Пояснительная записка рабочая программа по истории 6 класс базовое изучение предмета





Скачать 143.81 Kb.
НазваниеПояснительная записка рабочая программа по истории 6 класс базовое изучение предмета
Дата публикации21.08.2014
Размер143.81 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Право > Пояснительная записка
c:\users\ира.inspectahh-пк\pictures\2013-09-23 6кл\6кл 002.jpg

Пояснительная записка

Рабочая программа по истории (6 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования и Примерной программы общего образования.

Цели курса6освоение школьниками ключевых исторических понятий, ознакомление с основными религиозными системами. Раскрытие особенностей социальной жизни, структуры общества с древнейших времен до конца 16 века, раскрытие специфики власти, раскрытие вклада в историю выдающихся людей своего времени. Рабочая программа составлена на основе цивилизационно-гуманитарного подхода.

В результате изучения истории России с древнейших времен до конца XVI века на базовом уровне ученик должен

называть хронологические рамки древней и средневековой Руси, даты важнейших событий (образование государства Русь, крещение Руси, появление самостоятельных княжеств, первое упоминание о Москве, нашествие Батыя на Русь, Невская битва, Ледовое побоище, Куликовская битва, свержение ордынского владычества); места, обстоятельства, участников, итоги важнейших событий; правителей, государственных деятелей, политических и духовных лидеров, оказавших значительное влияние на развитие истории; представителей общественной мысли, науки и культуры;

показывать на исторической карте государства и княжества;

описывать условия жизни, быта различных людей; достижения, последствия этого; составлять описания разного рода памятников.

соотносить факты и общие процессы развития государств и княжеств; называть характерные существенные черты политического устройства государств, международных отношений, развития культуры;

объяснять значения понятий: присваивающее и производящее хозяйство, пашенное земледелие, родоплеменная организация, соседская община, вече, дань, народное ополчение, язычество, государство, княжеская власть, дружина, бояре, полюдье, православие, митрополит, монах, монастырь, вотчина, смерд, закуп, рядович, холоп, Русская Правда, усобица, летопись, былина, патриотизм, удел, посадник, ордынское владычество, баскак, ордынский выход, ярлык, боярская дума, самодержавие, судебник, местничество, кормление, поместье, служилые люди, феодально-крепостническая система, пожилое, крестьяне владельческие, дворцовые, черносошные, тягло, уния, народность, ересь, централизованное государство, сословно-представительная монархия, приказная система, Земский собор, дворяне, казачество, стрелецкое войско, опричнина, церковный Собор, реформы;

излагать суждения о причинах и последствиях социальных движений, реформ и войн.

Объяснять цели, результаты, значение деятельности наиболее известных людей.

3.2 Содержание изучаемого курса

История России с древнейших времен до конца XVI века.

Название раздела, темы ( № п/п )

Всего часов

Раздел 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности.

4 часа

Раздел 2. Русь в IX – начале XII вв. Древнерусское государство.

5 часов

Повторительно –обобщающий урок

1

Раздел 3. Русские земли и княжества в XII – середине XV вв.

14часов


Тема 1. Русские земли и княжества в начале удельного периода (начало XII – первая половина XIII вв.)

3 часа

Тема 2. Культура Руси в домонгольские времена

3 часа

Тема 3. Борьба с внешней агрессией в XIII в.

5 часов

Тема 4. Предпосылки образования Российского государства (вторая половина XIII - середина XV в.)

3часов

Повторительно – обобщающий урок

1 час

Раздел 4. Российское государство во второй половине XV – XVI вв.

14часов

Тема 1. Завершение образования Российского государства в конце XV – начале XVI в.

4 часа

Тема 2. Русская культура второй половины XIII – XV в.

2 часа

Тема 3. Российское государство в XVI в.

6 часов

Тема 4. Русская культура XVI в.

2 часа

Итоговое повторение и обобщение.

2 часа

сумма

40 часов

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности1. 4 часа.

Заселение Евразии. Великое переселение народов. Заселение территории нашей страны. Народы на территории России до середины I тысячелетия до н.э. Влияние географического положения и природных условий на занятия, образ жизни, верования. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Кочевые народы Степи.

Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма.

Праславяне. Восточные славяне в древности: расселение, соседи, занятия, общественный строй. Предпосылки образования государства. Соседская община. Союзы восточнославянских племен. «Повесть временных лет» об образовании Руси.

Знать/уметь:

- объяснить понятия: союз племен, пашенное земледелие, соседская община, вече, дань, народное ополчение, язычество;

- критически анализировать источник исторической информации «Повесть временных лет» (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

- показать на исторической карте территорию расселения славян и их соседей

Раздел 2. Русь в IX – начале XII вв. Древнерусское государство. 5 часов.

