Урок обществознания в 11 классе Тема: «Демографический кризис и демографическая ситуация в современной России»





НазваниеУрок обществознания в 11 классе Тема: «Демографический кризис и демографическая ситуация в современной России»
страница1/3
Дата публикации01.09.2014
Размер0.59 Mb.
ТипУрок
100-bal.ru > Право > Урок
  1   2   3
Ивандаева Елена Евгеньевна,

учитель истории и обществознания

МОУ Усть-Абаканская СОШ № 3,

аспирант ХГУ

Урок обществознания в 11 классе

Тема: «Демографический кризис и демографическая ситуация в современной России»

На изучение данной темы планируется отвести два урока.

Задачи уроков:

ознакомить учащихся с проблемами, входящими в понятие «демографический кризис»;

способствовать развитию навыков выдвижения гипотез и их аргументации, самостоятельного обобщения;

воспитать чувства ответственности учащихся за свой выбор, понимания необходимости быть в курсе современных проблем своей страны как важнейших показателей уровня их патриотизма.

Основные понятия и термины:

демография, демографический кризис, депопуляция, естественный прирост населения, естественная убыль населения, урбанизация, миграция, экспансия.

Литература

Вишневский А.Г. Избранные демографические труды. М., 2005.

Демографический энциклопедический словарь. М., 1985.

Мир. Общество. Человек. 10 – 11кл.: учеб. пособие / А.П. Логунов и др. М., 2007.

Попкова Ю.В., Костюк В.Г., Тугужекова В.Н. Этносы Сибири в условиях современных реформ (Социологическая экспертиза). Новосибирск, 2003.

План уроков:

  1. Понятие «демографический кризис». Теория Мальтуса.

  2. Демографические проблемы: содержание и способы решения.

  3. Демографическая ситуация в России

  4. Демографические проблемы современной Хакасии

Первый урок

Первый урок посвящен изучению демографических проблем современного мира - одной из главных составляющих глобальных проблем человечества.

Урок состоит из двух основных частей:

  1. первая – вводная часть: постановка проблемы и обоснование ее актуальности, краткая характеристика понятия «демографический кризис» и история изучения демографических проблем (в форме лекции на 10 – 12 минут).

  2. вторая часть проводится в форме «мозгового штурма» с целью выявления и обсуждения основных составляющих современного демографического кризиса (25 минут).

Ожидаемые результаты урока - учащиеся смогут:

  • расширить свои представления о современных общемировых процессах, глобальных проблемах человечества;

  • называть основные демографические проблемы, составляющие суть понятия «демографический кризис»;

  • развивать свои навыки формулирования и аргументирования своих точек зрений;

  • принимать участие в обсуждении проблемы и работать в группах.



  1. Вводная часть в форме лекции. Слово учителя: Проблемы, связанные с изменением численности и состава народонаселения Земли, волновали человечество давно. Однако только в 19 веке произошло становление новой науки – демографии. Демография – это наука о народонаселении, его структуре (по возрасту, полу, месту жительства и т.д.) и динамике (рождаемости, смертности, миграции и т.д.). Почему это произошло именно в 19 веке? Дело в том, что к началу 19 века некоторые промышленно развитые страны впервые столкнулись с проблемой перенаселения.

В 1825 г. французский ученый Мальтус выдвинул теорию, согласно которой ресурсы Земли, необходимые для жизни человека, ограничены, и дальнейшее увеличение численности населения может привести к катастрофе.

Выводы Мальтуса, казалось, имели доказательную базу. Тогда население Земли было чуть больше 1 млрд. человек. За весь 19 век число людей на планете увеличилось примерно на 70%. Однако ситуация резко изменилась в 20 веке.

Человечеству понадобился всего 121 год, чтобы вырасти с 1 до 2 млрд. в 1926 г. На третий миллиард ушло 34 года – столько людей проживало на Земле в 1960 г. В 1999 г. планету населяло уже 6 млрд., а в 2005 г. – 6,5 млрд. землян.

