Скачать 33.4 Kb.
|
Повторительно-обобщающий урок «Эпоха Ивана IV: правление богоустановленного самодержца или жестокого тирана». Суд над Иоанном IV (Грозным), царем и великим князем всея Руси. Действующие лица: Обвиняемый – Иван IV. (учебник История России 10 кл. под ред. А.Н. Сахарова, В.И. Буганова, § 25, 26). Защитники:
Обвинители:
Сегодня мы проведем оценку пройденной нами темы об эпохе Ивана Грозного. Задачи:
Для этого мы пригласили на инсценированный суд представителей этой эпохи, которые в роли свидетелей, будут защитниками или обвинителями того, кто в этом деле несет наибольшую ответственность за организацию и проведение государственной политики – «Великий Государь всея Руси» Иоанн Васильевич IV Грозный. Роль присяжных заседателей будут выполнять следующие ученики. Прошу присяжных заседателей занять свои места. Приступим! 1. Выслушаем сторону обвинения. Слово предоставляется князю Андрею Михайловичу Курбскому – члену Избранной Рады, участнику Казанских походов. - Митрополиту Филиппу. - Сыну государя – Иоанну Иоанновичу. - Князю Владимиру Старицкому. 2. Приступаем к слушанию стороны защиты. Слово предоставляется публицисту Ивану Семеновичу Пересветову. - Летописцу Афанасию. - Промышленнику, купцу Якову Строганову. - думскому дворянину, главе опричного войска – Григорию Лукьяновичу Скуратову. - Представителю Избранной Рады – Алексею Федоровичу Адашеву. Кто еще хочет сказать свое слово? - монах-старец. Мы выслушали стороны защиты и обвинения. Что скажет обвиняемый? Ему предоставляется слово. (Речь Ивана Грозного). Пока суд готовит вердикт, можно ознакомиться с письменными свидетельствами. Суд присяжных готов вынести постановление. Выслушав обе стороны, суд пришел к выводу: Эпоха правления Ивана IV Грозного занимает заметную страницу в русской истории. Суд учитывает условия унизительного пренебрежения, ненависти и вражды, в которых воспитывался Иоанн Васильевич. Это сделало умного, образованного, талантливого правителя – деспотом и палачом. С самого начала отмечается противоречивость этой знаменитой личности, что, естественно, отражается на его деятельности. Внутренняя политика осуществляется по пути: - смещение к сословно-представительной монархии, а затем – снова к абсолютной; - от прогрессивных реформ, ожививших экономику, посеявших семена правового государства и гражданского общества, продвинувших Россию по пути цивилизации, к опричному террору, к разорению и запустению центра и северо-запада страны, к закрепощению крестьян, абсолютизации государства. Во внешней политике: - умелые действия на Востоке, приведшие к присоединению и освоению огромных просторов в Поволжье и Западной Сибири; - 25-летняя Ливонская война, ставшая не просто безрезультатной, но и стоившая России огромных жертв. Поскольку любое противоречие вызывает нестабильность, противоречивая эпоха Ивана Грозного свела Россию к разрухе, нерегулированности отношения центра и окраин, династическому кризису. Это и стало причиной наступившего на рубеже XVI – XVII вв. Смутного времени. Учитель: «Да, эпоха правления Ивана IV – очень противоречива, как и сам Иван Грозный «+» и «–» его правления так отразились на будущем России: - с одной стороны – авторитет русской монархии – не было в то время в Европе больше правителей, кроме царя Ивана. - с другой стороны – террор и бесправие, система подданичества окончательно закрепили отказ от правового государства и гражданского общества, которые начали складываться в Европе. Да и террор надо оценивать в сравнении: Англия: при Генрихе VIII казнено – 72 тыс. человек, При Елизавете – 89 тыс. Россия: при Иване IV – 3 – 4 тыс. Главное – не судить, а только оценить мы пришли Ивана Грозного. Недаром Библия говорит: «Не судите, да не судимы будете!» |
Урок географии и культуры еврейского народа, 8класс Повторительно-обобщающий урок после изучения темы: «Западная Азия в древности». Урок 24 | Решение логических заданий Повторительно-обобщающий урок после изучения темы: «Западная Азия в древности». Урок 24 | ||
Урок Цели урока Урок по русскому языку в 9 классе по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными и местоименно-определительными.... | Урок-имитация: «Суд над Сталиным» Данный урок про водится как повторительно-обобщающий, завершающий тему«ссср после войны: 1945-1953 гг» | ||
Урока: Образовательные Повторительно-обобщающий урок по теме Механическая работа, мощность, энергия в 7 классе | «Воинские символы и ритуалы» Повторительно-обобщающий урок «Дейвас на уроке английского языка» по теме «Наука и техника» | ||
Конспект урока практика: Возникновение цивилизаций в Египте и Месопотамии... Повторительно-обобщающий урок после изучения темы: «Западная Азия в древности». Урок 24 | Урок по истории в 6 классе. Тема : повторительно- обобщающий урок по теме «Киевская Русь» Воспитывать у учащихся интерес к истории нашей страны, любовь и уважение к прошлому нашего народа | ||
Урок по теме: "Причастие и деепричастие" в 6-м классе по программе... Не с причастиями, находить суффиксы причастий, образовывать причастия, уметь расставлять знаки препинания в предложении при причастии... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Повторительно – обобщающий урок: «Значение первобытной эпохи в истории человечества» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Повторительно-обобщающий урок к разделу «Художественная культура Нового времени» | Повторительно- обобщающий урок в 5 классе по учебнику Кузовлева В. П Урок начинается с актуализации опорных знаний и умений, формирование познавательных мотивов через игровую ситуацию. Рационально выбрано... | ||
Урок – пара Тип урока Тип урока: Комбинированный урок: повторительно обобщающий с элементами проверки знаний | Урок русского языка в 11 классе Тема: «Повторительно-обобщающий урок... Автор: Васина Юлия Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей категории | ||
Повторительно-обобщающий урок В ходе повторения и закрепления главных исторических фактов и понятий научить объяснять разнообразие древневосточных цивилизаций,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тип урока: Повторительно-обобщающий урок по теме “Генетика и здоровье человека ”. 10 класс |