Соседская община. Город. Новгород и Киев - центры древнерусской государственности. Образование Древнерусского государства. Первые Рюриковичи. Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия. Владимир I. Крещение Руси.

Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская Правда». Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси. Распад Древнерусского государства.

Раздел 3. Русские земли и княжества в XII – середине XV вв. (14 часов)

Тема 1. Русские земли и княжества в начале удельного периода (начало XII – первая половина XIII вв.) 3 часа

Политическая раздробленность Руси. Удельный период: экономические и политические причины политической раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа городов. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель: Владимиро-Суздальское, Киевское княжество, Галицко-Волынское княжество, Новгородская боярская республика.

Идея единства русских земель в период раздробленности. «Слово о полку Игореве».

Тема 2. Культура Руси в домонгольские времена. 2 часа.

Становление древнерусской культуры: фольклор, письменность, живопись, зодчество. Религиозно-культурное влияние Византии. Особенности развития древне-русской культуры.

Единство и своеобразие художественных традиций в русских землях и княжествах в период культурного подъема в XII – начале XIII вв. Фольклор. Славянская письменность. Берестяные грамоты. Зодчество и живопись. Быт и нравы.

Тема 3. Борьба с внешней агрессией в XIII в. 5 часов.

Чингиз-хан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Борьба против внешней агрессии в XIII в. Монгольское завоевание. Золотая Орда. Экспансия с Запада. Ливонский орден. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище. Последствия нашествия для дальнейшего развития страны.

Тема 4. Предпосылки образования Российского государства (вторая половина XIII - середина XV в.) 5 часов.

Борьба против ордынского ига. Русские земли в составе Великого Литовского княжества.

Восстановление хозяйства на Руси. Формы землевладения и хозяйства Вотчинное, монастырское, поместное, черносошное землевладение. Начало объединения русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский.

Знать/уметь:

- объяснить понятия: государство, княжеская власть, дружина, вотчина, смерд, закуп, рядович, холоп. Ордынское владычество, баскак, ордынский выход, ярлык. Поместье, помещик, служилые люди, ересь. Боярская дума, самодержавие, судебник, местничество, кормление, Юрьев день, крестьяне владельческие, дворцовые, черносошные.

- показать на исторической карте территорию удельных княжеств, Золотой Орды, места крупных сражений;

- характеризовать исторических личностей Александра Невского, Дмитрия Донского, Сергия Радонежского;

- понимать особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

Раздел 4. Российское государство во второй половине XV – XVI вв. 14 часов.

Тема 1. Завершение образования Российского государства в конце XV – начале XVI в. 4 часа.

Предпосылки образования Российского государства. Иван III. Свержение ордынского ига. Василий III. Распад Золотой Орды. Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель. Многонациональный состав населения страны. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы. Становление органов власти Российского государства. Судебник 1497 г. Местничество. Традиционный характер экономики.

Тема 2. Русская культура второй половины XIII – XV в. 2 часа

Монгольское завоевание и русская культура. Куликовская битва и подъем русского национального самосознания. Москва – центр складывающейся культуры русской народности. Формирование культуры Российского государства. Отражение идеи общерусского единства в устном народном творчестве, литературе. Летописание. «Задонщина». Теория «Москва – третий Рим». Феофан Грек. Книгопечатание. Иван Федоров. Московский Кремль. Андрей Рублев.

Тема 3. Российское государство в XVI в. 6 часов.

Развитие страны в XVI в.: территория, население, характер экономики. Предпосылки централизации страны. Иван IV Грозный. Установление царской власти. Реформы 50-60-х гг. XVIв. Земские соборы.

Расширение территории государства (присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири). Ермак. Освоение дикого поля. Казачество. Ливонская война. Опричнина. Становлении самодержавия. Сословно-представительная монархия.

Тема 4. Русская культура XVI в. 3 часа.

Влияние централизации страны на культурную жизнь. Публицистика. «Сказание о князьях Владимирских». Летописные своды. Начало русского книгопечатания. Иван Федоров. Оборонительное зодчество. Строительство шатровых храмов. Дионисий. Быт и нравы. «Домострой». Итоговое повторение и обобщение. 2 часа.

Знать/уметь:

- объяснить понятия: централизованное государство, сословно-представительная монархия, реформа, приказная система, Земский собор, опричнина, заповедные лета, церковный собор;

- показать на исторической карте территории Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири, Крымского ханства;

- характеризовать государственных деятелей Ивана III, Ивана IV Грозного;

- сравнивать различные средства решения государственных проблем: реформы - террор, война – мир.

