молодежи; гуманизация взаимоотношений семьи и школы; развитие у школьников опыта формального и неформального общения со взрослыми; освоение родителями навыков делового общения и сотворчества с учителями и детьми; Сотворчество учителей и родителей в воспитании, обучении и развитии детей во внеурочной деятельности может успешно осуществляться по следующим направлениям (содержание сотворчества): непосредственное участие родителей в организации различимых форм совместной внеурочной работы с детьми; развитие сотрудничества с учителями и детьми в учебно-познавательной, исследовательской деятельности в школе и в домашних условиях и др.; 8. Условия для самореализации обучающихся
9. Внеурочная деятельность согласно ФГОС, 1 классна 2011-2012 учебный год
9.1. Содержание воспитательной деятельности. Внеурочная деятельность направлена на формирование у детей: гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека; социальной активности; представлений о нравственности и опыте взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; приобщение к системе культурных ценностей; трудолюбия, готовности к осознанному выбору будущей профессии, стремления к профессионализму, конкурентоспособности; экологической культуры, предполагающей ценностное отношение к природе, людям, собственному здоровью; эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное, потребности и умения выражать себя в различных, доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности; организационной культуры, активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков, опыта руководства небольшой социальной группой и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, коммуникативных умений и навыков, навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности; навыков здорового образа жизни. 9.2. Виды внеучебной деятельности: игровая деятельность; познавательная деятельность; проблемно-ценностное общение; досугово-развлекательная деятельность; художественное творчество; социальное творчество; трудовая деятельность; спортивно-оздоровительная деятельность; 9.3. Методы и средства внеурочной деятельности – это методы и средства воспитания, выбор которых определяется содержанием, формой внеурочной деятельности: беседа с учащимися с целью выяснения их интереса, информированности по данному вопросу; упражнение; поручения детям подготовить сообщения; методы игры в различных вариантах; составление плана и т.д. Эти методы всегда имеют положительное влияние, формируют позитивное общественное мнение о школе. Формы оценки. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования. Особенностями системы оценки являются:
10. Тематическое планирование внеурочной деятельности. 10.1. Пояснительная записка. Основой для современной организации воспитательной работы с детьми младшего школьного возраста является сама цель обучения и воспитания – общее развитие ребёнка, где важным фактором воспитания является освоение учениками системы общечеловеческих ценностей: Земля – планета, человек и его здоровье, труд, образование и культура (на основе принципа деятельностного подхода к воспитанию). Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников должна быть направлена на их культурно-творческую деятельность и духовно-нравственный потенциал, высокий уровень самосознания дисциплины, способности сделать правильный нравственный выбор. Содержание деятельности учащихся начальных классов во внеурочное время – это, прежде всего, единство игровой и познавательной деятельности. Именно в игре, насыщенной ярким познавательным материалом, дети развиваются в интеллектуальном плане, проявляют себя эмоционально. Внеклассная работа в форме проведения праздников, экскурсий, разнообразных викторин и конкурсов, творческих мастерских и т.п. способствует развитию у детей навыков общения и совместной деятельности, проявлению их личностных качеств. Важным и необходимым фактором воспитательного процесса является привлечение родителей для проведения различных мероприятий и их непосредственного участия в них. Это обусловливает слаженную работу детского коллектива и скрепляет союз «Семья- школа». 10.2. Цель внеурочного планирования:
10.3. Задачи внеурочного планирования:
11. Содержание деятельности. Примерное календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности для начальной школы
12. Создание материально-технической базы организации досуга учащихся:
Оснащение спортивного зала инвентарем;
13. Мониторинг эффективности внеурочной деятельности и дополнительного образования. Целью мониторинговых исследований является создание системы организации, сбора, обработки и распространения информации, отражающей результативность модернизации внеурочной деятельности и дополнительного образования по следующим критериям: рост социальной активности обучающихся; рост мотивации к активной познавательной деятельности; уровень достижения обучающимися таких образовательных результатов, как сформированность коммуникативных и исследовательских компетентностей, креативных и организационных способностей, рефлексивных навыков; качественное изменение в личностном развитии, усвоении гражданских и нравственных норм, духовной культуры, гуманистического основ отношения к окружающему миру; удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью школы. Объекты мониторинга: 1. оценка востребованности форм и мероприятий внеклассной работы; 2. сохранность контингента всех направлений внеурочной работы; 3. анкетирование школьников и родителей по итогам года с целью выявления удовлетворённости воспитательными мероприятиями; 4. анкетирование школьников и родителей в рамках внутришкольного контроля; 5. вовлечённость обучающихся во внеурочную образовательную деятельность как на базе школы, так и вне ОУ; 6. результативность участия субъектов образования в целевых программах и проектах различного уровня. 14. Ожидаемые результаты реализации программы.
|
Программа внеурочной деятельности Программа предназначена для организации внеурочной деятельности с учащимися начальной школы. Данный курс направлен на организацию... | Программа внеурочной деятельности для учащихся начальной школы мкоу «Новокваниковская сош» Научно-методическое обеспечение и экспертиза занятости учащихся во внеурочное время | ||
Уроки нравственности Содержание внеурочной деятельности дополняет, расширяет, конкретизирует представления учащихся и создаёт условия для применения полученных... | О форматах материалов для учителей начальной школы Тема нашей конференции «икт в работе учителя начальной школы». Хоть я и не являюсь учителем, но применение современных технологий... | ||
Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Будем здоровы!» Программа «Будем здоровы!» для учащихся начальной школы, общекультурное направление, автор-составитель Н. К. Шумилова | Программа по внеурочной деятельности «страна рукоделия» для учащихся начальной школы Кружок развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу... | ||
Методические рекомендации «Об организации внеурочной деятельности в начальной школе» План – конспект открытого занятия по внеурочной деятельности «Волшебный сундучок» в 2 «Б» классе | Конкурс исследовательских работ для учащихся 5-11 кл Урала на 2011 – 2015 гг., утвержденной Постановлением Правительства Челябинской области от 20. 04. 2011 г. №96-П, в целях развития... | ||
Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена в соответствии... «Примерными программами внеурочной деятельности. Начальное и основное образование» под редакцией В. А. Горского. – М.: Просвещение,... | Модель организации внеурочной деятельности обучающихся начальной школы мбоу пго Внеурочная деятельность учащихся начальных классов направлена на воспитание, социально-педагогическую поддержку становления и развития... | ||
«Формирование информационно – коммуникативной компетентности через... Суть данного проекта состоит в создании условий для повышения уровня информационно-коммуникативной деятельности учащихся, в развитии... | Пояснительная записка к программе «введение в проектно- исследовательскую... Программа предназначена для работы с детьми 1-4 классов во внеурочной деятельности учителей начальной | ||
Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности «Я гражданин России» «Завуч начальной школы» №8, 2011г и на основании письма Департамента общего образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011... | Пояснительная записка к расписанию уроков. Расписание для учащихся начальной школы составлен Расписание для учащихся начальной школы составлено на основании учебного школьного плана | ||
Актуальность темы Урала на 2011 – 2015 гг., утвержденной Постановлением Правительства Челябинской области от 20. 04. 2011 г. №96-П, в целях развития... | Программа развития моу средней школы №71 на 2011-2015 год. (сокращенный... Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №71 г о. Тольятти на 2011-2015... |