В середине 1980-х гг. был сделан прогноз ООН, согласно которому население Земли в 2000 г. достигнет 7 млрд. человек, к середине 21 века – 16 млрд. Знания, которыми располагала мировая наука в области экологии, экономики, социологии и общемировых явлений, подтверждали тот факт, что природная среда планеты и сообщество людей едва ли выдержат подобную нагрузку.

Однако, темпы прироста мирового населения, достигнув максимума в 1950 – 1960-е гг., последние 30 лет стали снижаться. По последним прогнозам ООН, к 2050 г. ожидается рост населения до 8,9 млрд. человек, а далее этот процесс может и вовсе пойти по пути сокращения.

За последние десятилетия демографическая ситуация в мире существенно изменилась: урбанизация, т.е. рост числа и населения городов, повышение образования, доступность средств контрацепции, изменения в экономике, увеличившие спрос на женскую работу в офисе, позднее деторождение, наконец, целенаправленная политика государств (прежде всего, Китая) привели к заметному уменьшению темпов прироста населения Земли. Не последнюю роль здесь сыграло распространение «чумы» 20 века – СПИДа. За первое десятилетие 21 века смерть от СПИДа в 53 странах, более пораженных этим заболеванием, может унести жизни 46 млн. человек, а к 2050 г. – 278 млн.

Перед человечеством встали и другие проблемы, отражающиеся на экономическом, социальном и политическом положении государств, которые в комплексе позволяют говорить о новом содержании современного демографического кризиса. Сегодня, ребята, наша задача выяснить, что понимается под «демографическим кризисом», какие проблемы входят в это понятие, и как они проявляются.

2. Дискуссия в форме «мозговой штурм». Учитель просит перечислить слова-ассоциации к понятию «демографический кризис». Затем осуществляется группировка слов, связанных по смыслу и отражающих в совокупности одну из составляющих демографического кризиса. Варианты полученных предложений: разница прироста населения в развитых и развивающихся странах; изменения гендерного баланса (т.е. соотношения между мужчинами и женщинами, детьми и стариками); вымирание западной цивилизации; дряхление населения западной и дальневосточной цивилизаций; резкий рост населения (демографический взрыв) Африки и Азии; изменение устоявшихся пропорций расселения разных народов на континентах и т.д.

После проведенной группировки слов каждый ученик должен выделить ту демографическую проблему, которая, по его мнению, является наиболее острой. В результате образуется несколько групп, каждая из которых должна доказать наибольшую значимость именно их проблемы для судеб всего человечества. Для подготовки выступления отводится 10 минут, само выступление рассчитано на 3 минуты. Ученикам также предварительно предлагается сформулировать самостоятельно критерии оценки их деятельности.

3. Итог урока. Учащихся следует подвести к выводу о том, что под «демографическим кризисом» понимается несоответствие численности населения Земли ресурсам географической оболочки, способным обеспечить население всем необходимым для существования.

Также учащимся предлагается в качестве закрепления ответить на следующие вопросы:

  • Какие проблемы включает в себя понятие «демографический кризис»?

  • Можно ли сказать, что теория Мальтуса верна и имеет реальные подтверждения сегодня?

Домашнее задание: найти в СМИ данные, иллюстрирующие демографическую ситуацию современной России и Хакасии.

Второй урок

Второй урок направлен на обсуждение демографических проблем современной России и нашего региона, что является весьма актуальным с учетом новой демографической стратегии нашего государства.

Урок планируется провести в форме дискуссии типа «Аквариум». Темы дискуссий: «Демографическая ситуация в России – кризис ли это?», «Факторы, которые могут способствовать улучшению демографической ситуации в Хакасии».

Ожидаемые результаты урока - учащиеся смогут:

  • обсуждать, применяя различные статистические материалы, демографические проблемы России и региона;

  • вырабатывать собственное отношение к данной проблеме, искать пути выхода из нее;

  • перечислить основные принципы ведения дискуссий и объяснять, в чем они заключаются;

  • выступать не только в роли участников дискуссии, но и в роли экспертов по ее оцениванию;

  • Развивать свои коммуникативные умения и навыки.