- излагать суждения о причинах и последствиях социальных движений, реформ и войн.

История России с древнейших времен до конца XVI века .




Тема урока

Кол-во

часов

Тип урока

Форма урока













дата

1

Заселение территории нашей страны. Народы на территории России до середины I тысячелетия до н.э. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария.

1

Урок-изучение нового материала

Урок-практикум. Работа с картой.

декабрь

2

Кочевые народы Степи. Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма.


1

Комбинированный урок

Урок-практикум составление таблицы

декабрь

3-4

Восточные славяне в древности: расселение, соседи, занятия, общественный строй. Соседская община «Повесть временных лет» об образовании Руси

2

Комбинированный урок

Урок-практикум

Работа с документом

январь

5

Новгород и Киев - центры древнерусской государственности Предпосылки образования государства.

1

Комбинированный урок

Урок-исследование

январь

6

Образование Древнерусского государства. Первые Рюриковичи

1

Комбинированный урок

Урок-практикум

январь

7

Русь и Византия. Владимир I. Крещение Руси.

1

Комбинированный урок

Урок-исследование

январь

8

Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская Правда». Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские города

1

Комбинированный урок

Урок-практикум Работа с учебником

февраль

9

Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси.


1

Комбинированный урок

Урок-практикум Сообщения учащихся


февраль

10

Итоговое обобщение темы «Древнерусское государство»

1

Урок обобщения и закрепления знаний

Тестирование.

Контрольный

опрос

февраль

11-12

Политическая раздробленность Руси. Владимиро-Суздальское княжество.

2

Урок-изучение нового материала

Урок-практикум Работа с учебником

февраль

13

Галицко-Волынское княжество. Новгородская боярская республика Столкновение князей с боярством.

1

Комбинированный урок

Урок-практикум Работа с учебником

февраль

14

Становление древнерусской культуры: фольклор, письменность, живопись, зодчество. Религиозно-культурное влияние Византии.

1

Комбинированный урок

Работа с источниками

февраль

15

Своеобразие художественных традиций в русских землях и княжествах в период культурного подъема в XII – начале XIII вв.


1

Комбинированный урок

Сообщения учащихся


февраль

16

Борьба против внешней агрессии в XIII в. Монгольское завоевание. Золотая Орда

1

Комбинированный урок

Урок-практикум Работа с учебником, картой

февраль

17

Экспансия с Запада. Александр Невский Защита западных рубежей.

1

Комбинированный урок

Урок-практикум Работа с учебником, картой

март

18

Русь и Орда.

1

Комбинированный урок

Урок-практикум Работа с учебником, картой

март

19

Русь и Великое княжество Литовское.

1

Комбинированный урок

Урок-практикум Работа с учебником, картой

март

20

Итоговое обобщение темы «Борьба с внешней агрессией»

1

Урок обобщения и закрепления знаний

Тестирование.

Контрольный

опрос

март

21-22

Начало объединения русских земель. Формы землевладения и хозяйства. Иван Калита. Русь набирает силы. Возвышение Москвы.

2

Урок-изучение нового материала

Урок-исследование

март

23

Куликовская битва. Дмитрий Донской.

1

Комбинированный урок

Урок-практикум Работа с учебником, картой, схемами

март

24

Роль церкви в общественной жизни Руси. Сергий Радонежский

1

Комбинированный урок

Сообщения учащихся


апрель

25

Итоговое обобщение темы Русские земли и княжества в XII – середине XV вв.


1

Урок обобщения и закрепления знаний

Тестирование.

Контрольный

опрос

апрель

26-27

Свержение золотоордынского ига. Иван III. Создание единого Российского государства.

2

Комбинированный урок

Урок-практикум Работа с учебником, картой, схемами

апрель

28-29

Завершение объединения русских земель вокруг Москвы. Становление органов власти Российского государства. Судебник 1497г. Местничество.


2

Комбинированный урок

Урок-практикум Работа с учебником, картой, схемами

апрель

30-31

Монгольское завоевание и русская культура. Формирование культуры Российского государства. Летописание. Московский Кремль. Андрей Рублев. Книгопечатание. Иван Федоров.

2

Комбинированный урок

Сообщения учащихся


апрель

32

Иван IV Грозный. Установление царской власти.

1

Комбинированный урок

Урок-исследование

апрель

33

Реформы середины XVI в. Земские соборы.

1

Комбинированный урок

Урок-исследование

апрель

34

Расширение территории государства (присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири).

1

Комбинированный урок

Урок-практикум Работа с учебником, картой, схемами

апрель

35 -36

Казачество. Ливонская война.

2

Комбинированный урок

Урок-практикум Работа с учебником, картой, схемами

май

37

Опричнина

1

Комбинированный урок

Урок-исследование

май

38

Русская культура и быт XVI в.

2

Комбинированный урок

Сообщения учащихся


май

39-40

Итоговое повторение и обобщение. Российское государство во второй половине XV – XVI вв.

2

Урок обобщения и закрепления знаний

Тестирование.

Контрольный

опрос

май

4. Ресурсное обеспечение.

Курс ИСТОРИЯ РОССИИ с древнейших времен до конца XVI века, рассчитанный на 6 классы общеобразовательных учреждений включает в себя:

4.1 Основная литература.

ИСТОРИЯ РОССИИ IX-XVI века: программы для общеобразовательных школ. - «Дрофа», 2005

УЧЕБНИК ДЛЯ 6 КЛАССОВ:

Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с древнейших времен до конца XVI века. – М.: Просвещение, 2005

Данилов А. А., Косулина Л. Г. Рабочая тетрадь по истории России с древнейших времен до конца XVI века.

4.2 Дополнительная (методическая) литература:

Б.Н. Серов,.. Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца XVI века. К учебным комплектам Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с древнейших времен до конца XVI века. М.: ВАКО, 2004.




1


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка рабочая программа по истории 6 класс базовое изучение предмета iconПояснительная записка рабочая программа по обществознанию 10-11 класс базовое изучение предмета
Рабочая программа по обществознанию (10-11 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом...
Пояснительная записка рабочая программа по истории 6 класс базовое изучение предмета iconПояснительная записка Пояснительная записка
Рабочая программа по истории Брянского края (10-11 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом...
Пояснительная записка рабочая программа по истории 6 класс базовое изучение предмета iconРабочая программа по истории 6 класс базовое изучение предмета
Рабочая программа по истории (6 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного...
Пояснительная записка рабочая программа по истории 6 класс базовое изучение предмета iconРабочая программа по истории 6 класс базовое изучение предмета
Рабочая программа по истории (6 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного...
Пояснительная записка рабочая программа по истории 6 класс базовое изучение предмета iconРабочая программа по истории Брянского края. (10 класса. Базовый уровень). Пояснительная записка
Рабочая программа по истории Брянского края (10-11 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом...
Пояснительная записка рабочая программа по истории 6 класс базовое изучение предмета iconРабочая программа по истории средних веков (6 класс) Пояснительная
Рабочая программа по истории (6 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного...
Пояснительная записка рабочая программа по истории 6 класс базовое изучение предмета iconРабочая программа по истории россии 10 класс (изучение предмета на...
Рабочая программа по истории (10 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного...
Пояснительная записка рабочая программа по истории 6 класс базовое изучение предмета iconПрограмма по Пояснительная записка рабочая программа по литературе 7-9 класс
Рабочая программа по литературе (7-9 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного...
Пояснительная записка рабочая программа по истории 6 класс базовое изучение предмета iconПояснительная записка рабочая программа по обществознанию 10 класс базовое изучение предмета
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых...
Пояснительная записка рабочая программа по истории 6 класс базовое изучение предмета iconРабочая программа по Всеобщей истории 6 класс
Рабочая программа по истории (6 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного...
Пояснительная записка рабочая программа по истории 6 класс базовое изучение предмета icon1. Пояснительная записка Данная программа составлена на основе требований...
Рабочая программа по истории (10 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного...
Пояснительная записка рабочая программа по истории 6 класс базовое изучение предмета iconРабочая программа по истории. (10 класс. Базовый уровень). 1
Рабочая программа по истории (10 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного...
Пояснительная записка рабочая программа по истории 6 класс базовое изучение предмета iconРабочая программа по истории. (10 класс. Базовый уровень). 1
Рабочая программа по истории (10 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного...
Пояснительная записка рабочая программа по истории 6 класс базовое изучение предмета iconРабочая программа по всеобщей истории. (10 класс. Базовый уровень). 1
Рабочая программа по истории (10 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного...
Пояснительная записка рабочая программа по истории 6 класс базовое изучение предмета iconРабочая программа по истории России. (10 класс. Базовый уровень). 1
Рабочая программа по истории (10 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного...
Пояснительная записка рабочая программа по истории 6 класс базовое изучение предмета iconРабочая программа по истории. «Всеобщая история с древнейших времен...
Рабочая программа по истории (10 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск