Скачать 0.81 Mb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6»
Образовательная программа основного и среднего (полного) общего образования на 2013-2015 г.г. г. Нефтеюганск СодержаниеПояснительная записка ……………………………………………………………3 Общие положения ………………………………………………,…………….…..4 Паспорт Программы……………………………………….………………………4
1.1.Цели общего образования………………………………………………….6 1.2.Состав образовательной программы школы……………………………...6 2. Особенности организации образовательного процесса……………………..10 2.1. Модель образовательного пространства школы……………………….10 2.2.Условия для создания и реализации модели……………………………10 2.3.Учебный план……………………………………………………………..10 3. Программно-методическое обеспечение……………………………………..22 4. Режим организации учебного процесса………………………………………32 5. Формы получения образования учащимися………………………………….32 6. Педагогические технологии, используемые в образовательном процессе..33 7. Система дополнительного образования, внеклассной и внеурочной деятельности…………………………………………………………………………...36 8. Система мониторинга в школе………………………………..………………37 9.Управление реализацией программы………………………………………….39 10. Планируемые результаты образовательной программы…………………...39 11. Критерии для оценки реализации образовательной программы…………..41 12. Модель выпускника…………………………………………………………...41 13. Измерители реализации образовательной программы……………………..42 14. Список литературы……………………………………………………………43 Пояснительная записка Образовательная программа является нормативно-управленческим документом МБОУ «СОШ № 6», характеризует специфику содержания образования и особенности организации учебно-воспитательного процесса. Настоящая образовательная программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об образовательных учреждениях, Уставом ОУ и другими локальными актами, регламентирующими образовательную деятельность. Настоящая образовательная программа является содержательной и организационной основой образовательной политики школы, это локальный акт общеобразовательного учреждения, создана для реализации образовательного заказа государства, содержащегося в соответствующих документах, социального заказа родителей обучающихся и самих обучающихся, с учетом реальной социальной ситуации, материальных и кадровых возможностей школы. Образовательная программа школы адресована всем субъектам образовательного процесса и партнёрам школы: -администрации ОУ (для реализации путей развития ОУ), -педагогическому коллективу (для разработки и составления рабочих учебных программ по предметам УП как компонентам образовательной программы и направлениям дополнительного образования), -родителям учащихся (для удовлетворения информационных запросов родителей о содержании образования, путях реализации целей общего образования, соответствующих особенностям и возможностям школы, о задачах школы по повышению качества образования; для развития продуктивных отношений между школой и родителями), - учащимся старшей школы (для удовлетворения информационных запросов), -партнёрам школы (для осуществления взаимодействия с учреждениями дополнительного образования на базе ОУ). Исходя из адресата программы, ее презентация предполагается на Управляющем совете, на общешкольном родительском собрании, на педагогическом совете ОУ, на сайте ОУ. В подготовке программы участвовали: администрация ОУ, методический совет школы, члены педагогического коллектива. К разработке основной образовательной программы начального (4 класс), основного и среднего общего образования привлечены органы школьного самоуправления, обеспечивающие государственно-общественный характер управления образовательным учреждением. Проект программы рассмотрен на педагогическом совете ОУ. По результатам обсуждения в первоначальный вариант программы внесены изменения и дополнения. Программа утверждена Управляющим советом ОУ. Общие положения Образовательная программа начального (4 класс), основного и среднего общего образования разработана с учётом требований федерального компонента государственного образовательного стандарта (далее — Стандарт); определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступенях начального (4 класс), основного и среднего общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья учащихся. Программа разработана с учётом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса; с учётом целевой, содержательной и организационной преемственности с образовательной программой начального общего образования, программой развития ОУ Паспорт программы
1. Приоритетные задачи школы 1.1 Цели общего образования Образовательная программа МБОУ «СОШ №6» соответствует задачам государственной и региональной политики в сфере образования, направленной на обеспечение доступности качественного образования для всех детей и на достижение такого качества образования, которое отвечает социальным запросам в сфере образования. Образовательная программа МБОУ «СОШ №6» предназначена удовлетворять потребность 1) учащихся - в обеспечении обязательного минимума усвоения содержания образования и максимальный для каждого обучающегося уровень успешности; - в расширении возможностей для удовлетворения проявившегося интереса к тому или иному учебному предмету и программах обучения, обеспечивающих личностное становление и профессиональное самоопределение; - в обеспечении оптимального уровня образованности, который характеризуется способностью решать задачи в различных сферах жизнедеятельности, опираясь на освоенный социальный опыт; - в развитии необходимых знаний и умений; 2) общества и государства - в реализации образовательных программ, обеспечивающих ориентацию личности на сохранение и воспроизводство достижений культуры и воспитание молодого поколения специалистов, способных решать новые прикладные задачи; 3) средних и высших учебных заведений - в притоке молодежи, ориентированной на освоение программ профессионального обучения и общекультурного развития; 4) рынка труда – в притоке новых ресурсов; 5) выпускника образовательного учреждения - в социальной успешности. Образовательная программа МБОУ «СОШ №6» ориентирована на реализацию следующих целей образования: 1) формирование личности учащихся, - умеющей учиться - определять границы и дефициты своего знания, находить способы и пути преодоления своих трудностей; уметь переносить способы действия из одной предметной области в другую, в социальную жизнь; - готовой осуществить индивидуальный ответственный выбор собственной образовательной траектории; - способной понимать и принимать ценность образования, быть мотивированной к его продолжению в тех или иных формах; -обладающей социальным опытом, позволяющим ориентироваться в быстро меняющемся мире и взаимодействовать с людьми с разными ценностными и культурными установками; - обладающей развитыми формами мышления, способствующими решению большого круга предметных, социально-ориентированных и личностных задач. 2) формирование у обучающихся таких умений, как: общение, творческое мышление, умение решать проблемы разными путями; умение работать самостоятельно, в группе, признавая ценность индивидуальных различий; 3) воспитание выпускника – человека и гражданина, уважающего права и свободу личности, ответственно относящегося к своей жизни и здоровью, обладающего культурными потребностями, самосознанием, коммуникативной культурой; 4) становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости. Достижение поставленных целей возможно при условии решения следующих основных задач: - обеспечение соответствия образовательной программы требованиям Стандарта; - обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования; - обеспечение доступности получения качественного образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья; - усиление воспитательного потенциала школы, обеспечение психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формирование образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, создание необходимых условий для её самореализации; - обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников; - взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнёрами; - выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья, их профессиональных склонностей через систему секций, и кружков, организацию общественно полезной деятельности с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей; - организация интеллектуальных и творческих соревнований, технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности; - участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада; - включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (микрорайона ОУ) для приобретения опыта реального управления и действия; - социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психолога, социального педагога, сотрудничество с учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной ориентации; - сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности. В основе реализации основной образовательной программы МБОУ «СОШ №6» лежит идея перехода на системно-деятельностный подход, который предполагает: - воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного состава; -формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся; -ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; - признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся; - учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения; - разнообразие индивидуальных образовательных запросов и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья. 1.2 Состав образовательной программы школы Выполнение стратегических задач развития и образования в ОУ регламентируется следующими нормативно-правовыми документами: - настоящей основной образовательной программой основного и среднего общего образования, разработанной на период 2013-2015 г., - образовательной программой НОО, разработанной в соответствии с ФГОС нового поколения (1-3 классы), - программой развития. Все вышеперечисленные документы разработаны с учётом целевой, содержательной и организационной преемственности. В школе реализуются программы: - в рамках предшкольной подготовки - программа подготовки детей 6 лет к обучению в школе, - на первой образовательной ступени - «Школа 21 века»; программа Л.В. Занкова; - на второй образовательной ступени – программы базового уровня; -на третьей ступени – программы базового уровня и программы профильного обучения Такое разнообразие программ обусловлено контингентом учащихся: в школе учатся дети различных индивидуальных потребностей и способностей – от учащихся с низким уровнем мотивации до одарённых детей. Кроме того, контингент учащихся отличается неоднородностью состава по национальному признаку, дети отличаются различным уровнем подготовки, разным культурным уровнем. Выбор программ на первой образовательной ступени осуществляется по результатам занятий в группе предшкольной подготовки (если ребёнок занимался), в противном случае – по результатам собеседования и по согласованию с родителями. Выбор программ профильного обучения осуществляется на основании запросов учащихся и результатов собеседования с учащимися. 2.Особенности организации образовательного процесса 2.1.Модель образовательного пространства дистанционные конкурсы, олимпиады урок ученик научно-практические конференции значимое дело, социальный проект дополнительное образование социальные практики 2.2. Условия для создания и реализации модели
2.3.Учебный план Образовательный процесс в школе строится на основе утвержденного учебного плана. Учебный план школы – нормативный правовой акт, определяющий перечень учебных предметов, максимальный объём учебного времени, отводимого на изучение программ общего образования и обеспечение государственных образовательных стандартов по ступеням общего образования. Пояснительная записка к учебному плану муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 6» 4 классы (6-дневная учебная неделя) Учебный план образовательного учреждения разработан на основе следующих документов:
Настоящий учебный план: - соответствует целям и задачам ведения образовательной деятельности МБОУ «СОШ №6»; - создает условия каждому ученику для освоения стандартов образования; - создает условия для интеллектуально-нравственного развития, подготовки обучающихся к предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности через вариативную часть и внеурочную деятельность; - предполагает преемственность ступеней обучения. Учебный план раскрывает: а) номенклатуру образовательных областей и учебных предметов, которые изучаются в начальной школе б) общий объем допустимой учебной нагрузки; в) количество часов на каждый учебный предмет в неделю, за год, за четыре года обучения. Составленный с учетом особенностей школы учебный план состоит из частей: 1. Инвариантная часть, которая полностью реализует федеральный компонента государственного образовательного стандарта. 2. Вариативная часть, которая реализует часы компонента образовательного учреждения на:
Объём максимальной учебной нагрузки учащихся определяется учебным планом школы на основе Приказа Департамента образования и молодежной политики Ханты- Мансийского автономного округа - Югры от 22.08.2011 № 662 «О внесении изменений в региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Ханты- Мансийского автономного округа – Югры, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты- Мансийского автономного округа - Югры от 30.01.2007 №99» и в соответствии с действующими санитарными нормами: В 4 классах – 26 часов в неделю при 6-дневой учебной недели; Все классы обучаются по 4 - летней модели обучения. В школе определён режим работы в объёме 6- дневной учебной недели (для учащихся 4 классов). Продолжительность учебного года составляет 34 недели. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель. Продолжительность урока составляет в 4 классах - 40 минут При проведении занятий по иностранному языку осуществляется деление классов на две группы при наполняемости класса 25 человек. Обучение осуществляется на русском языке по традиционной и развивающей системам обучения: программа для четырехлетней начальной школы «Школа XXI века», под ред. Н.Ф.Виноградовой; (классы: 4б, 4в, 4г) развивающая система Л.В. Занкова. (классы: 4а) Инвариантная часть учебного плана Инвариантная часть обеспечивает реализацию обязательного федерального компонента государственного образовательного стандарта:
На ступени начального общего образования инвариантная (обязательная) часть настоящего учебного плана представлена следующими учебными предметами - «Русский язык», «Литературное чтение», «Иностранный язык», «Математика», «Информатика», «Окружающий мир», «Музыка» «Изобразительное искусство» «Технология», «Физическая культура», «Основы религиозных культур и светской этики». В 4 классах - учебный предмет «Музыка» изучается 1 час в неделю, - учебный предмет «ИЗО» изучается 1 час в неделю. С целью развития информационной компетентности в 4 классах «Информатика и ИКТ», программа Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак и др. изучается в качестве учебного модуля в рамках курса «Технология» Для реализации регионального компонента, духовно-нравственного развития обучающихся курс «Мы дети природы» изучается в 4 классах интегрировано с учебными предметами: окружающий мир, литература, технология, ИЗО. Вариативная часть учебного плана: Часы учебного плана части, формируемой участниками образовательного процесса обеспечивают реализацию индивидуальных потребностей обучающихся и используются на увеличение учебных часов, отводимых на изучение учебных предметов обязательной части, в частности: учебный предмет «Русский язык» в 4 классах дополняется 2 часами в неделю; литературное чтение в 4 классах дополняется 1 часом в неделю за счёт вариативной части учебного плана, так как программа «Русский язык» (авторов А.В. Поляковой, Иванова) рассчитана на 5 часов в неделю, программа «Литературное чтение» (авторов Чураковой, Журовой ) - рассчитана на 3 часа в неделю в 4 классах. Кроме этого, часы вариативной части отведены на организацию проектно-исследовательской деятельности обучающихся, индивидуально-групповые консультации. Проектно-исследовательская деятельность обучающихся осуществляется в 4 классах на основе ведения курса «Я –исследователь» (автор – Савенков) – 1 час, логика по программе Холодовой «Умники и умницы». При проведении занятий вариативной части в 4 классах осуществляется деление классов на две группы при наполняемости класса 25 человек. Таким образом, учебный план начальной ступени общего образования сохраняет структуру обязательных предметных областей, учебное время, отводимое на изучение предметов по классам (годам обучения) в полном и не превышает максимально допустимый объем аудиторной нагрузки обучающихся. Учебный план 4 классов МБОУ "СОШ № 6"на 2013-2014уч.год
Пояснительная записка к учебному плану на II и III ступени обучения МБОУ «СОШ № 6» на 2013-2014 учебный год Учебный план на 2013-14 учебный год составлен в соответствии с Законом РФ «Об образовании» ( 29.12.2012г. №273-ФЗ), Типового положения об образовательном учреждении на основе: - приказа Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в редакции приказов от 20.08.2008 № 241, от 30.08.2010 № 889, от 3.06. 2011 г. №1994); - приказа Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в редакции приказов от 03.06.2008 № 164, от 31.08.2009 № 320, от 19.10.2009 № 427); - приказа Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры №662 от 22.08.2011 «О внесении изменений в региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 30.01.2007 №99»; - примерных программ, составленных на основе утвержденного приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Исходя из цели образовательной программы «Создание образовательного пространства, обеспечивающего формирование субъекта учебной деятельности с уровнем компетентностей, отвечающих потребностям государства и возможностям обучающегося, индивидуальным особенностям его развития и состояния здоровья» настоящий учебный план: - соответствует целям и задачам ведения образовательной деятельности ОУ; - создает условия каждому обучающемуся для усвоения обязательного минимума содержания основного и среднего (полного) общего образования на уровне требований государственного образовательного стандарта; - способствует обеспечению качественного образования в условиях подготовки и реализации профильного обучения в школе; - предполагает преемственность образовательных программ всех уровней. Составленный с учетом особенностей школы учебный план состоит из двух частей: 1. Инвариантная часть, которая полностью реализует федеральный государственный образовательный стандарт. 2. Вариативная часть, которая реализует часы регионального компонента и компонента образовательного учреждения на - увеличение количества часов, отводимых на отдельные учебные предметы, курсы, указанные в базовом компоненте; - организацию факультативных, индивидуально-групповых, индивидуальных занятий по выбору обучающихся в рамках основной сетки часов; - организацию занятий проектной, исследовательской деятельности; - организацию предпрофильной и профильной подготовки; - проведение элективных курсов. Инвариантная часть учебного плана обеспечивает реализацию обязательного федерального компонента государственного образовательного стандарта. Во всех классах на каждую образовательную область выделено часов не менее положенных по Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации, инвариантная часть учебного плана полностью соответствует базисному федеральному компоненту. При проведении учебных занятий по английскому языку, информатике классы делятся на две группы при наполняемости класса не менее 25 человек. Для обеспечения качественного проведения индивидуально-групповых консультаций, элективных курсов, курсов по выбору в 9-11 классах делятся на группы. С целью создания условий для развития учащихся разных учебных возможностей, вариативная часть использована следующим образом: - для обеспечения государственных программ для общеобразовательных школ по русскому языку в 5х-3часа, в 6х- 2часа, в 7х- 1час; - на усиление образовательной области « Филология» в 8х, 10х классах по 1 часу; - на усиление образовательной области «Математика» в 5х-8х классах по 1 часу для формирования более прочных и осознанных математических знаний; - на формирование компьютерной грамотности, сохраняя преемственность в изучении предмета, на информатику и ИКТ в 5-7-х классах по 1 часу; - на качественную подготовку к государственной (итоговой) аттестации по русскому языку в 9х, 11х по 1часу, на математику – в 9х классах; - на усиление образовательной области «Естествознание» в 6х классах добавляется по 1 часу на биологию и географию, т.к. формирование первоначальных знаний по данным дисциплинам, является основополагающим фактором для дальнейшего усвоение учебного материала и познавательной мотивации; - на формирование приемов чтения и выполнения различных изображений, позволяющих ориентироваться в современном мире графических информационных средств, приобщаться к графической культуре, овладевать графическим языком как средством общения людей различных профессий, исходя из запросов обучающихся добавляется в 8-х классах 1 час на изучение предмета черчения. -индивидуально-групповые консультации по предметам инвариантной части учебного плана для обучающихся разных учебных возможностей. Для изучения обучающимися содержания образования с учетом региональных, национальных и этнокультурных особенностей, в том числе экологической направленности предметы «Экология и география ХМАО» в 8-9х классах, «История ХМАО» в 10-11х классах, «Искусство» в 5-9х классах изучается интегрировано в рамках учебных предметов географии, биологии, истории, изобразительного искусства и музыки. Особенностями обучения на второй ступени является система предпрофильной подготовки. Для обеспечения поддержки учащихся в их образовательном и профессиональном самоопределении предпрофильная подготовка в 2013-2014 учебном году начинается с 8-го класса (1час) и продолжается в 9м классе (2 часа). Содержание предпрофильной подготовки складывается из 3-х направлений деятельности:
Содержание курсов по выбору способствует самоопределению учащихся 8-9х классов для определения профиля обучения в старшей школе. Задачи этих курсов: -дать возможность определиться в выборе профиля; - обучать ученика предметам на повышенном уровне; - формировать интерес к профилю обучения. |
Образовательная программа /очно-заочная форма обучения/ на 2013 2014... Образовательная программа школы является нормативно-управленческим документом муниципального общеобразовательного учреждения «Толмачевская... | Образовательная программа является нормативно-управленческим документом... Пояснительная записка программы. Миссия школы, цели и задачи образовательной программы школы | ||
Образовательная программа Вяжлинского филиала мбоу пичаевской сош на 2013- 2014 учебный год Образовательная программа является нормативно-управленческим документом Вяжлинского филиала муниципального бюджетного общеобразовательного... | Пояснительная записка 3 Раздел Концептуальные основы работы школы... Образовательная программа является нормативно-управленческим документом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения... | ||
Пояснительная записка 1 Общие положения Основная профессиональная... Основная профессиональная образовательная программа является нормативно-методическим документом, регламентирующим содержание и организационно-методические... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Образовательная программа является нормативно-управленческим документом мбоу «Средняя общеобразовательная школа с. Альняш», характеризует... | ||
Образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного... Образовательная программа является нормативно-управленческим документом мбоу «Нагадакская основная общеобразовательная школа», характеризует... | Образовательная программа гоу сош №479 «Славянских культур» Кировского района Санкт-Петербурга Образовательная программа является нормативно-управленческим документом гоу сош №479«Славянских культур», Кировского р-на спб характеризует... | ||
Образовательная программа, которая является нормативно управленческим... Мбоу «сош №57» осуществляет свою деятельность на основании Концепции и Программы развития школы, которая разработана в соответствии... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Образовательная программа является нормативно-управленческим документом муниципального бюджетного образовательного учреждения | ||
Образовательная программа начального общего образования муниципального... Образовательная программа является нормативно-управленческим документом и характеризует специфику содержания образования и особенности... | Л. И. Ульянова Приказ №114\6 от 30. 08. 11г Образовательная программа является нормативно-управленческим документом моу «Староникольская средняя общеобразовательная школа»,... | ||
Образовательная программа гбоу дод ддют Образовательная программа является нормативно-управленческим документом, характеризующим специфику Дворца детского (юношеского) творчества... | Образовательная программа 2013-2014 учебный год утверждена на педагогическом... Образовательная программа является нормативно-управленческим документом муниципального образовательного учреждения Маливской средней... | ||
Образовательная программа является нормативно-управленческим документом,... Институте дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов скс и искусства | Образовательная программа муниципального общеобразовательного учреждения «гимназия №2» Образовательная программа является нормативно управленческим документом муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия... |