  1. Дискуссия типа «Аквариум». Сначала учитель обращает внимание учащихся на доску, где записаны основные принципы ведения дискуссии (правило поднятой руки, слушать, не перебивая, уважительно относится к собеседнику, развивать дискуссию, не повторяясь, предлагать новые идеи и т.д.) и предлагает провести урок, попробовав полностью следовать этим принципам.

Далее класс делиться на две группы, каждая из которых будет обсуждать одну из предложенных проблем (желательно, чтоб учащиеся разделились по интересам самостоятельно).

Первая группа садится в центр, а вторая – вокруг. Затем первая группа обсуждает проблему «Демографическая ситуация в России – кризис ли это?», используя заранее приготовленные статистические данные, наглядно-иллюстративный материал и т.д. В данной дискуссии должен принять участие каждый из членов первой группы. Время, отводимое на дискуссию – 10 – 12 минут.

После проведения дискуссии, участники второго круга начинают анализировать ее ход, оценивать логичность построения дискуссии, обоснованность и аргументированность представленных точек зрения, выделяют ее плюсы и минусы.

Далее группы меняются местами, и теперь вторая группа, сидящая в центре, начинает обсуждение своей темы «Факторы, которые могут способствовать улучшению демографической ситуации в Хакасии». Первая же группа следит за ходом дискуссии и затем комментирует ее.

Роль учителя в ходе урока: в зависимости от степени готовности учеников учитель может играть роль модератора (если дискуссия медленно, слабо развивается, не хватает фактического материла или, напротив, учащиеся не всегда могут обобщить его (могут быть предложены следующие материалы см. Приложения)) или медиатора (в том случае, если участники дискуссии вполне владеют темой, активно высказывают свою позицию, аргументировано отстаивают ее, корректно реагируют на противоположные мнения).

  1. Итог урока. После окончания дискуссий необходимо сделать обобщение по теме двух уроков. Предлагается ответить на вопрос: насколько серьезны демографические проблемы сегодня (ответы учащихся должны быть аргументированы).


Приложение 1.
ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ КРИЗИС В РОССИИ: ПРИЧИНЫ И ПУТИ ВЫХОДА

Демографическая ситуация в России

В 1992 году уровень смертности. В России превысил уровень рождаемости. Демографическая ситуация в стране такова, что наши людские потери сравнимы с потерями в ходе интенсивных боевых действий. Ежегодно мы теряем 0,5 млн человек. Параллельно ухудшается качество здоровья оставшегося населения, усугубляются процессы его старения. На двух работающих приходится один иждивенец (пенсионер, инвалид, ребенок). Это соотношение постоянно изменяется в сторону увеличения иждивенцев и в ближайшей перспективе составит 1:1.

Величина государственного долга, приходящегося на одного гражданина России, увеличивается пропорционально уменьшению населения. Традиционное тяготение иммигрантов, замещающих вымирающее население России, к своей исторической родине приводит к существенному оттоку капитала. Так, иммигранты из бывшего СССР пересылают домой суммы, сопоставимые с величиной внешнего долга России.

Через несколько десятилетий, когда население России сократится на несколько десятков миллионов человек, трудоспособного населения не хватит для обеспечения работы транспорта, оборонной и добывающей промышленности, здравоохранительных и правоохранительных учреждений и армии.

Граждане репродуктивного возраста чаще больны, чем здоровы; подвержены алкоголизму и наркомании, принявшим размеры национального бедствия.

Число молодых людей призывного возраста сокращается, и среди них в свою очередь уменьшается доля годных к строевой службе. А около 20 % женщин бесплодны.

Длина государственной границы, приходящейся на одного российского солдата, самая высокая в мире. В сочетании с необоснованными территориальными претензиями, которые многие страны имеют к России, и тем, что наши ближайшие соседи (Турция, Иран, Китай, Индия, Пакистан, Корея, Япония, среднеазиатские страны СНГ) имеют очень высокую плотность населения и высокие темпы экономического роста, но бедны минеральными, энергетическими и другими природными ресурсами, это не может не рассматриваться как потенциальная угроза России.

Наибольшей степени депопуляции подвергается государствообразующий этнос страны - русские. Примечательно, что распад СССР произошел как раз в те годы, когда доля славян в численности населения сократилась и составила чуть больше половины населения страны. Та же перспектива в ближайшем времени ожидает и Российскую Федерацию.

Причины демографического кризиса

По утверждению демографов, разрыв между смертностью и рождаемостью в большей мере обусловлен низкой рождаемостью, чем высокой смертностью. В нашем обществе бытует внушенное мнение, что причина низкой рождаемости кроется в тяжелом экономическом положении "нечего нищету разводить".Создается якобы тупиковая ситуация: до тех пор, пока не повысится уровень доходов и размер пособий на детей, рождаемость не увеличится. А без увеличения рождаемости невозможен рост доходов и пособий.

Следует сразу отметить, что реальный уровень жизни в России выше, чем официально заявляемый. Приводимые в статистических сводках цифры уровня дохода не соответствуют реальному уровню потребления. Сокрытие доходов и "левые" заработки носят массовый характер. Фактически почти все жители России имеют не декларированные доходы в прямой или скрытой форме. Так, по статистике, жители Калининградской области находятся на грани голодной смерти, но, по той же статистике, средний житель области (включая младенцев) в 1999 году купил 7 золотых изделий. Кроме того, большинство граждан Российской Федерации имеют возможность свободно обрабатывать землю, благодаря чему застрахованы от голода. Такой доступности земельных ресурсов нет почти нигде в мире.

Говорить о связи демографического кризиса с экономикой значит идти вопреки очевидности. Низкая рождаемость никогда или почти никогда не связана с экономическими причинами, что подтверждают и специалисты, профессионально занимающиеся вопросами демографии. Этот тезис можно проиллюстрировать следующими положениями:

1. Если связь между уровнем доходов и рождаемостью и существует, то только обратная: в семьях с меньшим доходом имеют больше детей.

2. В богатых странах рождается меньше детей, чем в бедных. Богатые семьи в России в основном имеют одного, редко двух детей.

3. На протяжении всей дореволюционной истории в России никогда не выплачивалось пособий на детей; уровень душевого дохода в стране никогда не был столь высок, как в XX веке, но при этом никогда, даже во времена татаро-монгольского нашествия, у нас не было такой низкой рождаемости, как сейчас. В годы Великой Отечественной войны уровень рождаемости в России был выше, а уровень жизни несравнимо ниже, чем в наше время.

4. Семьи верующих всегда более многодетны, независимо от уровня их дохода.

5. Регионы России с традиционными национальными, религиозными, семейными устоями (Дагестан, Тува и др.) при тех же или более низких экономических показателях имеют гораздо более высокую рождаемость, чем районы с русским населением, потерявшим традиционные устои жизни.

6. Опыт благотворительных организаций убедительно свидетельствует, что предложенная материальная помощь весьма редко влияет на решение женщины сделать аборт, несмотря на то, что в качестве причины аборта приводятся материальные трудности.

7. Сильнее всего бьют по рождаемости разводы, частота которых никак не связана с уровнем доходов населения.

8. В "бедную" Россию стремятся миллионы иммигрантов из соседних стран, так как уровень жизни и возможность заработка в ней намного выше, чем, например, в Китае, Турции, Афганистане и др.; так, только в Москве живет несколько сотен тысяч азербайджанцев, которые находят работу и отсылают домой заработки, составляющие значительную долю национального дохода их страны.

Эти положения приводят нас к очень важному выводу: снижение рождаемости обусловлено духовными, психологическими, культурными, религиозными, этнографическими, но никак не экономическими причинами, а следовательно, решение демографической проблемы не требует вложения больших денежных средств.

Факторы, влияющие на снижение рождаемости

К числу факторов, влияющих на снижение рождаемости, можно отнести:

1. Утрату традиционных устоев крепкой семьи, отторжение женщины от семьи, потеря мужчиной роли главы семьи и кормильца.

2. Весь комплекс взаимосвязанных разрушительных явлений так называемой "сексуальной революции", в первую очередь распространение либеральных взглядов на вопросы пола и обусловленных этим разводов, всяческих извращений, венерических заболеваний, добрачных половых связей; растление детей и молодежи программами "сексуального просвещения".

3. Отторжение народа от религии и морали.

4. Сектантство.

5. Насаждение "массовой культуры", дающей простор личным интересам индивидуума, противоположным интересам семьи, общества, государства.

6. Пропаганду ничем не ограничиваемого секса, насилия, разврата, сатанизма.

7. Проституцию.

8. Наркоманию, алкоголизм.

9.Раннюю смертность в результате несчастных случаев, убийств и самоубийств.

10. Перегруженность отрицательной информацией, создающей гнетущую и тревожную атмосферу в обществе, вызывающую постоянный стресс.

11. Госфинансирование и государственную поддержку мероприятий по контролю над рождаемостью (внедрение программы "планирования семьи"; раздача бесплатных противозачаточных средств; оплата стерилизаций, абортов и их рекламы; налоговые льготы для тех, кто осуществляет эту деятельность; пропаганда малодетности).

12. Оказание давления на женщину в медицинских учреждениях с целью принудить ее к отказу от рождения детей.

13. Бесплодие женщин в результате абортов.

14. Жилищную проблему.

15. Отъезд за границу граждан репродуктивного возраста.

16. Войны и беспорядки, вызывающие перемещение больших масс беженцев; крупные экологические катастрофы.

Пути выхода из кризиса

В сегодняшнем российском обществе невозможно применение мер командно-запретительного характера, но в то же время существует множество способов повлиять на демографическую ситуацию, не прибегая к ним (исключение составит лишь принятие запрета на рекламу абортов в СМИ и введение определенных ограничений на хирургическую стерилизацию).

Выходу из демографического кризиса, на наш взгляд, помогут следующие меры:

1. Коренное изменение концепции государственной демографической политики.

2. Анализ всех принимаемых законодательных и нормативных ведомственных актов в свете проблемы демографической безопасности.

3. Смена состава Комитета по демографической политике при Президенте РФ. Вывод из него лиц, связанных с иностранными организациями или зависимых от них. Включение в Комитет по демографии представителей Русской Православной Церкви, зарекомендовавших себя как поборники возрождения нравственных устоев семьи, и представителей организаций, объединяющих многодетные семьи.

4. Поручение Комитету по демографии проведения кадровой политики в отношении государственных служащих, влияющих на демографическую ситуацию. Для этого при региональных полномочных представителях Президента в Федеральных округах могут быть созданы должности заместителей представителя Президента по демографической политике.

5. Жесткий регламент условий, при которых разрешается производство абортов, и введение на него государственного лицензирования. Разрешение осуществлять аборты только государственным учреждениям здравоохранения. Приведение законодательства и подзаконных актов в соответствие с Конституцией, разрешающей аборты только на сроках беременности, не превышающих 12 недель, за исключением случаев, когда аборты совершаются по жизненным показаниям.

6. Разрешение проведения аборта не ранее чем через одну-две недели после подачи заявления на него - с тем, чтобы женщина имела возможность обдумать и изменить свое решение.

7. Для получения женщиной всей полноты информации по поводу абортов при учреждениях, делающих аборты, должны быть созданы административно и экономически независимые от них консультационные пункты. Женщине, решившей сделать аборт, должны предоставляться обязательные консультации с социальным работником, представителями религиозных и благотворительных организаций, а также медицинская консультация о вреде аборта (см. законодательство о правах пациента и о правах потребителя). В случае, если врач не предупредил женщину о последствиях аборта, она должна иметь возможность обратиться в суд за компенсацией ущерба (Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан).

8. Создание службы по усыновлению детей, от которых отказались родители после их рождения. Причем необходимо взыскивать с родителей алименты в пользу этой службы и усыновителей.

9. Обязательное отчисление части прибыли от производства абортов на противоабортную пропаганду.

10. Законодательное закрепление права врача отказаться от производства аборта (на основании статьи 28 Конституции РФ о свободе совести и праве гражданина действовать в соответствии со своими убеждениями).

11. Государственная поддержка существующих и создание новых центров, учитывающих положительный опыт работы благотворительных организаций, специализирующихся на оказании помощи женщинам, собирающимся сделать аборт. Значительное число женщин, до 10 процентов, отказывается сделать аборт, если им оказана необходимая психологическая, духовная и материальная помощь. При существующем соотношении числа беременностей и абортов такая цифра означает 20-процентное увеличение рождаемости. Этот результат может быть достигнут сразу же после начала работы центров.

12. Отмена существующих нормативных актов, регулирующих стерилизацию; исключение стерилизации из списка методов контроля над рождаемостью и контрацепции. Внесение поправки к действующему законодательству, предусматривающей наказание за стерилизацию, проведенную в нарушение установленного порядка. Введение срока ожидания (не менее полугода) на проведение этой операции, с надлежащим оформлением документов, что сделает невозможным так называемую послеродовую стерилизацию, когда женщина в состоянии послеродового шока под давлением врачей дает согласие на стерилизацию. Рассмотрение вопроса о возможной стерилизации алкоголичек, наркоманок и т. п.

13. Отмена проекта полового воспитания российских школьников. Замена всех госслужащих, принимавших участие в проекте. Изменение концепции образовательной политики в сторону приверженности традициям отечественной педагогики, что включает в себя категорическое недопущение сексуализации сознания школьников. Внесение поправки в действующий кодекс законов о семье, содержащей положение о том, что формирование отношения ребенка к вопросам пола является делом семьи.

14. Отмена программы "Планирование семьи". Прекращение деятельности РАПС и других структур подобного рода, являющихся антигосударственными организациями, ведущими демографическую войну против России (эти организации допускают в своей работе столь многочисленные нарушения закона, что для запрещения их деятельности на основании действующего законодательства достаточно простого судебного разбирательства).

15. Прекращение финансирования всех мероприятий по контролю над рождаемостью: абортов, рекламы и раздачи противозачаточных средств, деятельности организаций, занимающихся их распространением. Государственное финансирование центров планирования семьи и абортов является скрытой формой давления на женщину, ограничивающего ее свободу выбора, а также свободу налогоплательщиков, которые не хотят оплачивать из своего кармана право на "безопасный секс", половое просвещение с 5 лет или убийства во чреве матери. Феминистки, выступающие за разного рода "свободы", без конца твердят, что женщина должна сама решать, сколько ей рожать детей. Этот либеральный лозунг можно расширительно истолковать и в смысле недопустимости оказания давления на женщину, чтобы принудить ее отказаться от деторождения.

16. Тщательная проверка всех гормональных противозачаточных средств на вредность. Многие из них опасны для здоровья, что признается даже самими производителями.

17. Изменение информационной политики, в частности:

- проведение многолетней рекламной кампании в СМИ, направленной на формирование положительного образа семьи, имеющей детей, в том числе многодетной;

- включение противоабортной рекламы на ТВ в 5-процентный лимит бесплатной социально значимой рекламы;

- запрет на рекламу абортов в СМИ (поправка к закону о рекламе лекарственных средств и медицинских услуг);

- отношение к любой деятельности, направленной на рекламу противозачаточных средств (в виде различных благотворительных фондов и организаций), как к коммерческой, без освобождения ее от налогов. Введение регламента на размещение рекламы противозачаточных средств, исключающего оказание давления на человека и оскорбление его личного достоинства (как-то размещение рекламы противозачаточных средств в общественных местах, школах и детских учреждениях);

- прекращение трансляции порнографии и ограничение эротики путем законодательного регулирования, кадровых назначений, переговоров с руководителями частных СМИ;

- запрет на рекламу табачных и винно-водочных изделий (существующий во многих странах), как вредных для здоровья населения;

- формирование градостроительной концепции в соответствии с демографическими интересами государства; поощрение частного домовладения;

- введение в школах предмета "Семья" в традиционном для России понимании этого важнейшего фактора процветания государства;

- создание учебника для педагогических учреждений всех уровней совместно с Русской Православной Церковью.

Преодоление демографического кризиса - задача, решение которой вполне осуществимо в течение нескольких лет. Реального результата можно ожидать уже через год или два после принятия рекомендуемых здесь мер.



Приложение 2.

Сводная таблица оценки демографической ситуации в субъектах Российской Федерации





































 

коэффици-ент рожда-емости

динамика

коэффици-ент смерт-ности

динамика

естествен-ная убыль

динамика

младенчес-кая смерт-ность

динамика

сумма баллов по показате-лям

сумма баллов по динамике

общая сумма баллов

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

4,87

4,87

4,68

6,05

5,48

7,12

3,82

5,58

18,85

23,62

42,47

Центральный федеральный округ

2,33

4,83

1,44

4,11

2,22

3,89

4,94

7,00

10,94

19,83

30,78

Белгородская область

3

10

3

1

3

5

7

7

16

23

39

Брянская область

3

7

1

5

3

5

5

10

12

27

39

Владимирская область

3

5

1

5

1

3

7

10

12

23

35

Воронежская область

1

1

1

3

1

3

5

7

8

14

22

Ивановская область

3

7

1

7

1

7

3

1

8

22

30

Калужская область

3

5

1

7

3

5

5

5

12

22

34

Костромская область

3

5

1

7

3

5

5

10

12

27

39

Курская область

3

7

1

5

3

5

5

10

12

27

39

Липецкая область

3

7

1

1

3

3

7

10

14

21

35

Московская область

1

1

1

3

3

3

5

7

10

14

24

Орловская область

3

7

1

1

3

3

5

5

12

16

28

Рязанская область

1

5

1

5

1

5

3

5

6

20

26

Смоленская область

3

7

1

3

1

3

1

7

6

20

26

Тамбовская область

1

1

1

3

1

3

3

1

6

8

14

Тверская область

3

5

1

7

1

5

3

7

8

24

32

Тульская область

1

3

1

3

1

3

5

7

8

16

24

Ярославская область

1

1

1

7

3

3

10

10

15

21

36

г. Москва

3

3

7

1

5

1

5

7

20

12

32

Северо-Западный федеральный округ

3,55

4,55

3,36

6,45

4,00

6,82

5,64

7,55

16,55

25,36

41,91

Республика Карелия

3

1

3

7

3

5

10

10

19

23

42

Республика Коми

5

3

5

10

7

10

10

10

27

33

60

Архангельская область

5

7

3

7

5

10

3

7

16

31

47

в том числе Ненецкий автономный округ

7

5

7

1

10

10

1

7

25

23

48

Вологодская область

5

3

3

10

3

7

3

5

14

25

39

Калининградская область

3

10

3

7

3

10

7

10

16

37

53

Ленинградская область

1

3

1

7

1

5

5

7

8

22

30

Мурманская область

3

1

7

7

7

7

3

3

20

18

38

Новгородская область

3

7

1

5

1

3

7

7

12

22

34

Псковская область

3

5

1

7

1

5

3

7

8

24

32
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок обществознания в 11 классе Тема: «Демографический кризис и демографическая ситуация в современной России» iconУрок обществознания в 9 классе. Учитель Мойченкова Е. В. Тема: «Закон и власть»
Цель: разъяснить учащимся, как соотносятся между собой закон и власть, в чём заключаются особенности законодательной, исполнительной...
Урок обществознания в 11 классе Тема: «Демографический кризис и демографическая ситуация в современной России» iconУрок в 11 классе. Тема: «Демографическая проблема»
Задачи урока: Продолжить формирование научного мировоззрения, интеллектуальных и научно-исследовательских умений обучающихся, навыков...
Урок обществознания в 11 классе Тема: «Демографический кризис и демографическая ситуация в современной России» iconКонспект урока Дата 11. 02. 2013 Класс 11 Учитель Закаблук Виталий Борисович
Тема: «Глобальные проблемы человечества. Демографическая проблема. Демографическая политика»
Урок обществознания в 11 классе Тема: «Демографический кризис и демографическая ситуация в современной России» iconПроблемы регулирования российского рынка труда
Демографический кризис и проблема восполнения численности населения в трудоспособном возрасте могут препятствовать дальнейшему росту...
Урок обществознания в 11 классе Тема: «Демографический кризис и демографическая ситуация в современной России» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок обществознания проходит в 11 классе в рамках раздела «Экономика». Проведение урока по теме «Я и бизнес» актуальна, т к неблагоприятная...
Урок обществознания в 11 классе Тема: «Демографический кризис и демографическая ситуация в современной России» iconУрок истории в 7 классе Тема: Россия наша родина
Дать представления и понятия о нашей Родине. Учить показывать границы современной России
Урок обществознания в 11 классе Тема: «Демографический кризис и демографическая ситуация в современной России» iconН. д докла д о наркоситуации в Смоленской области в 2012 году
Характеристика Смоленской области, уровень жизни населения, демографическая ситуация, структура занятости населения с динамикой уровня...
Урок обществознания в 11 классе Тема: «Демографический кризис и демографическая ситуация в современной России» iconПовышение мотивации учащихся II и III ступеней к изучению географии...
Тема: «Глобальные проблемы человечества. Демографическая проблема. Демографическая политика»
Урок обществознания в 11 классе Тема: «Демографический кризис и демографическая ситуация в современной России» iconМетодическая разработка урока обществознания в профильном социально-гуманитарном...
Цель: Осмысление важности демографической проблемы в современном российском обществе
Урок обществознания в 11 классе Тема: «Демографический кризис и демографическая ситуация в современной России» iconУрок-презентация. Тема
Разработка урока по русскому языку в 11 классе «Официально-деловой стиль. Ситуация трудоустройства»
Урок обществознания в 11 классе Тема: «Демографический кризис и демографическая ситуация в современной России» iconПроектная работа "Современная демографическая ситуация в Чебоксарском районе"
«областной центр информационного и материально-технического обеспечения образовательных учреждений»
Урок обществознания в 11 классе Тема: «Демографический кризис и демографическая ситуация в современной России» iconУрок внеклассного чтения в 10 классе «Современная коми поэзия. Основные...
Великой Отечественной войны в коми поэзии», «Тема детства в современной коми поэзии», «Тема родины в современной коми поэзии», «Пушкинская...
Урок обществознания в 11 классе Тема: «Демографический кризис и демографическая ситуация в современной России» iconУрок обществознания в 11 классе Тема: «Социальная мобильность»
Формировать мотивированность и направленность на активное участие в будущем в общественной жизни
Урок обществознания в 11 классе Тема: «Демографический кризис и демографическая ситуация в современной России» iconУрок обществознания в 7 классе Тема
Через месяц Слава вспомнил, что 5000 стоит модный костюм, о котором он давно мечтал
Урок обществознания в 11 классе Тема: «Демографический кризис и демографическая ситуация в современной России» iconНаучно-исследовательская работа «Демографическая ситуация в селе Сумароково» Работу
Методические указания по подготовке контрольных заданий и выполнению курсовых работ для студентов специальности 080109. 65 – Бухгалтерский...
Урок обществознания в 11 классе Тема: «Демографический кризис и демографическая ситуация в современной России» iconУрок в 8 классе. Тема: «Выбор жизненного пути»
Составитель: Боровкова Татьяна Геннадьевна, учитель истории и обществознания моу-сош №25 города Балаково Саратовской области


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск